StuH 42 — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка Pz.Kpfw III.
История
SturmHaubitze 42 (Штурмхаубитце 42) — штурмовая гаубица образца 1942 года. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходное орудие обозначалось как Sd Kfz 142/2.
Боевой опыт 1940 года показал недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 75-мм штурмового орудия StuK37 и StuK40, устанавливавшихся на StuG III, против скоплений живой силы противника и полевых фортификационных сооружений.
Летом 1941 года поступил заказ на образец с 105-мм лёгкой полевой гаубицей 10,5 cm leFH18/40. У серийных StuG III Ausf.F заменили 7,5см StuK40 L/43 на 10,5 cm StuH 42, адаптированную полевую гаубицу 10,5 cm leFH 18/40, получив таким образом первый прототип StuH 42. Различались лишь схема установки орудия и компоновка боеукладки для артвыстрелов отдельного заряжания с боекомплектом в 36 снарядов. С сентября 1944 года на орудия стали устанавливать дульный тормоз. Для борьбы с сильнобронированными целями применялись кумулятивные снаряды, бронепробиваемость которых составляла 90-100 мм, независимо от дистанции выстрела.
Боекомплект состоял из 26 осколочно-фугасных и 10 кумулятивных выстрелов.
Изначально StuG III планировался, как штурмовое орудие непосредственного сопровождения пехоты на поле боя. Вооружение StuG III Ausf.А-Е полностью соответствовало своей задаче. Короткоствольная пушка 7.5cm Stu.K. 37 L/24 отлично справлялась с уничтожением окопавшейся вражеской пехоты, открытых пулемётных и артиллерийских позиций, ДЗОТов. Когда же запланированная немцами молниеносная компания в СССР плавно перешла в явление затяжное и изнурительное, остро стал вопрос о борьбе с угнетающе большим количеством советских танков Т-34 и КВ. Немецкому командованию пришлось радикально пересмотреть тактику применения StuG III.
С марта 1942 промышленность Германии переключились на выпуск длинноствольных StuG III с явно противотанковой направленностью, а к лету 1943 практически все ранние StuG III перевооружили длинноствольными пушками. В качестве компенсации пехотинцам Управление вооружений в начале 1942 заказало фирме Altmaerkische Kettenwerk, GmbH изготовить в 1942 12 САУ с гаубицей — 105 cm. le F.H. 18 фирмы Rheinmetall-Borsig.
Wa Prüf 6 ещё в середине 1941 дальновидно включило в список проектов разработку Sturmgeschütz leichte Feldhaubitze со 105мм гаубицей.
Видоизменённое орудие отличалось от полевой гаубицы лишь противооткатным устройством, двухкамерным дульным тормозом и затвором, а ствол и баллистика остались прежними. Штурмовая гаубица наводилась по горизонтали в пределах 24° и по вертикали от -10° до +20° (явно недостаточное возвышение для оптимальных 45° у гаубицы). Боекомплект гаубичной САУ составляли 36 выстрелов раздельного заряжания — Sprenggranaten (осколочно-фугасные) и Hohlladungsgranaten (бронебойные). Имелся пулемёт MG 34.
К марту 1942 Alket поставил единственную экспериментальную гаубицу на конвертированный StuG III Ausf.E. 2 октября 1942 министр вооружений Альберт Шпеер организовал в Рейхсканцелярии показ Гитлеру Sturmhaubitze со 105 мм гаубицей и сообщил, что уже готово 6 таких машин из находящейся в производстве серии из 12 САУ. Фюрер остался очень доволен новой машиной. Пробную серию собрали на переделанных шасси ранних StuG III, а находящиеся на то время в производстве StuG III Ausf.F/8 не трогали. В марте 1943 Sturmhaubitze пошла в серийное производство.
18 марта 1943 новую машину официально назвали Sturmgeschütz III für 10.5 cm Stu.Haub.42 (Sd.Kfz.142/2), а в августе 1944 Generalinspektuer der Panzertroppen дал название покороче — Sturmhaubitze 42 (StuH 42), (SdKfz 142/2). САУ выпускалась на базе StuG III Ausf.F (прототипы), Ausf.F/8 и Ausf.G. Практически все изменения в конструкции StuG III переносились и на StuH 42.
В сентябре 1944 StuH 42 производили без дульного тормоза, вместо которого хотели поставить дульный тормоз от le.FH.18 и le.18/40.
В середине 1944 гаубицу оснастили литой маской Tpfblende, что впрочем, не прекратило параллельный выпуск САУ со сварной маской.
StuH 42 поступали на вооружение батальонов штурмовых орудий в моторизованных дивизиях и дивизионов штурмовых орудий в пехотных дивизиях. Кроме этого, StuH 42 состояли в противотанковых дивизионах и бригадах штурмовых орудий. Под конец войны, в танковых дивизиях иногда противотанковые дивизионы имели роту StuH 42 вместо StuG III. Немецкое командование старалось поддерживать в батарее соотношение 7 StuG III : 3 StuH 42.
Впервые эти штурмовые гаубицы вступили в бой на Курской дуге — в количестве 68 штук. Потом, кроме Восточного Фронта они повоевали в Африке, Италии, Франции.
На 10 апреля 1945 Германия имела 132 StuH 42, что говорит о высоких потерях этих штурмовых орудий.
Всего Alket выпустил 1311 StuH 42, Fgst.Nr.Serie приблизительно с 92001 до 94250 и за 105001.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 10,5cm SturmHaubitze 42 или StuH 42:
- Классификация: штурмовое орудие
- Боевая масса, т: 23,9
- Компоновочная схема: моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине
- Экипаж, чел.: 4 (командир, наводчик, заряжающий и механик-водитель)
- История: Годы производства1942—1944
- Годы эксплуатации: 1942—1945
- Количество выпущенных, шт.: 1212
Размеры:
- Длина с пушкой вперёд, мм: 6140
- Ширина, мм: 2960
- Высота, мм: 2150
- Клиренс, мм: 390
Бронирование:
- Тип брони: стальная катаная и литая, 10-80 мм
Вооружение:
- Калибр и марка пушки: 105-мм 10.5 cm StuH 42
- Тип пушки: нарезная
- Длина ствола, калибров: 28
- Боекомплект пушки: 36
- Углы ВН, град.: — 6…+20°
- Углы ГН, град.: ±10°
- Дальность стрельбы, км: до 12325 м
- Прицелы: телескопический Sfl.Z.F.
- Пулемёты: 7,92 мм MG-34
- Другое вооружение: два пистолета-пулемета MP 38/40 у экипажа
Подвижность:
- Тип двигателя: HL 120 TRM
- Марка: HL 120 TRM
- Тип: бензиновый
- Объём: 11 870 см3
- Максимальная мощность: до 295 при 3000 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 780 Н·м
- Конфигурация: V12
- Цилиндров: 12
- Диаметр цилиндра:105 мм
- Ход поршня: 115 мм
- Степень сжатия: 6,5
- Система питания: карбюратор
- Охлаждение: жидкостное
- Тактность (число тактов): 4
- Максимальные обороты: 3000
- Рекомендованное топливо: бензин с 74
- Мощность двигателя, л. с.: 265 л. с., при 2600 об/мин
- Скорость по шоссе, км/ч: 40
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 12—15
- Запас хода по шоссе, км: 155
- Запас хода по пересечённой местности, км: 95
- Удельная мощность, л. с./т: 11,1
- Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 1.04
- Преодолеваемый подъём, град.: 30°
- Преодолеваемая стенка, м: 0,6
- Преодолеваемый ров, м: 2,3
- Преодолеваемый брод, м: 1,0
Источник — https://author.today/post/359591