Кригсмарине, несмотря на небольшой размер надводного флота, выглядит очень даже интересно, по сравнению с остальными флотами мира. В первую очередь составом «Крупных» кораблей. Он вызывает очень много вопросов, особенно линкоры Шарнхорст и Гнейзенау, но обо всё по порядку.
После поражения в «Великой Войне» (Первой Мировой), на Германию были наложены жёсткие ограничения, сильно ограничив их сухопутную армию и, по факту, уничтожив ВМФ, позволив им сохранить лишь 2 броненосца, в качестве «крупных» корабля.
И, пытаясь хоть как-то защитить берега страны, а так-же сохранить кораблестроительную школу и флотские традиции, руководство Веймарской Республики, как многим известно, заложило тяжёлые крейсера проекта Дойчланд: Дойчланд, Адмирал Шеер и Адмирал Граф Шпее, которые создавались в условиях очень жёстких ограничений и которые привлекли внимание многих стран, а британцы прозвали их, за размеры и главный калибр орудий, «Карманные линкоры». (Один (поло-)умный Адмирал хлопает в ладошки)
По «игровой» классификации, эти корабли можно было назвать «Стеклянными Пушками» — максимум урона (для своих размеров), скорости, но при этом никакущая защита. И этот титул Дойчланды носили с гордостью: они могли с «лёгкостью» победить любой крейсер, за счёт своего главного калибра в 283-мм и за счёт своей скорости (28 узлов, в 30-х годах — это очень хороший результат), они могли сбежать от любого линкора врага. Просто идеальный рейдер: либо ты (крейсер) решишь принять бой, чтобы сохранить конвой и он разнесёт тебя в клочья, а затем возьмется за убегающие корабли, либо решишь спастись, и он всё-равно уничтожит конвой. Либо конвой должны охранять линкоры или линейные крейсера, что явно перебор, даже для Британии.
В общем, это идеальный корабль для своего времени. Наверное…
Дальше, с приходом к власти в стране НСДАП и Гитлера, заложили следующие корабли: Линкоры (почему-то именуемые Линейные Крейсера) типа Шарнхорст — Шарнхорст и Гнейзенау. «Модифицированные Дойчланды»: корабли с тремя трёх-орудийными башнями вместо двух у «Карманных линкоров», и с более толстой бронёй, которую стали дополнительно вешать сверх плана (?), из-за чего бронепояс корабля ушёл частично под воду, а сам корабль частично потерял мореходность, из-за чего оба корабля черпали воду при волнении на море.
И, как вы догадались, они и есть «Консервные» банки — быстрые, очень прочные и живущие, но огневая мощь, для их размеров и класса, была просто смехотворная, хоть количество орудий и было больше.
Последними крупными кораблями Кригсмарине, не считая Авианосца Граф Цеппелин, который в строй не вступал, стали линкоры класса Бисмарк — прославленный Бисмарк и, не менее прославленный, Тирпиц. Своеобразный «венец» кораблестроения Третьего Рейха, запомнившиеся своей живучестью и непотопляемостью: Бисмарк, который затопили сами немцы во время «Охоты за Бисмарком», когда кончились снаряды главных орудий (и они были выведены из строя), и Тирпиц, который англичане пытались затопить несколько раз и сумели это сделать лишь на 6 попытке.
Настоящие «Реактивные Громилы» — быстрые, с большой огневой мощью (для своего времени), стойкие, но при этом очень редкие и излишне дорогие (Айовы стоили столько-же, сколько и Бисмарки!), построенные лишь в 2 экземплярах.
И, вроде бы ряд понятен, логичен, но у меня вызывает вопрос о целях существования «консервных банок» типа Шарнхорст? Зачем они были нужны?! Какую цель перед ними ставили?! Ведь не даром один умный человек сказал: «Если у вас нет цели для флота, то его лучше вообще не строить»!
Для полноценного противостояния вражеским (Британским и Французским) линкорам, у них не хватало огневой мощи 283-мм орудий. Пусть они и были современными, явно превосходящими пушки периода «дредноутной» гонки, но 300 кг снаряд не шёл ни в какое сравнение с 600- и 800- кг снарядами англичан и французов. При том, что именно на такие снаряды была рассчитана броня современных линкоров.
А по поводу их брони: а оно того стоило?! 320-мм бронепояс Бисмарка смог выдержать огонь половины Британского флота, включая Нельсон и Родни, при этом у Шарнхорстов он был ещё толще: 350-мм (хотя горизонтальная броня и была тоньше)! Что они должны были выдержать? Огонь Айов и Ямато?
Зачем надо было копировать броню «Георгов» (350 мм)? Какой в этом был смысл, если немецкая сталь была более качественная, а значит более прочная? Да и зачем нужен был такой толстый бронепояс, который из-за своей массы ещё и под воду частично ушёл, увеличив осадку и явно снизив скорость кораблей (она и так была самой высокой среди ЛК и Линкоров — 31 узел, а что могло быть без лишней брони, даже представить страшно!).
Кригсмарине не был такой-же большой и грозной силой, каким был Кайзерлихмарине во время Великой Войны, в составе которого было 19 линкоров и 5 линейных крейсера, которые бронировались как линкоры банально из-за нехватки линкоров (у англичан было 34 линейных корабля) и потому что был слишком велик риск столкновения с дредноутами врага. Можно даже сказать что Линейным Крейсерам отводилась роль «ложных» мишеней в «Линейном Бою». То есть ставить перед Шарнхорстом и Гнейзенау задачи линкоров было бессмысленно! Да, они могли принять бой с Линкорами, но победителями из него они точно бы не вышли. Единственная адекватная для них роль, которую возложили даже на Бисмарк — это рейдерство. То есть корабли должны были быть явно легче, чем получились!
Наиболее оптимальным вариантом, на мой взгляд, был всё-таки 26000-тонный проект, даже если бы он получил 280-мм орудия, либо 32000-тонный, но вооружённый уже 330-мм орудиями, за счёт утоньшения бронепояса (запас был явно очень большой!). Или, если уж совсем в крайность, 22000-тонные линкоры, которые и стоили в 1,5 раза дешевле, то есть их можно было построить на 1 единицу больше, что уже дало бы совершенно другую ситуацию на море для Германии и Британии.
Спасибо за внимание.
P.S.: у меня вопрос к стоимости немецких кораблей: почему они настолько дорогие? Бисмарк и Тирпиц стоили 100 млн. долларов (200 млн. рейхсмарок) — столько же стоили более современные и совершенные Айовы? Чем она вызвана? Более высокими ценами в самом Рейхе (уровнем жизни), несовершённостью технологий (самому смешно от сказанного) или удешевлением производства в самих штатах из-за войны? И ведь все корабли Германии были дорогими, и даже можно сказать что они наоборот, становились дешевле по мере роста тоннажа: 100 млн. Дойчланды, 180 млн. Шарнхорсты и 200 млн. Бисмарки.