Строго засекреченный монстр Каспийского моря. Взгляд из Германии на историю крупнейшего экраноплана мира КМ-1 и его потомков. Ч2
Статья Гельмута Вальтера (Helmut Walther) «Das geheimnisvolle "Kaspi-Monster"» из журнала «FLUGZEUG CLASSIC» 6/2001 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в декабре 2016 года.
Предисловие редакции: На основе опыта, полученного при эксплуатации экраноплана KM-1 (FLUGZEUG CLASSIC 5-2001) русский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев сначала разработал его уменьшенную версию – А-90 Орлёнок, затем экраноплан «Лунь» и его гражданский вариант «Спасатель», который мог перевозить до 500 человек.
Экраноплан А-90 Орлёнок
Проект данного экраноплана разрабатывался в период с 1968 по 1970 годы. Прототип, предназначавшийся для проведения статических испытаний был изготовлен осенью 1973 года. После схода со стапеля первый А-90 по Волге был отбуксирован в Каспийское море. Весной 1974 года был дан старт лётным испытаниям. Летом 1974 года экраноплан А-90 выполнил демонстрационный полёт перед высокопоставленными военными. Во время этого полёта произошла авария. Огромные деньги, выделенные на разработку экранопланов, позволили восстановить прототип и к лету 1978 года завершить летные испытания. В это время в постройке находились еще два прототипа А-90.
С октября 1979 года ВМФ СССР приступил к испытаниям трех экранопланов А-90, планируя использовать их в составе подразделения, предназначенного для высадки морского десанта на территорию противника. Для выкатки на берег данные летательные аппараты были оснащены десятиколёсным основным шасси и двухколёсным передним шасси. А-90 базировались на военно-морской базе Каспийск, Дагестанская АССР (ныне Республика Дагестан, РФ) на побережье Каспийского моря. Один из А-90 в сентябре 1992 года в результате аварии был поврежден и позднее был списан в качестве безвозвратной потери.
Поводом для проектирования и создания экранопланов А-90 стало практическое переосмысление опыта, полученного в ходе испытаний стометрового экраноплана КМ-1.
Первоначально А-90 планировалось использовать для транспортировки подразделений морской пехоты ВМФ СССР. Использование эффекта экрана между земной поверхностью и днищем экраноплана позволяло сократить расход топлива в сравнении с сопоставимым по размерам самолётом примерно на 50 %.
Крайне низкая высота полёта осложняла обнаружение данного летательного аппарата радарами противника. В отличие от своего предшественника КМ-1 и более позднего экраноплана «Лунь», которые являлись исключительно амфибиями, А-90 имел носовой люк, крышка которого открываясь отклонялась на 92 градуса, благодаря чему технику можно было высаживать прямо на берег. Два реактивных двигателя в носовой части использовались только для старта и для прибытия на пляже. Во время полёта использовался турбовинтовой двигатель.
Вместо первоначально запланированных 120-ти экранопланов А-90 были построены только три летно-пригодных А-90 и один А-90 для проведения статических испытаний. Для того чтобы увеличить количество изготовленных экранопланов А-90 предлагалось его гражданское применение. Среди невоенных вариантов было и «летающий паром» для перевозок через Ла-Манш. Но эти планы так и остались не реализованными. После аварии в сентябре 1992 года одного из А-90, два оставшихся экраноплана применяли до октября 1993 года. Затем оба А-90 были сданы на хранение под открытым небом на военно-морской базе в Каспийске.
Как и в случае с КМ-1 имелась опытная уменьшенная в масштабе 1:2 версия А-90, получившая обозначение СМ-2. Данный экспериментальный экраноплан использовали в качестве стенда для отработки принципов работы силовой установки, а позднее для обучения пилотов.
Боевой экраноплан «Лунь» и его гражданский вариант «Спасатель»
Заказ на разработку тяжелого боевого экраноплана конструкторское бюро Алексеева получило еще в 1970 году. Главным конструктором данного проекта был В. В. Соколов. После объемных десятилетних проектных исследований, которые были необходимы из-за необычно большого количества технических новинок, в 1980 году был разработан конкретный проект. Несмотря на то, что официальное распоряжение о постройке этого летательного аппарата не было сделано, с этого времени начали готовить необходимые для постройки чертежи. В период с 1983 года по середину 1986 года в монтажном комплексе «Волга», город Горький (ныне Нижний Новгород), был собран первый прототип летательного аппарата «Лунь».
С 16 июля 1986 года события развивались следующим образом: «Лунь» спустили на воду после чего для дальнейших монтажных работ этот летательный аппарат был доставлен в Каспийск. Испытания под руководством конструкторского бюро велись с марта 1987 года по июль 1989 года. С декабря 1989 года приступили к Государственным приемочным испытаниям. Во время проведения испытаний инженерам и техникам пришлось преодолеть множество технических проблем, поскольку по своей конструкции «Лунь» был гораздо более сложным, чем оснащенный турбовинтовым двигателем А-90 Орленок.
Экраноплан «Лунь» развивал скорость до 500 км/ч и мог атаковать противника шестью противокорабельными ракетами «Москит» (натовское обозначение SS-N-22). Для применения ракет были созданы специальная радиолокационная система поиска целей и система управления нового типа.
После завершения государственных приемочных испытаний в 1990-1992 годы экраноплан «Лунь» совершал полеты над акваторией Каспийского моря и использовался в качестве испытательного стенда. Параллельно этому к 1992 году второй экземпляр экраноплана «Лунь» был собран на ¾. Между тем серьезный экономический кризис, поразивший Содружество Независимых Государств, привел к резкому сокращению вооружений, и программа разработки экраноплана «Лунь» стала одной из первых его жертв.
В 1990 году, как уже было сказано в предыдущей части статьи, возникла идея использования крупных экранопланов в гражданских целях и «Лунь», например, предполагалось использовать в качестве спасательного средства.
В августе 1990 года был выдан официальный заказ на постройку «Спасателя» – гражданского варианта экраноплана «Лунь». Главный конструктор В.Н. Кириллович проработал следующие варианты использования данного летательного аппарата:
- • поиск и спасение потерпевших кораблекрушение;
- • поиск и прием на борт капсул спускаемых космических аппаратов и прочих летательных аппаратов;
- • аварийно-спасательные работы при возникновении природных катастроф;
- • при соответствующем дополнительном дооборудовании – тушение пожаров с опорой на водную поверхность;
- • патрулирование и перевозка грузов.
Второй экземпляра экраноплана «Лунь» завершался в рамках программы создания гражданского варианта «Спасатель», для чего этого данный летательный аппарат был соответствующим образом переоборудован: все вооружение (шест больших противокорабельных ракет). было демонтировано. Внутри фюзеляжа был оборудован операционный зал, в котором можно было проводить полноценные хирургические операции. В результате появилась возможность оказывать медицинскую помощь пострадавшим на месте аварии.
По причине отсутствия средств ОКБ Алексеева не могло завершить переоборудование «Спасателя». Однако даже если бы сам летательный аппарат был полностью готов, оставался еще один вопрос: кто купит столь большой летательный аппарат. Единственный потенциальный клиент, который мог получить данный летательный аппарат, – Российская Федерация, – не мог позволить приобрести этот довольно дорогой экраноплан.
Оригинальный «Лунь» сегодня наполовину затоплен в порту города Каспийск. Там же нашли свой трагичный конец и оба оставшихся экраноплана «Орленок». Поэтому, к сожалению, остается вопрос: можно ли будет вновь увидеть в воздухе эти большие импозантные гигантские экранопланы.
боевой экраноплан «Лунь» в крейсерском полете над водной поверхностью
на полной скорости «Лунь» выпускает противокорабельную ракету «Москит»
постройка экраноплана «Спасатель» в цехе ОКБ Алексеева
экспериментальный экраноплан СМ-6 представлял собой уменьшенную в масштабе 1:2 копию экраноплана А-90 Орленок
экспериментальный экраноплан СМ-6 в крейсерском полете над водной поверхностью. Сегодня он подобно стражу находится у ворот военно-морской базы в городе Каспийск
снимок десантного экраноплана А-90, сделанный с аналогичного ракурса во время полета
массивный нос А-90 с двумя реактивными двигателями
мощный экраноплан А-90 завис над водной поверхностью
десантный экраноплан А-90 на берегу десятиколесном шасси
десантный экраноплан А-90 движется по воде как летающая лодка
носовая часть экраноплана А-90 Орленок открыта для разгрузки
выгрузка боевой техники из десантного экраноплана А-90. Хорошо различима пулеметная башня
взлет десантного экраноплана А-90 с рыхлого прибрежного грунта
на данной фотографии очень хорошо заметны «следы» на водной поверхности от экрана под днищем экраноплана
десантный экраноплан А-90 Орленок в своей поздней окраске, показывающей принадлежность машины военно-морскому флоту. Оба сохранившихся до наших дней экраноплана имеют такую окраску
десантный экраноплан А-90 Орленок в раннем варианте окраски, характерной для опытных летательных аппаратов
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: |
A-90 Орлёнок |
«Лунь» |
«Спасатель» |
Назначение: |
десантный экраноплан |
ударный экраноплан |
спасательный экраноплан |
Экипаж, чел.: |
4 чел. [1] |
|
|
Силовая установка: |
|
|
|
стартовые двигатели |
2×НК-8-4K |
8×НК-87 [2] |
8×НК-87 [2] |
мощность, кгс |
2×105000 |
|
|
общая мощность, кгс |
201000 |
|
|
маршевые двигатели |
1× НК-12MK |
|
|
мощность, л.с. |
1×13460 |
|
|
общая мощность, л.с. |
13460 |
|
|
Размеры: |
|
|
|
размах крыла, м |
31,5 |
44 |
44 |
длина, м |
58,1 |
73,8 |
73,8 |
высота, м |
15,9 |
21 |
19,5 |
Вес: |
|
|
|
полезной нагрузки, кг |
15000-20000 |
|
|
максимальный взлетный, кг |
140000 |
400000 |
400000 |
Летные характеристики: |
|
|
|
высота полета, м |
5 |
1-4 [3] |
1-4 [3] |
максимальная скорость, км/ч |
400 |
550 |
550 |
крейсерская скорость, км/ч |
360 |
|
|
дальность полета, км |
1500 |
3000 |
|
Пассажировместимость, чел.: |
до 350 |
|
до 500 |
- [1] командир экипажа, второй пилот, бортинженер и штурман
- [2] одновременно являются стартовыми и маршевыми
- [3] полеты в открытом море возможны при высоте волн до 3,5 метров