Стапеля и эллинги. Постройка кораблей программы 1883-1902 гг. на Петербургских заводах
Уважаемые коллеги, я понимаю, что пост несколько неправомерно размещен в блоге «Альтернативное кораблестроение», но адресован он, прежде всего любителям альтернативок, зачастую весьма вольно обращающимися с производственными мощностями отечественного судостроения. Зачастую приходится слышать мнения о том, что вместо канлодок типа «Грозящий» следовало строить крейсера, а вместо броненосцев береговой обороны типа «Адмирал Ушаков» полноценные эскадренные броненосцы. Все это прекрасно, но где можно было их строить? Ведь «Ушаков» и «Сенявин» строились в малых эллингах, а «Апраксин» в эллинге, в котором было невозможно построить корабль крупнее «Сисоя Великого».
Публикуемые материалы были собраны и систематизированы мною в конце 80-х гг. прошлого века, причем зачастую, ввиду отсутствия информации приходилось вычислять место постройки тех или иных кораблей, пользуясь только сопоставлением дат их истинных, официальных закладок и спусков на воду. Хотя мне так и не удалось тогда вычислить места постройки крейсеров «Витязь» и «Рында», а так же «Дианы» и «Паллады» на Галерном островке, однако хочу заметить что позднее, по мере улучшения ситуации с информации об отечественном кораблестроении, я не нашел ни одной ошибки в своей работе.
Зато в публикациях об отечественном кораблестроении такие ошибки встречаются до сих пор. Так у уважаемого Р. М. Мельникова в книге «Рюрик был первым» утверждается, что для постройки «Рюрика» был возведен новый эллинг, в то время как в действительности крейсер строился в эллинге возведенном еще для постройки крейсера «Адмирал Нахимов».
Встречаются и более забавные курьезы. Так в книге «Адмиралтейские верфи» (СПб: Гангут, 1994) говорится что крейсер «Олег» строился на открытом стапеле возведенном на месте разобранного деревянного эллинга, а на соседней странице разворота помещены фотографии этого крейсера в каменном эллинге и его же после спуска на реке Неве, на фоне неразобранного деревянного эллинга. Кстати, последняя фотография еще и дается в зеркальном отображении. В той же книге утверждается, что броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин» строились на одном стапеле, хотя это совершенно не так.
Публикуемые списки даются в том виде, в каком они были составлены в те «легендарные» годы.
БДЭ – большой деревянный эллинг, ДЭ – деревянный эллинг, МДЭ – малый деревянный эллинг, МКЭ – малый каменный эллинг, ОС – открытый стапель. В скобках приводится дата официальной закладки корабля.
Новое адмиралтейство.
1. Эск. броненосец «Имп. Александр II» .11.83(25.08.84)-01.07.87-.91 -ДЭ
2. Эск. броненосец «Гангут» 29.10.88(20.05.89)-06.10.90-.93 -ДЭ
3. Кан. лодка «Грозящий» .89(20.05.89)-19.05.90-.93 -МКЭ
4. Кан. лодка «Гремящий» .06.91(21.12.90)-07.05.92-.93 -МКЭ
5. Эск. броненосец «Сисой Великий» 25.07.91(07.05.92)-20.05.94-.96 -ДЭ
6. Эск. броненосец «Полтава» .02.92(07.05.92)-25.10.94-.99 -БКЭ
7. Броненосец БО «Адм. Сенявин» 20.07.92(08.04.93)-10.08.94-.97 -МКЭ
8. Броненосец БО «Ген.-адм. Апраксин» 12.10.94(20.05.95)-30.04.96-.98 -ДЭ
9. Кан. лодка «Храбрый» 15.12.94(20.05.95)-09.11.95-.99 -МКЭ
10. Эск. броненосец «Ослябя» 14.10.95(09.11.95)-27.10.98-15.06.03 -БКЭ
11. Кан. лодка «Гиляк» (30.04.96)-23.09.97-.99 -МКЭ
12. Крейсер 1 ранга «Аврора» 18.10.96(23.05.97)-11.05.00-.03 -ДЭ
13. Эск. броненосец «Бородино» 14.05.99(11.05.00)-26.08.01-.04 -БКЭ
14. Транспорт «Камчатка» 10.04.01(26.08.01)-19.10.02-.04 -ДЭ
15. Крейсер 1 ранга «Олег» 01.11.01(06.07.02)-14.08.03-.04 -БКЭ
16. Мин. транспорт «Волга» 08.01.03(20.05.03)-28.08.03-.05 -МКЭ
17. Кан. лодка «Хивинец» 11.09.03(28.08.04)-28.04.05-.06 -БКЭ
Галерный островок.
1. Крейсер 1 ранга «Витязь» 16.08.83(16.02.84)-23.10.84-.85
2. Крейсер 1 ранга «Рында» 13.10.83(16.02.84)-18.06.85-.86
3. Эск. броненосец «Имп. Николай I» 08.03.86(12.07.86)-20.05.89-.93 -БДЭ.
4. Эск. броненосец «Наварин» 01.07.89(19.05.90)-08.10.91- .06.96 -БДЭ.
5. Эск. броненосец «Петропавловск» 19.03.92(07.05.92)-28.10.94-.99 -БКЭ
6. Эск. броненосец «Севастополь» .03.92(07.05.92)-20.05.95-.99 -БДЭ
7. Крейсер 1 ранга «Паллада» .07.96(23.05.97)-14.08.99-.01
8. Крейсер 1 ранга «Диана» .07.96(23.05.97)-30.09.99-.02
9. Эск. броненосец «Орел» 26.10.99(20.05.00)-06.07.02-.04 -БКЭ
10. Крейсер 1 ранга «Витязь» 08.10.00(23.05.01)- сгорел. —БДЭ
11. Эск. броненосец «Андрей Первозванный» 02.03.04(28.04.05)-07.10.06-.12 -БКЭ
Балтийский завод.
Малый деревянный эллинг построен в 1880 г, разобран после спуска «Адмирала Ушакова». Новый большой каменный эллинг возводился одновременно с постройкой в нем крейсера «Россия».
1. Крейсер 1 ранга «Адмирал Нахимов» 07.12.83( .07.84)-21.10.85-.88 -БДЭ
2. Миноносец «Котлин» .12.84( )- .85-. -МДЭ
3. Минный крейсер «Лейтенант Ильин» 03.08.85(02.11.85)-12.07.86-.87 -МДЭ
4. Крейсер 1 ранга «Память Азова» 04.03.86(12.07.86)-20.05.88-.90 -БДЭ
5. Яхта «Полярная звезда» 17.08.87(20.05.88)-19.05.90-.03.91 — МДЭ
6. Крейсер 1 ранга «Рюрик» .09.89(19.05.90)-22.10.92-.95 -БДЭ
7. Кан. лодка «Отважный» .90(21.12.90)-07.05.92-.93 -МДЭ
8. Броненосец БО «Адм. Ушаков» 16.06.92(22.10.92)-27.10.93-.96 -МДЭ
9. Крейсер 1 ранга «Россия» 16.10.93(20.05.95)-30.04.96-.97 -БКЭ
10. Учебн. корабль «Верный» (20.05.95)-28.11.95-13.05.96 -ОС
11. Эск. броненосец «Пересвет» 12.10.95(09.11.95)-07.05.98-06.08.01 -БДЭ
12. Крейсер 1 ранга «Громобой» 14.06.97(07.05.98)-08.05.99-.00 -БКЭ
13. Мин. транспорт «Амур» .98(07.05.98)-27.10.98-.01 -ОС
14. Эск. броненосец «Победа» 18.05.98(09.02.99)-11.05.00-25.02.03 -БДЭ
15. Мин. транспорт «Енисей» 03.11.98(09.02.99)-08.05.99-.01 -ОС
16. Эск. броненосец «Имп. Александр III» 24.08.99(11.05.00)-21.07.01-.03 -БКЭ
17. Эск. броненосец «Князь Суворов» 28.07.01(26.08.01)-12.09.02-.04 -БКЭ
18. Крейсер 2 ранга «Алмаз» .04.02(12.09.02)-23.05.03-.03 -ОС
19. Эск. броненосец «Слава» 19.10.02(01.11.02)-16.08.03-12.06.05 -БКЭ
20. Эск. броненосец «Имп. Павел I» 14.10.04(25.08.07)-25.08.07-.12 -БКЭ