«Спутник» — Советский автомобиль для народа 1962 года, так и не попавший на конвейер
Небольшая, но интересная статья с канала «Автомобильная Россия», которая, думаю, заинтересует коллег.
В начале 60-ых советское руководство всерьез рассматривало вопрос о создании компактного, дешевого и современного автомобиля, доступного любому советскому человеку. Основной площадкой для проекта был выбран Серпуховской мотозавод (СМЗ). К тому моменту завод выпускал мотоколяски С-3А «Моргуновка», а его коллектив имел соответствующий опыт. Новая модель машины должна была преобразить СМЗ, превратив его в крупное автомобильное предприятие. Небольшой автомобиль планировалось не только передавать инвалидам бесплатно, но и продавать всем желающим.
В 1961 году постановлением Совета Министров СССР Серпуховскому мотозаводу поручено разработать и поставить на конвейер новый массовый автомобиль. К работе подключили специалистов НАМИ, автозаводов ЗИЛ и АЗЛК. Инженеры распределили задачи и начали разработку кузова, двигателя, трансмиссии и подвески. Проект получил название «Спутник» СМЗ-НАМИ-086.
Довольно быстро появились не только эскизы на бумаге, но и полноразмерные макеты. Новинка получила невероятно прогрессивную внешность для начала 60-ых годов. Дизайн «Спутника» оказался на порядок современнее европейских аналогов БМВ Изетта или Фиат 500.
Небольшие размеры (в длину всего 3.3 метра) не позволили сделать просторный салон. Схема 2+2 подразумевала два передних кресла и небольшой диванчик для задних пассажиров.
В машине были применены невероятные для тех лет технические решения. Полностью независимая торсионная подвеска, реечное рулевое управление и электромагнитное сцепление. То есть под ногами у водителя было только две педали – газ и тормоз, а сцепление стало автоматическим.
Довольно быстро концептуальный автомобиль превратился из пластилинового макета в ходовой образец и отправился на испытания.
Что касается силового агрегата, то его расположили сзади. Планировалось установить небольшой V-образный 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения. Для машины массой чуть более 500 килограмм, мощности хватало на разгон до 75 км/ч. Привод, естественно, задний. Инженерам необходимо было сделать максимально простой и ремонтопригодный автомобиль, доступный каждому советскому гражданину. Именно «Спутник» должен был стать самой массовой машиной СССР еще в начале 60-ых годов прошлого века.
По сути, гибрид мотоколяски и автомобиля мог изменить жизнь целого поколения советских граждан. Ведь именно подобные машины и вытащили послевоенную Европу из экономических руин.
Но чиновникам машина показалась слишком авангардной и фантастической, поэтому СМЗ так и не стал советским «Детройтом». Проект закрыли, а в Серпухове продолжили собирать привычные «инвалидки».
Видео о советских мотоколясках смотрим здесь. Там, в конце, как раз более подробно о «Спутнике».