Sturmhaubitze 42 (StuH 42). Штурмовая гаубица Третьего Рейха

19

StuH 42 — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка Pz.Kpfw III.

Sturmhaubitze 42 (StuH 42). Штурмовая гаубица Третьего Рейха

История

SturmHaubitze 42 (Штурмхаубитце 42) — штурмовая гаубица образца 1942 года. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходное орудие обозначалось как Sd Kfz 142/2.

Боевой опыт 1940 года показал недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 75-мм штурмового орудия StuK37 и StuK40, устанавливавшихся на StuG III, против скоплений живой силы противника и полевых фортификационных сооружений.

Летом 1941 года поступил заказ на образец с 105-мм лёгкой полевой гаубицей 10,5 cm leFH18/40. У серийных StuG III Ausf.F заменили 7,5см StuK40 L/43 на 10,5 cm StuH 42, адаптированную полевую гаубицу 10,5 cm leFH 18/40, получив таким образом первый прототип StuH 42. Различались лишь схема установки орудия и компоновка боеукладки для артвыстрелов отдельного заряжания с боекомплектом в 36 снарядов. С сентября 1944 года на орудия стали устанавливать дульный тормоз. Для борьбы с сильнобронированными целями применялись кумулятивные снаряды, бронепробиваемость которых составляла 90-100 мм, независимо от дистанции выстрела.

Боекомплект состоял из 26 осколочно-фугасных и 10 кумулятивных выстрелов.

StuH 42 (Sd. Kfz. 142/2)

StuH 42 (Sd. Kfz. 142/2)

Изначально StuG III планировался, как штурмовое орудие непосредственного сопровождения пехоты на поле боя. Вооружение StuG III Ausf.А-Е полностью соответствовало своей задаче. Короткоствольная пушка 7.5cm Stu.K. 37 L/24 отлично справлялась с уничтожением окопавшейся вражеской пехоты, открытых пулемётных и артиллерийских позиций, ДЗОТов. Когда же запланированная немцами молниеносная компания в СССР плавно перешла в явление затяжное и изнурительное, остро стал вопрос о борьбе с угнетающе большим количеством советских танков Т-34 и КВ. Немецкому командованию пришлось радикально пересмотреть тактику применения StuG III.

Sturmhaubitze 42 (StuH 42). Штурмовая гаубица Третьего Рейха

С марта 1942 промышленность Германии переключились на выпуск длинноствольных StuG III с явно противотанковой направленностью, а к лету 1943 практически все ранние StuG III перевооружили длинноствольными пушками. В качестве компенсации пехотинцам Управление вооружений в начале 1942 заказало фирме Altmaerkische Kettenwerk, GmbH изготовить в 1942 12 САУ с гаубицей — 105 cm. le F.H. 18 фирмы Rheinmetall-Borsig.

Wa Prüf 6 ещё в середине 1941 дальновидно включило в список проектов разработку Sturmgeschütz leichte Feldhaubitze со 105мм гаубицей.

Видоизменённое орудие отличалось от полевой гаубицы лишь противооткатным устройством, двухкамерным дульным тормозом и затвором, а ствол и баллистика остались прежними. Штурмовая гаубица наводилась по горизонтали в пределах 24° и по вертикали от -10° до +20° (явно недостаточное возвышение для оптимальных 45° у гаубицы). Боекомплект гаубичной САУ составляли 36 выстрелов раздельного заряжания — Sprenggranaten (осколочно-фугасные) и Hohlladungsgranaten (бронебойные). Имелся пулемёт MG 34.

К марту 1942 Alket поставил единственную экспериментальную гаубицу на конвертированный StuG III Ausf.E. 2 октября 1942 министр вооружений Альберт Шпеер организовал в Рейхсканцелярии показ Гитлеру Sturmhaubitze со 105 мм гаубицей и сообщил, что уже готово 6 таких машин из находящейся в производстве серии из 12 САУ. Фюрер остался очень доволен новой машиной. Пробную серию собрали на переделанных шасси ранних StuG III, а находящиеся на то время в производстве StuG III Ausf.F/8 не трогали. В марте 1943 Sturmhaubitze пошла в серийное производство.

18 марта 1943 новую машину официально назвали Sturmgeschütz III für 10.5 cm Stu.Haub.42 (Sd.Kfz.142/2), а в августе 1944 Generalinspektuer der Panzertroppen дал название покороче — Sturmhaubitze 42 (StuH 42), (SdKfz 142/2). САУ выпускалась на базе StuG III Ausf.F (прототипы), Ausf.F/8 и Ausf.G. Практически все изменения в конструкции StuG III переносились и на StuH 42.

В сентябре 1944 StuH 42 производили без дульного тормоза, вместо которого хотели поставить дульный тормоз от le.FH.18 и le.18/40.

Sturmhaubitze 42 (StuH 42). Штурмовая гаубица Третьего Рейха

В середине 1944 гаубицу оснастили литой маской Tpfblende, что впрочем, не прекратило параллельный выпуск САУ со сварной маской.

StuH 42 поступали на вооружение батальонов штурмовых орудий в моторизованных дивизиях и дивизионов штурмовых орудий в пехотных дивизиях. Кроме этого, StuH 42 состояли в противотанковых дивизионах и бригадах штурмовых орудий. Под конец войны, в танковых дивизиях иногда противотанковые дивизионы имели роту StuH 42 вместо StuG III. Немецкое командование старалось поддерживать в батарее соотношение 7 StuG III : 3 StuH 42.

Впервые эти штурмовые гаубицы вступили в бой на Курской дуге — в количестве 68 штук. Потом, кроме Восточного Фронта они повоевали в Африке, Италии, Франции.

На 10 апреля 1945 Германия имела 132 StuH 42, что говорит о высоких потерях этих штурмовых орудий.

Всего Alket выпустил 1311 StuH 42, Fgst.Nr.Serie приблизительно с 92001 до 94250 и за 105001.

Sturmhaubitze 42 (StuH 42). Штурмовая гаубица Третьего Рейха

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ 10,5cm SturmHaubitze 42 или StuH 42:

  • Классификация: штурмовое орудие
  • Боевая масса, т: 23,9
  • Компоновочная схема: моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине
  • Экипаж, чел.: 4 (командир, наводчик, заряжающий и механик-водитель)
  • История: Годы производства1942—1944
  • Годы эксплуатации: 1942—1945
  • Количество выпущенных, шт.: 1212

Размеры:

  • Длина с пушкой вперёд, мм: 6140
  • Ширина, мм: 2960
  • Высота, мм: 2150
  • Клиренс, мм: 390

Бронирование:

  • Тип брони: стальная катаная и литая, 10-80 мм

Вооружение:

  • Калибр и марка пушки: 105-мм 10.5 cm StuH 42
  • Тип пушки: нарезная
  • Длина ствола, калибров: 28
  • Боекомплект пушки: 36
  • Углы ВН, град.: — 6…+20°
  • Углы ГН, град.: ±10°
  • Дальность стрельбы, км: до 12325 м
  • Прицелы: телескопический Sfl.Z.F.
  • Пулемёты: 7,92 мм MG-34
  • Другое вооружение: два пистолета-пулемета MP 38/40 у экипажа

Подвижность:

  • Тип двигателя: HL 120 TRM
  • Марка: HL 120 TRM
  • Тип: бензиновый
  • Объём: 11 870 см3
  • Максимальная мощность: до 295 при 3000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 780 Н·м
  • Конфигурация: V12
  • Цилиндров: 12
  • Диаметр цилиндра:105 мм
  • Ход поршня: 115 мм
  • Степень сжатия: 6,5
  • Система питания: карбюратор
  • Охлаждение: жидкостное
  • Тактность (число тактов): 4
  • Максимальные обороты: 3000
  • Рекомендованное топливо: бензин с 74
  • Мощность двигателя, л. с.: 265 л. с., при 2600 об/мин
  • Скорость по шоссе, км/ч: 40
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 12—15
  • Запас хода по шоссе, км: 155
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 95
  • Удельная мощность, л. с./т: 11,1
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 1.04
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30°
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,6
  • Преодолеваемый ров, м: 2,3
  • Преодолеваемый брод, м: 1,0

 

Источник — https://author.today/post/359591

 

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account