Становление бейсболиста или история М36 Slugger
Шёл 1942ой год. Американцы, вполне довольные своей новой игрушкой М10, успокоились и в ближайшее время ничего нового не планировали к принятию на вооружение. Но вскоре всё должно было поменяться.
Началось всё, как ни странно, с Роммеля. Успешное применение им зениток 88 мм против танков натолкнуло многих конструкторов бронетехники на мысль использовать свои крупнокалиберные зенитные орудия против танков. Не обошла эта тенденция и Америку.
Собираясь в «день Д» устроить немцам неожиданность, американцы решили подстраховаться и подготовить к высадке что-то такое, могучее. Что могло бы обеспечить им победу в сражениях с весьма неплохими немецкими машинами. Перебрав доступные пушки, они поняли, что вариантов всего два: английская 17-фунтовка и американская 90-мм зенитка.
Исходя из этого, группе молодых инженеров поручили разработку самоходной 90-мм пушки на базе Шермана. К 29 июня 1942 года был готов первый вариант под индексом Т53. Со всех сторон от него несло сумраком. Решив, что раз пушка зенитная, то она должна не только танки бить, но и по самолётам стрелять, 90-мм орудие взгромоздили на зенитный станок и даже не подумали, чтобы выдать машине щиток. Видимо, предполагалось, что могучая 90-мм зенитка будет чпокать немцев с такой дистанции, что ружейно-пулеметный огонь никакой существенной роли играть не будет, а снижение массы и видимого силуэта орудия только на пользу пойдет. Несмотря на всё это, к середине июля был собран первый прототип на базе танка М4А1.
Среди больших плюсов машины было 200 градусов горизонтальной наводки и возможность ведения зенитной стрельбы, что позволяло сделать машину два-в-одном и сэкономить.
Немного покатавшись по полигону, военные поняли, что помимо пуль, которые может долетят, а может и не долетят – есть еще осколки снарядов, которые долетят точно. И есть всякая там авиация с пулеметами и малокалиберными пушками. Машину отдали в переработку.
Сначала попробовали установить щиток на уже имеющуюся машину.
Из-за попытки сохранить возможность стрельбы по самолётам расположение щитка получилось очень неудобное. Было сложно перезаряжать пушку и наводить её. После небольших испытаний машина снова ушла на переработку.
Новый проект разработали довольно быстро. Кроме добавления щитка для орудия была переработана и сама машина. Для сокращения общей длины машины внутренности корпуса немного перекомпоновали. Двигатель сместился вперед, на место бывшего подбашенного отделения, а пушку поставили сзади, на получившуюся площадку с откидными бронебортиками. Возможность зенитной стрельбы была сохранена. Назвали всё это дело Т53Е1 и к середине июля собрали первый прототип.
Первоначально машина военным понравилась, и было решено наклепать 500 штук до конца 1942 года и ещё 3500 потом. Но по мере испытаний настроение у военных делалось всё хуже и хуже.
Машина оказалась не просто высокой, а очень высокой, при этом бронирование ее сильно уступало танковому. А в ходе испытаний выяснился еще один момент: пушка, расположенная далеко сзади, да еще и лишенная дульного тормоза – весьма сильно раскачивала самоходку. Расчет не вываливался, но про беглый огонь пришлось забыть. Можно было бы приделать опускаемые сошники, но тогда прощай мобильность, быстро от ответного огня уже не улизнешь.
Также не вызывало радости у военных и расположение орудия. Несмотря на то, что удалось добиться поворота орудия на 360 градусов по горизонтали, удручали предельные углы вертикальной наводки. Вниз опускалось всего на -5 градусов. Короб же мешал быстро перезаряжать орудие.
Стремясь побороть хоть некоторые недостатки, был переделан орудийный щиток. Убрав броню сверху и изменив его форму, удалось сделать работу заряжающего более удобной. Опытный вариант машины собрали в январе 1943.
Но помочь проекту Т53 это уже не могло. На горизонте замаячил куда более перспективный М36, и Т53 тихо прикрыли.
Сама идея поставить 90-мм пушку военных очень привлекала. Разведка доносила о появлении у немцев сильно бронированных кошек, что-то похожее слышали и про японцев. 76-мм пушки против них явно было мало. Нужна была 90-мм и на нормальном шасси. Тогда и вспомнили про М10. В серийном М10 была одна интересна особенность. Еще на стадии создания по просьбе англичан в него была добавлена возможность разместить 17-тифунтовую пушку (что англичане первым делом и сделали). По габаритам это орудие было очень близко к 90-мм зенитке М1/М2, так что военные решили втиснуть 90-мм пушку в М10 ничего не меняя.
Зенитку переделали под расположение в танке и назвали Т7. К ноябрю 1942 года один М10 был оснащён пушкой Т7. Пушка встала почти как родная. Такую переделку можно было осуществить даже силами полевых мастерских. Но всё же были и проблемы. Более тяжёлая пушка вызывала ещё бóльшую разбалансировку башни, а самый совершенный механизм поворота башни – негр, уже не справлялся с этим делом. Было предложено переработать машину, сделав более сбалансированную башню и гидравлический механизм поворота башни.
Конструкторы загрустили, но принялись за работу. А тем временем среди высших чинов разгорался спор. Генерал-майор Э. Брюсс, ознакомившись с проектом, заметил, что и так паршивая подвижность М10 (Брюссу нравились только машины со скоростью хотя бы 100 км/ч) уменьшится ещё. А 90-мм пушка просто не нужна, ведь быстрая ПТ объедет глупый Тигр и убьет его в борт. Брюссу почти удалось продавить своё мнение, но неожиданно у 90-мм пушки оказались союзники в Комитете вооружения и в фирме «Шевроле» (на которую и должны были пойти основные заказы на производство). Пушке дали зелёный свет.
К 3 марта 1943 года инженеры «Шевроле» закончили создание новой башни и приступили к сборке 2 прототипов. Первый Т71 на базе М10А1 и Т71Е1 на базе просто М10. Но тут задачу на сборку прототипов передали на «Форд», и машины были выпущены только в середине ноября 1943 года.
Машины отлично показали себя на испытаниях. Естественно, лучше смотрелась Т71, в отличие от Т71Е1. И именно Т71 9 декабря рекомендовали к принятию на вооружение под индексом М36.
Производство раскачивалось медленно, и ко дню Д машин в войсках было отвратительно мало. А вот немцы особого недостатка в сильно бронированных танках не ощущали. В срочном порядке для борьбы с ними был разработан проект М36В1. По сути это был обычный танк М4А3 с минимальными изменениями и с установленной башней от М36.
Машина получилась неплохая. Из-за того что по толщине брони М4А3 превосходил и М10 и М36, М36В1 был самой защищённой серийной американской САУ. Всего было выпущено 187 машин, пока количество М36 в войсках не достигло нужного предела.