Т-26 и БТ больше не делаем! Что взамен?

17

Предлагается альтернативная линейка советских танков 30-х годов, полностью основанная на отечественных разработках.

Содержание:

Концепция

“Нам нужны самолеты малой мощности!”

В 1927 году в СССР начинается выпуск авиадвигателя М-11. Это был один из самых массовых авиадвигателей СССР, выпускался серией более тысячи двигателей в год . Его ресурс составлял 200…300 часов, но у ранних моделей ресурс был меньше — порядка 50 часов. Номинальная мощность – 100 лс, масса 160 кг.
Вполне логично ожидать, что в ближайшие годы благодаря бурному развитию авиации появятся сотни и тысячи двигателей М-11, отработавших свой ресурс на самолетах. В авиации их больше использовать нельзя. Так почему бы их не поставить на массовые советские танки? Конечно, предварительно перебрав и дефорсировав.
Таким образом можно практически бесплатно, НАХАЛЯВУ, получить большое количество двигателей с мощностью порядка 80 лс и ресурсом порядка 100…200 часов. Весьма подходящие параметры для легких танков. Осталось спроектировать эти танки, чем мы и займемся в следующих разделах.

Т-19

Проект быстроходного малого танка на смену Т-18 разрабатывался с 1927-го года. К 29-му году, когда Т-18 “окончательно устарел” (к этому времени выпущено около сотни Т-18), его заменил наш АИ Т-19. См. рис.

Характеристики:

Масса – 4,5 тон
Броня – 15 мм по кругу
Экипаж – 2 человека
Вооружение – 2 пулемета
Скорость – 50 км/ч

Скорость рассчитана исходя из удельной мощности 18 лс/т. Однако, ограничивающими факторами являются также подвеска и трансмиссия. Подвеска, показанная на рисунке, будет приводить на больших скоростях к значительному раскачиванию и вибрации корпуса. Положение можно исправить, применив гидравлические (или фрикционные) амортизаторы и внутреннюю амортизацию катков. В трансмиссии желательно использовать автомобильные агрегаты. Например, КПП в перспективе подойдет от ЗИС-5 (когда их начнут выпускать), а пока можно попробовать использовать 2-х ступенчатую планетарную КПП от Форда, отмасштабировав ее в полтора раза. Понятно, что 2 скорости вперед для скоростного танка — это мало. Но тут надо смотреть по характеру ТВД. Для российского бездорожья две скорости мало. А, например, для Испании или Монголии – там нормально.
Т-19 выпускался небольшими сериями, на которых отрабатывались вопросы конструкции ходовой части. Сам же танк использовался в основном как учебный – для обучения танкистов и для отработки тактики применения, а также взаимодействия с пехотой.
Танки поступали в танковые батальоны СД и в учебную танковую бригаду. Батальоны были двухротного состава, всего 20 танков. Каждый десятый танк вместо башенного пулемета имел 37-мм пушку Пито.

Огонь из курсового пулемета ведет водитель. Это логично, ведь он все-равно смотрит вперед по ходу движения. Прицельная стрельба на ходу невозможна, а во время остановки водитель не занят управлением танком и может сосредоточиться на стрельбе.

Т-20

В 1930 году на вооружение принято противотанковое 37-мм орудие 1-К. С этого момента все танки, имеющие противопульную броню, устарели. В реальной истории этому факту придали мало значения, но в нашем случае конструкторам было дано задание разработать для Т-19 противоснарядное бронирование. Новая машина, получившая название Т-20, была разработана к 1931 году. Вертикальное бронирование выполнено из листа 20 мм, а в лобовой части бронирование двухслойное. Таким образом получилась 6-ти тонная машина с толщиной лобовой брони 40 мм. Соответственно, пришлось изменить передаточное отношение БР и скорость снизилась до 40 км/ч.
Было усилено и вооружение. В 31 году, как известно, был разработан 40,8 мм автоматический гранатомет. Его и поставили в Т-20 вместо курсового пулемета.

 

 

Функции наводчика гранатомета приходится выполнять водителю. Это приемлемо, поскольку стрельба ведется с остановок. За заряжающего может быть любой член экипажа. Совмещение обязанностей увеличивает нагрузку на экипаж. А что делать – машина двухместная.

Т-21

У Т-20, при всех его достоинствах, был существенный недостаток – невозможность борьбы с бронетехникой противника. Даже позднейшая разработка “бронепрожигающих” гранат проблему до конца не решала – дальность прямого выстрела и бронепробиваемость были слишком малы.
Поэтому к 1933 году был разработан малый танк или САУ с ПТ-уклоном. В лобовой лист Т-20 поставили новую 45-мм пушку 20-К. Машина получила название Т-21.
Пулеметная башня заменена на специальный люк, который в приоткрытом положении образует круговую смотровую щель. Таким образом с места командира обеспечивается хороший обзор. А так как командиру приходится также работать за заряжающего, то отказ от пулеметного вооружения выглядит логично.

ОШС

По мере выпуска новых танков и наработки опыта их применения эволюционировал состав танкобата СД.
Сперва в ТБ было 20 Т-19 (в том числе – 2 пушечных)

Потом количество танков увеличилось до 25:
Взвод разведки из 5-ти пулеметных танков Т-19,
Рота гранатометных танков сопровождения Т-20,
Рота пушечных танков ПТО Т-21.

И с середины 30-х ТБ СД получил три танковых роты (30 танков). При этом Т-19 были выведены из боевых частей. Все эти тонкобронные танки отправили в танковые училища и братские страны (Испания, Монголия, Китай, Афганистан). А в каждой смешанной роте стало по пять танков Т-20 и Т-21. Эти танки различаются только вооружением, образуя таким образом удачную тактическую спарку.

Сравнение с РИ моделями

Сравним спарку альтернативных танков Т-20 и Т-21 и пару РИ БТ-5.

Бронирование – лоб 40 и 20 мм. У альтернативных танков принципиально лучше. Так как у них имеются хорошие шансы выдержать обстрел 37-мм птп с переднего ракурса.
У танков БТ таких шансов нет.
Подвижность. Здесь несколько параметров. Максимальная скорость (40 и 53 км/ч) больше у БТ. Запас хода 400 и 375 км – почти одинаковый. Но – расход бензина 50 и 100 л/100км, что дает преимущество альтернативным танкам в оперативной подвижности, так как облегчает снабжение топливом. Ресурс ходовой части также лучше у альтернативных танков, так как у них нагрузка на каток в два раза меньше, катки с внутренней аммортизацией, а у БТ – резиновые бандажи, которые подвергаются большим контактным нагрузкам и быстро изнашиваются. Масса, цена, сложность ТО – намного больше у БТ.

Вооружение. Если подсчитывать количество стволов, то у БТ как бы вооружение сильнее. Но ведь БТ не может одновременно вести огонь из пушки и пулемета. Поэтому будем считать, что два БТ в данный момент времени это одна пушка и один пулемет.
А Т-20 и Т-21 – это тоже одна пушка и один пулемет, плюс один автоматический гранатомет. Тогда получается, что вооружение у альтернативных танков сильнее.
Или, по крайней мере, не хуже.

Имеет ли смысл принимать на вооружение танк Кристи?

Сравним также Т-19 (в серии с 1929 года) и продукцию Виккерса, которую показывают пресловутой коммиссии под руководством Гинзбурга. Прежде всего – танкетка и шеститонник. Танкетка явно слабее Т-19 и не имеет модернизационного потенциала. Может показаться, что танкетка имеет преимущество по цене, но на самом деле преимущество кажущееся. Так как она уступает Т-19 в огневой мощи как минимум в два раза. Шеститонник по вооружению равнозначен (два пулемета), но при этом тяжелее и дороже. Скорость и запас хода несравненно лучше у Т-19. Стоит ли закупать британские образцы БТТ?

Правда, у РИ Т-26 и БТ есть башни, а у Т-20/21 основное вооружение установлено в корпусе. Иногда это считается недостатком. Но для воинов Микадо на Халхин-Голе было слабым утешением то, что огонь по ним ведут безбашенные танки.

И потом. У Т-26 башня поворачивается на 2 градуса за один оборот рукоятки. Допустим, наводчик крутит рукоятку со скоростью 3 оборота в секунду. Тогда башня развернется на 90º за 15 секунд. А Т-20/21 на самой нижней передаче развернется всем корпусом на 90º за 3 (три) секунды.

ТТХ

Массовые предвоенные танки РККА представлены следующими тремя машинами:

Т-20/21 военного времени

Был разработан мобилизационный проект Т-20/21. Так как ожидалось, что при массовом производстве танков халявных авиадвигателей на всех может не хватить, то была разработана танковая версия М-11т, имеющая чугунный корпус с развитым оребрением и мощность 80 л/с. Масса двигателя возросла до 400 кг. На мобилизационных танках было усилено бронирование (лоб-борт 50/30 мм), отчего масса увеличилась до предельных 8 тон. Максимальная скорость снижена до 30 км/ч. Трансмиссия была соответственно доработана. Подвеска максимально упрощена, что для скорости 30 км/ч и военного времени было признано допустимым. Мобилизационные танки получили прозвище “Сормовский уродец” и практически по всем параметрам уступали Т-70.
Но так как Т-20/21 были хорошо освоены производством, и их мобилизационная версия вполне соответствовала требованиям начала войны, и для комплектования новых СД требовалось много танков сопровождения, то их и выпускали большой серией, пока на смену не пришли массовые средние танки.

Картинки сравняшки

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

85 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account