Т-34 как глубокая модернизация Т-35

6

Уважаемые коллеги! В РИ и в АИ материалах по танковой тематике обнаруживается подчас столько лабуды, что совершенно не просматривается логика развития исторических и альтисторических событий. А логика проста – зарубежные прототипы Виккерс и Кристи оказались несостоятельны в роли массовых советских танков. И от них отказались. Вместо этого советские танкостроители взяли удачный танк Т-35, и на его основе разработали танки Т-34, Т-34-85 и другую технику.

Т-34 как глубокая модернизация Т-35

Содержание:

Эпиграф.

Жара ли, мороз, дождь, ветер — мы, голые по пояс, выскакивали на зарядку, потом строем на завтрак, потом занятия по уставу, долгие часы строевой подготовки и наставления старшины Фалилеева, который был с нами особенно строг:

— Тут вам не институт. Тут головой надо думать. Смир-р-но! Все вы здесь собрались инженеры. Вот попробуйте решить такую задачу. Вы на своих танках проходите по равнине, берете препятствие, ставите машину под углом на сопках, а никто из вас не задумался над тем, как бы пройти на танке по дну реки?

И что вы думаете; мы этим делом занялись. Начали прикидывать, что можно сделать. В конце концов, задачу эту все же решили. (Л.И.Брежнев «Воспоминания»)

Т-34 как глубокая модернизация Т-35

Эпизод первый. В застенках кровавой гэбни.

— Гражданин следователь, вы не могли бы объяснить, за что я арестован?

— Вы не арестованы, вы под следствием. Вы ведь проектируете новый двигатель? Поступил на вас сигнал, что у вашего двигателя удельная мощность в полтора раза меньше, чем у прототипа. Вот — у меня все технические справки. Вот М-11, стопятьдесят лошадиных сил. А вот ваш двигатель — сто лошадиных сил. Что вы скажете?

— Чепуха какая то! Все наоборот! Это у меня сто пятьдесят, а у М-11 — сто. Удельная мощность у моего двигателя меньше, а абсолютная — больше.

— А в чем разница?

(Примерно через два часа)

— Значит, ваш двигатель мощнее?

— Мощнее.

— Но тяжелее?

— Тяжелее.

— Почему ваш двигатель тяжелее?

— Потому что М-11 из алюминия, а мой — из чугуна.

— Чугун лучше?

— Конечно лучше. Крепче. Дешевле. Температура плавления выше почти в два раза. При пожаре алюминиевый двигатель расплавится, а чугунный двигатель танкисты потушат и дальше поедут.

— Танкисты?

— Да, двигатель танковый.

— В доносе написали, что авиационный. Налицо попытка запутать следствие. Так, говорите, мощнее? И надежнее? Хорошо, Сергей Павлович, распишитесь, пожалуйста вот здесь. Я понесу материалы на вас начальству, а вы пока побудьте в этом кабинете. Логарифмическая линейка, я смотрю, у вас с собой. Бумагу и карандаш вам принесут. Продолжайте работать над вашим новым двигателем.

 

Альтисторический факт — Будущий конструктор баллистических ракет С.П.Королев разрабатывал танковый двигатель М-11т, находясь под следствием в НКВД.

Т-34 как глубокая модернизация Т-35

Эпизод второй. Защита дипломного проекта.

Тема проекта завораживала и приковывала внимание всех членов комиссии.

«Технология разделки кромок толстобронных деталей для сборки «в шип»».

Когда с кульмана был снят последний лист, председатель комиссии сказал:

— Ну, порадовали, порадовали, батенька… Уважаемые коллеги, я полагаю, все согласны, что оценка может быть только «с отличием»? Будут ли у комиссии вопросы?

— Да, у меня вопрос к нашему молодому талантливому коллеге! Скажите, для какого изделия вы предполагаете использовать столь толстую броню?

— Для новейших советских танков. В первую очередь — для Т-35!

Ответ вызвал оживление среди членов комиссии.

— Двигатель не потянет!

— Двигатель можно усилить. А вот водоходность, батенька? Вы разве не знаете, что Т-35 — плавающий танк? Как же он будет у вас плавать с такой броней? Об этом вы не подумали?

— Подумал, товарищ профессор. Не будет плавать. Будет преодолевать водные преграды под водой по дну реки!

— Тогда у меня к вам будет предложение. Оставайтесь, Леонид, у нас при кафедре для разработки эскизного проекта вашего танка. По окончании работы мы сразу сможем оформить вам диплом инженера  первой категории. А там сможете хоть в науку пойти, хоть на производство, хоть по комсомольской линии.

 

Альтисторический факт. Эскизный проект танка Т-35Б (более известный как Т-34) впервые появился в качестве приложения к дипломному проекту будущего секретаря Днепропетровского обкома по оборонной промышленности Л.И.Брежнева.

Т-34 как глубокая модернизация Т-35

Эпизод третий. Совещание в Кремле.

— Товарищ Павлов, как показали себя наши новые танки?

— Отлично показали. От Картахены до Мадрида ни одной поломки на марше.

— Это на колесах, а что на гусеницах?

— И на гусеницах в целом отлично. Советский Гартфильд держит километров пятьсот.

Но, товарищи, я должен прямо сказать – попадись у противника хоть одна маленькая пушка с храбрым расчетом, и приходится отступать. Компаньерос идут в атаку без танковой поддержки. Надо, товарищи, спроектировать танк с толстой броней.

— Такой проект есть. Т-35 Б, бронированный. Посмотрите, как на ваш взгляд?

— Так… Броня достойная. Не плавает? По воздуху, конечно, тоже не летает? Колесного хода нет. Малых башен нет. Где же пулеметы? Пулемет всего один? Но, товарищи, танк практически безоружен. Не знаю, зачем нашей армии такой недомерок.

— Для поддержки пехоты этот танк годится?

— Ну,  чисто теоретически… Специализированный пехотный танк… Тогда ему и скорость не нужна. Тогда можно и броню усилить. Можно попробовать, построить такой танк и посмотреть как он себя покажет.

— Но двигатель нужен один. И обязательно дизель.

— Товарищ Ворошилов, дизель на танк не годится. Вот – посмотрите чертеж, у него крыльчатка воздушного охлаждения стоит прямо на валу. Он не впишется в МТО.

— Но два двигателя никто не ставит!

— А сколько двигателей на лучшем амерыканском танке?

— Товарищ Сталин, у них на Шермане стоит… Точнее, будет стоять в РИ пять автомобильных двигателей. А у нас всего два, схема проверенная.

— Ходовая часть проверенная. Но однобашенная компоновка – это как то несолидно!

— Есть мнение, что нужно изготовить такой урезанный танк. Назовем его Т-34.

Альтисторический факт – решение о изготовлении головного образца танка Т-34 было принято в Кремле на высшем уровне. Он должен был выпускаться опытной партией вплоть до замены на новый танк Т-34М.

Эпизод четвертый. Незаменимых людей нет.

— Товарищ Кошкин, принято решение назначить вас главным конструктором лучшего советского танка.

— Товарищ Сталин, я парторг кондитерской фабрики. Я ничего не понимаю в танках.

— Мы знаем. Мы про вас все знаем. Мы предоставим вам материалы с сайта альтернативной истории. Когда ознакомитесь, поедете в Харьков, там сейчас изготавливается опытный танк. На этом танке едете обратно в Москву. По приезду доложите ваши соображения. Выполняйте.

(Спустя три месяца)

— Ну, что, товарищ Кошкин, как доехали? Как танк?

— Хорошо доехали, танк исправен. Только это не танк.

— Объясните.

— Это арттанк или башенная САУ.

— В чем разница?

— Разница в тактике применения. Бронетехника действует в тактической спарке. Спереди идут линейные танки, а арттанки поддерживают их огнем.

— Что же вы предлагаете?

— У Т-34 большая просторная башня, доставшаяся ему от Т-35. Я предлагаю установить в эту башню 85-мм гаубицу, и это будет полноценный арттанк с трехместной башней. Линейному танку нужна двухместная литая башня с 45-мм пушкой.

— Подготовьте материалы по этой спарке. Мы с товарищами посоветуемся и утвердим.

Как читатель, вероятно, заметил, индексация более новых моделей имеет цифровое значение меньшее, чем у прототипов. Что нелогично. Путаницы добавляет то, что головной Т-34, получивший 85 мм гаубицу, стал называться Т-34-85, а Т-34М, разработанный на смену Т-34 (который Т-35Б), получил название своего предшественника, и тоже стал называться Т-34. Таким образом, на вооружении одновременно находилось два разных танка Т-34, впрочем, совместимые по снабжению запчастями, топливом и боеприпасами. Их легко различить — у первого башня 4-х местная, а у второго — 2-х местная.

Т-34 как глубокая модернизация Т-35

Эпизод пятый.  Калашников против блицкрига. Или — ПТ САУ на базе Т-35.

Пока еще никому не известный сержант Калашников получил ранение в боях на озере Хасан, и теперь выздоравливал в военном госпитале. Переделывать немецкий шмайсер под патрон 7.62х39 он пока не мог. Так как промежуточный патрон еще не был изобретен. А сделать что нибудь полезное для укрепления обороны страны очень хотелось. И он рисовал у себя в тетрадке разные полезные и интересные схемы.

В основном танки, что и понятно, так как ранение он получил, будучи механиком-водителем на Т-35. Хороший танк, надежный. Добавить бы ему брони! Нет, по весу не пройдет. А если малые башни убрать? Выигрыш небольшой. А если и главную башню убрать, а пушку на место курсового пулемета? Да длину и высоту уменьшить. Да двигатель один убрать. Интересная машина получается, компактная.

По расчетам выходит, что при массе 10 тон, удается поставить круговое противоснарядное бронирование. Да, интересно. Но не пойдет. Экипаж получается всего два человека. Не справятся они с ведением боя, с наблюдением и связью. Машина получается тактически не самостоятельная. Нужно обеспечение разведкой и связью. Кто-то должен доразведать пути выдвижения, присмотреть места для засад. Да тот же обед танкистам в засаду привезти. И для всего этого нужно небольшое вездеходное транспортное средство.

Мотоцикл с коляской! С ведущими задним и боковым колесами. Отлично!

Вырисовывается такая структура в составе противотанковых батальонов СД  — двухбатарейная рота легких ПТ САУ тяжелого бронирования и разведвзвод на тяжелых мотоциклах повышенной проходимости!

Вот чертеж САУ, а вот мотоцикл!

Т-34 как глубокая модернизация Т-35

Т-34 как глубокая модернизация Т-35

Михаил еще не знал, что в особый отдел госпиталя уже пришла телеграмма, в которой его вместе с его записями срочно вызывают в Москву.

Обе машины были немедленно отданы сначала в опытное, а потом в серийное производство.

ПТ САУ на базе Т-35 стала называться Т-32.

Ура! В этой альтернативе Т-32 был принят на вооружение.

Именно эти машины вставали на пути немецких танковых клиньев, и, несмотря на численный перевес противника, беспощадно истребляли вражеские танки.

А имя «Калашников» стало нарицательным. Теперь во всем мире так называют мотоциклы с колесной формулой 3х2.

Т-34 как глубокая модернизация Т-35

Эпизод шестой. Бог Войны. Или – Т-35 в роли арткорректировщика.

— Товарищ Шапошников, в Наркомате боеприпасов получили вашу записку. Они в ужасе. Неужели для нашей артиллерии нужно столько снарядов?

— Это еще мало. По опыту Первой мировой войны нужно еще больше. Но современная техника могла бы позволить сократить расход боеприпасов.

— Как?

— Нужно применять передовые артиллерийские наводчики. Недавно в Сормово собрали опытную модель на базе Т-32.

— Вы предлагаете для размещения одного артиллерийского наблюдателя строить целый танк? Это очень дорого.

— Танк маленький. Их нужно немного — всего по паре в каждый гаубичный полк. Расход снарядов при этом снижается в три раза. А главное – во столько же раз увеличивается эффективность артиллерии. В целом получается значительная экономия. Вот — я подготовил расчеты по этому вопросу.

 

В новой машине вместо пушки была установлена артиллерийская буссоль во вращающейся башенке. Машина получила название Т-31 и являлась облегченным вариантом Т-32, который являлся облегченным вариантом Т-35.

Так Т-35 освоил очередную военную специальность — арткорректировщик.

Эпизод седьмой. Реэкспортный Т-35 «Суоми» — лучший БТР ВМВ.

После вступления в Союз ССР, финны озаботились подтянуть свою бронетанковую технику до уровня РККА. Сначала они закупили два Т-35, а потом начали сами выпускать их по лицензии.

Очень быстро обнаружилось, что прекрасная проходимость Т-35 позволяет ему заехать туда, куда не могут добраться ни пехота, ни снабжение.

Тогда финны недолго думая смастерили бронетранспортер на основе все того же Т-35. Ходовая часть и габариты корпуса были полностью сохранены. Но было изменено направление движения и убран колесный ход. Теперь двигатели оказались спереди, куда переместили и место механика-водителя. А все остальное пространство занимал поместительный бронекузов без крыши, в котором можно было перевозить пехотный взвод или 5 тон груза.

Машина получилась настолько удачной и востребованной, что вскоре стала массово поставляться на экспорт в СССР и в другие страны, имеющие на вооружении Т-35. В Китай, Испанию, Чехословакию, Эфиопию, ну и там по мелочи.

В Красной армии этот бронетранспортер получил название Т-33.

Необходимо, заметить, что почетное звание лучшего бронетранспортера является предметом горячих обсуждений на тематических сайтах. Но, несомненно, Т-33 входит в тройку претендентов на это звание, наряду с американским LVT и британским Универсалом. С американским собратом Т-33 сближают солидные размеры, использование звездообразных двигателей и наличие четырех пулеметных точек.

Т-34 как глубокая модернизация Т-35

Все бы хорошо, но военные идею тактической спарки не поняли.  Хотя они получили танки, лучшие, чем в Ри, но не совсем то, что хотелось бы. Так как у линейного Т-34 слабовата пушка, а у артиллерийского Т-35-85 слабовата броня. Кстати, обратите внимание – в этой альтернативе освобожденный командир неожиданно имеется как раз на артиллерийском танке, а командирская башенка имеется на обоих. На схемках это видно, хотя графика могла бы быть и получше. Да и танки можно бы получше. Совершенно логично возникает желание иметь один танк с мощной пушкой и хорошей броней. Так почему бы не взять, да и не совместить сильные стороны обеих модификаций Т-34 в одном танке?

Об этом будет следующий пост с более качественными картинками.

Подписаться
Уведомить о
guest

34 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account