Старый комод 2
Идея использовать шасси нового среднего танка для создания САУ, возникла, наверное, раньше, чем первые серийные образцы танка попали в войска.
Тем не менее, конструкторских кадров не хватало и работа велась ни шатко ни валко. Всерьёз, тему удалось продвинуть вперёд, только когда уже был готов проект новой версии отечественного «12-тонника» (Т-27М), кстати, вытянувшего при контрольном взвешивании более 17 тонн!
(Средний танк Т-27М обр. 33 г.)
Не мало, из этой массы приходилось на башню, забронированную по той же схеме, что и корпус (30 мм передняя часть, 20 мм борт-корма).
Поскольку вооружение предполагалось к установке на САУ весьма габаритистое, решили от башни отказаться вовсе, а орудия поставить в тумбовом, наиболее простом, исполнении.
Первой появилась архинасущная для механизированных войск, 122 мм самоходная гаубица. Качалку использовали самую доступную, от обычной полевой гаубицы обр. 1909 года.
После успешного завершения испытаний, планировалось создание на том же шасси целого триплекса в составе уже готовой 122 мм гаубицы, 152 мм мортиры и 76,2 мм дивизионной пушки (в РИ такой триплекс был разработан на шасси Т-26 под названием СУ-5). Плюс зенитный дуплекс в виде самоходных 76,2 мм пушки и 37 мм автомата (РИ СУ-6 на модифицированном шасси Т-26)
(РИ триплекс СУ-5 и самоходная зенитка СУ-6)
Однако. В процессе разработки и по результатам испытаний, 152 мм мортиру признали излишней. Дело в том, что САУ создавались исключительно для вооружения механизированных соединений. У пехоты вполне доставало и собственных шестидюймовок, причём не в виде куцых мортир, а в виде полноценных гаубиц (шестидюймовая мортира из плана вооружения пехотных дивизий была официально исключена в пользу гаубиц). А поскольку тех самых механизированных соединений предполагалось сформировать не так уж много (всего 5 мехкорпусов при 10 механизированных бригадах), 152 мм мортира вообще была снята с производства.
К этому, ещё можно добавить, что для механизированных соединений, чрезвычайно большое значение имеет размер возимого БК. А при 6-дюймовой артиллерии, он получался недопустимо ограниченным.
От САУ с дивизионной пушкой тоже отказались, но в пользу универсальной установки, вооружённой мощной 76,2 мм зенитной пушкой 3-К, которую можно было использовать и как дивизионную, и как дальнобойную противотанковую, и как собственно зенитную.
(САУ на шасси Т-27М. Корпус универсальной СУ с зениткой 3-К, ради возможности кругового обстрела, расширен в средней части до кромки надгусеничных полок. Бронезащита самоходок противоосколочно-противопулевая – всего 12 мм, благодаря чему САУ на марше могут не отставать от танков)
Этот «дуплекс» был официально принят на вооружение в 1934 году. В состав каждой мехбригады мехзанизированных корпусов, были включены по дивизиону самоходных 122 мм гаубиц (12 САУ) и дивизиону универсальных 76,2 мм пушек (12 САУ).
В непосредственном подчинении командира мехкорпуса, имелись ещё два точно таких же дивизиона (т. е. в каждом МК 36 САУ -122 и 36 САУ-76).
Соответственно для 10 бригад и 5 мехкорпусов, требовалось выпустить 180 самоходных гаубиц и столько же самоходных пушек. С учётом учебных и резервных машин, всего 400 самоходок.
Ещё 100 шасси было использовано для создания различной специальной техники, от командирских машин до БРЭМ и многоцелевых транспортёров.
Танков армия заказала ровно 1500 штук. Таким образом, на шасси «советского 12-тонника» было построено 2000 машин всех типов.
А в 1938-ом году, в серию пошла последняя версия танка Т-27 – Т-27М2.
Фактически, это был уже практически новый танк, унаследовавший от «предков» по линии Т-27 исключительно «архитектуру». Танк был немного длиннее предыдущей модели, поскольку оснащался новым, дизельным двигателем. О двигателе чуть-чуть подробнее. Как и в РИ в данной АИ руководству очень нравились дизеля, и программа создания таких моторов никуда не делась. Но, она была несколько иной. Поскольку на ХПЗ (при котором построили моторный з-д №75) специализировался не на БТ, а на Т-27, а з-д №75, соответственно, для нужд танкостроения, на двигателе М-6, совершенно логично предположить, что дизель-мотор будет разрабатываться на 75-ом з-де в габаритах, позволяющих устанавливать его вместо устаревшего М-6. Какова будет мощность такого мотора, я могу только предполагать – но уж точно никак не более 400 л.с.
Но, для Т-27М2, в принципе, и 350 и 300 даже 250 лошадок вполне достаточно.
Так же, танк имел новомодную торсионную подвеску (высота корпуса легко позволяла внедрить её), широкие гусеницы, коническую башню (опять-таки унифицированную с тяжёлым Т-28) с новенькой 76,2 мм пушкой Л-10 спаренной с пулемётом. Второй пулемёт устанавливался в кормовой нише, откуда мог переставляться на зенитную турель. От бортовых пулемётов отказались, благодаря чему экипаж сократился с 5 до 4 танкистов (мехвод и трое в башне). Бронезащиту естественно тоже увеличили по требованию военных до абсолютной непробиваемости из немецкой 37 мм противотанковой пушки со всех реальных дистанций боя.
Верхний, ну очень наклонный лобовой лист корпуса, борта и корма 37 мм. Нижний лобовой лист и щиток механика-водителя 50 мм. Башня подобна новой версии тяжёлого Т-28, но с «умеренным» бронированием: лоб 50 мм, борт-корма 37 мм. Конструкция корпуса смешанная – где клёпка, где сварка. Со временем, по мере отработки технологий массовой сварки бронепроката больших толщин (от 50 мм), планировалось полностью перейти на сварную конструкцию с несущим бронекорпусом.
При 300-сильном дизельном двигателе и новой трансмиссии, 21-тонный танк уверенно разгонялся до 45 км/ч.
(Пехотный танк Т-27М2 обр.38 г.)
Когда я заканчивал работу над первой частью, там прописал, что прежние модели танков (Т-26, Т-27М, Т-28, БТ) будут выпускаться в СССР только до 37 года, а затем, им на смену придёт новое поколение танков всех классов.
Однако. Нарисовав последнюю версию Т-27М2, я вдруг осознал – а разве это не самый подходящий танк для вооружения бригад поддержки пехоты? Маневренные качества – вполне! Вооружение и бронезащита – для 37-38 г.г. – самое – то.
Если этот танк в 1938 году сменит в серии предыдущую модель, это и будет наш новый ОСНОВНОЙ ПЕХОТНЫЙ танк! Не штампуя до войны танки десятками тыщь, мы вполне можем себе позволить такую «роскошь».
Организационно, у АИ РККА в 1937 году 20 танковых бригад поддержки пехоты. В каждой бригаде три батальона Т-26 (150 танков) и один батальон Т-27М (50 машин). Вот с 1938 года и начнём постепенно заменять Т-26 на новый пехотный танк Т-27М2. Каким образом проводить перевооружение – вопрос дискуссионный. Можно заменять постепенно, сперва, перевооружить по одному батальону в каждой бригаде. Потом, по второму. И т. д.
А можно напротив, менять сразу ВСЕ танки на Т-27М2 в каждой бригаде по очереди. Таким образом, у нас будут и полностью перевооружённые новыми танками мощные бригады и бригады с привычной, пусть не новой, зато давно «притёртой» структурой и матчастью. Причём Т-26 в тех бригадах, так же можно постепенно менять на уже устаревшие Т-27М.
Что предпочтительнее?
Изымаемые из бригад Т-26 логично использовать как учебные, передав полностью изношенные машины в распоряжение Главного инженерного управления для вооружения УРов и бронепоездов. Танки в хорошем техническом состоянии, вполне допустимо свести в цельные бригады в качестве временного вооружения – пусть это будут НОВЫЕ бригады поддержки пехоты, формируемые с нуля в тыловых округах. Для обучения и накопления опыта там и старая матчасть сгодится. Со временем, мы и эти бригады перевооружим.
Что касается механизированных соединений. Вот для их переоснащения (либо для создания новых формирований) РККА точно потребуется принципиально новый танк. Какой? Не этой АИ тема, но, скорее всего, это будет машина опять-таки из линейки БТ (БТ в данной АИ выпускаются на ЯГАЗе, как того хотел Халепский, с объёмом выпуска втрое меньше чем в РИ). Изымаемые же из мехкорпусов старые Т-27М, опять-таки будут передаваться танковым бригадам поддержки пехоты, где им самое место.