Налёт на Пёрл-Харбор — один из самых известных эпизодов ВМВ . Этот эпизод известен и у нас благодаря Голливуду . Их «Пёрл-Харбор», возможно, даже не уступает нашему «Сталинграду».
Японская операция получилась эффектной и результативной . Но пытливо настроенные исследователи ( любители и профессионалы ) находят , что всё-таки операция — не идеал ; есть что развить в замысле и исполнении ; есть возможности , которые надо использовать.
В числе улучшений предлагают выслать 3-ю волну . Ведь в Пёрл-Харборе оставалось ещё уйма чего , не то , что не добитого , а и вообще не тронутого . На это приводятся веские возражения . Да , из 1-й и 2-й волн не вернулось всего 29 японских самолётов ( и 55 лётчиков ) , но из вернувшихся более 70 были повреждены ; часть их будет списана , часть восстановят не ранее , чем на следующий день . Какой ущерб американцам нанесла бы 3-я волна ещё неизвестно , но вот японцам потери бы она добавила немалые . Ведь встречу 3-й волны американцы организовали бы очень горячую . Авиагруппы на авианосцах сократились бы довольно существенно .
В общем , 3-я волна — неочевидное решение . Да и по первым двум можно поработать .
В 1-ю волну вошли 49 самолётов , вооруженных по 800 кг бомбе . А. Больных ( в «Пёрл-Харбор : «пиррова победа» …» ) отмечена их сомнительная эффективность . По 2 бомбы попали в 4 линкора ; итого 8 попаданий , из которых 7 эффекта практически не имели ; бомбы имели слишком малый заряд взрывчатки — меньше 25 килов из общего веса в 800 . Да и это в трёх случаях не взорвалось . И одно попадание уничтожило «Аризону» — и это практически всё искупает . 48 бомб впустую и одна результативно — это нормально . Только в нашем конкретном случае получается , что 48 самолётов 1-й волны слетали просто так — это уже не очень нормально . Ещё проколы по мелочи : атака пустышки «Юты» , на которую отвлеклось 6 торпедоносцев ; + то ли разведка , то ли планировщики операции упустили аэродром в Халейве . С него потом взлетели несколько американских истребителей .
Вторая волна японских самолетов вызывает больше сомнений . «В неё вошёл 171 самолет , но никаких ощутимых результатов она не добилась, хотя в нее был включен 81 пикировщик, специально выделенный для атаки американских кораблей. На их счету оказались попадания в доки, где стоял линкор «Пенсильвания» и 3 эсминца, несколько попаданий в линкор «Невада» — и все.» И что может сделать линкору 250 кг бомба японского пикировщика ? А ведь «имелось множество подходящих целей. Севернее острова Форд стояли несколько групп эсминцев, пришвартованных друг к другу. В Южной бухте находились подводные лодки … Хранилища топлива, расположенные рядом с гаванью , с 400000 т мазута».
Ничего серьезного пикировщики 2-й волны не сделали . При этом на них пришлась половина японских потерь в операции — 14 сбито , 40 повреждено . «Словом, атака второй волны была организована и проведена откровенно плохо».
Общие слабое место двух волн — плохая радиосвязь . Из-за этого группы самолётов нередко рассыпались и действовали над Пёрл-Харбором кто во что горазд . Эпизод из воспоминаний одного из японских авиакомандиров иллюстрирует состояние связи между японскими самолетами . Увидев, что с самолётом из его группы что-то не так , он решил выяснить, что именно случилось. Для этого он подлетел вплотную и показал из кабины дощечку, на которой написал — мол , ну ты чего ? Спрошенный лётчик тоже достал дощечку и стал рисовать на ней иероглифы ответа : "Да подбили меня".
Ну , с японской радиосвязью и 800 кг бомбами , пожалуй , ничего не сделать . Что можно ( из того , что нужно ) изменить в АИ ? Немного изменить цели 2-й волны : Кейты с истребителями , как и в РИ , занимаются американскими авиабазами . А вот пикировщики надо направить на цели , что были доступны для их бомб . Три девятки добавляются к силам , что атакуют авиабазы — надо усилить воздействие на ВВС США . А остальные 54 начинают атаковать эсминцы , крейсера , подлодки . Но тут «Невада» двинется в море . Как и в РИ значительная часть японских пикировщиков переключится на линкор и их суматошные атаки заставят его сесть на мель .
И надо уменьшить разрыв по времени между волнами . В РИ атака началась в 07.55 , а 2-я волна продолжила через час — когда американцы уже немного прочухались и могли встретить врага получше . Во время подготовки 2-й волны , сразу после взлёта 1-й волны , авианосцы делают рывок к Оаху на мах скорости . Тем самым уменьшится расстояние до цели и время подлёта к ней ; + самим самолётам лететь не на крейсерской скорости , как 1-я волна , а быстрее . Горючего расходуется больше , но на возвращение хватит , так как авианосцы подойдут ближе к Оаху ( на 150 миль ). Итого получаем : разрыв между началом атак вместо 60-65 минут — 40 , а то и меньше .
Можно уменьшить 2-ю волну => меньше время на подготовку вылета . Десятку истребителей ( для более плотной атаки аэродромов и контроля воздуха ) добавить в 1-ю волну , увеличив её до 193 самолётов . Можно оставить на авианосцах резервную группу в 35 самолётов ( 27 ударных , 6 истребителей ). А то риск-то какой — где вражеские авианосцы неизвестно , а отправляют в атаку почти все самолёты , оставив только 40 истребителей на всё соединение . Соответственно , 2-я волна уменьшается до 125 штук ( 43 Кейта , 63 пикировщика , 20 истребителей ).
Впрочем , рисковать всё же надо . Ослаблять удар выделением части самолётов в резерв не стоит .
Меньше разрыв между волнами и ближе авианосцы => меньше потери . Какие-то самолёты в РИ были потеряны из-за того , что не смогли долететь до авианосцев — они находились слишком далеко . Итого , потери : 22 не вернулось , полсотни повреждёны .
Результаты удара по Пёрл-Харбору : американская авиация ослаблена — её можно сбросить со счетов . В РИ осталось примерно 35 ударных самолётов , в АИ должно ещё меньше . Линкоры также выведены вон : 4 потоплены , один на мели , один в сухом доке , один прижат к причалу затонувшим рядом линкором( освободили его только 20 декабря ). Двигаться может один только «Мериленд» , да и тот с подводной пробоиной .
На 7 декабря вне Пёрл-Харбора находились следующие корабли ТФ США :
1) Соединение контр-адмирала Д. Ньютона : авианосец «Лексингтон» ;тяжелые крейсера «Чикаго», «Портленд» и «Астория» и пять эсминцев .
2)Соединение вице-адмирала Хэлси : авианосец «Энтерпрайз» , а также три тяжелых крейсера и девять эсминцев.
3)Тяжелый крейсер «Индианаполис». С 5 эсминцами он участвовал в учениях у острова Джонстон в 700 милях южнее Оаху .
4)Тяжелый крейсер «Миннеаполис» под флагом контр-адмирала Ф. Флетчера крейсировал южнее Оаху в охранении четырех эсминцев .
5)Тяжелый крейсер «Пенсакола» проходил мимо островов Феникс (примерно 3,5 тыс. км к югу от Пёрл-Харбора), эскортируя плавучую базу «Ниагара», флотские транспорты «Шамон» и «Рипаблик», два транспорта армии и три грузовых судна, на борту которых находились тысяча солдат, сотни летчиков и моряков, а также много самолетов, шедших в Манилу.
6)Тяжелый крейсер «Луисвил» , эскортируя военные транспорты «Хаг. Л. Скотт» и «Президент Кулидж» , шел из Манилы и находился приблизительно на полпути между Санта-Крус и островами Эллис .
7)«Саратога» находился на западном побережье США .
+ после налёта из Пёрл-Харбора вышли 3 крейсера с дюжиной эсминцев во главе с адмиралом Драмелем .
Расположение сил на 6.00 7-го декабря 1941
Японские самолёты после атаки разлетались в разные стороны , затрудняя определение направления на авианосное соединение . Сохранялось радиомолчание . Американцы со своей стороны решили , что враг где-то на юге и упорно искали его там . Находящееся на севере японское соединение может быть не обнаружено достаточно долго , вплоть до 3-ей своей атаки , а может и после неё .
Положение японцев — как хорёк в курятнике . Пока не передушит всех кур , он не видит смысла уходить . Чтобы сделать японцам положение волка на псарне , американцам не хватает ресурсов .
Чтобы добиться дальнейших результатов японцам надо идти на на юг , юго-запад . Только такой ход должен быть запланирован заранее , а не возникнуть вдруг у Нагумо и К` утром 7-го . Он должен быть обеспечен логистически , танкеры и всё остальное . И должны быть , конечно , причины для движения на юг после воздушной атаки ; не с бухты-барахты же включать это в план . Какие могут быть причины ? Ну , скажем , поиск американских авианосцев , один из них ушёл ещё 26 ноября — это должно быть известно в японском штабе . Также должен быть предусмотрен случай , что из гавани уйдут не только авианосцы , но и вообще значительная часть флота — и надо будет их преследовать . Ну и , наконец , надо произвести артиллерийский обстрел Пёрл-Харбора в дополнение к авианалёту .
Поскольку планируется артобстрел , в поход надо взять побольше линкоров . Не два , а min четыре .«Ямато» — нет , ещё не готов . Хотелось бы типа «Нагато» с 410 мм ГК . Но эти линкоры сравнительно тихоходны . Все корабли , имевшиеся в РИ японском ударном соединении , держали скорость в 30 узлов . С «Нагато» же общая скорость соединения снижается до 25 . Поэтому надо брать ещё пару линкоров типа «Конго». Но скорость «Конго» достигнута за счёт утоньшения брони ( фактически это линейные крейсера ). У «Нагато» мощнее пушки и толще броня — корабль устойчивее к ответному огню . А то ведь американцы могут же ещё и попасть — Нагато это лучше перенесёт . Чувствую — японские планировщики колебались бы не меньше меня .
Предпочтём всё-таки ещё два «Конго». Японское соединение сохраняет возможность быстрого манёвра . + однородность ГК линейной группы облегчает управление её огнём . В качестве мер против ответного огня : обстрел вести ночью , с дальней дистанции . Выделенные в ударное соединение линкоры провели многочисленные учения с такой стрельбой .
Задачи налёта на Пёрл-Харбор были выполнены . Японское соединение двинулось на юго-запад , усиленно ведя разведку . По хорошему японцам надо взять мin ещё пару авианесущих крейсеров .
Первым будет обнаружен «Миннеаполис» — он ближе всего . А затем и «Энтерпрайз» с кораблями сопровождения ; на 6.00 расстояние между ними и японским соединением — примерно 300 миль и далее оно будет уменьшаться . Гидросамолёты с японских крейсеров могли обнаружить цель на дальности до 300 миль ; Кейты с авианосцев чуть дальше . Если цель будет обнаружена на расстоянии 200-240 миль — подлёт к ней 1,5 часа + атака и возвращение : итого нужно не менее трёх часов . Время зимнее , темнеет уже к 18 часам . Поэтому «Энтерпрайз» надо обнаружить до 15 часов — это вполне возможно .
Касательно предстоящих японцам действий коллега Райков в alternativa-pirl-kharbora-minimalnaya-razvilka отметил : «Как ни странно, но японцы плохо умели топить корабли палубной авиацией в открытом море . "Лексингтон" не добили , и если бы не ошибки в борьбе за живучесть , то он бы благополучно вернулся в боевой флот , "Йорктаун" добила субмарина , "Хорнит" добивать пришлось самим янки…»
Ну так самолёты у японцев были хиловаты — боевая нагрузка в одну 250 кг бомбу на пикировщик — это не очень серьёзно ( против хорошего корабля ). Выходом было массировать самолёты в налёте , а затем повторные удары наносить на добивание . Но вот ни с массированием , ни с повторными налётами у японцев ни разу не срослось . Против «Лекса» действовали 2 японских авианосца , отправивших 70 самолётов — часть их атаковала другой американский авианосец . Против «Йорктауна» вообще был один «Хирю» , выславший 18 пикировщиков ( 3 попадания) и 10 торпедоносцев ( 2 попадания ). «Хорнет» атаковали по 20 пикировщиков и торпедоносцев с дюжиной истребителей . Половина атакующих была сбита , много остальных повреждены . Время — октябрь 1942 , американские истребители и зенитчики хорошо натренированы и уже имеют боевой опыт . Правда , тут повторные атаки таки случились . Только , имея на начало битвы четыре авианосца ( 203 самолёта ), японцы смогли поднять в повторную атаку против американского соединения лишь 39 самолётов маленькими группами . Часть их снова атаковала «Хорнет» , добавив ему одно торпедное и два бомбовых попадания .
Да , кстати , коллега Райков — где он, как он , не подумывает ли ,нет-нет : «что там делается на этом … сайте ? Может вернуться ? А то авторы совсем расслабятся , творят что попало». Работая над публикациями , я бывало , думал : «а что скажет по этому поводу коллега Райков ?» Ведь крайне маловероятно было , чтобы он ничего не сказал . Ещё менее вероятно , что он сказал бы что-то в духе : «Ай , да автор ! Ай , да …молодец !»
Заметив , наконец , группу «Энтерпрайза» , японцы подняли против неё 126 ударных самолётов и 34 истребителя . Этого хватит , чтобы потопить все 3 кт и 5-7 эм . Сам «Энтерпрайз» получит не менее 10 торпед и 10 бомб — в общем , достаточно , чтоб быстро утонуть .
На «Минни» пойдет группа в полсотни самолётов( 40 ударных и 8 Зеро )- потопление крейсера и двух-трёх эсминцев гарантировано .
На эскадру Драмеля тоже можно выделить сильную ударную группу . Ещё и резерв останется .
Вечером японское соединение будет в ста милях к западу от Оаху . К острову таки отправится 3-я волна , её цели — наиболее опасные береговые батареи . Средства ПВО у батарей гораздо пожиже , чем на авиабазах и Пёрл-Харборе ; полсотни Зеро прикроют от американских истребителей . Больших потерь этот налёт японцам не принесёт . До наступления темноты они должны управиться .
А ночью японские линкоры подойдут к острову для обстрела . Надо добить дневных подранков — «Пенсильванию» в доке , «Неваду» на мели , зажатый у причала «Теннеси» , торчащие из неглубокой воды надстройки затонувших «Калифорнии» и «Вест Вирджинии» , наконец , легко повреждённый «Мериленд» . А также в гавани были ещё крейсеры — два тяжёлых и три лёгких . + 25 эсминцев , вспомогательные корабли . Ну и нефтебазы , верфи и т.д.
Самолёты подсвечивают цели и корректируют огонь . Линкоры производят по 80 выстрелов на ствол — итого 2560 356 мм снарядов ( 66,6 % бронебойных и 33,3 % фугасных ). Стандартный боезапас на «Конго» — 90 выстрелов , но в перегруз они могут взять больше . Крейсера добавляют ещё тысячи полторы снарядов со своих 203 мм . Итоговая картина : Пёрл-Харбор — море огня ; пылают развороченные топливохранилища , потоки горящего мазута затопили гавань , на дне которой лежат искорёженные груды линкоров , получивших по 13-21 попаданий , разорванные эсминцы и другие корабли .
Ещё с утра 7-го декабря с северо-запада к Пёрл-Харбору шла группа «Лексингтона» ; с юга подходил «Индианаполис». От Сан-Диего шла «Саратога». Она , правда , прибывала только 14-го . Теоретически … хотя ладно . Уже утром 8-го «Лекс» и «Инди» будут в досягаемости японской авиаразведки …
Итого , получаем результативность японского рейда — уничтожено : авианосцев — 2 ; линкоров — 7 ; крейсеров тяжёлых — 9 ; крейсеров лёгких — 5 ; эсминцев — 39 ; подлодок — 5 ; вспомогательных и транспортных кораблей — без счёта .
Впрочем , аппетит приходит во время еды .