Сверхтяжёлый танк Т-39. СССР.
Если у немцев в конце войны был проект танка Р-1000 «Крыса», то в СССР перед войной был аналогичный проект. Правда, машина должна была весить в 10 раз меньше, но архитектура, согласитесь, сходна.
Это, пожалуй, самый парадоксальный и, я бы даже сказал, бредовый проект из всех, которые создавались в СССР. Даже так сразу не придумаю альтернативу, при которой такая машина могла бы появиться. Хотя – это вариант, если бы Гроте не просто остался в СССР, а и стал нашим главным танковым конструктором. Он, кстати, приложил руку к обеим машинам, и нашей, и немецкой.
Текст статьи взят из книги «Многобашенные танки РККА Т-35, СМК, Т-100», которая есть у меня на сайте.
10 июня 1933 года на специальном заседании Научно-технического комитета УММ РККА эти варианты были рассмотрены вместе с проектами 100-тонного танка ТГ-6 (разработан Гроте во время его пребывания в СССР) и 70-тонным танком итальянской фирмы «Ансальдо». По результатам обсуждения КБ Опытного завода под руководством И.В. Барыкова и С.А. Гинзбурга разработало седьмой и восьмой варианты Т-39, которые, в свою очередь, рассматривались на заседании 7 августа. Первый из них представлял собой 90-тонный танк с 50-75-мм броней, вооруженный двумя 107-мм, двумя 45-мм орудиями и пятью пулеметами. Второй отличался только вооружением — одна 152-мм, три 45-мм орудия и четыре пулемета. Оба варианта признали удачными и решили построить их деревянные макеты в 1/10 натуральной величины. Фотографии макетов и эскизные чертежи были посланы наркому обороны СССР К.Е. Ворошилову, который в декабре 1933 года докладывал но этому вопросу председателю Комиссии Обороны СССР В.М. Молотову:
«Представляя особо удачные варианты большого танка, прошу рассмотреть их на Комиссии Обороны и окончательно решить — нужна ли нам вообще такая боевая машина взамен достаточно мощного, на мой взгляд, танка особого назначения Т-35, который в состоянии выполнить большинство боевых задач. Производство опытного образца Т-39 потребует около 3 млн. рублей и не менее одного года».
Аргументы Ворошилова были убедительными, и в начале 1934 года Комиссия Обороны постановила: работы по Т-39 прекратить, продолжать производство Т-35. Для сравнения следует заметить, что последний обходился казне в 525 тыс. рублей (за эти же деньги можно было построить девять легких танков БТ-5).
Ещё хочу обратить ваше внимание на маленькие гусеничные ленты спереди макета. По замыслу конструкторов, это были дополнительные гусеницы, при помощи которых машина должна была преодолевать рвы.
P.S. Эта машина уместнее смотрелась бы на рельсах, не в качестве танка, а в качестве какой-нибудь бронедрезины.