Свой среди чужих. Часть 6. Somua S35 — лучший из шевалье

20

Другие части цикла

Одним из самых знаменитых и интересных трофеев немцев после осуществления плана “Гельб” стал французский средний танк S35 Somua.
Свой среди чужих. Часть 6. Somua S35 - лучший из шевалье
История машины берет свое начало в январе 1932 года, когда французская армия выдала технические требования на танк типа АМС (Automitrailleuse de Combat — боевая бронемашина). Машина предназначалась не только для поддержки пехоты, но и для борьбы с бронетанковой техникой и укреплениями противника.

За работу рьяно взялась фирма Renault, но в 1934 году ТТЗ (увеличение бронирования, а вследствие этого — веса) пересмотрели, и она по сути оказались не у дел, как и другие фирмы. И чтобы выйти из, казалось бы, тупиковой ситуации, руководство кавалерии обратилось к фирме SOMUA (дочернее от Schneider). Контракт на разработку был заключен в октябре 1934 года.

И уже через 7 месяцев, к середине апреля 1935 года, опытный образец был готов и получил обозначение AMC SOMUA Type AC3. Такая скорость разработки и постройки в первую очередь объясняется тем фактом, что подвеска и трансмиссия частично были заимствованы у чешского танка Lt.35. Этому способствовали инженеры Schneider, которые некоторое время работали на заводах Skoda. По сути, промышленный шпионаж в действии.

Проблемы у нового танка возникли с силовой установкой. Несмотря на то, что фирма SOMUA выпускала для армии тягачи, их двигатели не подходили для нового танка. Проблему помогла решить фирма Javier Sabin. Заявленное вертикальное бронирование было от 25 до 35 мм, крыша МТО и днище от 12 до 20 мм. Хотя испытания в Кубинке трофейного S35 показали иные характеристики: лобовая часть 45 мм, толщина бортов составила 40-45 мм. Вооружение опытного танка (как и четырех предсерийных танков) состояло из 47-мм пушки SA34 и спаренного с ней 7,5-мм пулемета, и монтировалось все это в башне типа АРХ1. Серийные танки получили улучшенную башню модели АРХ 1СЕ с расширенным погоном и новую 47-мм пушку SA35 U34. Бронебойный снаряд с защитным наконечником которой, при скорости 671 м/с пробивал 40-мм лист брони, установленный под углом 30° с дистанции 500 метров, а обычный снаряд с того же расстояния пробивал 33-мм бронелист. Тем не менее башня так и осталась одноместной, что сильно осложнило жизнь командиру танка.

Прототип танка прошел испытания с 4 июля по 3 августа 1935 года. Военные высказали ряд замечаний и предложения, и после внесения изменений (второй этап, с 15 октября по 17 декабря 1935 г.) улучшений выявлено не было. Но потребность в новых танках у кавалерии была большая, и поэтому, не дожидаясь полного прохождения испытаний, был сделан заказ на 50 единиц. Танк получил официальное обозначение Char 1935 S (Танк 1935 S), хотя впоследствии более привычным стало другое название — SOMUA S35.

SOMUA S35


SOMUA S35

Первые серийные машины из-за спешки вышли с множеством дефектов. По сути, до апреля 1938 года шло дополнительное тестирование. В этом же месяце кавалерия все же приняла S35 на вооружение. Интересной особенностью было наличие дифференциального механизма поворота, управление осуществлялось штурвалом.

Это вылилось в то, что минимальный радиус поворота S35 был больше, чем у танков, имевших бортовые фрикционы, так как нельзя было полностью остановить одну гусеницу. При совершении других маневров данная специфика сохранялась, требовалась хорошая подготовка механика-водителя.

К 1 сентября 1939 г. французская армия располагала 270 танками S35, после объявления мобилизации, а затем и войны Германии, выпуск танков стал возрастать. К 25 июня 1940 г. фирмой SOMUA было выпущено 427 танков S35.

Боевое крещение, как и машины, о которых мы рассказывали в предыдущих статьях, S35 получил во время Французской кампании мая-июня 1940 года. Несмотря на качественное превосходство над немецкими танками, французам не удалось задержать немцев в приграничных сражениях. Например, в битве за Ханнут (Бельгия), проходившей с 12 по 15 мая, и в которой непосредственное участие приняли S35.

Важную роль сыграла немецкая тактика концентрированного удара, и по итогам боев было потеряно более 60 танков данного типа.

Участвовали танки S35 и в битве под Арасом, но успехи были достаточно скромные. А Шарль де Голь получивший в свое распоряжение 36 танков, отзывался о них следующим образом: “…Тем временем я получил на пополнение 3-й кирасирский полк, состоящий из двух эскадронов танков SOMUA. Однако во главе экипажей танков были командиры, которые никогда раньше не стреляли из орудий, а водители имели за плечами в общей сложности не более четырех часов вождения танка…”

К 22 июня 1940 года у французов оставалась примерно сотня танков SOMUA, 23 из которых оставили правительству Петена. Общее число трофейных танков составило 297 единиц. Эти машины получили немецкое обозначение Pz.Kpfw.739(f) и были частично модернизированы. А именно:

— поставлена немецкая радиостанция FuG5;

— командирская башенка получила двухстворчатый люк;

— полностью перекомпоновали боевое отделение, и башня все же стала двухместной.

Свой среди чужих. Часть 6. Somua S35 - лучший из шевалье

Pz.Kpfw.739(f)


Pz.Kpfw.739(f)

Несмотря на то, что танк уступал Pz IV по ходовым качествам, по бронированию и вооружению он вполне подходил для действий на фронте.

Танками S35 Somua оснастили пять танковых полков (100, 201, 202, 203, 204 Pz.Rgt. — Panzer-Regiment) и 10 отдельных танковых батальонов (Pz.Abt. 40, 202, 205, 206, 211, 212, 213, 214, 223, 301 — Panzer-Abteilung). В декабре 1940 года был создан 201 Pz.Rgt. двух батальонного состава.

Всего в танковом полку имелось 36 S35 и 82 Н-38/39. В январе 1941 года на территории Франции создается 301-й танковый батальон, а в феврале — 202-й танковый полк (из двух батальонов). А в марте 1941 года эти две части сводят в 100-ю танковую бригаду (Pz.Brig.100). Всего на данный период насчитывалось 295 танков (90 S35 и 205 Н-38/39).

Среди частей, которые имели на вооружение танк SOMUA, также были: отдельный танковый батальон “Wolf” (будущий 211 батальон), 100 учебный танковый батальон (обучение работы с трофейной бронетехникой), 201 и 202 танковые полки. А перед самым вторжением в СССР началось создание 101 бригады трофейных танков (состояла из двух танковых полков 203(Pz.Rgt.203) и 204 (Pz.Rgt.204).

К 1 июля 1941 у немцев было по меньшей мере 472 французских танков (из них 144 S35) в составе 101-й и 101-й танковых бригад в первой линии, не считая машин в 100 учебном батальоне, 211 и 204 полках.

Учебный S35


Учебный S35

При формировании 22 танковой дивизии в сентябре 1941 года ее личный состав получил танки S35, но впоследствии они были заменены на чешские Pz.38(t). Был еще 203 танковый полк, из 23 танковой дивизии, но танки там заменили на Pz IV. А танки Somua отправили в Финляндию, где 211 полк (211 Pz.Abt) подчинялся командованию группы армий “Север”. Не все подразделения сражались на Восточном фронте. Часть танков и вовсе были переданы союзникам Германии: Болгарии (~6-7), Венгрия (2), Италия (32), Хорватия (20).

Помимо всего этого, танки S35 поступали на вооружение бронепоездов. К 22 июня 1941 года, для нападения на СССР было сосредоточено шесть штук. Бронепоезда №26, №27 и №28 имели в своем составе по 3 танка, №29, №30 и №31 — по два, всего 15 машин. Платформы снабжались аппарелями для “десантирования” танков.

Немецкий бронепоезд №28


Немецкий бронепоезд №28

Станция “Столбцы”(Минская область), лето 1941 года. Фото с форума fortification.ru


Станция “Столбцы”(Минская область), лето 1941 года. Фото с форума fortification.ru

Первое боевое столкновение с частями Красной Армии случилось для “французов” в Брестской крепости, на Кобринском укреплении (Северный остров) у Восточного форта. Поначалу их применение виделось весьма туманным, т.к. командование не совсем понимало, как использовать бронепоезд № 28 в боях за город Брест и крепость. Ситуацию осложняло еще и то, что у танков полностью отсутствовали снаряды. Проблему устранили фактически накануне войны.

В бой танки пошли 23 июня. Скорее всего их запросили для усиления штурмующих, т.к. использование «Штугов», днём ранее особых успехов не принесло. По имеющейся информации, два танка были подбиты на Кобринском укреплении у Северных ворот гранатами и из зенитного орудия (скорее всего это 76,2 мм орудие 3-К 393 ОЗАД), третий танк все же прорвался во двор цитадели и был подбит орудием из района 333 СП. Два из трех танков были эвакуированы. По другим данным, три танка использовались 26 июня, но также без особого успеха.

Танк Pz.Kpfw.739(f) у Северных ворот Брестской крепости


Танк Pz.Kpfw.739(f) у Северных ворот Брестской крепости

Танк Pz.Kpfw.739(f) при штурме Восточного форта


Танк Pz.Kpfw.739(f) при штурме Восточного форта

Сломить же сопротивление защитников Восточного форта удалось только, сбросив на форт 29 июня 1800 кг. авиабомбу.

В дальнейшем танки S35 использовались эпизодически. Это было осенью 1941, скорее всего, в районе Смоленска.

Танк Pz.Kpfw.739(f), Восточный фронт, сентябрь 1941 год


Танк Pz.Kpfw.739(f), Восточный фронт, сентябрь 1941 год

Танк Pz.Kpfw.739(f), Восточный фронт, подбитый на подступах к Москве, 1941 год


Танк Pz.Kpfw.739(f), Восточный фронт, подбитый на подступах к Москве, 1941 год

Весной 1942 года в составе 22-й танковой дивизии эти танки штурмовали Севастополь. А чуть позже в боях под Сталинградом, где один танк попал к нам в качестве трофея.

Трофейный Танк Pz.Kpfw.739(f)


Трофейный Танк Pz.Kpfw.739(f)

К началу лета 1943 года на центральном участке Восточного фронта оставалось только два танка S35. Остальные несли службу во Франции (67), Югославии (43), в Скандинавии (32), и 15 единиц оставалось на вооружении бронепоездов.

211 батальон (211 Pz.Abt), который как писалось выше прибыл в Финляндию еще летом 1941 года. Танки S35 выполняли роль командирских машин во взводах, оснащенных Н-39. Большую часть времени машины находились в корпусном резерве, вплоть до лета 1944 г. находясь на Кандалакшском направлении в районе Куолоярви. Для отражения наступления Красной Армии финны и немцы были вынуждены использовать всю имеющуюся бронетехнику, и 211 полку пришлось туго.

В ночь с 9 на 10 сентября рота S35 была послана для усиления немецких частей на кандалакшском направлении. Передвигаясь по дороге Миоккалахти-Куолаярви немецкие танки попали в “засаду” трех советских Т-34-76, которых сами же немцы хотели заманить в засаду, но из-за темного времени суток советские танки просто проскочили опасный участок. Возникла неразбериха, и та и другая сторона приняла вражеские танки за свои. Экипажи “тридцатьчетверок” среагировали быстрее, и тут же первый S35 получает три снаряда, спустя минуту подожгли второй танк, экипажи остальных танков решили за благо покинуть свои машины и ретироваться. По одним данным советским частям досталось 6 неповрежденных танков, по другим 8. После беглого осмотра было принято решение включить уцелевшие трофейные танки в состав наступающих частей. Их заправили, снабдили экипажами из запасного полка и отправили в бой. Уцелевшие после боя танки были отправлены в Кубинку.

Помимо Восточного фронта, танки S35 засветились и на других фронтах. Немцы также переоборудовали 60 танков в гусеничные тягачи, которые использовались на обоих фронтах (Западном и Восточном).
Размеры:

  • Длина корпуса, мм — 5380.
  • Ширина корпуса, мм — 2120.
  • Высота, мм — 2630.
  • Клиренс, мм — 420.

Бронирование:

  • Тип брони: стальная литая, гомогенная.
  • Лоб корпуса (верх), мм/град. — 36 / 22°.
  • Лоб корпуса (низ), мм/град. — 36 / 0—90°.
  • Борт корпуса (верх), мм/град. — 35 / 22°.
  • Борт корпуса (низ), мм/град. — 25+10 / 0°.
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 25 / 30°.
  • Корма корпуса (середина), мм/град. — 35 / 0°.
  • Корма корпуса (низ), мм/град. — 25 / 30°.
  • Днище, мм — 20.
  • Крыша корпуса, мм — 12—20 / 82—90°.
  • Лоб башни, мм/град. — 56.
  • Маска орудия, мм/град. — 56.
  • Борт башни, мм/град. — 46 / 22°.
  • Корма рубки, мм/град. — 46 / 22°.
  • Крыша башни, мм — 30 / 72—90°.

Вооружение:

  • Пушка 47-мм SA 35 U34.
  • Боекомплект: 118 снарядов.
  • Пулемёт: 1 × 7,7-мм mle.1931.

Подвижность:

  • Мощность двигателя, л. с. — 190 при 2000 об./мин.
  • Скорость по шоссе, км/ч — 37.
  • Запас хода по шоссе, км — 260.
  • Запас хода по пересечённой местности, км — 128.
  • Удельное давление на грунт, кг/см² — 0,75.
  • Преодолеваемый подъём, град. — 35.
  • Преодолеваемая стенка, м — 0,75.
  • Преодолеваемый ров, м — 2,15.
  • Преодолеваемый брод, м — 1,0.

Резюме:

S35 как танк по сравнению с аналогами к началу Второй мировой войны отличался сравнительно высокими характеристиками вооружения и броневой защиты. 47-мм пушка SA 35 U 34 была способна эффективно поражать любые типы немецких танков, толщина брони которых в период Французской кампании не превышала 30 мм. При этом в её боекомплекте имелся сравнительно эффективный осколочный снаряд, вдвое превосходивший по заряду взрывчатого вещества советский 45-мм О-240 и уступавший в то время лишь снарядам 75-мм или 76-мм орудий.

Бронирование S35 при толщине вертикальных поверхностей корпуса около 40 мм рассчитывалось на защиту от противотанковых орудий первого поколения, имевших калибр около 37 мм.

Если брать за уровень именно 1940 год, то S35 был, наверное, лучшим средним танком. Совокупность неплохого вооружения и брони позволяет так сказать. Но с массовым появлением на полях сражений Т-34, S35 ушел в историю.

Источник — https://topwar.ru/103242-svoy-sredi-chuzhih-6-s35-luchshiy-iz-shevale.html

 

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account