Стратосферный комплекс поиска целей для армии России

15

Как-то понемногу наши СМИ начали обсуждать одну тему, которая не оставила равнодушным. Обсуждают, и надо сказать, довольно безапелляционно вот какую тему: армия России получит новейший высотный разведывательно-ударный авиационный комплекс. Его уже типа начали создавать, вот буквально чуть-чуть – и все, врагу не укрыться от всевидящего ока нового РУК.

Начинаем разбираться.

Советский а теперь Российский высотный дозвуковой разведчик Мясищев М-55 «Геофизика»


Советский а теперь Российский высотный дозвуковой разведчик Мясищев М-55 «Геофизика»

Содержание:

Предпосылки к созданию

Предпосылки действительно есть, и они обоснованные. В условиях военного конфликта, чем быстрее доходит информация о местоположении противника до тех, кто должен этого самого противника ликвидировать, тем оно лучше. Потому для этого стоит использовать все технические возможности, которые есть в распоряжении.

Спутниковая группировка. Вот тут как раз если она есть – то все довольно неплохо. А когда ее нет, когда в распоряжении армии есть информация с некоторого (небольшого) числа спутников, то толку от этой информации немного. Вообще у спутника на орбите есть много слабых сторон.

Стратосферный комплекс поиска целей для армии России

Спутник летит по своей орбите и его направить в нужное место не так просто. Конечно, есть возможности по корректировке и изменению орбиты, но они не бесконечные, а наоборот, очень даже конечные. Потому спутников и должно быть в космосе много, чтобы теоретически можно было бы «держать» весь необходимый район под неусыпным контролем.

Вторая слабая сторона – противник запросто может подстроить свои действия так, что спутник ничего не увидит. Если знать орбиту и время прохождения над районом, «закрыться» можно. И вот тут проблема: спутник на зависнет над районом, его в точку не вернуть. Он полетит дальше и привет, до следующего прохода.

Авиация. Вообще здесь все уже изобретено, причем, давно. Есть такие самолеты, как ДРЛОиУ, которые:
— летают за пределами действия вражеской ПВО;
— могут вести разведку и осуществлять целеуказание для любых видов войск;
— обладают весьма приличным временем нахождения в воздухе.

Стратосферный комплекс поиска целей для армии России

Единственным минусом самолетов ДРЛОиУ является теоретическая необходимость прикрывать их от авиации противника, в случае нахождения, например, в акватории того же Черного моря, то есть, на нейтральной территории.

Конечно, армейской разведывательной авиации не светит ничего, увы, но развитие зенитных ракетных комплексов сегодня практически исключает работу самолетов-разведчиков в районе линии фронта и за ней.

Но эту работу очень хорошо берут на себя дроны. Сегодня беспилотник – это палочка-выручалочка для командира взвода, что там говорить о более высоких уровнях. Успехи ВСУ во многом получились именно благодаря тому, что у украинской стороны преимущество в разведывательных беспилотниках оценивается как 10 к 1.

Стратосферный комплекс поиска целей для армии России

А есть и класс стратегических БПЛА, которые просто шикарно могут выполнять роль самолета ДРЛОиУ на минималках. И выполняют. Но у таких аппаратов тоже есть свои слабые стороны – они практически беззащитны в случае перехвата и, если противник обнаружит тот же RQ-4 «Global Hawk», то аппарат будет просто уничтожен перехватчиками, поскольку скорость БПЛА не даст ему возможности уйти от преследователей.

Видимо, у нас все настолько печально с самолетами ДРЛОиУ и нет никаких перспектив в плане создания стратегических разведывательных БПЛА, что, как всегда, где-то приняли решение идти своим путем.

Свой путь – он куда?

Стратосферный комплекс поиска целей для армии России

Он в стратосферу. Если верить СМИ, то озвученный создаваемый в интересах ВС РФ ударно-разведывательный комплекс будет стратосферным. То есть летать на высотах от 11 до 50 км.

Что ж, определенное рациональное зерно в этом есть. Где-то в районе 15 км и выше зенитные ракеты начинают «сдуваться» и их тянет к земле. Не все, конечно, ракеты от того же С-400 летят выше 20 км, но это скорее исключение. А у подавляющего большинства зарубежных ЗРК действительно будут большие проблемы по достижению таких высот.

Как решили поступить в России? Если верить СМИ, то новый стратосферный ударно-разведывательный комплекс будет состоять из летательного аппарата, подвесных контейнеров с радарами, систем радиотехнической разведки и оптико-электронных станций. Новый комплекс сможет в режиме реального времени передавать координаты целей наземным ракетным комплексам, артиллерии, кораблям ВМФ и авиации.

На словах все смотрится неплохо, на деле… А как оно – на деле?

Летательный аппарат

Стратосферный комплекс поиска целей для армии России

На сегодняшний день у России есть только один самолет, способный выходить за пределы 20 000 метров по высоте. Это все тот же МиГ-31, высотный перехватчик, носитель «Кинжалов» и так далее. Вообще 31-й может летать до 30 000 метров, другой вопрос – насколько эффективно можно использовать этот самолет в качестве разведчика.

Не стоит забывать, что самые молодые из имеющихся в ВКС РФ самолетов МиГ-31 были выпущены в 1994 году. То есть, «всего» 30 лет назад. Ресурс планера, усталость металла и прочие возрастные проблемы не отменит никто. И расходовать для разведки оставшиеся МиГ-31 смотрится не очень хорошей идеей, хотя изначально в самолете заложена возможность управления и передачи целеуказания на другие самолеты или наземные пункты управления.

Вывод: если МиГ-31 будут использовать в качестве разведчика, нужно возрождать производство этих машин. Что в современном состоянии ОАО «РСК МиГ» смотрится фантастикой.

К тому же разведчик должен быть… полегче сорокатонного монстра, несущего на себе кроме всего еще и несколько тонн ракет. Вообще сама по себе концепция «разведывательно-ударного комплекса» несколько неравномерная. «Скрестить ежа и ужа» можно, но нужно ли? Разведчик вряд ли сможет нанести впечатляющий удар, а ударный самолет – осуществлять полноценную разведку. Узкая специализация? Возможно, но в этом есть здравый смысл.

Стратосферный комплекс поиска целей для армии России

МиГ-31 может летать очень быстро и высоко. Но несет не так много оружия, чтобы быть реально ударным самолетом в сфере «воздух-поверхность». Максимальная нагрузка из четырех ракет – это не для ударного самолета (какую-то часть узлов подвески потребуется оставить на ракеты «воздух-воздух» для самообороны), как ни крути.

Хороший разведчик, но плохой ударный самолет или наоборот – так не проще ли сделать просто хороший разведчик? Например, каким был до определенного времени U-2 или «Черный дрозд».

Вообще, конечно, есть у нас еще один самолет.

Стратосферный комплекс поиска целей для армии России

Как говорили источники наших СМИ, «новый летательный аппарат будет обладать модульной конфигурацией». Надеюсь, что как раз этого не случиться. Достаточно вспомнить, чем закончилась эпопея с модульными кораблями: потерянными миллиардами и никчемными корытами на вечном приколе.

А вот сменные варианты оборудования – почему нет? Просто подвесные контейнеры, о которых пойдет речь ниже и модульная конструкция – немного разные вещи. В нашем случае речь идет о подвесных контейнерах.

Так на что будем вешать эти самые контейнеры, если МиГ-31 не совсем подходит?

А у нас есть еще один самолет. Идем в историю, и там обнаруживается творение КБ имени Мясищева, которое совершило первый полет в 1982 году. Фанфары – на сцене М-17 «Стратосфера»/М-55 «Геофизика».

Стратосферный комплекс поиска целей для армии России

Этих очень своеобразных самолетов было выпущено в общей сложности аж 8 штук. Три М-17 и пять М-55. За сорок лет, как ни странно, один самолет уцелел. Не тот, который экспонируется в музее в Монино, там есть еще один, в разграбленном состоянии, а тот, который был все это время в распоряжении КБ имени Мясищева.

И вот этот самолет сегодня реально летает, с реальными контейнерами, изучая вопрос, насколько хорошо будет работать оборудование из контейнеров в условиях больших высот.

Уже некоторые горячие головы заявили о том, что М-55 – это как раз тот самый разведчик, который нужен завтра. Вопрос только в том, где его взять?

А ответ на этот вопрос надо искать… в Смоленске!

Стратосферный комплекс поиска целей для армии России

Как это ни странно, но в стенах Смоленского авиационного завода, работающего аж с 1926 года, не просто сохранилось все необходимое (чертежи, техдокументация, оснастка) для производства М-55 «Геофизика», но и на протяжении последних лет велись работы по модификации самолета, в том числе шли работы над двухместной версией.

Двухместный самолет, способный забраться на высоту 21,5 км и летать там какое-то время (1 час) и нести полезную нагрузку в 1 500 кг. На высоте 17 км самолет может находиться значительно дольше, до 6,5 часов. И, пожалуй, это уже похоже на разведчика.

Кроме того, М-55 значительно меньше и легче МиГ-31. Да, полезная нагрузка не очень большая, но тут уже можно играть за счет двигателей. Изначально на М-17 стоял двигатель РД-36-51В (ОКБ-36, ныне ОДК «Сатурн») тягой 6 000 кгс, а на М-55 уже устанавливали два двигателя Д-30-10В или Д-30В-12 (ОКБ П.А. Соловьева, ныне ОДК «Авиадвигатель») мощностью 9 000 кгс каждый.

Здесь вопрос к Пермскому заводу авиационных двигателей, смогут ли они наладить выпуск этих изделий. Несмотря на то, что это вроде бы Д-30, на самом деле двигатели Д30-10В (для М-55), Д-30В (Для вертолета В-12), Д-30КП (для Ил-76), Д-30Ф (для МиГ-31) – это двигатели совершенно разные, более того, зачастую не имеющие между собой ничего общего.

В общем – самолет для аппаратуры вроде бы есть.

Что у разведчика в контейнерах?

Естественно, аппаратура получения различных данных. Особенно нового там ничего такого нет, принято решение использовать наработки по проекту «Сыч».

«Сыч» — это глубокая модернизация (я бы сказал – практически создание нового изделия) на базе комплекса радиотехнической разведки МРК-411. Этот комплекс стоял на таких самолетах, как Ту-214Р и Ил-20Р.

Стратосферный комплекс поиска целей для армии России

В свое время было принято решение о том, что вследствие развития радиоэлектронной базы, размеры комплекса можно уменьшить и сделать его контейнерного базирования с последующим использованием на самолетах Су-34.

Стратосферный комплекс поиска целей для армии России

Вот что такое «Сыч» — максимально модернизированный путем замены элементной базы радиотехнический комплекс бокового обзора М-411. Многое было создано заново, например, РЛС «Пика-М» с ПФАР.

Так как Су-34 по размерам сильно уступает тому же Ту-214Р, то напрашивалось решение о разделении аппаратуры согласно специализации.

Вариант УКР-РТ предназначен для ведения радиотехнической разведки, УКР-ОЭ — для оптико-электронной, УКР-РЛ — для радиолокационной.

К контейнеру УКР-РТ нужно относиться с изрядной долей скептицизма, потому что его разработка началась более 20 лет назад. Сегодня говорить о том, что УКР-РТ современен сложно, но если с его помощью можно обнаружить и точно определить координаты и технические характеристики таких целей, как системы связи и передачи информации, РЛС, каналы управления БПЛА – это полезно.

Причем, УКР-РТ уже прошел испытание в боевых условиях на Су-34.

Вариант УКР-РЛ – это модуль радиолокационной разведки с радаром четвертого поколения «Пика-М». РЛС двусторонняя, малоэлементная, с пассивной фазированной антенной решеткой. Разрешение около 0,3 м в режиме SAR/ISAR, дальность действия более 300 км.

Вариант УКР-ОЭ, оптико-электронный, получает информацию путем приема и анализа излучений ультрафиолетового, видимого и инфракрасного диапазонов, которые создаются объектами разведки.

В общем, комплекты аппаратуры можно действительно менять в зависимости от того, какую задачу придется выполнять.

Идея «Сыча» была проста: компенсировать невозможность применения Ту-214Р на активных участках боевых действий, особенно там, где возможен перехват наших самолетов авиацией противника. Применение такой аппаратуры с борта Су-34 заметно снижает возможность такого перехвата и уничтожения самолета-разведчика, за счет боевого оснащения Су-34, который способен «вломить» практически любому самолету западного образца.

Совершенно безоружный Ту-214Р, естественно, потребует для себя истребительного сопровождения.

Итого. Что мы имеем в итоге?

В итоге мы имеем весьма странные «костыли». С одной стороны, явно начать строить двухместные М-55У и вешать под фюзеляжи контейнеры с различной техникой вполне реально. И запускать эти самолеты на 20+ км в стратосферу, чтобы они там, с недосягаемой для ракет высоты, при помощи своей аппаратуры находили цели и направляли туда ракеты – тоже реально.

Но вам не кажется, что все то же самое самолет ДРЛОиУ будет делать, находясь километрах в 200 от линии фронта, да еще на большую глубину и с большей точностью? И работать там будет не один оператор, упакованный в кресло, а тактический экипаж из 10 человек, работающий в нормальных человеческих условиях?

Стратосферный комплекс поиска целей для армии России

И то же самое относится к аппарату типа «Global Hawk». Беспилотник будет спокойно лететь, а его операторы вести наблюдение, находясь в абсолютной безопасности на земле.

В общем, идея с «новейшим стратосферным самолетом-разведчиком» смотрится весьма убого. Отдаленно ситуация напоминает анекдот «Что только русские не придумают, лишь бы дороги не строить».

Понятно, что самолетик типа М-55 не поднимет много аппаратуры, а что поднимет – то не будет смотреть так далеко, как хотелось бы. Потому и станут загонять его на высоту, «подвешивая» над полем боя.

И вместо того, чтобы строить нормальные летательные аппараты, с нормальной аппаратурой, у нас опять торжествует идея эрзаца. Эрзац-разведчик вместо нормального самолета ДРЛОиУ, даже вместо того же Ту-214Р, которых изготовили аж ДВЕ штуки. Эрзац-танк Т-54 вместо Т-90 и так далее.

Но самое неприятное здесь то, что даже распилом не назовешь: все действительно можно осуществить. Другой вопрос – а надо ли такое? Может, все-таки осилить производство нормальных самолетов разведки?

Источник — https://topwar.ru/229908-stratosfernyj-kompleks-poiska-celej-dlja-armii-rossii.html

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account