В окончание темы французской бронетанковой техники хотелось бы сказать, что Вермахту достались образцы, которые они активно и регулярно применяли. Но были и те, кто до поля боя так и не доехал, а если и доехал, то в малом количестве.
Сегодня мы упомянем и тех, и других (последних явно будет поменьше). Это делается для полноты картины и сравнения, что не все и не вся немцы отправляли на фронт, в нашем случае — на Восточный. Ведь весь наш цикл в первую очередь посвящен технике, сражавшейся на Восточном фронте по обе стороны.
И как бы туго немцам не приходилось, здравый смысл они не теряли. Почему? Судите сами.
В 1934 году французской фирмой FCM (Forges et Chantiers de la Mediterranee) был представлен макет будущего танка поддержки пехоты FCM 36.
Испытания, последовавшие спустя два года, принесли одни разочарования.
Танк обладал малой подвижностью, слабым вооружением, был дорогим и сложным в производстве. И тем не менее, французская армия заказала 100 танков (а затем заказ увеличили до 200, но так его и выполнили), причина принятия этого откровенно слабого и недоработанного танка кроется в желании подстраховаться, так как другие фирмы выполняли свои танковые заказы медленно и разворачивали производство крайне вяло.
По результатам боев весны-лета 1940 года, немцам в пригодном для ремонта и эксплуатации состоянии досталось порядка 50 танков. Вермахт, мягко говоря, скептически оценивал боевые возможности данных танков, поэтому их просто заперли на склад. А в 1944 году выкатили и сообразили две доработки. Которые до Восточного фронта так и не добрались. А были сосланы на Западный фронт.
105-мм САУ 10,5cm. leFH 16 auf Geschutzwagen FCM (f) — всего было собрано 12 штук. Машины участвовали в боях в Северной Франции, где в течение лета-осени 1944 года были потеряны.
75-мм противотанковая САУ или 7.5 cm PaK.40/1(Sf) auf Geschutzwagen FCM36(f) — машина относится к серии “Мардер I” (как и машины на базе лёгкого танка H-39). Было построено всего 10 машин, которые передали в состав 21 танковой дивизии, воевавшей в Нормандии. САУ достаточно быстро были потеряны.
Смею предположить, что если бы данные машины попали бы на Восточный фронт, их судьба была бы более короткой и трагичной.
В 1938 году в серию пошел кавалерийский танк фирмы Renault ACG1 (также известен как AMC 35).
Машина создавалась для усиления кавалерийских частей, да-да, до начала Второй мировой войны кавалерийские части все еще предполагалось активно использовать. Выпущено их было немного, а часть машин поставлено Бельгии. В бою танки ничем не отличились, и почти все были потеряны. Тем машинам, которые смогли восстановить, немцы присвоили обозначение Panzerkampfwagen AMC 738(b). Насколько известно автору, на Восточном фронте они также не использовались.
Помимо этого, немцам достались средние легкие танки сопровождения пехоты Char de Bataille D1 и Char de Bataille D2.
Выпускались танки также фирмой Renault. Машины были разработаны в конце 1920-х начале 1930-х годов. Танк D1 не блистал характеристиками, и французы были вынуждены его использовать до тех пор, пока не появились более практичные, дешевые и надежные H-35/39, R-35 и S-35. А танки марки D1 были выведены в колонии, в частности в Тунис.
Но в начале июня 1940 года их вернули в метрополию и отправили, как и танки D2, воевать против немцев. Особых успехов они не добились. 18 машин D1 стали трофеями немцев под обозначением Panzerkampfwagen 732 (f), как и 21 танк D2, которому присвоили наименование Panzerkampfwagen 733 (f).
Часть танков отправили на утилизацию, часть использовали в качестве наглядных пособий, а часть башен с машин D2 отправили на строительство Атлантического вала и оборудовании бронепоездов.
Есть информация, что часть машин D1 и D2 досталось правительству Виши, но подробностей применения нет. Как видим, не все, что ездило и стреляло, нашло применение в Вермахте.
Особняком тут стоит танк Hotchkiss H-35 (модификации H-38 и H-39). Машины на его базе все же побывали на Восточном фронте. Но обо всем по порядку.
Как писалось выше, танки D1 были ненадежными и не дешевыми, поэтому командование французской армии озаботилось дальнейшим развитием своих бронетанковых войск. К проекту по разработке нового танка привлекли несколько организаций, и опять победа досталась фирме Renault (танк R-35).
Но фирма Hotchkiss не собиралась отступать и предложила свой опытный образец танка. Будущий Н-35 прошел совместные ходовые и прочие испытания с R-35.
По их итогам пехота забирает себе R-35, а кавалерия H-35. И завод получает заказ на 200 танков (весьма неплохой по тем временам), но Hotchkiss ждал сюрприз. Пехотное командование все же не упустило из внимания их разработку, и выдаёт заказ еще примерно на 200 танков.
После дополнительных испытаний и передачи около 100 танков в пехотные части, стало понятно, что машина не пригодна для сопровождения пехоты (не может адекватно преодолевать воронки и ямы на поле боя), поэтому оставшиеся 100 машин были переданы кавалеристам.
Танк дважды модернизировался перед войной. Модель Н-38 получила новый двигатель и 40 мм лобовую броню, а модель Н-39 получила новую пушку SA38, слегка измененный корпус и расширенные гусеницы.
Танк успел повоевать на стороне поляков в 1939 году, противостоял немцам в Норвегии в боях у порта Нарвик, весьма активно (и небезуспешно) сражался во время Французской кампании. По итогам которой немцам в качестве трофеев достались примерно 500 танков, которые были отремонтированы и включены в состав Вермахта под обозначениями Panzerkampfwagen 35H 734(f) и Panzerkampfwagen 38H 735(f).
В боевых частях данных танков было немного. Одним из примеров может служить 221-й отдельный танковый батальон, направленный в августе 1941 года в Финляндию, для того чтобы противостоять Красной Армии.
А многие не пришедшиеся ко двору шасси танка немцы по заведенной традиции пустили на различные поделки.
Artillerieschlepper 38H(f) — артиллерийский тягач, фактически аналогичен тому, о котором было рассказано в статье про R-35. Отличался от танка демонтированной башней. Машины данного типа в 1941 году использовались вермахтом на Восточном фронте.
Panzerkampfwagen 35H(f) mit 28/32 cm Wurfrahmen — пожалуй, самый интересный образец конверсии данного танка. В первой половине 1941 года, часть танков H-35 была доработана для установки четырех пусковых установок для реактивных снарядов. Как минимум четыре машины данного типа приняли участие в ходе немецкого наступления летом 1941 года. Более активная фаза применения пришлась уже на Западный фронт, летом 1944.
Помимо этого, немцы в 1944 году выпустили 24 противотанковых САУ 7,5cm PaK40(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f), они же “Marder I”, которые воевали на Западном фронте в составе 8-го танкового батальона.
Также были созданы в том же 1944 году, 48 САУ 10.5cm leFh18(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f). Машины поступили в распоряжение 200 StuG.Abt., в Северной Франции. Противостояли английским войскам у города Кан.
А снятые башни танков были использовали при создании укрепрайонов.
Машины данного типа до Восточного фронта не доехали. Помимо этого, у немцев к июню 1943 оставался еще 361 танк. И чтобы не пропадать добру, эти танки потихоньку “сплавили” союзникам.
Болгарии получила 19 Н-39, вместо обещанных 25 Pz IV, но тем не менее была страшно рада. Танки стояли на вооружение и после войны (но в основном в полицейских частях).
Еще 15 танков получили венгры, и несколько машин хорваты. Часть танков досталась обратно Франции, и уже после войны французы продали 10 танков израильтянам. Эти машины приняли участие в первой Арабо-израильской войне 1947-1949 года.
Источник — https://topwar.ru/105453-svoy-sredi-chuzhih-francuzskie-tanki-okonchanie.html