1

Эскаэры ворвались в порядки германского конвоя буквально как хорьки в курятник. Пройдя вдоль турецкого побережья «Образцовый», «Ответственный», «Осторожный», «Отменный» и «Окрыленный» вышли на траверз Севастопольской бухты с юго-запада, так что командование конвоем приняло их за румынские корабли. Находящиеся в охранении транспортов и быстроходных десантных барж, с эвакуируемыми из Крыма немецкими войсками, эсминцы «Регина Мария» и «Мэрэшешти» бежали сразу, даже не открыв огонь по советским кораблям. Единственным, кто попытался оказать сопротивление, был итальянский торпедный катер, попытавшийся осуществить торпедную атаку, но он был почти мгновенно разорван на куски огнем 102-мм орудий сторожевиков.

Потом началось избиение. Выставленные на минимальное углубление торпеды, снаряды 102-мм пушек и 37-мм автоматов, быстро и методично уничтожали германские суда. По рассказам советских моряков, вода кишела плавающими немцами, а их вопли были слышны даже сквозь гул корабельных турбин, треск 102-мм пушек и захлебывающийся лай 37-мм автоматов.

До сих пор неизвестно, сколько немецких судов было потоплено в этот день. По рапортам советских командиров они потопили эсминец, двенадцать крупных транспортов и около тридцати БДБ, не считая более мелких плавсредств, что следует все же считать сильным преувеличением. За эсминец, видимо был принят минный заградитель «Амирал Мургеску».

Закончив разгром конвоя советские корабли ушли на юг, немецкой авиацией они обнаружены не были, впрочем, теперь у немцев вероятно были дела поважнее, чем преследование пяти сторожевиков. Больше ни одного конвоя в Крым германское командование послать не решилось, и эвакуация немецких войск с полуострова была полностью сорвана.

 

Проектирование Большого Универсального Катера (БУКА) началось еще в  1933 г. Предполагалось создать дешевый моторный корабль способный выполнять функции торпедного катера дальнего действия и большого охотника за подводными лодками.

Водоизмещение катера предполагалось «не более чем 200 т.»,  но при этом он должен был развивать скорость 35 узлов и иметь вооружение состоящее из одного 76-мм, двух 45-мм орудий и трехтрубного 450-мм торпедного аппарата. Поскольку 35 узловая скорость в заданном водоизмещении требовала мощности моторов не менее 5000 л. с., уже в 1934 г. было решено перейти на паротурбинную установку,  усилив заодно вооружение заменой 76-мм орудия на 102-мм, а 450-мм ТА на 533-мм.

Начало постройки Германией миноносцев типа «1935» стимулировало дальнейшее усиление вооружения советского проекта, вплотную приблизившегося по размерам к уже строящимся СКР «тридцаткам». Теперь оно состояло из кормовой спаренной 102-мм универсальной установки и двух 45-мм орудий, установленных в носовой части возвышенно. Число трехтрубных торпедных аппаратов увеличилось до двух. Естественно, что такой корабль, практически дублирующий проект 30, не был востребован флотом, но помогло несчастье.

Постановление о прекращении закладок сторожевых кораблей проекта 30 вдохнуло новую жизнь в «тридцать второй», имевший эшелонную схему энергетической  установки. Последним штрихом, окончательно убедившим руководство флота в перспективности нового СКР, стала замена носовых 45-мм орудий на вторую спаренную 102-мм артустановку. Тральное оборудование, имевшееся на предыдущих проектах, на новых СКР не устанавливалось, так как по планам, в ближайшее время, должна была начаться постройка паротурбинных эскадренных тральщиков.

Постройка первых сторожевых кораблей проекта 32 началась на Средне-Невском судостроительном заводе летом 1938 года. Вскоре однотипные сторожевики начали закладываться Севастопольским морским заводом, Путиловской верфью, Руссудом и Комсомольским (Амурским) заводом. К сожалению, из-за задержки с поставкой 102-мм артустановок, которые передавались на строящиеся и модернизируемые крейсера, только один СКР вступил в строй до конца 1940 года. Еще 9 кораблей вошли в строй весной и летом 1941 года, пополнив Балтийский и Черноморский флоты, для которых первоначально не предназначались.

На испытаниях, имеющие умеренное отношение длинны к ширине СКРы, продемонстрировали отличную мореходность, превосходя не только своих предшественников «тридцаток», но и значительно более крупные по размерам лидеры. Проблемой, правда, оказалось ухудшение условий обитаемости экипажа, вызванное отсутвием полубака. Еще одним серьезным недостатком оказалось недостаточное зенитное вооружение. Так как четырех 102-мм универсалок казалось достаточным для отражения любой воздушной атаки, на новые СКР устанавливали только крупнокалиберные пулеметы ДШК, вообще отказавшись от мелкокалиберных пушек. Порочность этой концепции была продемонстрирована уже на третий день войны, когда находящийся в дозоре в Ирбенском проливе СКР «Разящий», был буквально за несколько минут потоплен немецкими пикировщиками Ю-87.  Пришлось срочно довооружать сторожевики двумя 37-мм автоматами, устанавливаемыми в районе второй дымовой трубы.

Уже во время войны в состав Балтийского флота вошел СКР «Ревностный», а в состав Черноморского «Ответственный», «Осторожный», «Отменный» и «Окрыленный». Постройка находящегося на стапеле Средне-Невского завода СКР «Разумный» была прекращена. Корпуса «Оживленного» и «Ожесточенного» остались на стапелях Севастопольского морского завода и были разобраны на металл захватившими город немцами. Была прекращена постройка и находившихся в малой степени готовности пяти сторожевых кораблей заложенных на Амурском заводе весной 1941 года.

Тем не менее, после Победы, постройка удачных СКР была продолжена, по модернизированному проекту 32-бис.

Сторожевые корабли проекта 32. 

 

Проектное водоизмещение: 898 т (стандартное), 1090 т (полное).

Скорость: 32 узла, при мощности машин 21000 л.с.

Вооружение: 2х2 102-мм/55 орудий, 4х1 12.7-мм пулемета, 2х3 533-мм ТА.

Размерения по КВЛ: 84,4х9,6х2,9 м.  

 

  1. СКР Резвый                          38-39-41                    Ср. Нев.                     БФ

  2. СКР Редкий                         38-40-41                     Ср. Нев.                     БФ

  3. СКР Решительный              38-40-41                     Ср. Нев.                     БФ

  4. СКР Рьяный                        38-40-41                     Ср. Нев.                     БФ

  5. СКР Отважный                   38-40-41                     Сев. з.                   ЧФ           

  6. СКР Образцовый                38-40-41                     Сев. з.                        ЧФ

  7. СКР Разящий                      38-39-40                     Пут. в.                        БФ

  8. СКР Расторопный              38-40-41                     Пут. в.                        БФ

  9. СКР Ответственный          39-41-(41)                   Сев. з.

10. СКР Осторожный              39-41-(41)                   Сев. з.

11. СКР Ретивый                      39-40-41                     Пут. в.                         БФ

12. СКР Резкий                         39-41-41                     Ср. Нев.                     БФ

13. СКР Отменный                   39-41-(43)                   Руссуд

14. СКР Окрыленный               39-41-(44)                   Руссуд

15. СКР Разумный                    40-Х-Х                         Ср. Нев.

16. СКР Ревностный                40-41-(42)                   Пут. в.

17. СКР Оживленный              40-Х-Х                         Сев. з.

18. СКР Ожесточенный           40-Х-Х                         Сев. з.

Сторожевые корабли проекта 32.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

227 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account