«Святогоры» кайзера

10

В статье, посвящённой бомбардировщику «Святогор» упоминались немецкие бомбардировщики аналогичной схемы. Думаю, более подробный рассказ о них будет интересен большинству коллег.

Содержание:

«Линке-Хоффман» R 8/15

Аэроплан с трехпалубным фюзеляжем и четырьмя двигателями «Мерседес» D.IVa, размещенными попарно на средней палубе и работавшими через карданно-шестеренчатые передачи на два винта. В случае повреждения или поломки любой из моторов можно было отключить и продолжить полет на оставшихся. Экипаж — 6 человек: двое пилотов, штурман-бомбардир, бортмеханик, стрелок и бортрадист. Размах крыльев — 32 м, длина фюзеляжа — 15 м, совокупная мощность двигателей — 700 л.с., масса конструкции — 5800 кг, максимальная взлетная масса (расчетная) — 9000 кг.

"Святогоры" кайзера

Первый прототип вышел на испытания весной 1917 года и разбился в восьмом испытательном полете из-за разрушения крыла. Затем были построены еще два прототипа с усиленными крыльями, один из которых изображен на рисунке. Их технические характеристики не удовлетворили военных, в частности, серьезные нарекания вызывал плохой обзор вниз из пилотской кабины, размещенной на верхней палубе. Из-за этого второй прототип в начале 1918 года потерпел аварию при посадке, после чего программу закрыли, а оба самолета отправили в утиль.

"Святогоры" кайзера
Фюзеляж первого прототипа «Линке-Хоффмана» в сборочном цехе. Обратите внимание, что его задняя часть была обшита прозрачным целлоном. Разработчики считали, что это снижает заметность машины в полете и одновременно улучшает обзор для хвостового стрелка. Однако во время испытаний целлон под действием солнечного света быстро помутнел и потерял прозрачность, поэтому 2-й и 3-й прототипы были целиком обшиты камуфляжным полотном типа «лозенг».

Второй опытный экземпляр бомбардировщика.

«Сименс-Шуккерт» R.I — R.7

24 мая 1915 года впервые поднялся в воздух прототип тяжелого бомбардировщика фирмы «Сименс-Шуккерт Верк» (SSW) под обозначением G.I, впоследствии замененным на R.I. Его оригинальная силовая установка состояла из трех шестицилиндровых моторов «Бенц» Bz.III мощностью по 150 л.с., работавших на общий редуктор. Два из них стояли бок-о-бок, в носу фюзеляжа, а третий — позади них, под полом пилотской кабины. Сложный передаточный механизм распределял мощность на два наклонных вала, идущие к винтам. Двигатели соединялись с редуктором при помощи фрикционных муфт, позволявших отключать любой из них.

"Святогоры" кайзера

Экипаж — четыре человека: двое пилотов, бортмеханик и стрелок. Размах верхнего крыла — 28 м, длина фюзеляжа — 17 м, масса конструкции — 4000 кг, взлетная масса (без вооружения и бомбовой нагрузки) — 5200 кг. Летные данные машины, даже без бомб, оказались довольно низкими: скорость — 110 км/ч, скороподъемность — 1 м/с, потолок — 3500 м, дальность полета — 520 км. Поэтому ее использовали только в качестве учебной.

В дальнейшем построили еще шесть прототипов по той же схеме, различавшихся размерами, типами двигателей и отдельными элементами конструкции. Наиболее удачными были 5-й и 6-й экземпляры, оснащенные 220-сильными двигателями «Бенц» Bz.IV, а также 7-й экземпляр с моторами «Мерседес» мощностью по 260 л.с. и крыльями увеличенного размаха. Он развивал скорость до 130 км/ч и мог нести до 750 кг. бомб, а в экипаж ввели бортрадиста с рацией.

Эти три машины в составе эскадрильи RFA.501 с 15 октября 1916 года по 2 августа 1917-го применялись на русско-германском фронте в качестве дальних разведчиков и тяжелых бомбардировщиков. Стандартная бомбовая нагрузка состояла из 10 50-килограммовых бомб на внешних подвесках. Боевых потерь не было, но 14 февраля 1917 года 5-й прототип потерпел аварию при посадке и был списан. Остальных в сентябре того же года сочли морально устаревшими и переклассифицировали в учебные машины.

На заставочном рисунке — первый прототип SSW R.I в цельноголубой окраске под цвет неба.

DFW R.I — R.II

Первый самолет-гигант фирмы «Дойч Флюгцойг Верк» (DFW) был разработан под руководством инженера Германа Дорнера в начале 1916 года, 9 сентября того же года он совершил первый полет, а 15 октября, после окончания заводских испытаний, его представили военной закупочной комиссии. Бомбардировщик приводили в движение четыре 220-сильных мотора «Мерседес», установленные в центральной части фюзеляжа «в два этажа» с проходом между ними.
"Святогоры" кайзера

В отличие от «Линке-Хоффмана» и «Сименс Шуккерта», на DFW не было центрального редуктора, а каждый мотор работал независимо от других и вращал один винт, с которым он был связан длинным передаточным валом. Размах самолета — 30,5 м, длина фюзеляжа — 17,6 м, масса конструкции — 6800 кг, максимальная взлетная масса — 9400. Экипаж — 5 человек: двое пилотов, сидевших в открытой кабине, носовой стрелок, он же — штурман-бомбардир и двое хвостовых стрелков, они же — техники-мотористы.

На испытаниях самолет показал не слишком выдающиеся характеристики: скорость — 120 км/ч, потолок — 3300 м, но при этом он мог с полной заправкой нести 600 кг бомб, а с неполной — до 1200 кг, что делало его одним из самых грузоподъемных бомбардировщиков тех времен. Машину приняли на вооружение под обозначением DFW R.I и зачислили в «эскадрилью гигантов» RFA-501, а 13 июня 1917 года она совершила свой первый и единственный успешный боевой вылет, сбросив 680 кг фугасных бомб на Ригу.

Во втором вылете DFW разбился из-за одновременного отказа двух моторов. Летчики пытались посадить машину на ближайшей более-менее ровной площадке, но на пробеге она угодила колесом в канаву и снесла шасси. При ударе лопнул бензобак, бензин попал на раскаленную выхлопную трубу и вспыхнул. В результате самолет сгорел дотла, в катастрофе погиб один из мотористов, остальным членам экипажа удалось спастись.

Несмотря на этот инцидент, руководство германских ВВС заказало еще шесть экземпляров бомбардировщика с более мощными — 260-сильными моторами. Габариты и масса машины также увеличились: размах — до 35 м, длина — до 20 м, взлетный вес — до 11,7 тонн. Максимальная бомбовая нагрузка повысилась до 2000 кг. Новая модификация получила обозначение DFW R.II.

Но к тому моменту, когда первый серийный R.II вышел из сборочного цеха, конкурирующая фирма «Цеппелин-Штаакен» предложила военным свой тяжелый бомбардировщик R.VI, который уже завершил испытания, показав более высокие летные данные. Вдобавок, компания Цеппелина запросила за свое изделие меньшую цену. Поэтому заказ на DFW сократили до трех штук, да и те не попали на фронт, а были отправлены в летные школы. Там они служили до конца войны, а потом были уничтожены по требованию победителей.

На заставке — DFW R.II. Самолет изначально планировали использовать в качестве ночного бомбардировщика, поэтому он целиком окрашен темно-синей краской под цвет вечерне-ночного неба.

"Святогоры" кайзера

Чертеж силовой установки DFW R.I. На нем хорошо видны двигатели, бензобаки и расположенный между нижними моторами бомбовый отсек.

Источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account