Сверхтяжёлый танк Т-42 и Т-135 – альтернатива, вошедшая в историю.
Статья не просто давняя, а супердавняя, она была написана ещё в 2010 году, и что любопытно, свою актуальность она не потеряла до сих пор.
Никогда не думал, что наше, в общем-то, невинное увеличение альтернативной историей внесёт путаницу в историю реальную. Однако же, происходит именно так.
В нашем разделе, посвящённом альтернативному танкостроению, уже выложено большое количество танков, которых не было, но могли бы быть при определённом стечении обстоятельств в прошлом. Пока все эти машины, всё же, проходят под грифом «интернет-фэйк» или «альтернативная техника». Но подобной деятельностью в сети занимались наши коллеги и раньше. И их более старые разработки таки попали на страницы «уважаемых» (теперь уже не очень) интернет-сайтов, и даже книг.
Кстати, хочется отметить, что если у нас на сайте создатели альтернативных машин хоть как-то пытаются их приблизить к реальности, то в реальную историю попали абсолютно фантастические и нереальные проекты.
Ранее уже упоминалось о танке «Бегемот» который попал на страницы книги «Танки. Уникальные и парадоксальные». Честно говоря, чтобы посчитать этот танк, являющийся попросту нагромождением деталей от разных моделей советских танков, реальной машиной, нужно совсем не разбираться ни в истории, ни в технике. Однако же, автор – некто В. О. Шпаковский его посчитал вполне реальным проектом и поместил в книгу. И такой человек, со всеми своими «знаниями» по истории техники, пишет книги. Которые, хочу заметить, читают наши дети.
Но это ещё не всё. Это только начало. Другие авторы – Михаил и Вячеслав Козыревы издали книгу «Специальное оружие Второй Мировой Войны». В которую на полном серьёзе внесли ещё два «секретных» проекта – танки Т-42 и Т-135. Они, конечно, выглядят немного более реально, чем упомянутый ранее «Бегемот», но именно что немного. И здравый человек в них так же легко признает очередные интернет-фэйки. Но, видимо, Козыревы к таким не относятся. Хотя, как и упомянутый Шпаковский, книги по истории техники пишут.
Я не поленился и поискал в сети упоминание об этих проектах. И надо же, они оказывается, находятся на многих сайтах. Т-42, так вообще попал в «Википедию», где о нём написана подробнейшая статья. И, естественно, как о реальной машине. Самое интересное, что в конце статьи даны ссылки на книги: М. Коломийца — Многобашенные танки РККА. Часть 2. — М.: ООО «Стратегия КМ», 2000. — 80 с. и Свирина — Танковая мощь СССР. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 640 с. Как видите, с указанием страниц. Эти книги есть у нас на сайте и в моей личной библиотеке. Поэтому я не поленился и посмотрел в них. Как оказалось, этих страниц в этих изданиях просто нет. Они заканчиваются раньше. Также Т-42 угодил и на ранее мною уважаемый сайт «Авиармор». Любопытно, что мне попадалась статья создателя этого сайта, где он развенчивал упомянутые ранее танки «Бегемот» и Т-135 и авторов книг. А вот танк Т-42 показался ему вполне реальным.
Та же история обстоит и с танком Т-135. Правда, в «Википедию» он не попал, но по сети как реальная машина гуляет также довольно бойко.
А теперь о главном. Так как сайт у нас альтернативная история, то рассказу об этих машинах место именно у нас а не в реальной литературе. Ниже я его и привожу:
Содержание:
Супертяжёлый танк Т-135. Танк, который изменил ход войны
Как ни печально признавать, очень часто значимые события, повлиявшие на ход мировой истории, оказываются за кадром и знают о них лишь немногие специалисты. Не стало исключением и отечественное танкостроение, известное поражающими воображение экспериментами вроде телеуправляемых или прыгающих танков.
27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов. В ходе обсуждения ведущие конструкторы нескольких КБ жарко полемизировали о приоритетности огневой мощи и противоснарядного бронирования. В итоге сошлись на том, что чем больше — тем лучше, и того и другого. Буквально по горячим следам был сделан эскизный проект, расчетные боевые характеристики выглядели столь многообещающе, что немедленно было дано «добро» на производство опытного образца. Это был танк с противоснарядным бронированием и чрезвычайно мощным вооружением, включавшим 152-мм гаубицу для борьбы с ДОТами и две 76-мм пушки, пригодных как для борьбы с танками, так и для других задач, плюс вспомогательное пулеметное вооружение. Башни были унифицированы с танками серии КВ, размещение вооружения повторяло проверенную схему Т-35.
.По сути, эта уникальная машина должна была изменить все тогдашнюю тактику применения танков, став воистину универсальным, одинаково пригодным и для прорыва и для удержания рубежа, для чего достаточным было бы только верно развернуть танк. Будучи ориентированным перпендикулярно к линии фронта, такой танк способен как игла прошить любую линию вражеской обороны, без труда преодолевая любые рвы, надолбы, эскарпы, контрэскарпы и волчьи ямы. Если танк повернуть вдоль линии фронта, то можно надежно закрыть любую брешь в обороне, лишь бы хватило этих чудо-танков.
Разумеется, воплощение столь масштабного проекта требовало времени, а его уже не было, да и кадры были брошены на производство скоростных автострадных танков. Потому, когда грянула Война, изготовить успели ввести всего один такой танк, получивший обозначение Т-135. Завод пришлось спешно эвакуировать, супертанк везли в тыл, чтобы продолжить работу, но в Сталинграде его пришлось оставить на территории тракторного завода, где планировалось подготовить его к переброске через Волгу, но вновь не хватило времени.
Как считают некоторые историки, переломным в истории Войны стал именно тот момент, когда ворвавшиеся на территорию завода немцы увидели этот танк….
Некоторые из любителей альтернативной истории берут на себя смелость утверждать, что если б этот танк удалось запустить в серию годом раньше и успеть его показать миру на традиционном ноябрьском параде — то, может, и войны б не было. Но история – наука серьезная и сослагательного наклонения не терпит.
Супертяжёлый танк Т-42
Выданное в начале 1930 года техническое задание на разработку тяжелого танка привело к созданию проектов целого ряда многобашенных машин, уникальных как по размерам, так и по огневой мощи.
Одной из таких разработок был проект сверхтяжелого “танка прорыва”, представленный группой инженеров танкостроительного КБ ленинградского завода “Большевик”, руководил которыми немецкий инженер Э. Гротте. Первое его изделие – “маневренный” танк ТГ (1931 г.), хотя и понравился высшему командному составу РККА, обладал внушительным количеством недостатков и, что было более важным, огромной стоимостью в производстве, сравнимой с выпуском целой роты легких танков.
Однако отступать Гроте не собирался. Советский Союз в начале 30-х гг. прошлого века был едва ли не единственной страной, которая могла финансировать проектирование и постройку подобных машин. В марте 1932 года немецкий инженер составил проект многобашенного танка массой 75 тонн, названного ТГ-VI. Эта разработка поддержки не получила, и тогда на её основе Гроте разработал проект новой машины, которая в дальнейшем получила индекс Т-42.
Масса танка, на этот раз, была доведена до 100 тонн. По компоновке Т-42 был аналогичен Т-35-1, прототип которого строился на харьковском заводе и был недалек от завершения.
В передней части корпуса размещался отсек управления, где место механика-водителя расположили по оси танка, сильно выдвинув вперед и оборудовав бронированной надстройкой. За ним располагалось боевое отделение. Вооружение находилось в пяти башнях: спереди были установлены две малые башни с 45-мм пушками и спаренными 7,62-мм пулеметами, сзади – две башни, оснащенные пулеметами (калибра 7,62 или 12,7 мм), способными вести огонь по воздушным целям. Между малыми башнями, по оси танка на специальной надстройке, устанавливалась главная башня со 107-мм орудием, на крыше которой имелась небольшая командирская башенка.
В кормовой части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение. Чтобы сдвинуть 100-тонную машину с места, и заодно обеспечить её установленную техзаданием скорость, на Т-42 планировали установить двигатель мощностью 2000 л.с. Поскольку в 1932 году такого мощного двигателя просто не существовало, стоит предположить, что он мог быть разработан “с нуля”, либо могла использоваться спаренная установка двух двигателей мощностью 900-1000 л.с.
Ходовая часть Т-42 была столь же внушительна, как и вооружение. Применительно на один борт она состояла из 17 сдвоенных опорных катков малого диаметра, переднего направляющего колеса и ведущего колеса заднего расположения. При этом, 16-й и 17-й опорные катки имели индивидуальную подвеску, три средних катка соединили в общую тележку, а остальные сблокировали в 6 тележек по два катка.
Для облегчения управления танком Гроте решил использовать электротрансмиссию и сервоприводы управления – учитывая эти факторы, а также вес артиллерийских систем, установленных на Т-42, можно сделать вывод, что боевая масса танка превысила бы проектные 100 тонн.
Проект сверхтяжелого танка Т-42 был рассмотрен летом 1932 года и произвел не самое лучшее впечатление. По сравнению с явным фаворитом конкурса тяжелым Т-35 танк конструкции Гроте казался чересчур громоздким. Соотношение его длины (около 15 метров) к ширине сразу наводило на мысль, что подвижность машины будет далека от требуемого уровня, да и скоростные качества явно будут не на высоте. Кроме того, предстояло как-то решать проблему доставки танков такой массы к линии фронта и их боевой эксплуатации. В этом случае даже мощное вооружение не играло решающей роли. Рассудив, что Т-42 не полностью соответствует предъявленному техническому заданию руководство УММ РККА отказалось от развития данного проекта, сосредоточив усилия на Т-35.
Источники:
- М. Н. Свирин «Броня крепка: История советского танка 1919–1937»
- М. Коломиец, И. Мощанский «Многобашенные танки РККА Т-35А, СМК, Т-100», серия «Фронтовая Иллюстрация», Москва, 2000 г.
БОЕВАЯ МАССА |
около 100 тонн |
ЭКИПАЖ, чел. |
5 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ |
|
Длина, мм |
? |
Ширина, мм |
? |
Высота, мм |
? |
ВООРУЖЕНИЕ |
одна 107-мм пушка, две 45-мм пушки, четыре-пять 7,62-мм пулеметов ДТ |
БОЕКОМПЛЕКТ |
? |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ |
оптические и механические прицелы |
БРОНИРОВАНИЕ |
до 70 мм |
ДВИГАТЕЛЬ |
карбюраторный (дизельный ?), мощностью 2000 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ |
электрическая, с сервоприводами |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
(на один борт) 17 опорных катков, переднее направляющее и заднее ведущее колесо |
СКОРОСТЬ |
20-25 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ |
? |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ |
|
Высота стенки, м |
? |
Ширина рва, м |
не менее 4 |
Глубина брода, м |
? |
СРЕДСТВА СВЯЗИ |
? |