Свой среди чужих. Часть 9. О старых плавучих чемоданах

16

Другие части цикла

Эту историю стоило начать событиями мая 1944 года, но мы отправимся немного назад, в год 1940-й.

Свой среди чужих. Часть 9. О старых плавучих чемоданах

К августу 1940 года стало понятно, что дела Британской империи обстоят хуже некуда. Экспедиционный корпус во Франции был разбит, немцы получили в свое распоряжение отличные базы на Атлантическом побережье, чем, естественно, воспользовались.

Еще были целы и невредимы два великих пугала британского флота «Тирпитц» и «Бисмарк», но даже не их наличие угрожало Британии. Надо отметить, что в те времена Британия вела свое снабжение из колоний и доминионов морским путем. И Германия в лице подводных сил Деница смогла основательно перекрыть кислород англичанам.

В августе 1940 американский посол в Англии Джозеф Кеннеди сообщил в Вашингтон, что блокада Британского острова стала «неизбежной». Черчилль не переставал оказывать давление на Рузвельта, напоминая, что в случае падения Англии, британские колониальные владения окажутся в руках противника, который сможет в этом случае представлять для Америки прямую угрозу.

США в то время держали нейтралитет, но Рузвельт умудрился найти лазейку в законах и оказать помощь Британии. В сентябре 1940 года была подписана историческая сделка по обмену британских баз в Атлантике на боевые корабли.

Сделка была чумовая. В обмен на корабли американцы желала получить в бесплатную 99-летнюю аренду воздушные и морские базы, принадлежащие Британии. И получили.

Базы на острове Ньюфаундленд, Антигуа, Багамских Островах, в Британской Гайане, на островах Ямайка, Сент-Люсия и Тринидад перешли к США.

Взамен Штаты передали Великобритании 50 эсминцев. 43 из них пополнили ряды Королевского флота Великобритании, 7 были отданы ВМФ Канады.

Что это были за корабли?

Вполне понятно, что новые и новейшие корабли Британии не светили. Конгресс США согласился с Рузвельтом, что у страны слишком много устаревшего вооружения, с которым можно расстаться. И англичане помимо кораблей стали получать и стрелковое оружие, и боеприпасы. Но вернемся к эсминцам.

Это были корабли трех типов: «Колдуэлл», «Викс» и «Клемсон». Построенные в начале века под условия Первой мировой войны. Да, они все устарели, и эскадренными миноносцами могли называться только в плане поднятия их стоимости.

Вооруженные 102-мм орудиями, одной 76-мм зениткой и торпедными аппаратами, серьезной опасности они для надводных кораблей не представляли. Однако американцы были еще способны развить скорость в 35 узлов, и вполне могли сбрасывать глубинные бомбы.

Англичане «доработали» эти миноносцы, оставив одну 102-миллиметровая пушку, одну 76-миллиметровая и добавив четыре зенитных автомата «Эрликон». В средней части корпуса оставили один трехтрубный торпедный аппарат. А на освободившееся место позади носового орудия устанавливался 24-ствольный противолодочный реактивный бомбомет. Два таких же бомбомета устанавливали ближе к корме, плюс бомбосбрасыватели.
Из бывших эскадренных миноносцев получилось то, что потом назвали «эскортными эсминцами», то есть, универсальные корабли противолодочной обороны.

И эти корабли приняли участие в битве за Атлантику.

Но вернемся в 1943-й год.

После капитуляции Италии 8 сентября 1943 года Советский Союз, США и Англия договорились о разделе итальянского флота. Но такая дележка — процесс не быстрый, и союзники предложили в счет причитающейся нам доли флота Италии передать во временное пользование несколько американских и английских кораблей.

По договоренности мы получали один линкор, один крейсер, восемь эсминцев и четыре подводные лодки. Американцы передали нам крейсер «Милуоки», а остальные корабли следовало получить от британцев.

Я уже не раз заострял внимание читателей на том, что наши союзники из Британии действовали весьма своеобразно. Так вышло и на этот раз. Да, подводные лодки «Санфиш», «Урсула», «Инброкен» и «Унисон» можно было отнести к современным кораблям, они были 1936-1941 годов постройки. А линкор «Ройял Соверен» был построен в 1916 году.

С эсминцами было еще хуже. К передаче предназначались именно «обменные» американские корабли. Которые к тому же на момент передачи находились в резерве.

И на берега Туманного Альбиона был отправлен полуторатысячный десант советских моряков с целью изучения кораблей и передислокации их в распоряжение Северного флота. И увиденное в английских доках их не сильно обрадовало.

По воспоминаниям Сергея Гордеевича Левченко, флагманского офицера, командующего отрядом кораблей, палубы были в запущенном состоянии, борта, надстройки, торпедные аппараты во многих местах покрыты ржавчиной. Осмотр кораблей показал, что ни один из них не может выйти в море: торпедные аппараты не разворачивались, орудия имели большой расстрел стволов, котлы на четырех эсминцах требовали смены водогрейных трубок, главные машины нуждались в перезаливке подшипников.

Наши моряки трудились по 12 часов и более, вычищая из трюмов грязь, удаляя ржавчину.
Свой среди чужих. Часть 9. О старых плавучих чемоданах

Освоение эсминцев двигалось медленно еще и потому, что отсутствовали многие схемы, чертежи и описания. Советские офицеры были вынуждены самостоятельно разбираться в различных узлах. В результате появились схемы паропроводов, электрооборудования, масляной и прочих систем, которые затем сводились в общую схему корабля. Так создавались общекорабельные документы, по которым и проходила учеба личного состава.

Кроме того, на складах адмиралтейства не хватало запасных частей, а принимать корабли без них, учитывая техническое состояние эсминцев, было бы просто преступно. Англичане же ссылались на то, что эсминцы строились в Америке тридцать лет назад, и запчасти к ним не сохранились.

Но наши моряки не были бы настоящими моряками, если бы не смогли придумать достойный выход из ситуации.

Руководителям британского Адмиралтейства было предложено передать в качестве запасных частей целый эсминец, однотипный с принимаемым. Англичане от такого просто обалдели и согласились далеко не сразу. Но согласились.

Моряки отряда так и называли поначалу девятый эсминец — «Запасные части». В очень сжатые сроки его надлежало привести в приличный вид, с тем чтобы своим ходом переправить в Мурманск. Надо полагать, что «сверх нормы» англичане расставались с худшим из возможных кораблей.

Срочно была сформирована авральная команда: с каждого эсминца по восемь моряков — всего 63 человека. Это вдвое меньше штатного расписания эскадренного миноносца данного типа.

Командиром «Запасных частей» был назначен флагманский штурман отряда капитан 2 ранга А. Е. Пастухов, замполитом — работник политотдела капитан 3 ранга Н. В. Матковский. О командире и замполите стоит сказать особо. А. Е. Пастухов. Опытный офицер, отличный штурман, он оказался и хорошим командиром корабля. Под стать ему был и замполит Н. В. Матковский — боевой моряк, с опытом службы на Черноморском флоте, Азовской и Волжской военных флотилиях. Пастухов и Матковский отлично дополнили друг друга, сумели сплотить коллектив. И когда возник вопрос, как назвать эсминец — ведь не вечно же подтрунивать над ним, мол, «Запасные части», — команда единодушно ходатайствовала: «Дружный». Впоследствии это имя и было утверждено.

 

Ведомость того времени, хорошо иллюстрирующая проблемы, с которыми столкнулись наши моряки.

И случилось чудо: 6 сентября «Запасные части» своим ходом прошел вдоль восточного побережья Англии в Скапа-Флоу, а затем в бухту Лох-Ю, где формировался очередной союзный конвой. А потом дошел и до Мурманска, вместе с конвоем, хотя англичане просто умоляли не давать ход больше 10 узлов и тем более, не пользоваться бомбометами.

17 августа конвой вышел в море, а 24 августа благополучно встал на якоря на рейде Ваенга.

На Северном флоте корабли получили свои имена. Вся серия эсминцев была названа «тип «Жаркий».

“Дерзкий”, “Деятельный”, “Доблестный”, “Достойный”, “Дружный”, “Жаркий”, “Жгучий”, “Жесткий” и “Живучий”.

"Дерзкий"


«Дерзкий»

"Деятельный"


«Деятельный»

"Доблестный"


«Доблестный»

"Достойный"


«Достойный»

"Жгучий" (на снимке он, правда, еще "Твиггс")


«Жгучий» (на снимке он, правда, еще «Твиггс»)

"Жаркий"


«Жаркий»

"Жесткий"


«Жесткий»

"Живучий"


«Живучий»

На долю «старичков» выпала самая изнурительная работа: конвоирование судов в северных морях и борьба с немецкими подводными лодками. И, надо сказать, что несмотря на тяжелое прошлое и уже изрядный срок эксплуатации, американцы в руках советских моряков стали оружием, стали боевыми кораблями, которых нам не хватало на Северном флоте.

Из англо-американцев сформировали два дивизиона:

2 дивизион эскадренных миноносцев (капитан 2 ранга М.Д. Осадчий):
— эскадренный миноносец «Дерзкий»;
— эскадренный миноносец «Доблестный»;
— эскадренный миноносец «Жаркий»;
— эскадренный миноносец «Жгучий»;
— эскадренный миноносец «Жесткий»;
— эскадренный миноносец «Живучий».

3 дивизион эскадренных миноносцев (капитан 2 ранга Е.М. Крашенинников):
— эскадренный миноносец «Деятельный»;
— эскадренный миноносец «Достойный»;
— эскадренный миноносец «Дружный»;

Плюс ровесники-«Новики»:
— Краснознаменный эскадренный миноносец «Валериан Куйбышев»;
— эскадренный миноносец «Урицкий»;
— эскадренный миноносец «Карл Либкнехт».

Кстати, наши моряки немного «схимичили» и «Дружного» на запчасти не разобрали. Трудно представить, чего им это стоило, но факт: эсминец, на который даже англичане махнули рукой, не пошел «на разбор», а был доведен до того, что стал абсолютно полноценным боевым кораблем.

Ну не было у нас тогда возможности так разбрасываться кораблями на Севере.

Можно только представить удивление британских властей, когда в августе 1952 года эсминец «Запасные части» своим ходом прибыл в Англию…

Были у эсминцев и победы.

«Дерзкий» первым открыл счет, еще на пути в Мурманск потопив (достоверно) немецкую подлодку U-344.

«Живучий» 9 декабря 1944 года артиллерийским огнем, тараном и бомбами отправил на дно (достоверно) подлодку U-387 со всем экипажем.

Действуя в составе Эскадры Северного флота, эсминцы типа «Жаркий» за период с 10 сентября 1944 года по 9 мая 1945 года выполнили 85 боевых заданий.

Корабли совершили 307 выходов в море для поиска германских подводных лодок, 224 выхода для проводки 70 конвоев, отконвоировав при этом 337 транспортов и ледоколов. В период проводки конвоев эскадренные миноносцы имели 74 столкновения с неприятельскими подводными лодками, при этом только одной из них удалось 22 апреля 1945 года потопить транспорт «Онега», шедший в составе конвоя ПК-9.

Цифры, за которыми стоит ежедневная боевая работа в условиях Заполярья. Зачастую эсминцы даже не заходили в порты, получая топливо, боезапас, продукты и воду с барж на промежуточных стоянках.

До 1949 года эсминцы продолжали находиться в составе Северного флота, на них проходила плановая боевая подготовка. Полноценное же использование эсминцев типа «Жаркий» было ограниченным ввиду их плохого технического состояния.

В 1949—1952 годах все эскадренные миноносцы были возвращены ВМС Великобритании, за исключением «Деятельного» (бывший «Черчилль»), который 16 января 1945 года был торпедирован немецкой подводной лодкой «U997» и затонул почти со всем экипажем во главе с командиром корабля капитан-лейтенантом Кравченко Константином Афанасьевичем в районе к северу от губы Рында в Баренцевом море.

После приемки все корабли незамедлительно были списаны и разделаны на металл.

Вот такая судьба. Не нужные в Америке, не нужные резервисты в Великобритании, отданные, как говорится, «на отвали», эти эсминцы стали оружием в прямых руках русских моряков. И с честью выполняли все поставленные им боевые задачи.

Что лишний раз подтверждает постулат, что воюет не техника, воюют люди.

Источник — https://topwar.ru/105998-svoy-sredi-chuzhih-o-staryh-plavuchih-chemodanah.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account