“Т-26 так же неисчерпаем, как атом!”
Уж сколько было попыток модернизации Т-26, как в реальной истории, так и альтернативных. И это понятно – Т-26 очень хороший танк, только маленький, легкий, тонкобронный. И пушка у него хорошая, но маленькая. Вот если бы его взять и немного доработать…
Но почему-то все попытки оказываются неудачными. В лучшем случае получается эрзац-ПТ САУ или эрзац-ЗСУ, но не танк. Не получается нормальный танк. И уж некоторые прямо говорят – “Оставьте вы его в покое, он безнадежен”. И в их словах есть доля горькой правды. И тогда альтернативные танкофилы поддаются на время растерянности и малодушию, и тема модернизации Т-26 замирает…
Недавно был перевыложен старинный цикл статей уважаемого коллеги Ансара02 “Россия без большевиков”. Про альтернативные танки Российской империи. В свое время статьи бурно обсуждались, а я по молодости лет все обсуждение пропустил. А тут почитал статьи – мысли появились. Начал их думать. А как подумал, так обнаружил альтернативную конструкцию танка, которой вроде нигде не было. Но конструкция, вроде, интересная. Ну, дальше, стало быть – пост с картинками. Как положено.
Больше всего подрубила у Ансара конструкция тяжелого танка с двумя моторами, каждый на своей гусенице. Вот он пишет:
Таким образом, танк меняет скорость и управляется в основном за счёт газа. Если в нормальном танке водитель руками орудует рычагами бортовых фрикционов, то в альтернативном – тонкими рычажками газа двигателей.
А коллеги возражают, де не будет такая каргалыга прямо ездить. И под этим надуманным предлогом отбросили эту многообещающую идею. Ну и зря!
Во-первых, двухмоторных машин строили много и разных. И что-то никто не жаловался на плохую управляемость. Скорее, наоборот. Вот, для примера, что с ходу вспомнилось – известные и хорошо узнаваемые двухмоторные машины:
Так что 2х-моторная схема вполне работоспособна.
Конечно, тут есть как достоинства, так и недостатки.
Например, количество агрегатов удваивается – недостаток. Но зато можно использовать имеющиеся агрегаты малой мощности – преимущество. Очень большое преимущество, так как мощных моторов может и не быть, а эти слабые выпускаются серийно. Кроме того, облегчается режим работы и охлаждение агрегатов. И ремонт, и компоновка.
Хотя… Один мощный мотор должен стоить, весить и занимать объем меньше, чем два мотора той же суммарной мощностью. Теоретически.
Зато для гусеничной техники на двух моторах реализуется независимый привод гусениц. Тут тоже есть свои плюсы и минусы.
Зависит от компоновки. Главный вопрос – сможет ли машина двигаться при выходе из строя одного из моторов? Если нет, то как-то плохо. А если сможет, то хорошо – это повышает надежность, для военной техники это очень важно. Допустим, танк подбили, а он своим ходом вышел из боя.
Во-вторых, два мотора дают немедленное удвоение мощности. Значит, можно рассчитывать на удвоение массы машины, а это открывает принципиально-новые возможности. На агрегатах легкого танка можно построить средний танк.
Вот этим и займемся.
Можно было бы повторить классическую компоновку с задним расположением моторного отделения. Но, глядя на картинку тяжелого двухбашенного танка с моторами посередине, захотелось сделать строго наоборот. Башня (одна) – по центру, а моторы (два) – спереди и сзади.
А вот и он – герой нашего рассказа, средний пехотный танк качественного усиления Т-26-2.
Силовая установка – два двигателя ГАЗ-26 мощностью 2х85лс
Масса ранних модификаций – 20 т.
Скорость – 30 км/ч
Экипаж – 6 человек.
Два водителя — передний и задний, два пулеметчика, и в башне наводчик орудия и командир.
Башня 2-х местная, но задний водитель при необходимости работает за заряжающего. Задний пулеметчик по совместительству – радист.
Броня – Лоб — 30 мм, борта, корма, башня – 20 мм, крыша, днище – 10 мм.
Вооружение – 76 мм орудие (пока короткоствольное), три пулемета ДТ.
Соответственно, пулеметы у командира в шаровой установке в башне или на зенитной турели, и у пулеметчиков в двух из 4-х шаровых установках.
То-есть, каждый пулеметчик имеет две шаровые установки: прямо перед собой и сбоку, и для переноса огня ему приходится пересовывать пулемет. Ну а чё?
В целом ТТХ (кроме скорости) повторяют Т-28, но танк построен из деталей Т-26 и, соответственно, дешевле и доступнее для массового производства.
Т-26-2 предназначались для усиления полков легких танков в количестве одной танковой роты на полк. Но военные быстро сообразили, что именно средние танки должны составлять основу танковых войск. И штаты поменяли на две роты средних танков на полк, а Т-26 оставили одну роту для учебы и боевого охранения. И, по мере исчерпания ресурса, Т-26 полностью заменялись на Т-26-2.
Вот два Т-26-2, вид спереди и сзади. Найдите отличия.
На лобовой броне висят запасные траки, а сзади нет.
Броня спереди 30, а сзади 20 мм, но снаружи это не видно.
Вперед три скорости, а назад одна, но это опять не видно.
Переднее правое колесо – ленивец, а остальные три угловые колеса — ведущие. Как так?
А вот так. Придется показывать начинку танка.
Вот прозрачный вид сверху. Хорошо видно размещение оружия и экипажа. Задние пулеметчик и водитель отсутствуют. Моторы и КПП отмечены красным. Причем моторы установлены поперечно! А это обалденно круто. Кто в теме, должны оценить. Видно, что передний мотор вращает переднее колесо левой гусеницы, а задний мотор – заднее колесо правой гусеницы. Так что ведущие колеса расположены по диагонали.
Но задние колеса обеих гусениц связаны межгусеничным валом (на схеме выделен зеленым цветом). На заднем левом ленивце имеется фрикцион и тормоз, так что заднее левое колесо тоже может стать ведущим. Нормально задние колеса не связаны, но при выходе из строя одного из моторов сохраняется возможность движения танка на первой и задней передачах на одном оставшемся моторе. Повысилась общая надежность машины!!!
Спереди желтым цветом отмечен основной 200-литровый бензобак. Ну, а где его разместить? Под ногами у башнеров есть место. Оно, правда частично занято запасной боеукладкой. Да и вряд ли им понравится топтаться по бензобаку. Рядом с задним мотором? Там межгусеничный вал. Но можно и туда, для чего придется немного удлинить заднюю часть.
Запасные бензобаки (4х100 л) установлены по бортам между пружинами подвески.
Посадка экипажа производится через бортовые двери. Имеются также башенные люки.
Из приборов наблюдения имеются: 4 смотровые щели у водителей, 4 смотровые щели в бортовых шаровых установках, 2 смотровые щели в башне, прицел у башенного пулемета, орудийный прицел (2 штуки) и командирская башенка.
Так что обзорность неплохая.
Кстати, и защищенность тоже неплохая, к тому же моторы защищают экипаж спереди и сзади.
Перспективы развития.
Увеличение мощности орудия. Размеры башни позволяют.
Усиление защиты. В принципе, мощность двигателей такая же, как у «Матильды», а она весила 27 тон. Значит, есть запас по массе. К тому же, возможно, двигатели удастся таки форсировать до 100 лс.
Тогда старые Т-26-2 можно добронировать экранами 20 мм по кругу. Новые Т-26-2 с усиленным бронированием можно сразу выпускать с броней лоб, башня – 50, борт, корма – 30 мм и бортовыми экранами 10 мм. Экраны понадобятся в любом случае для защиты ходовой части.
Самое главное! Как осуществляется синхронное переключение скоростей у моторов? Неужели оба водителя дергают по команде каждый свою ручку КПП? Да, на первом опытном образце так и было. Но быстро выяснилось, что это не очень удобно. Поэтому под полом башни проложили тяги, соединяющие органы управления. Теперь управление скоростью, сцеплением, газом, тормозом обоих двигателей доступно с любого водительского места. Стало гораздо удобнее. Немного не так, как на современных автомобилях. Но тоже вполне приемлемо.
Еще один часто задаваемый вопрос – если скорости двигателей различаются, скажем 1200 и 1250 об/мин, то что? Ничего страшного, машина будет двигаться по дуге с радиусом 60 м.
Водитель это заметит и отрегулирует газ. Управление газом удобно для водителя и меньше нагружает двигатели и трансмиссию, чем те-же фрикционы.
Какой самый крутой разворот при регулировке газом? Предположим, двигатели работают с 2000 и 1000 об/мин. Тогда радиус поворота будет примерно 5 м. Круто.
Если же на одном из бортов включить заднюю передачу, а на другом – первую переднюю, то можно разворачиваться буквально на месте.
Ну и совсем дальняя перспектива.
Если удастся разработать компактные и надежные дизеля мощностью 150…200 лс, то может получиться еще один “самый лучший танк” 40-х годов. Уровня “Шермана”, немецкой четверки и Т-34-85.
Масса – 30т.
Броня – 70,50,70 мм.
Скорость — 40 км/ч.
Орудие – длинноствольное 76 или 85 мм.
Стабилизированный инфракрасный прицел. Пятиступенчатая КПП. Чобхэм. И тд.
Количество выпущенных экземпляров – 20 000, не считая чешских и китайских копий.
Участие в военных конфликтах – Халхин-Гол, Вторая мировая война, Корея, Арабо-израильские войны, другие конфликты середины и второй половины 20-го века.
PS. Компоновка, при которой верхняя ветвь гусеницы стремится «охватить» корпус, очевидно слишком архаичная, принята на первых модификациях танка ради размещения внутри гусениц свечной подвески, бензобаков и входных дверей. Но такая ходовая часть слишком уязвима от вражеского огня и мешает размещению десанта на броне. Поэтому на следующих модификациях, вероятно, будут установлены мелкозвенчатые гусеницы привычных нам очертаний, подвеска будет доработана по типу «Черчилля» и «Меркавы», и все это будет закрыто бортовым экраном. А каждый член экипажа получит посадочный люк в крыше корпуса или башни. То-есть, мы видим, что ходовая часть допускает весьма существенные улучшения. Но это не затрагивает основной принцип компоновки — независимый передне-задний привод гусениц с поперечным расположением моторов.