Аргентинский ягуар, так и не попавший на войну. Средний танк Nahuel D.L. 43 и его несостоявшийся потомок

20

Этот танк ничем не примечательный, кроме разве того, что выпущено их было всего 16 штук.

Мне он понравился разве что названием. Я не ругаюсь, он действительно так называется.

Содержание:

История создания

Средний танк Nahuel был спроектирован и построен в Аргентине во время Второй Мировой войны. Примечательно, он стал первой боевой машиной, самостоятельно созданной и построенной Латиноамериканским государством. Это не удивительно, если учесть, что на поставки вооружений и военной техники в Аргентину с начала Мировой войны было наложено эмбарго, из-за симпатии аргентинских правящих кругов к нацистской Германии и объявления Аргентины нейтральной страной. Причиной создания танка стала необходимость соблюдения военного паритета со странами-соседями Аргентины. Страна в то время не обладала большим количеством бронетех­ники, в то время как, например, Бразилия, выступившая на стороне антигитлеровской коалиции, получила от союзников 230 танков.

Новый танк в 1943 году спроектировал военный инженер, подполковник вооруженных сил Аргентины Альфредо Аквилис Баиси, занимавший в то время пост директора военного завода Arsenal Esteban de Luca. Судьба этого человека достойна отдельного рассказа. Он родился в 1902 году в Буэнос-Айресе в семье выходцев из Италии и, вслед за отцом, выбрал карьеру военного, которая сложилась весьма успешно. В течение службы Альфредо Баиси занимал должность помощника военного атташе Аргентины в Вашингтоне (США), был представителем Аргентины в Межамериканском совете обороны, занимал посты директора военного завода Arsenal Esteban de Luca и первого заместителя министра промышленности и торговли Аргентины. Кроме того, он был членом объединенной офицерской группы, которая в 1943 году совершила государственный переворот, сместила президента Рамона Кастильо и привела к власти военных. Кроме танка Nahuel Баиси разработал также бронированную боевую машину, вооруженную пулеметом, на базе деревен­ского трактора с названием «Vinchuca», а также полевую форму и шлем аргентинских танкистов. В 1950 году из-за возникших трений с правительством Баиси подал в отставку со всех армейских постов. В отставке он продолжал заниматься исследованиями, публиковал статьи в научных журналах. Умер Альфредо Аквилис Баиси в 1975 году в возрасте 73 лет.

Подполковник Альфредо Аквилис Баиси конструктор танка Nahuel

Подполковник Альфредо Аквилис Баиси — конструктор танка Nahuel

 

Новая боевая машина получила обозначение Nahuel D.L. 43. Слово «Nahuel» в переводе с языка местных индейцев араукана обозначало «Тигр», также существует легенда, по которой «тигром без зубов» называли во время Мировой войны Аргентину. Позже танк к основному названию получил еще и дополнительное «Nahuel modelo Baisi 1943», в честь своего создателя. За отсутствием собственного опыта конструирования танков было решено воспользоваться опытом северо­американских коллег, поэтому Nahuel носит явный отпечаток американской конструкторской мысли и имеет общее сходство с танками М4 Sherman. Проектирование и разработка боевой машины шли быстрыми темпами (чего не скажешь о производстве). Деревянный макет танка в натуральную величину был построен спустя 45 дней с момента получения заказа, а первый экземпляр танка сошел с конвейера через два месяца. Первый экземпляр боевой машины под номером «C 252» был в частном порядке показан руководителям Аргентины: президенту генералу Эдельмиро Фаррелу, военно-морскому министру Альберто Теисаре и военному министру Хуану Доминго Перону.

Деревянный макет танка Nahuel в натуральную величину, носил номер 251

Деревянный макет танка Nahuel в натуральную величину, носил номер 251

Первый танк выходит из заводского цеха. Отсутствует башня и передний бронелист. На броне едут презедент Аргентины Эдельмиро Фаррель и военный министр Хуан Доминго Перон

Первый танк выходит из заводского цеха. Отсутствует башня и передний бронелист. На броне едут президент Аргентины Эдельмиро Фаррель и военный министр Хуан Доминго Перон

Серийное производство началось в 1943 году на заводах Arsenal Esteban de Luca в Буэнос-Айресе, к нему было подключено более 80 военных и гражданских предприятий Аргентины. На заводах военно-воздушных сил собрался двигатель для танка, на заводах военного ведомства выплав­лялась сталь, верфи Министерства общественных работ были ответственны за производство ходовой части, катки для танка ковались в локомотивном депо Буэнос-Айреса, на предприятиях TAMET industries отливали башни (по некоторым данным, по фотографиям башен танков Сомуа и Т-34), 5-ступенчатую (4 передачи вперед, 1 назад) коробку передач разработала и установила авторемонтная компания «Педро Мерлини», а коммуникационным оборудованием занималось армейское управление связи. Однако из-за слабости аргентинской промышленной базы и недо­статка запасных частей, некоторые из которых изготавливались за пределами страны, в 1943-1944 годах удалось построить только 16 (по другим данным 12) единиц среднего танка Nahuel. После окончания Мировой войны и снятия эмбарго на поставки военной техники, надобность в произ­водстве собственного танка отпала, а танкостроительная программа была свернута. Этому способ­ствовал тот факт, что победившие в войне западные страны активно и дешево распродавали излишки бронетехники, а в оплату готовы были принимать даже сельскохозяйственную продукцию.

Конструкция

Компоновка среднего танка Nahuel была классической. Моторно-трансмиссионное отделение было расположено в задней части танка, боевое отделение в середине, а отделение водителя впереди. Вооружение находилось в закрытой башне. Конструкция ходовой части была заимствована у танка М3. Она имела по 6 обрезиненных опорных катков на борт, соединенных в тележки попарно, а также по 5 поддерживающих катков. Переднее колесо было ведущим, гусеница имела 76 траков. На танк устанавливался бензиновый 12-цилиндровый V-образный, форсированный, карбюраторный двига­тель FMA-Lorraine-Dietrich 12EB жидкостного охлаждения, мощностью 500 л.с. (365 кВт), обеспечи­вавший максимальную скорость по шоссе 40 км/ч. Этот двигатель в 30-х годах аргентинцы уста­нав­ливали на производимый по лицензии французский истребитель Dewoitine D 21, а затем было принято решение установить его на новый танк. Охлаждение двигателя осуществлялось с помощью радиатора, установленного в задней части танка. Объем топливных баков составлял 700 л, а макси­мальный запас хода танка Nahuel – 250 км.

Средний танк Nahuel. Схема

Средний танк Nahuel. Схема

Корпус был сварным из листов катаной броневой стали, расположенных под разными углами. По некоторым данным броня для танка создавалась из переплавленной брони старых кораблей. Толщина брони машины колебалась от 25 до 80 мм. Наиболее бронированным был лобовой броневой лист танка, именно его толщина достигала 80 мм, он устанавливался под углом наклона 65°. Для сравнения, толщина лобовой брони американского танка Sherman M4A1 составляла только 51 мм. Нижний передний броневой лист имел толщину 50 мм. Бортовые бронелисты также устанав­ливались под углом и имели толщину 55 мм, дно танка имело 20 мм брони. Башня была литой из хромоникелевой стали и имела полукруглую обтекаемую форму. Ее фронтальная часть была толщиной в 80 мм, борта по 65 мм, кормовая часть 50 мм, а крыша 25 мм (по другим данным 20 мм). По бортам башни размещались две смотровые щели, закрытые толстыми пуленепробивае­мыми стеклами. На танке помещался специальный вспомогательный двигатель, который обеспечи­вал вращение башни на 360°.

Установка орудия в литую башню

Установка орудия в литую башню

Nahuel был вооружен 75-мм орудием Krupp L/30 образца 1909 года, состоявшим в то время на воо­ружении аргентинской армии и спроектированным еще до начала Первой Мировой войны. Оно имело максимальную дальность выстрела 7700 м, начальная скорость осколочно-фугасного снаряда составляла 510 м/с, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 500 м/с, а скорострельность была около 20 выстрелов в минуту. Возимый боекомплект составлял 80 снарядов. Он размещался в контейнерах рядом с погоном башни, в них же можно было укладывать отстрелянные гильзы. Дополнительным вооружением Nahuel являлись пулеметы. Один пулемет Browning М2 калибром 12,7 мм, так же как и орудие, устанавливался в башне в шаровой установке (имел боезапас в 500 патронов). Остальные пулеметы Madsen образца 1926 года калибра 7,62 мм устанавливались в лобовом листе корпуса (один слева и два в центре), при этом на разных танках количество этих пулеметов могло быть различным, от 3 до 1 единицы (в модернизированных машинах), имели боезапас 3100 патронов.

Орудие Krupp L/30 образца 1909 года, в буксируемом варианте. Такие орудия устанавливались на танки Nahuel

Орудие Krupp L/30 образца 1909 года, в буксируемом варианте. Такие орудия устанавливались на танки Nahuel

Кроме прочего, танк оснащался радиостанцией и ТПУ немецкой фирмы Telefunken. На передних люках, расположенных в корпусе, устанавливались смотровые приборы. На крыше монтировался командирский перископный видоискатель с трехкратным увеличением и возможностью вращения. В башне также устанавливались аппарат для отвода пороховых газов, вентилятор, отопительные приборы.

Экипаж танка Nahuel состоял из пяти человек: командира, механика-водителя, наводчика, заряжаю­щего и стрелка-радиста. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в передней части танка, за ними в боевом отделении находились места командира, наводчика и заряжающего. По некото­рым данным, после модернизации и снятия двух из 3 пулеметов, установленных в лобовой части корпуса, экипаж танка был уменьшен до 4 человек.

Тактико-технические характеристики:

  • Боевая масса: 35 т (по другим данным 36,1 т)
  • Длина: 6,223 м
  • Ширина: 2,330 м
  • Высота: 2,952 м
  • Клиренс: 0,44 м
  • Вооружение: 75-мм орудие Krupp mod. 1909 (поле модернизации 75-мм Bofors 75/34 M1935); 12,7-мм пулемет Browning М2; 1-3 7,62 мм пулемета Madsen mod. 1926
  • Возимый боезапас: 80 снарядов для орудия, 500 патронов для 12,7 мм пулемета, 3100 патронов для 3 7,62 мм пулеметов.
  • Максимальный угол преодолеваемого подъема: 30°
  • Максимальная скорость: 40 км/ч
  • Запас хода: 250 км
  • Экипаж: 5 человек

История службы

Средний танк Nahuel не принимал участие в боевых действиях, но ему суждено было стать символом промышленного развития Аргентины. Со времени создания он принимал участие в парадах и государственных праздниках, демонстрируя боевую мощь аргентинских вооруженных сил. Впервые два экземпляра нового танка (под номерами «С73» и «С74») были показаны общественности 4 июня 1944 года на выставке достижения аргентинской промышленности. Танки официально открыли выставку салютом из орудий, они были раскрашены в оливково-коричневый цвет, а на борта башни была нанесена круглая сине-белая эмблема цветов аргентинского флага, в передней части борта была надпись D.L.43, а за ней нарисован прыгающий тигр. Отметим, что эти Nahuelи небыли еще до конца достроены, на них еще не стояли двигатели, которые продолжали тестирование на заводе Arsenal Esteban de Luca.

Танк Nahuel D.L.43 под номером "С73" на выставке 4 июня 1944 года

Танк Nahuel D.L.43 под номером «С73» на выставке 4 июня 1944 года

9 июля 1944 года 10 танков Nahuel приняли участие в традиционном праздничном военном параде в честь дня независимости, проходившего на улице Arenida del Libertador в Буэнос-Айресе. Колонну на головной машине возглавлял конструктор Nahuel подполковник А. Баиси. С тех пор боевые машины часто участвовали в парадах, посвященных дню независимости Аргентины, в частности 9 июля 1945 года и 9 июля 1948 года.

Танк Nahuel номер "С251" на параде в честь дня независимости Аргентины 9 июля 1945 года. На башне конструктор танка подполковник А. Баиси

Танк Nahuel номер «С251» на параде в честь дня независимости Аргентины 9 июля 1945 года. На башне конструктор танка подполковник А. Баиси

Следует также отметить, что боевая машина, несмотря на свои неплохие характеристики, не отличалась надежностью. Поэтому в 1947 году по инициативе директора школы механизированных войск Хосе Мария Эпифанио Соса Молина танк Nahuel прошел частичную модернизацию. 75-мм орудие Krupp mod. 1909 было заменено более мощным 75-мм Bofors 75/34 M1935, стрелявшим бронебойными или осколочно-фугасными снарядами. Бронебойный снаряд весил 6,8 кг и имел начальную скорость полета 595 м/с, осколочный снаряд весил 7,2 кг с начальной скоростью полета 625 м/с. Бронебойный снаряд способен был с расстояния 500 м пробить броню толщиной 62 мм. На танк была поставлена новая радиостанция Мк19, были улучшены люки, установлены новые смотровые приборы для водителя, убраны 2 из 3 пулеметов, располагавшихся в лобовом листе корпуса, что уменьшило экипаж до 4 человек. Также на части машин 12,7-мм пулемет Browning, располагавшийся в башне, был заменен более легким 7,62-мм пулеметом Madsen, что увеличило ее рабочее пространство.

Несколько сданных на лом танков Nahuel. Фото 1960 года

Несколько сданных на лом танков Nahuel. Фото 1960 года

Танки Nahuel D.L.43 были сняты с вооружения и заменены танками Sherman в 1948 году. Однако, после этого какое-то время они находились в арсеналах, являясь источником для запчастей, использовались как мишени на стрельбах. В 1950 году в войсках числилось 13 единиц этих танков. По некоторым данным две машины были подарены Парагваю, в 1953 году во время визита туда президента Аргентины Хуана Перрона. Последний Nahuel D.L. 43 был списан в 1962 году. Ни одного танка этой модели до наших дней не сохранилось.

forum.worldoftanks.ru/index.php

Альтернатива

Как можно увидеть, Аргентина создала вполне годный и современный танк. Что же помешало налаживанию его серийного производства? А помешала доступность американских танков M4 Sherman, которые после войны продавали просто за бесценок.

Однако, если бы, например американцы не приняли этого решения или Аргентина отказалась от американского хлама, например, под влиянием бежавших в страну нацистов. То тогда бы пришлось развивать свою машину.

И вот так бы по мнению западных моделистов мог выглядеть потомок Науэля – Nahuel II или Nahuel DL-46:

Как можно увидеть, машина имеет огромное немецкое влияние. На ней установлена немецкая 75-мм пушка KwK 42, чертежи и документацию на которую беглецы не забыли захватить с собой из Германии.

PS. К сожалению, в сети есть всего одно фото этой АМ модели. А было бы интересно на неё взглянуть и в других ракурсах.

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account