В данной статье мы немного поменяем вектор повествования. Речь по-прежнему будет идти про трофейные танки на службе в Панцерваффе Вермахта. Но мы временно отойдем от французской тематики, и обратим свой взор на Чехословакию, а конкретно на фирму ČKD (Ceskoslovensko-Kolben-Danek), которая знаменита своим легким танком LT vz.38. Именно об этой машине и пойдет сегодня речь.
Фирма ЧКД (она же “Прага”) ведет свою историю с 1927 года. Помимо танков, она знакома отечественному обывателю по трамваям марки «Tatra» (не путать с автомобильной маркой). А самое непосредственное участие в разработке танка принимал эмигрант из России, выдающийся инженер Алексей Михайлович Сурин.
Для начала стоит отметить, что продукция ЧКД пользовалась на оружейном рынке 1930-х годов порядочным спросом. А сотрудничество c мировыми предприятиями, например, «Rolls-Royce», позволило приобрести КПП типа “Wilson”. Данная 5-ступенчатая коробка передач «Praga-Wilson» впоследствии стала стандартной фактически для всех танков ЧКД.
Танки заказывали такие страны, как Иран (на вооружении до 1956 г.), Перу (участвовали в войне с Эквадором в 1941 г., а с вооружения сняты только в 1988 г.), Литва (не успели доставить из-за вхождения Литвы в состав СССР, а в дальнейшем машины проданы немцами Словакии), Швейцария (сняты с вооружения в 1950) и Швеция (заказ из-за оккупации не был выполнен, все собранные танки перекупили немцы, а шведам досталась лицензия на производство).
Для Швеции, к слову, должны были поставить фактически полный аналог танк LT vz.38.
Столь активная игра компании ЧКД на внешних рынках объясняется еще и тем, что на внутреннем рынке правила бал компания “Шкода”, с танком LT vz.35. Даже при том, что 298 танков были построены “Прагой”. Создание новой машины, в разы лучшей, чем танк конкурента, еще не гарантировало успешное заключение сделки. Немаловажным оставался и вопрос цены: стоимость одного танка составляла примерно 640 000 крон, что было примерно на 30% выше, чем стоимость танка LT vz.35.
В связи с этим была некоторая неопределенность с разрабатываемым танком LT vz.38, поэтому танк после снятия завесы секретности решили предложить англичанам. Минобороны Чехословакии потребовало 3% от любого экспортного контракта. На туманный Альбион отправили прототип под названием TNH-P. Во второй половине марта 1939 года танк прибыл в Англию.
Машина прошла полевые испытания без единой поломки, но англичане вынесли вердикт, что танк им не подходит. Вот так военно-промышленное лобби расправилось с конкурентами. Мало кто мог подумать, что буквально через год, танки “конкурента” возьмут реванш на полях Бельгии и Франции. Вернулся опытный экземпляр уже в оккупированную страну.
Немногим ранее чешское правительство все же выдало заказ на 150 танков. Однако выполнить его не успели, до момента немецкой оккупации выпустили всего 10 танков. Несмотря на то, что к конфискации вооружения и техники чешской армии немцы приступили фактически незамедлительно, к заводам ЧКД они добрались только в начале мая 1939 года.
Представителям 6-го отдела Управления вооружений показали десять имевшихся LT vz.38 разной степени готовности, машины настолько впечатлили немцев, что сразу был поставлен вопрос о приобретении уже выпущенных танков и размещение нового заказа. Заказ чешского правительства фактически был аннулирован, предоплата в размере более 30 млн. крон возвращена правительству, а обратно вернули миллион налогов. В кратчайшие сроки был налажен выпуск танков, подготовка техников и экипажей. В немецкой системе вооружения танк получил обозначение Pz.38(t).
К началу польской кампании успели сдать 78 танков, 57 из которых поступили в 67-й танковый батальон (55 “линейных” и 2 “командирских”) 3-й легкой дивизии.
В результате серийного выпуска выделяют следующие производственные серии танка, перечислять, чем каждая отличалась от другой не имеет смысла, это займет достаточно много места, но прочитать о них более подробно можно в книге Алексея Калинина “PANZERKAMPFWAGEN 38 (t). Конструирование и производство” (издательство «Тактикал Пресс», 2013 год). Хотя некоторые особенности все же выделим:
1) Pz.38(t) Ausf. A (номера шасси с 1 по 150).
2) Pz.38(t) Ausf. B (номера шасси с 151 по 260).
3) Pz.38(t) Ausf. C (номера шасси с 261 по 370).
4) Pz.38(t) Ausf. D (номера шасси с 371 по 475).
5) Pz.38(t) Ausf. Е (номера шасси с 476 по 750) — запущена в серию в ноябре 1940 г., первая модификация с 50 мм лобовой броней (пакет плит 25+25 мм). И. в отличие от предыдущих моделей, лобовой вертикальный бронелист был выпрямлен.
6) Pz.38(t) Ausf. F (номера шасси с 751 по 1000).
7) Pz.38(t) Ausf. S (номера шасси с 1001 по 1090) — данные машины делались по заказу Швеции, но были реквизированы ОКН 18 июля 1940 года. И впоследствии попали в Вермахт. Лобовое бронирование тоже 50 мм (25 мм корпус плюс 25 мм накладка).
8) Pz.38(t) Ausf. G (номера шасси с 1091 по 1359, с 1480 по 1526, резерв номеров шасси до 1600) — в серии с октября 1941 года, одно из главных отличий: монолитный 50 мм лобовой лист. Самая массовая модификация, и как следствие последняя.
В подразделениях танки проходили некоторую модернизацию, так, например, в 7-й ТД была переделана укладка ЗИП на корпусе танка, и часто модификацию машины на фото сложно определить как раз из-за таких вот не заводских улучшений.
Немаловажными для Вермахта были и командирские машины, на базе Lt vz.38, получившей обозначение Pz.Bef.Wg.38(t), были сделаны следующие модификации:
Sd.kfz. 266 — машина штаба батальона. Оснащена радиостанциями Fu-2 и Fu-5 с одной штыревой антенной.
Sd.kfz. 267 — машина штаба полка или радиороты. Рации Fu-5 и Fu-8 с размещением рамочной антенны на корме танка. С модификации Ausf. B вместо орудия устанавливался муляж со смотровым окошком на месте окна прицела.
Sd.kfz. 268 — машина радиороты. Рации Fu-5 и Fu-7 с двумя штыревыми антеннами.
Помимо этого, был выпущен ряд специализированных машин на базе танка, но о них речь пойдет во второй части статьи.
Вооружение танка состояло из достаточно мощной 37-мм пушки А9 (немецкое обозначение KwK 38(t), чешское Škoda 37 mm A7) и двух 7.92 мм пулеметов ZB-53 (нем. MG37 (t)).
Итак, как писалось выше, в польской кампании приняло участие как минимум 57 танков данного типа. После этого 3-я лёгкая дивизия стала 8-й танковой (также будет участвовать в нападении на СССР). Во французской кампании приняло участие уже более 200 танков Pz.38 (t), 91 машина в составе 7-й ТД находившейся под командованием Э. Роммеля, части которой действовали весьма успешно и особенно на первых порах операции. 8-я ТД так же участвовала в операции “Марита” весной 1941 года на Балканах.
Перед вторжением в СССР части Панцерваффе имели порядка 625 танков Pz. 38 (t). Их распределение по танковым дивизиям выглядит так:
— 7-я танковая дивизия (7. Panzer Division) — 167 Pz.38(t);
— 8-я танковая дивизия (8. Panzer Division) — 118 Pz.38(t);
— 12-я танковая дивизия (12. Panzer Division) — 109 Pz.38(t);
— 19-я танковая дивизия (19. Panzer Division) — 110 Pz.38(t);
— 20-я танковая дивизия (20. Panzer Division) — 121 Pz.38(t).
8-я танковая дивизия входила в состав Четвертой танковой группы. Остальные четыре дивизии входили в состав Третьей танковой группы генерала Гота. 8-я ТД 22 июня 1941 г. вышла к городу Алитус, позже к ней присоединилась 7-я ТД. Тут им противостояли части 5-й танковой дивизии 3-го мехкорпуса РККА. Примерно 30% танков дивизии составляли машины Т-34-76, КВ-1 и КВ-2, остальной парк был представлен танками Т-28, БТ-7, Т-26. И если с последними тремя 37-мм пушка А7 могла бороться достаточно уверенно, то с тяжеловесами марки КВ орудие было не более чем декорацией.
Как писалось выше, 37-мм снаряд был снаряжен достаточно большим количеством пороха, что позволяло ему хоть и с предельно малых дистанций, но поражать Т-34-76 в борт. Танкистам Красной Армии удалось замедлить движение противника на сутки, но лишенные поддержки артиллерии и авиации, снабжения и связи, дольше противостоять не смогли. Немцы заявили, что уничтожили порядка 70 танков, при потерянных 11 своих, но есть мнение, что это только безвозвратные потери, общие же составили от 40 до 60 танков. 23 июня 7-я ТД продолжила наступление в направлении шоссе Вильно-Лида, и совместно с 12-й ТД взяла город.
19-я танковая дивизия переправилась через реку Неман 24 июня, и тут же подверглась контратакам со стороны Красной Армии, и была вынуждена перейти к обороне совместно с 18-й моторизованной дивизией. Но, тем не менее, уже 26 июня вышла к Минску с северного направления, 100-я стрелковая дивизия, оборонявшая Минск, танков не имела, а фактически всю артиллерию направила к границе, и теперь ее подразделения возвращались по частям.
Тем не менее, был организована контратака с применением тяжелых танков КВ (из чьего состава выяснить не удалось), но она была отбита и кольцо окружения вокруг столицы БССР в скором времени замкнулось. После этого немецкие части развернулись для удара в направлении Витебск, Могилев и Смоленск.
Несмотря на кажущуюся лёгкость, танкам Pz.38(t) приходилось несладко, а общие успехи были невелики, т.к. они постоянно наступали при поддержке авиации и артиллерии. Общее число танков за период июнь-август 1941 года сократилось. После боев с окруженными частями Красной Армии под Смоленском 7-я, 12-я и 19-я танковые дивизии понесли существенные потери. На 26 августа составе 12-й ТД осталось в строю 42 из 89 Pz.38(t), в 19-й ТД — 57 из 78, а в 20-й ТД — 52 из 89.
Наступление на Москву продолжили только осенью, после ликвидации окруженных под Киевом советских частей. На 10 сентября 1941 г. в 14 танковых дивизиях насчитывалось 2304 танка из них 312 Pz.38(t). Эта цифра включает общее число танков, включая находившиеся в ремонте. 12 сентября в качестве пополнения были направлены из резерва ОКХ 35 Pz.38(t), помимо прочей техники. Еще 56 Pz.38(t) поступили в течение сентября-октября 1941 года.
Участвовавшие в наступлении на Тихвин части были уже далеко не такими, как 22 июня 1941, 12-я танковая имела в наличии 58 танков, 8-я танковая и того меньше, 38 машин (из них 21 Pz.38(t)).
Ожесточенные бои шли в районе канала Москва-Волга, где в одном из боев в Яхроме немецким легким танкам противостоял бронепоезд №73 войск НКВД (бронепаровоз и два мотоброневагона Д-2). По разным оценкам было подбито от 3 до 12 танков. Несмотря на численный перевес Pz.38(t), действия бронепоезда были весьма успешны.
30 ноября 1941 года немцы на московском направлении перешли к обороне, несмотря на то, что погода и сильные морозы мешали обеим сторонам, эксплуатировать чешские танки оказалось весьма проблематично. А в ходе отступления 7-я танковая дивизия потеряла в боях или бросила практически все Pz.38(t). Всего же к концу 1941 года потери танков данного типа составили 796 машин, а это примерно 80% от всего выпущенного на тот момент парка танков Pz.38(t). После этого на центральном участке советско-германского фронта эти танки почти не использовались. Чего не скажешь о северном и южном участках.
Весной 1942 года в Крым, в район Керчи перебрасывается новая 22-я танковая дивизия. Дивизия понесла серьезные потери в боях у села Парпач 20 марта 1942 года. Однако спустя два месяца ее действия по прорыву обороны Красной Армии на Керченском полуострове решили судьбу 10 советских дивизий.
Далее были бои на Донбассе, за Ростов-на-Дону. На 15 июня 1942 года из 95 танков дивизии 63 были Pz.38(t). Осенью в составе группы армий “Б” использовалась для поддержки 8-й итальянской, а затем 3-й румынской армий. В ноябре месяце, войска Красной Армии опрокинули румынскую армию и 22-я танковая фактически в одиночку пыталась удержать фронт в 200 км и пыталась предотвратить окружение 6-й армии, вполне закономерно понеся тяжелые потери.
В этот же период танками Pz.38(t) произошел интересный случай. Танкисты утепляли танки соломой, и жившие в соломе мыши съели всю изоляцию на электропроводке. Фактически мелкие грызуны оказались такими же эффективными, как противотанковые орудия.
Впоследствии 22-й танковой дивизии с большим трудом удалось избежать окружения, и она фактически сократилась до боевой группы. А 3 марта 1943 года был отдан приказ о расформировании дивизии.
Стоит отметить, что в июне-июле 1942 года в Вермахте числилось еще 332 танка Pz.38(t) всех вариантов:
1-я танковая дивизия (1. Panzer Division) — 10 танков Pz.38(t) из 39.
2-я танковая дивизия (2. Panzer Division) — 33 танков Pz.38(t) из 82.
8-я танковая дивизия (8. Panzer Division) — 65 танков Pz.38(t) из 68.
19-я танковая дивизия (19. Panzer Division) — 35 танков Pz.38(t) из 57.
20-я танковая дивизия (20. Panzer Division) — 39 танков Pz.38(t) из 87.
22-я танковая дивизия (22. Panzer Division) — 114 танков Pz.38(t) из 176 (о ней подробно писалось выше).
22-я танковая бригада (22. Panzer Brigade) — 26 танков Pz.38(t) из 46.
Но уже к началу Курской битвы они оставались только в составе 8-й и 20-й танковых дивизий, всего 204 танка. Шасси танков, выведенных с первой линии, в основном переделывались в САУ, часть машин отправили на слом, а их башни использовались для фортификационных сооружений на Атлантическом валу. На момент высадки союзников в Нормандии была оборудована 351 такая огневая точка.
По данным на октябрь 1943 года, в вермахте еще оставалось 229 танков Pz.38(t). Часть из них использовалась на бронепоездах, на специальных платформах, аналогичных тем, о которых было написано в статье про S35 «Somua». Более поздние данные о наличии в Панцерваффе танков данного типа отсутствуют.
Помимо немцев, танки данного типа на Восточном фронте использовали и ее союзники. Словакия, Румыния, Венгрия и Болгария (Болгария не применяла данные танки на Восточном фронте).
Для нападения на СССР Словакией был сформирован отдельный корпус, который получил название “Rychla Divizia” («Быстрая дивизия»). В её составе было 47 танков чешского производства, из них 10 — LT.38. Боевые успехи были более чем скромными, продвижение словацких частей обусловливалось в основном успехами Вермахта. Дивизия вела бои у Мариуполя и Таганрога и в районе реки Миус. К концу года было потеряно 6 танков, из них 2 LT.38.
Осенью 1942 года на восточный фронт прибыла еще одна танковая рота из 12 машин (шесть LT.38). Все это время “быстрая дивизия” по сути бездействовала. После начала операции “Уран”, у станицы Кутайская, где словаки столкнулись с частями Красной Армии, в бою было потеряно 2 танка, еще 9 бросили. Спасти удалось только одну машину.
На Украине в 1942 году действовала словацкая охранная дивизия, все шесть танков LT.38 были потеряны в ходе советского контрнаступления. Также танки данного типа действовали в Беларуси.
29 декабря 1942 года для противодействия партизанам прислали шесть LT.38, и другую бронетехнику. Откровенно говоря, воевать с партизанами, да на стороне немцев, словаки не горели желанием, а в комплексе с плохим состоянием техники это привело к тому, что часть бронетехники (два бронеавтомобиля) потеряли 8 ноября у города Лоева, а один танк LT.38 (номер V-3009) подорвался на мине между городами Овруч и Мозырь. Большая я же часть техники была отправлена обратно в Словакию.
Апогеем использования танков против партизан стал случай, произошедший 8 июля 1943 года, когда Мартин Корбела угнал танк LT.38 (номер V-3024) и убыл к партизанам. Доехать правда не удалось, танк застрял в пойме реки, но сам Мартин успешно добрался до партизан и после войны сделал хорошую карьеру в чехословацкой армии. В ноябре того же 1943 года всю охранную дивизию отправили восвояси.
Чешские танки, но уже в большем количестве использовала Венгрия. От Германии она получила 111 танков (105 линейных, 6 командирских) данного типа. В составе 30-го танкового полка, действовавшего на Южном участке Восточного фронта, было 89 Pz.38(t). Все они были потеряны в боях под Сталинградом.
Оставшиеся машины в составе 1-й бронетанковой дивизии пытались противостоять советским войскам в Восточной Польше летом 1944 года, где были потеряны последние танки данного типа, а сама дивизия выведена на переформирование.
Румынские танковые части, сильно поредевшие после Сталинградской битвы, нуждались в пополнении. В связи с этим Германия передала ей 50 танков Pz.38(t). Машины были распределены по тыловым частям. Об участии танков в боях на передовой, автору не известно.
Танк Pz.38(t) был достаточно сложным противником для пехоты и для лёгких танков в 1941-1942 годах. В 1943 году его использование уже представлялось проблематичным. И немецкие части, вооруженные этим танком, постепенно перевооружались на машины немецкого производства.
Но на начальном этапе Второй мировой войны танк сыграл свою заметную роль. Дело в том, что большой навес пороха в 37-мм снарядах стал тем весомым аргументом, который позволил бороться с S35 и B1 bis во Франции и Т-34-76 в СССР.
В отличие от танков Pz III, вопрос о перевооружении машины даже не ставился. Большое количество приборов наблюдения позволяло контролировать ситуацию на поле боя. Повышала шансы танка на успех и хорошая проходимость, танк благодаря трансмиссии и механизмам поворота легко проходил участки со слабым грунтом, там, где вязли даже Т-34-76. Машина обладала хорошей маневренностью. При всем этом броня чешских танков была достаточно хрупкой, попадания вызывали отколы с внутренней стороны. Танк могли поразить даже полковые орудия осколочно-фугасным снарядом. Пехотинцам же бороться с данной машиной было весьма сложно. Большие углы наведения пулеметов, а также раздельное управление, позволяли отсекать прорвавшихся пехотинцев. Уплотнение люков кожей делало машину весьма сложной целью для “Коктейлей Молотова”, а маневренность танка помогала избежать закинутых под днище гранат.
На ИКК “Линия Сталина” на основе чертежей и базы ГТ-МУ была сделана ходовая реплика танка Pz.38(t), ее можно увидеть на многочисленных реконструкциях, проводимых на территории комплекса.
ТТХ:
- Боевая масса, т — 9,7.
- Экипаж, чел. — 4.
- Количество выпущенных, шт. — 1406.
Размеры:
- Длина корпуса, мм — 4619.
- Ширина корпуса, мм — 2135.
- Высота, мм — 2252.
- Клиренс, мм — 400.
Бронирование:
- Тип брони: стальная катаная.
- Лоб корпуса (верх), мм — 25.
- Лоб корпуса (середина), мм — 12.
- Борт корпуса, мм — 15.
- Корма корпуса, мм — 15.
- Днище, мм — 8.
- Лоб башни, маска орудия, мм — 25.
- Борт башни, мм — 15.
Вооружение:
- Калибр и марка пушки — 37-мм A7.
- Боекомплект пушки, шт. — 72.
- Пулемёты: 2 × 7,92-мм ZB vz.37.
Подвижность:
- Тип двигателя: рядный, 6-цилиндровый, карбюраторный жидкостного охлаждения.
- Мощность двигателя, л. с. — 125.
- Скорость по шоссе, км/ч — 48.
- Скорость по пересечённой местности, км/ч — 15.
- Запас хода по шоссе, км — 230.
- Запас хода по пересечённой местности, км — 160.
- Преодолеваемый подъём, град. — 29.
- Преодолеваемая стенка, м — 0,8.
- Преодолеваемый ров, м — 2,1.
- Преодолеваемый брод, м — 0,8.
В целом, LT.38 ряд экспертов называют лучшим танком начала Второй мировой войны. Согласимся с этим мнением, поскольку танк реально был хорош. До появления на полях сражений Т-34.
Об огромном количестве машин, созданных на базе этого танка, мы расскажем во второй части повествования.
Источник — https://topwar.ru/104053-svoy-sredi-chuzhih-bravyy-cheshskiy-soldat-chast-1.html