Стимпанк уходит в плаванье
Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
208 лет назад, 17 августа 1807 года из Нью-йоркского порта впервые отправился в путешествие по реке Гудзон первый крупный коммерческий пассажирский корабль с паровым двигателем, спроектированный американским изобретателем Робертом Фултоном. Это деревянное плоскодонное судно имело длину 46 метров (по другим данным — 43), ширину — 4,3 метра и водоизмещение 121 тонну. Паровая машина мощностью всего в 19 лошадиных сил вращала через довольно сложную систему передач два гребных колеса диаметром по 4,6 м, которые сообщали кораблю скорость до пяти миль в час на спокойной воде.
Корабль, названный "Пароходом Северной реки" (Nord River Steamboat) не был первым в мире паровым судном, но именно он ознаменовал переход таких судов из разряда экспериментов в практическую плоскость. С 4 сентября "Пароход Северной реки", который в ряде источников ошибочно называют "Клермонтом", начал совершать регулярные пассажирские рейсы между Нью-Йорком и Олбани. В 1809 году к нему присоединился аналогичный корабль "Повозка Нептуна" (Car of Neptune), а в 1811 — еще один под названием "Парагон" (Paragon). В 1815 году по американским рекам ходило уже 17 пароходов Фултона. В том же году первенца парового флота вывели из эксплуатации и отправили на слом.
Два довольно сильно отличающихся друг от друга чертежа первого фултоновского "стимбота". Честно говоря, я не знаю, какой из них более правильный.
Полноразмерная реплика "Парохода Северной реки", построенная в Нью-Йорке в 1909 году. Она до 1935 года использовалась в качестве прогулочного судна, после чего разделила судьбу оригинала.
Первый паровой катер Фултона, построенный в Париже в 1803 году, которым изобретатель безуспешно пытался заинтересовать Наполеона.