Содержание:
С началом Первой мировой войны оказалось, что Королевский военно-морской флот Великобритании испытывает потребность в кораблях, способных поддержать артиллерийским огнём операции на сухопутных театрах военных действий. Для выполнения этой задачи британцы использовали заказанные Бразилией на британских верфях речные мониторы с малой осадкой, однако их было мало. В ход пошли устаревшие корабли собственного флота, четверть века назад бывшие его гордостью.
Барбет или башня?
Первым кораблём, оказавшимся под рукой, был старый броненосец «Ривендж» (HMS Revenge), относившийся к типу «Ройал Соверен» (HMS Royal Sovereign).
В августе 1888 года начальник Департамента военного кораблестроения Уильям-Генри Уайт (William Henry White) вынужден был прервать свой отдых, так как его вызвали на заседание совета Адмиралтейства, проводившееся на Дэвенпортской верфи. На нём обсуждались главные элементы и размерения эскадренных броненосцев нового типа, которые следовало заказать по программе 1889 года.
Должны новые корабли иметь низкий надводный борт или следовало сделать его высоким? При этом «высокий» вариант был возможен только с основным вооружением, установленным в барбете. Каковы должны быть количество и расположение орудий и торпедных аппаратов? Оговаривалось, что основной бронепояс должен иметь толщину не менее 18 дюймов, а верхний пояс — 4–5 дюймов.
Исходя из этих требований, департамент подготовил несколько эскизных проектов башенных и барбетных кораблей, которые стали предметом серьёзных споров. Уайт убедительно объяснил преимущества барбетной схемы с редутной защитой и особенно высоким бортом. Однако Первый военно-морской лорд адмирал Артур Худ (Arthur W.A. Hood) предпочитал полную защиту в виде башен, которая из-за смещённого вверх центра тяжести вынуждала ограничиться более низким бортом.
Решение принять проект с высоким надводным бортом было впоследствии закреплено в докладе Комитета по манёврам 1888 года, в котором освещался ряд недостатков конструкции — в частности, серьёзная проблема с линейными кораблями. В докладе подчёркивалось, что низкобортные башенные броненосцы, а также барбетные броненосцы класса «Адмирал» (Admiral-class) сильно страдали от волнения, а в некоторых случаях орудия вообще невозможно было эффективно использовать. На башенных же кораблях ситуация ухудшалась ещё более низким расположением орудий над ватерлинией, так что их дульные срезы порой зарывались в волны.
Конструкторскую документацию подготовили к 23 февраля 1889 года. Согласно Акту об морской обороне, было заказано семь линейных кораблей типа «Ройал Соверен»: собственно «Ройал Соверен», «Эмпресс оф Индиа» (HMS Empress of India), «Рипалс» (HMS Repulse), «Рэмиллес» (HMS Ramillies), «Резолюшн» (HMS Resolution), «Ривендж», «Ройал Оук» (HMS Royal Oak). Кроме того, заложили восьмой корабль, близкий по конструкции, но с башенным вооружением, получивший имя «Худ» (HMS Hood).
Быстрые, узнаваемые, хорошо вооружённые
Корабли, построенные в 1892–1894 гг., оказались очень удачными — в то время им, вероятно, не было равных в боевой эффективности. Они также имели впечатляющий элегантностью внешний вид, хорошо узнаваемый по двум дымовым трубам, расположенным поперечно, высокому надводному борту и барбетам с открытым верхом. «Ривендж» обошёлся казне в 876 101 фунт стерлингов, ещё 78 724 фунта стерлингов стоила артиллерия броненосца.
На протяжении примерно 15 лет до появления этих кораблей большинство английских броненосцев страдали из-за низкой высоты полубака над водой, поскольку на кораблях умеренного водоизмещения для обеспечения удовлетворительной защиты артиллерийские башни вынуждали ограничивать высоту борта. Но использование барбетной системы позволило Уайту дать новым кораблям как более высокий надводный борт, так и более высокую скорость.
Благодаря этому в 5,5 метра над верхней палубой возвышались только верхушки барбетов, а ось стволов орудий главного калибра проходила в 7 метрах над ватерлинией. Стволы полностью возвышались над верхним краем барбета, где они были не только уязвимы для артиллерийского огня, но и могли стать причиной разрывов вражеских снарядов, при которых осколки летели бы внутрь барбета. Защита от осколков имелась весьма ограниченная — из листов, покрывавших верх барбета. Колпаки прислуги для прицеливания находились на этом покрытии справа и позади орудия.
Барбеты из компаундной брони имели вид цилиндров с овоидом в основании. По высоте они разделялись на два яруса: на верхнем размещались вращающиеся столы, а на нижнем — механизмы вращения и прочее оборудование орудийных установок. Столы тяжёлых орудий были расположены в более широкой лобовой части барбета с радиусом 6,1 метра, тыльная же часть, радиусом 1,83 метра, служила защитой шахт подачи боеприпасов. Длина барбета в продольном сечении составляла 16,5 метра.
Уайт защитил барбеты тяжёлыми броневыми плитами, опускавшимися вниз до броневого пояса. Плиты имели толщину 432 мм в лобовой части, 406 мм — в задней, и 279 мм — там, где прикрывались бортовой бронёй верхнего пояса. Барбеты основанием касались броневой палубы и выступали на 76 см над верхней. В каждом барбете размещалось по два 67-тонных 13,5-дюймовых (343-мм) казнозарядных орудия Mark II.
Кроме того, эскадренные броненосцы типа «Ройал Соверен» стали первыми британскими линейными кораблями, которые вооружили 152-мм орудиями нового образца со скорострельностью пять выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда составляла 655 м/с при весе снаряда 45,4 кг. Орудие имело длину 40 калибров (прежние 152-мм орудия — всего 26 калибров). Вследствие большей длины ствола при заряде 13,5 кг пороха марки Е.Х.Е. удалось получить большую начальную скорость снаряда, чем у прежних орудий с зарядами весом 21,8 кг. При замене пороха кордитом заряд снаряда уменьшался вовсе до 6,8 кг. Орудия располагались в два яруса: шесть стояли за щитами на верхней палубе, ещё четыре разместили в казематах с 152-мм бронёй.
Главный броневой пояс длиной 76,2 метра при толщине 457–356 мм протянулся на две трети длины корабля и имел высоту 2,59 метра (из них 1,52 метра под водой), оканчиваясь 406-мм переборкой в носу и 356-мм переборкой в корме. У нижней кромки главный пояс утончался до 203 мм. Выше него располагался верхний пояс из 102-мм брони из никелевой стали. Плоская броневая палуба имела толщину 76 мм, карапасная в носу и корме — 64 мм.
Хотя броненосцы оказались хорошими «сухими» морскими кораблями, обнаружилось, что в определённых условиях они развивают вызывающий беспокойство крен. Для исправления ситуации на «Рипалс» установили кили размером 200×3 фута, а все остальные корабли получили их по результатам испытаний 1894–1895 гг. Адмирал Джон Джеллико (John R. Jellicoe), командовавший в 1895 году «Рэмиллесом», отмечал, что ему удалось найти единственный недостаток — слабую для Средиземноморья и Востока систему вентиляции, из-за чего на корабле было очень душно.
«Ройал Соверен» первым вступил в строй и прошёл полные испытания машин. Броненосец развил среднюю скорость 16,43 узла при мощности машин 9661 л. с. во время восьмичасовых испытаний, и 16,77 узла — в течение четырёхчасовых испытаний. На испытаниях на принудительной тяге «Ройал Соверен» в течение трёх часов развивал 18 узлов при мощности машин 13 360 л. с. Во время замеров отмечалось, что трубки котлов получили повреждения, в результате чего развиваемую мощность решили ограничить 11 000 л. с. На переходе из Плимута в Гибралтар «Ройал Соверен» показал среднюю скорость 15 узлов при мощности 8180 л. с. в течение 72 часов, что для тех лет было превосходным результатом. Рекордно низким оказался и расход угля.
Другие корабли показали аналогичные результаты: «Эмпресс оф Индиа» дала 15,25 узла (естественная тяга), «Рэмиллес» — 17,25 узла с 11 571 л. с., «Рипалс» — 17,8 узла. Наконец, «Ройал Оук» развил замечательные 18,27 узла при мощности 11 608 лошадиных сил. Большинство этих испытаний были проведены при водоизмещении 14 050 тонн. Броненосцы типа «Ройал Соверен» стали первыми британскими линкорами, превысившими отметку 17 узлов.
За время службы броненосцы неоднократно переоборудовались. Самыми заметными изменениями стали снятие в 1902–1905 гг. всех надводных торпедных аппаратов и установка в 1902–1904 гг. на всех кораблях 6-дюймовых орудий на верхней палубе, в казематы из 127-мм крупповской нецементированной брони. В 1910 году со всех кораблей серии, кроме «Ривенджа», сняли кормовой мостик. В 1912 году, будучи учебно-артиллерийским кораблём, этот броненосец получил на короткое время 10-дюймовые орудия путём смены лейнера в 13,5-дюймовых пушках, но в октябре родной калибр вернули обратно.
Случайно уцелевший
К августу 1914 года все остальные корабли этого типа были уже выведены из состава флота и разобраны, за исключением «Эмпресс оф Индиа», потопленного как корабль-цель. «Ривендж» доживал свои дни в резерве в ожидании разделки, заменённый в качестве учебного корабля более новым броненосцем «Альбемарль» (HMS Albemarle).
С началом войны «Ривендж» подготовили в Порсмуте для операций у бельгийского побережья. В 343-мм пушки вставили новые лейнеры, тем самым уменьшив калибр орудий до 305 мм, что при угле возвышения в 13,5° позволяло вести огонь на максимальную дальность 14 600 метров. Старые 6-дюймовые орудия остались на месте. Что же касается малокалиберной артиллерии, то её количество неизвестно, хотя на фотографиях того времени хорошо видны четыре 12-фунтовых зенитных орудия на барбетах главного калибра.
4 ноября 1914 года избежавший разделки ветеран вместе с пятью более новыми броненосцами типа «Дункан» (HMS Duncan) составил 6-ю эскадру Флота Канала, специально предназначенную для обстрелов вражеского берега.
14 ноября «Ривендж» участвовал в попытке атаки баз вражеских подлодок, прекращённой из-за плохой погоды, и ушёл вместе с броненосцем «Маджестик» (HMS Majestic) из Дувра в Дюнкерк. Затем 22 ноября он вместе с французскими и английскими миноносцами обстреливал немецкие войска у Ньюпорта, а 5 декабря подавлял с «Маджестиком» немецкую артиллерию. Здесь «Ривендж» получил два попадания 210-мм снарядов, в том числе одно ниже ватерлинии, вызвавшее серьёзные затопления, что не помешало ему на следующий день продолжить бомбардировку побережья.
Весной 1915 года, пока Дуврский патруль ожидал достройки мониторов, броненосец участвовал в опытах в устье Темзы, на которых отрабатывалась стрельба на большие дистанции, в том числе с использованием самолётов. В апреле-мае 1915 года броненосец проходил модернизацию в Чатеме, где ему были установлены були и фортрал. Интересно, что испытания противоторпедной защиты перед войной проходили на «почти однотипном» броненосце «Худ». В результате полное водоизмещение корабля достигло 16 720 тонн.
В августе корабль сменил имя и стал называться «Ридаутебл» (HMS Redoubtable), освободив прежнее название для нового сверхдредноута «Ривендж».
7 сентября 1915 года «Ридаутебл» обстрелял Остенде и казармы в Вестенде, после чего вместе со старыми канонерками «Бастерд» (HMS Bustard) и «Экселлент» (HMS Excellent) подавил артиллерийский огонь из Вестенде, получив при этом два попадания 150-мм снарядами.
Применение броненосца с большой осадкой у бельгийского побережья доставляло множество проблем. Как писал командовавший Дуврским патрулём адмирал Реджинальд Бэкон (Reginald H.S. Bacon), для выхода на позицию требовалось три часа идти по фарватеру, доступному только короткое время в прилив, после чего оставаться на позиции восемь часов всего в 18 милях от Остенде. Это создавало несомненные трудности при защите от ответного нападения. Для увеличения дальности стрельбы старых орудий приходилось затапливать один буль, креном придавая им необходимый угол возвышения. По этой причине после появления новых мониторов «Ридаутебл» вначале использовался в качестве опытового судна для дальней стрельбы, после чего до 1919 года служил плавучей казармой в Портсмуте, когда, наконец, пошёл на слом.
Источники и литература
- Бортовые журналы крейсеров HMS Theseus, HMS Grafton, HMS Endymion
- Оскар Паркс. Линкоры Британской империи — СПб.: «Галея-Принт», 2005
- Феттер А.Ю. Броненосцы типа «Ройал Соверен» — СПб.: «Корабли и сражения», 1996
- Reginald Bacon. The Dover Patrol. 1915–1917 — Andesite Press, 2015
- David K. Brown. The Grand Fleet. Warship Design and Development 1906–1922 — Naval Institute Press, 2010
- David K Brown. Warrior to Dreadnought: Warship Design and Development 1860–1905 — Naval Institute Press, 2011
- Ray A. Burt. British Battleships 1889–1904: New Revised Edition — Naval Institute Press, 2013
- Ian Buxton. Big Gun Monitors: Design, Construction and Operations 1914–1945 — Seaforth Publishing, 2008
- Julian S. Corbett. History of the Great War. Based on Official Documents. Naval operations — Longmans Green and CO, 1923
- Jim Crossley. Monitors of the Royal Navy: How the Fleet Brought the Big Guns to Bear — Pen & Sword Maritime, 2013
- Nicholas Dingle. British Warships 1860–1906 — Pen & Sword Maritime, 2009
- Norman Friedman. British Cruisers of the Victorian Era — Seaforth Publishing, 2012
- Richard Perkins. British Warship Recognition: The Perkins Identification Albums. Volume III: Cruisers 1865-1939, Part I — Seaforth Publishing, 2017
источник: https://warspot.ru/14628-stariki-vozvraschayutsya-v-stroy