Свой среди чужих. Часть 1. Renault R35 шевалье-неудачник

15

Архивная статья 13.10.2016 года с сайта ТопВар.

В этом новом цикле, который мы затеяли с белорусским коллегой из Бреста Александром Прокуратом, человеком, нежно и трепетно обожающим все, что имеет гусеницы, хочется рассказать подробно о следующих моментах прошедшей великой войны.

Свой среди чужих. Часть 1. Renault R35 шевалье-неудачник

Как принято во многих книгах и учебниках, 22 июня 1941 года через границу на наши земли хлынули полчища немецких танков. Это было красочно описано в книгах, это было показано в фильмах. Но есть нюанс. Немецких ли?

Не секрет, что после Первой мировой войны Германия перенесла жесточайший кризис. И промышленность не была исключением. Да, немцы создали много реально прекрасного оружия, это неоспоримый факт. Качественного. Но количественно, увы, Германия «не смогла».

Сталин как-то сказал послу США в Москве господину Гарриману буквально следующее: «Это война моторов, у кого их будет больше, тот и победит».

Сложно спорить с данным утверждением. И хоть наш прямой противник и враг этих слов слышать не мог, сама их суть была видна в разношерстности «Панцерваффе» и «Вермахта».

Мы ставим своей первоочередной задачей показать то, что СССР воевал не только с Германией. Наши деды и прадеды бились со всей Европой. Которая не только предоставила имеющиеся в ее распоряжении боевые машины, но и производила новые, и прилежно ремонтировала старые.

Ввиду того, что промышленность Германии при старом рейхсминистре по вооружению и боеприпасам Ф. Тодте не была полностью отмобилизована и переведена на военные рельсы, она не успевала закрывать потребности армии в бронетанковой технике.

В связи с этим весьма существенное влияние оказывает использование трофейной техники. Немцы старались по максимуму использовать вооружение, полученное в качестве трофеев. И если в случае с чешскими танками Германия их покупала, то после французской кампании Германии достался огромный парк бронированных машин.

А так как немцы — весьма прилежная нация, то и полученный ресурс они использовали по полной программе. Как — мы расскажем и покажем.

Естественно, что наши повествования не затронут те образцы, которые никогда не появлялись на Восточном фронте. Пусть о них пишут те, кто с ними воевал. Мы же поведем рассказ о тех, кого жгли и сбивали наши предки.

Итак, Франция. И французский шевалье-неудачник «Рено R-35».

На май 1940 года во французской армии было 2637 новых танков. Михаил Барятинский приводит следующие данные по типам и количеству: «314 танков В1, 210 — D1 и D2, 1070 — R35, AMR, АМС, 308 — Н35, 243 — S35, 392 — Н38, Н39, R40 и 90 танков FCM. Кроме того, в парках хранилось до 2000 старых боевых машин FT17/18 (из них 800 боеспособных) периода Первой мировой войны и шесть тяжелых 2С. 600 бронеавтомобилей и 3500 бронетранспортеров и гусеничных тягачей дополняли бронетанковое вооружение сухопутных войск».

Использовались они немцами по-разному: были созданы подвозчики боеприпасов, истребители танков, огнеметные танки, башни использовались на строительстве Атлантического вала, для борьбы с партизанами и прочее.

Первое боевое применение немцами танка R-35, в немецкой классификации Panzerkampfwagen 35R(f) или Panzerkampfwagen 731(f), состоялось еще во время французской кампании, но весьма ограниченном количестве. Затем их предполагалось использовать в операции «Морской лев», по крайней мере, в учениях на территории Северной Франции летом 1940 года эти машины были задействованы.

Panzerkampfwagen 35R 731(f) из состава 336-й пехотной дивизии, Франция, июль 1940 года.


Panzerkampfwagen 35R 731(f) из состава 336-й пехотной дивизии, Франция, июль 1940 года.

Часть танков оставили во Франции для охраны Парижа, несколько единиц досталось 206 танковому батальону в Шербуре. Часть передали союзникам, часть распределили по охранным частям и частям СС (использовались в антипартизанских операциях на Балканах), так как танк не подходил, по немецким стандартам, для использования в первой линии на фронте.

В общей сложности немцам досталось около 800-840 танков типа Renault R35. Большая часть из них требовала ремонта и была отправлена на завод Renault.

Около 200 танков было переделано в специализированные машины, которые принимали участие в операции “Барбаросса” и в боях на Восточном фронте. 110 танков, со снятыми башнями и без боекомплекта, получивших обозначение Umbau von Panzerkampfwagen 35R (f), к февралю 1941 года было придано батареям 150-мм гаубиц sFH 18 и более мощным K18/21. Использовались они вполне успешно, и к началу весны 1942 года в составе Вермахта было еще 52 тягача такого типа.

Umbau von Panzerkampfwagen 35R (f) на Восточном фронте, 1941 год


Umbau von Panzerkampfwagen 35R (f) на Восточном фронте, 1941 год

Не обошлось и без эвакуатора, немцы всегда старались вывезти с поля боя поврежденную и/или подбитую технику. Такой машиной стал Bergeschlepper 35 R (f), от артиллерийского тягача он фактически ничем не отличался, кроме возлагаемых задач. Подобной конверсии подверглось примерно 90 танков R-35

Bergeschlepper 35 R (f) на просторах Восточного фронта.


Bergeschlepper 35 R (f) на просторах Восточного фронта.

Как писалось выше, танки R-35 не могли действовать в первой линии, поэтому в декабре 1940 года компании Alkett получила заказ на переоборудование около 200 единиц в САУ вооруженные 47 мм чешским орудием P.U.V. vz.36 (такое же орудие устанавливалось на Panzerjäger I). Машина получила название 4,7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f).

Задача по переоборудованию была непростой. R-35 имел меньшие габариты, чем Pz I Ausf B (французский танк был на 210 мм уже чем немецкий). Было необходимо разместить трех членов экипажа и боеукладку. Из-за того, что башенный погон был слишком мал, от размещения снарядов внутри корпуса отказались, а разместили их в развитой нише в кормовой части. К слову рубка не была приделана к корпусу намертво, наверху корпуса появились бонки, к которым рубка крепилась на гужонах. В бортах рубки были сделаны двери, что облегчило посадку высадку экипажа. Её так же пришлось выносить максимально вперед, чтобы разместить 47-мм пушку. В основном варианте было построено 174 САУ.

4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f)


4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f)

В марте 1941 года САУ показали Гитлеру, в этом же месяце была выпущена первая партия из 30 машин, к маю их число составило 93, на 22 июня 1941 года их число составило примерно 126 единиц. К концу октября в Вермахт передали еще 74 машины. САУ поступили на вооружение 559-го и 561-го противотанковых батальонов, до того имевших на вооружении буксируемые пушки 3.7 cm Pak 37. Чуть позднее на новую матчасть перешел и 661-й противотанковый батальон.

Все они приняли участие в немецком вторжении в СССР, 559-й противотанковый батальон находился в составе LVI армейского корпуса группы армий «Север», а 516-й в составе 9 армейского корпуса и 611-й в составе XXXXVII армейского корпуса — в группе армий «Центр».

4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на Восточном фронте:

Боевой дебют данных САУ на Восточном фронте сложно назвать успешным. Уже через полторы недели после начала кампании посыпались донесения. Так, 5 июля 1941 г. командир 611-го батальона сообщал что машины окончательно вышли из строя уже в первые дни по причине различных поломок. Подобная ситуация сложилась и 561-м батальоне, в донесении штаба 9-го армейского корпуса значилось о необходимости обратного перевооружения на буксируемые орудия.

Еще одно подразделение, 318-я рота, имевшая на вооружении 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), находилась в тылах группы армий Юг. Смогла продержаться гораздо дольше, рапорты от февраля 1942 года говорят, что в роте сложилась патовая ситуация. Машины постоянно выходили из строя из-за поломок двигателей, были не способны осуществлять длительные марши, особенно в условиях зимы. САУ нельзя было запустить при температуре –10С, замерзшая грязь блокировала катки, траки не держали машину на льду, рация переставала работать при -20С.

Вывод можно сделать один: экипажам данных САУ больше пришлось воевать со своей матчастью, чем с противником, поэтому активнее самоходки данного типа использовались на Западе, но это уже другая история, нас не сильно интересующая.

Совместно с 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) “воевали” и командирские машины, получившие название Führungs-Fahrzeuge auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). От САУ они отличались отсутствием орудия, и смонтированным на его месте пулемётом MG-34 в шаровой установке Kugelblende 30. Всего было переоборудовано 26 машин.

Свой среди чужих. Часть 1. Renault R35 шевалье-неудачник

Помимо Германии, танки R-35 состояли и на вооружении её союзников: Болгарии, Румынии, Италии (не принимали участия в боях на Восточном фронте), а также Польши. Польские танки достались Румынии после сентябрьской кампании 1939 г. Не желая сдаваться немцам, польские танкисты перешли Румынскую границу и были интернированы, румынам досталось 34 танка. В это же время Красной Армии досталось 2 или 3 танка R-35, которые были направлены в Кубинку. Болгарии в апреле 1941 года досталось 40 трофейных танков, в боях на Восточном фронте участия не принимали.

Особняком тут стоит Румыния. По программе перевооружения предполагалось закупить у Франции 200 танков R-35, а также организовать совместное производство на территории Румынии. В итоге завод так и не был построен, а в 1930 году французы сумели передать лишь 41 танк. Из которых сформировали 2-й бронетанковый полк, в который к слову включили и интернированные польские танки. Для нападения на СССР в составе 1-й бронетанковой дивизии, 2-й танковый полк которой был вооружен французскими танками.

2-й танковый полк направили на поддержку 4-го армейского корпуса, в составе которого он принял участие в боях в Бессарабии, и штурме Одессы, где были высоко оценены за способность противостоять советским противотанковым ружьям.

Однако маломощные 37-мм орудия отводили танкам роль поддержки пехоты. После взятия Одессы, румыны списали 15 танков как полностью непригодные для дальнейшего использования, остальные нуждались в капитальном ремонте из-за сильного износа, и из-за боевых повреждений. Румынская промышленность не смогла ввести их в строй вплоть до 1942 года.

Еще в декабре 1942 года было принято решение об установке на танк 45-мм орудий 20К с трофейных Т-26 и БТ-7. У танка снижается боезапас и убирается пулемёт.

Испытания проходят в феврале 1943 года, и командование механизированных войск заказывает 33 модифицированных танка. 45-мм орудия переработаны в Тырговиште в армейском арсенале, завод «Конкордия» в Плоешти делает новые башни, и окончательная сборка осуществлена в Бухаресте. Модифицированные танки получили обозначение Vânătorul de Care R35 или R35/45.

Танки попали во 2-й бронетанковый полк в июне 1944 года. Вступили в бой против частей Красной армии уже в июле 1944 года, но после переворота 23 августа 1944 года стали воевать против немцев.

Особняком стоит танк R-35 с башней от Т-26 обр. 1939 г. Фото в сети появилось некоторое время назад, и известно под подписью “Panzerkampfwagen 35R 731(f) mit T-26 Turm”. Ряд специалистов, таких, как Юрий Пашолок, считают, что фото — подделка.

Свой среди чужих. Часть 1. Renault R35 шевалье-неудачник

Однако Дэвид Бокьюлет с сайта tanks-encyclopedia.com склонен к обратной версии. Целесообразность подделки вызывает сомнение ввиду высокого качества фотографии. Если это фальшивка, то ОЧЕНЬ профессиональная.

Есть еще фото танка с башней от танка Т-26 обр. 1935 г. Оригинальное фото с немецкими солдатами пусть и посредственного качества, но позволяющее сделать определенные выводы.

Свой среди чужих. Часть 1. Renault R35 шевалье-неудачник

Данных о месте и времени снимков нет никаких. Теории происхождения, которые есть на этот час:

1. Румынская. Конверсия танка с башней от Т-26 образца 1939 года, наподобие Vânătorul de Care R35. Слабым местом является наличие опознавательных знаков Balkenkreuz который румынские войска не использовали.

2. Немецкая. Полевая конверсия танка специалистами 7-й добровольческой горнострелковой дивизии SS «Prinz Eugen». Данное подразделение было вооружено различным трофейным оружием, в том числе танками S-35, H-35 и R-35. Однако данное подразделение до 1944 года с частями Красной Армии не воевала, ее основной задачей была антипартизанская борьба на Балканах.

ТТХ:

  • Масса — 10 тонн.
  • Экипаж — 2 чел.

Размеры:

  • Длина — 5,0 м.
  • Ширина — 1,85 м.
  • Высота — 2,37 м.
  • Клиренс — 0,32 м.

Вооружение:

  • пушка Puteaux 37 мм L/21 SA18
  • пулемет Chatellerault 7,5 мм MAC31 «Reibel».
  • Боекомплект: 42 бронебойных и 58 осколочно-фугасных снаряда, 2400 патронов

Бронирование:

  • Лоб корпуса — 40 мм.
  • Борт корпуса — 40 мм.
  • Корма корпуса — 32 мм.
  • Лоб башни — 40 мм.
  • Борт башни — 40 мм.
  • Маска пушки — 40 мм.
  • Крыша — 25 мм.
  • Днище — 10 мм.

Силовая установка;

  • Двигатель: Renault, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 82-85 л. с., ёмкость топливного бака — 166 л.
  • Скорость: 20 км/ч по шоссе, 14 км/ч по проселку.
  • Запас хода: 130-140 км по шоссе, 80-85 км по проселку

Преодолеваемые препятствия:

  • Высота стенки — 0,5 м.
  • Глубина брода — 0,6 м.
  • Ширина рва — 1,5 м.

Итог… Итог прост. Шевалье-неудачник R35 был все-таки крайне слабым танком. Да, бронирование для легкого танка тех времен было неплохим. Все остальное — увы. Медленный, с небольшим запасом хода, слабо вооруженный, он играл вторые роли. Но даже вторые роли он играл плохо, потому в основной массе остался в зрительном зале. То есть на полях сражений.

Источник — https://topwar.ru/102004-svoy-sredi-chuzhih-chast-1-shevale-neudachnik.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account