1

В 1922 году вновь образованное “Общество авиационного и военно-морского производства Пенья-Бонмарини-Керрони” (Società per Costruzioni Navali ed Aeronautiche Pegna-Bonmartini-Cerroni) в рамках организованного военным ведомством конкурса по оснащениюю армии новыми типами самолетов получила технические задания на проектирование и изготовление летательных аппаратов трех типов:

  • — истребитель,
  • — боевой самолет-штурмовик;
  • — ночной бомбардировщик.

Проектированием занимался технический директор общества инженер Джованни Пенья, который был уже хорошо известен в авиационных кругах постройкой летающей лодки P.R.B., которая на тот момент была крупнейшим самолетом в мире.

Общество должно было поставить государству экспериментальные летательные аппараты следующих типов:

  • — два самолета-истребителя: одномоторные монопланы;
  • — два боевых самолета-штурмовика: бронированные бипланы;
  • — два ночных бомбардировщика: четырехмоторные бипланы.

В дополнение к этому государственному заказу завод, расположенный в Риме рядом с воротами Сан-Паоло (в августе 1923 года завод принадлежал компании Piaggio Aero Industries и был переведен в Геную) начались работы над крошечным самолетом-монопланом “Rondine” (ласточка) с толстым крылом, двухцилиндровым горизонтально-оппозитным двигателем A.B.C. объемом 340 см³, мощностью 5,7 л.с. и 3450 об/мин. “Rondine” представлял собой легкий спортивный и туристический самолет, который на момент своего создания был самым маленьким самолетом в мире с силовой установкой минимальной мощности. С конструктивной точки зрения “Rondine” был довольно необычным самолетом не только из-за определенных специфических особенностей конструкции крыла, но также из-за фюзеляжа.

Крыло самолета-моноплана было выполнено неразъемным; основу силового набора составляли два изготовленных из ели лонжерона и решетчатые нервюры. От точки, расположенной на переднем лонжероне в непосредственной близости от точек крепления основных стоек шасси, стрингеры шли в сторону хвоста самолета и встречались у заднего лонжерона в серии точек между законцовками и корневыми частями крыла. Стрингеры были двойными, т.е. один из каждой пары шел от верхней, а другой от нижней части лонжерона, проходя над и под фланцами соединявшихся с ними нервюр.

Фюзеляж был еще более необычной формы и состоял из двух отдельных секций. Воспринимавшая нагрузки нижняя секция имела форму желоба и имела трехслойную обшивку, в то время как верхняя часть по существу являлась обтекателем, состоявшим из расположенных близко друг к другу очень тонких и узких стрингеров, прикрепленных к легким шпангоутам.

Основные стойки шасси были отдельными и их колеса были заключены в обтекатели “штаны”. Ширина колеи была довольно большой, поскольку стойки шасси крепились к крылу на значительном расстоянии от фюзеляжа.

Двигатель был оснащен редуктором, имевшим цилиндрические шестерни с передаточным числом 3:1. Редуктор был заключен в алюминиевый корпус, установленный перед мотором. При максимальном числе оборотов двигателя в 3450 об/мин воздушный винт вращался с частотой 1250 об/мин, при уменьшении газа до минимально возможной для полета величины пропеллер вращался с частотой 800 об/мин.

Кабина пилота была расположена примерно на трети длины хорды крыла, что вероятно несколько ухудшало обзор, хотя среднепланное расположение крыла несколько компенсировало это. Органы управления были традиционными: ручка и педали.

Вертикальное оперение состояло из очень небольшого киля и значительно более крупного руля направления, в то время как горизонтальное оперение было единым элементом, не разделявшимся на стабилизатор и рули высоты (сегодня бы сказали – полностью управляемое [“all flying”]).

Испытательный полет “Rondine”, во время которого присутствовали Муссолини и нескольких представителей военного руководства (на испытаниях также присутствовали представители P.A.N. — Propaganda Aerea Nazionale), состоялся в Ченточелле (Centocelle) 8 июля 1923 года; в небо машину поднял ас Первой Мировой войны Ренато Донати (Renato Donati). Среди присутствовавшего военного руководства был адмирал Буччи (Bucci), который под впечатлением легкости и маневренности самолета высказал мнение, что данная машина, возможно, может стать интересной с военной точки зрения, особенно при обнаружении мин и заграждений.

В полете “Rondine” продемонстрировал отличные качества маневренности и простоты управления; длина планирования и пробега составляли по крайней мере пять значений высоты, на которой пилот отключил двигатель. Кроме того, на высоте 100 метров пилот поддерживал число оборотов двигателя 2400 об/мин, что соответствовало мощности в 3 л.с. (т.е. Донати летал на самолете с удельной нагрузкой на мощность 70 кг/л.с.). Размеры и вес “Rondine” были следующими:

Размеры:

размах крыла 10,00 м
длина 6,00 м
высота 2,80 м
средняя хорда крыла 2 м
удлинение крыла 5
площадь крыла 20 м²

Вес:

крыла 36 кг
фюзеляжа, шасси, оперения 54 кг
двигателя с редуктором и воздушным винтом 35 кг
баков и оборудования 6 кг
пустого самолета 131 кг
пилота 65 кг
бензина и масла 15 кг
полезной нагрузки 80 кг
общий 211 кг

Максимальная скорость составляла 70-80 км/ч, посадочная скорость 40 км/ч. “Rondine”, которого постоянно пилотировал Донати, выполнил еще несколько показательных полетов — около ста в течение 1923 года — во время которых машина вела себя исключительно хорошо как с точки зрения маневренности, так и управляемости. После выполнения этих полетов “Rondine”, получивший в соответствии с новой номенклатурой компании Piaggio обозначение P.1, был заброшен. Официальной причиной была слишком низкая мощность двигателя, ограничивавшая возможности управления машиной только опытными пилотами, однако скорее всего время для массовых туристических самолетов еще не пришло.

Второй вариант “Rondine”, который конструктивно отличался от первого креплением стоек шасси непосредственно к нижней части фюзеляжа и шестицилиндровым 35-сильным радиальным двигателем Anzani, похоже, так и не был реализован.

“Rondone” (стриж) представлял собой версию “Rondine” с расположением сидений в кабине бок о бок и был увеличенным в размерах самолетом той же конструктивной схемы, что и второй вариант машины (тип 2). В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый двигатель воздушного охлаждения Anzani мощностью 45 л.с..

Новости тех лет, равно как и более поздняя киносъемка, сообщают, что постройка “Rondone” началась в том же 1923 году, но так и не была завершена.

Эти заявления находятся в противоречии с фотографиями, которые мы публикуем и которые, кажется, относятся к “Rondone” (обратите внимание на огромный размах крыла по отношению к длине фюзеляжа), хотя установленный двигатель, кажется, с “ровным”, горизонтально-оппозитным расположением цилиндров. При отсутствии более точной информации по этому вопросу остается только привести значения летно-технических характеристик “Rondine” тип 2 и “Rondone” (разработанного инженером Джованни Пенья в те же годы) в качестве интересного сравнения с приведенными выше характеристиками “Rondine” тип 1.

Сверхлегкие самолеты “Rondine” и “Rondone”. Италия

Небольшой моноплан Pegna Rondine в процессе изготовления. Его конструкция имела некоторые характерные особенности: двухлонжеронное крыло с очень частыми нервюрами и фюзеляж, состоявший из двух частей, верхняя из которых была образована частыми стрингерами и легкими шпангоутами (фотография из архива Апостоло)

Сверхлегкие самолеты “Rondine” и “Rondone”. Италия

Моноплан Pegna Rondine: вверху – окончательный (так и не реализованный) вариант с шестицилиндровым двигателем Anzani, внизу – самолет в первоначальной конфигурации с двухцилиндровым двигателем

Сверхлегкие самолеты “Rondine” и “Rondone”. Италия

Сверхлегкие самолеты “Rondine” и “Rondone”. Италия

Сверхлегкие самолеты “Rondine” и “Rondone”. Италия

Сверхлегкие самолеты “Rondine” и “Rondone”. Италия

Сверхлегкие самолеты “Rondine” и “Rondone”. Италия

Моноплан Pegna Rondine был оснащен двухцилиндровым двигателем ABC мощностью 5,7 л.с. Первый полет самолета состоялся в Ченточелле в июле 1923 года. Машина, пилотируемая Ренато Донати, показала отличную маневренность. Второй, нереализованный, вариант моноплана Pegna Rondine должен был оснащаться шестицилиндровым 35-сильным двигателем Anzani и иметь шасси, непосредственно прикрепленное к фюзеляжу (фотографии из архива Апостоло)

Сверхлегкие самолеты “Rondine” и “Rondone”. Италия

Схема Pegna Rondone

Сверхлегкие самолеты “Rondine” и “Rondone”. Италия

Сверхлегкие самолеты “Rondine” и “Rondone”. Италия

Из моноплана Pegna Rondine тип 2 был получен двухместный (сиденья установлены бок о бок) легкий самолет Rondone, оснащенный 45-сильным двигателем Anzani. Фотографии подтверждают постройку двухместного самолета (обратите внимание на огромный размах крыла), однако двигатель, кажется, был горизонтальным оппозитным, как и на Pegna Rondine тип 1 (фотографии из архива Апостоло)

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

“Rondine” тип 2

“Rondone”

Размах крыла, м

10,87

14,68

Длина, м

6,33

7,39

Высота, м

2,03

2,26

Площадь крыла, м²

20

30

Вес пустого, кг

240

340

Полезная нагрузка, кг

105

180

Общий вес, кг

345

520

Мощность двигателя, л.с.

35

45

Удельная нагрузка на крыло, кг/м²

17,3

17,3

Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с.

10

11,5

Максимальная скорость, км/ч

150

140

Минимальная скорость на высоте 500 метров, км/ч

56

54

Практический потолок, м

5000

4000

Время подъема на высоту 1000 метров

6′ 20″

7′ 30″

Коэффициент разрыва

6

6

источник: Rosario Abate «Gli ultraleggeri di Pegna» Aerofan 02-1980

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account