В статье про транспортер Renault UE было упоминание про машину, которая должна была прийти ему на замену. Самое время продолжить рассказ и рассказать, что же это за зверь такой — Lorraine 37L/38L.
Напомню, что история машины берет свое начало в 1935 году, когда французское командование озвучило требования к новому транспортеру-тягачу для перевозки пехоты и грузов, согласно которым вес машины не должен был превышать 2600 кг, грузоподъёмность — не менее 500 кг и транспортировка прицепа с нагрузкой — 1000 кг.
В 1936-1937 годах за работу принялись пять фирм, но контора Lorraine de Dietrich проявив непревзойденные чудеса скорости и сноровку: сумела 23 апреля 1937 года выкатить на испытания прототип машины Lorraine 37 (короткая версия).
Меньше чем через месяц был объявлен конкурс на создание машины подобного класса, но уже для танковых частей. Инженеры фирмы Lorraine пошли по пути наименьшего сопротивления и просто удлинили базу вполне удачного тягача, добавив по одной тележке с двумя катками на каждый борт.
Новая модель получила обозначение Lorraine 37L (длинная версия). Тягач представляет из себя бронированную машину (броня клепанная) с передним размещением отделения управления, МТО в центральной части и открытым сверху десантным отделением в корме машины.
После проведения испытаний образец был отправлен на завод для устранения замечаний. И в конце 1937 года армейская комиссия (Commission de Vincennes) принимает на вооружение оба варианта транспортера под обозначением Tracteur de ravitaillement pour chars Lorraine 37.
Но спустя некоторое время, здравый смысл восторжествовал: заказ на сотню единиц “короткой версии” аннулировали. Итого за два года производства, с 1938 по 1940 гг., было выпущено 378 единиц, по другим данным — 432.
Машины в основном использовалась для перевозки отделения мотопехоты или расчета буксируемой 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномета.
После войсковых испытаний военные пришли к выводу, что транспортер не отвечает требованиям моторизованной пехоты, а именно перевозка одного отделения пехоты на одной машине. В связи с чем в конструкцию были внесены небольшие доработки, а именно видоизменен корпус, который увеличили по высоте для более комфортного размещения солдат и экипажа. Машина получила название Lorraine 38L.
В конце 1939 года транспортеры стали поступать на вооружение танковых частей. В будущем ими предполагалось полностью заменить машины типа Renault UE. Но по факту новые машины просто дополнили старые. По штату отдельный танковый батальон насчитывал 12 бронетранспортеров 37L, батальон танков Char В1 bis — 18, эскадрон кавалерийских танков S-35 и Н-35 — по 3 единицы. Всего построили 240 бронетранспортеров Lorraine 38L в нескольких модификациях. Но о них чуть позже.
Несмотря на кажущийся большим выпуск новых бронетранспортеров, не все они сразу же попали в войска, поэтому с началом французской кампании ими активно пользовались 1-я, 2-я и 3-я бронетанковые дивизии, большинство легких механизированных дивизий (DLM) и некоторые отдельные танковые батальоны.
На базе Lorraine 38L были созданы несколько модификаций:
Lorraine 38L VDP — модификация для перевозки пехоты. Была увеличена высота корпуса, и переделана конструкция прицепа, которая позволила перевозить 4 пехотинцев во вполне комфортных условиях. Заказ составил 100 бронетранспортеров.
Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes) — тоже модификация для транспортировки пехоты. Было увеличено бронирование транспортного отделения, и, как следствие, возросла масса. Был доработан прицеп, грузоподъемность теперь составляла 1000 кг. Всего было заказано 130 единиц. Примерно половину машин этой модели поступили части 1-й, 2-й, 3-й бронетанковых дивизий французской армии. Куда делись остальные, неизвестно.
Lorraine 38L PC — командирский вариант на базе Lorraine 38L. Машина командиров танковых рот, батальонов и дивизий. В зависимости от типа оснащалась радиостанцией ER-55 (рота, батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Выпустили их всего ничего — 10 машин. После захвата их немцами использовались для перевозки 7,5-см орудий Pak 97/98 (f), и то в Северной Африке (15-я ТД).
Французы также сделали совершенно отличный от вышеописанных экземпляров техники образец. В некоторых источниках машина фигурирует как Lorraine 39, в других — как Lorraine 40.
Это был качественный шаг вперед, новый бронетранспортер мог перевозить пехотное отделение, не используя прицепа, причем десант был достаточно надежно прикрыт броней. Машина могла перевозить 8 драгун и 2 члена экипажа. Её французы и принялись выпускать на заводе компании Fouga в Безье, а затем и на заводе фирмы Lorraine (Люневиль). Насколько известно автору, на вооружение Вермахта данный БТР не поступал.
В качестве трофеев Германии досталось около 330 “Лоррейнов”. И поначалу они использовались по прямому назначению, т.е. как тягачи Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper.
Первым тягачом “Лоррейн”, подвергшимся конверсии, может считаться опытная машина под названием 4.7cm Pak 181 oder 183 (f) auf Panzerjager Lorraine-S (f). С использованием трофейной 47-мм французской пушки. Дальше опытного экземпляра дело не пошло. Справедливости ради стоит сказать, что вопрос национальной принадлежности данной САУ весьма спорный, имеется также информация о её французском происхождении.
После вторжения в СССР, связанных с этим потерями и возросшей потребностью в мобильной артиллерии, 23 мая 1942 года было принято решение о переоборудовании 60 машин в САУ с 75-мм орудием. Затем заказ увеличили до 170 (по другим данным, до 179) единиц. Машина получила название 7,5 cm Pak 40/1 auf Lorraine Schlepper (f), в сквозной системе обозначения Sd.Kfz.135. Хотя более известна широкой общественности как «Marder I».
7,5 cm Pak 40/1 auf Lorraine Schlepper (f):
Модернизация (которую осуществляла уже набившая оскомину фирма Alkett) заключалась в следующем: вместо десантного отсека устанавливалась достаточно массивная и открытая платформа с 75 орудием PaK.40/1 L/46, монтировалась радиостанция FuG5, боекомплект составлял 40 выстрелов и 600 патронов к пулемету MG-34 (перевозился внутри боевого отделения). Возросший вес не сильно сказался на проходимости машины.
В августе 1942 года первые 54 машины прибыли на Восточный фронт. Поступили они на вооружение рот (по 9 машин) в танко-истребительные батальоны:
— 31-я пехотная дивизия (одна рота в Pz.Jg.Abt.31);
— 35-я пехотная дивизия (2-я рота в Pz.Jg.Abt.35);
— 36-я пехотная дивизия (4-я рота в Pz.Jg.Abt.35);
— 72-я пехотная дивизия (3-я рота в Pz.Jg.Abt.35);
— 206-я пехотная дивизия (5-я рота в Pz.Jg.Abt.35);
— 256-я пехотная дивизия (1-я рота в Pz.Jg.Abt.35).
Два последних батальона в июне 1944 года входили в состав 206-й пехотной дивизии, воевавшей на Витебском направлении. И учитывая характер местности (лес, малое количество дорог с твердым покрытием, множество мест для засад), данные машины доставили хлопот наступающим частям.
Остальные САУ в большинстве своем убыли на Западный фронт.
Помимо противотанковых установок, требовались и мобильные САУ с орудиями крупного калибра. Первая машина получила обозначение 15 cm sFH 13/1(SF) auf GW Lorraine Schlepper (f) (Sd Kfz 135/1). Конструкция рубки отличалась от машин типа «Marder I», также была установлена другая радиостанция и новый прицел.
По имеющимся данным, на Восточном фронте они не появлялись. А всецело мешали союзникам на Западном фронте, например, в составе 21 танковой дивизии. Информация о количестве выпущенных машин варьируется от 94 до 102 единиц.
Еще разработали САУ на основе полевой гаубицы 10,5 cm leFH 18/4, под названием 10,5 cm leFH 18/4(SF) auf GW Lorraine Schlepper (f). Машина фактически была идентична противотанковому варианту за исключением орудия, так же была легче, чем вариант со 150-мм орудием. В 1942 году выпустили по разным данным от 10 до 24 штук. Информацией, участвовала ли САУ в боях против Красной Армии автор не располагает.
Для того, чтобы управлять этой, и не только, разношерстной артиллерийской братией, немцы использовали командирские машины управления. Об одной из них было рассказано в статье про Renault UE. Для батарей 105-мм орудий на базе тягача тоже была разработана машина данного типа. На фото ниже, на переднем плане именно такая машина на базе Lorraine 38L. Также видны 105-мм САУ на ее базе, и упоминавшиеся выше машины Renault. По разным данным, выпустили от 10 до 40 командирских машин.
Куда более совершенным вариантом специализированной машины для командиров артиллерийских батарей стала Großer Funk-und Beobachtungspanzer auf Lorraine-S(f). Представляет их себя полностью забронированную машину, оснащенную всем необходимым и вдобавок вооруженную пулеметом MG-34. Выпустили 30 единиц.
Помимо этого, встречается информация об опытной САУ, оснащенной трофейной советской 122-мм гаубицей М-30, под названием 12.2cm Kanone (r) auf Geschutzwagen Lorraine (f). Машина размещалась на транспортно-десантной платформе (по аналогии с теми на которых базировались Pz. 38(t)) в составе бронепоезда. Захватили бронепоезд американские войска в Бургундии, это позволяет сделать вывод, что на Восточном фронте она не использовалась, хоть и не на 100%.
И наверное, не лишним будет сказать о двух весьма экзотических экземплярах, про которые информации крайне мало. В основном они представлены в виде моделей от фирмы Brach Model. Первая машина — это Lorraine 37L с башней от танка Pz I, вторая — Lorraine 37L с четырьмя 280-мм ракетами, навроде тех, что монтировались на трофейные танки R-35 и тягач Renailt UE.
В завершение статьи хотелось бы сказать, что тягачи и бронетранспортеры на базе Lorraine 37L/38L, безусловно, машины качественные. И то, что немцы их не загнали на переплавку или в ангары как FCM36, а использовали на всем протяжении войны, говорит о качественной работе французских конструкторов и инженеров, сумевших создать весьма качественную машину с большим заделом на модернизацию. Жать только, что использовалась она в основном противниками, а не создателями.
Источник — https://topwar.ru/107693-svoy-sredi-chuzhih-lorraine-37l-38l.html