Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)

1

Содержание:

Легкие крейсера типа «Адмирал Грейг» — 6 ед.

Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)

  • «Адмирал Грейг» Путиловский завод, СПб 28.04.1912-26.05.1914-29.12.1915
  • «Адмирал Чичагов» Путиловский завод, СПб 28.04.1912-30.05.1914-26.04.1916
  • «Адмирал Спиридов» Адмиралтейский завод, СПб 31.03.1912-22.03.1914-18.12.1915
  • «Адмирал Невельской» Адмиралтейский завод, СПб 31.03.1912-29.03.1914-29.05.1916
  • «Адмирал Лазарев» Наваль, Николаев 9.02.1913-22.07.1914-9.12.1916
  • «Адмирал Чухнин» Наваль, Николаев 9.02.1913-19.10.1914-3.05.1917

Водоизмещение 5629 тонны нормальное, 6071 тонн полное. Размерения 145х15х5 м. 2 ПТА Кертис-АЕГ-Вулкан=35500 л.с., 12 нефтяных Адмиралтейских котлов, 1200 тонн нефти, 28.5 узлов, 5000/14 миль/уз. Бронирование: пояс 25-75-25 мм, верхняя палуба 25 мм, нижняя палуба 12.7 мм, скос 38 мм, траверзы 51 мм, боевая рубка 75 мм, башни 25-51 мм. Вооружение 5х1 152/50 (250 снарядов на ствол), 2х37/30 зен.авт.Максима, 2х2 456мм ТА (8 торпед), 120 мин. Радиотелеграф: 8 кВт Мор.Вед. обр.1911 года (600 миль), на всех кроме «Бутакова», на нем 10.2 кВт Мор.Вед. обр.1913 года (700 миль) и вспомогательная станция 0.2 кВт Мор.Вед. обр.1911 года (50 миль).
Заказывались согласно следующих законодательных актов: «Об ассигновании средств на спешное усиление Балтийского флота» от 7 июля 1911 года и «Об ассигновании средств на спешное усиление Черноморского флота» от 18 августа 1913 года. Следует отметить, что строительство Черноморских крейсеров началось на полгода ранее утверждения Императором законодательного акта относительно них. Технический проект разработан Адмиралтейским заводом и представлял собой усовершенствованный вариант крейсера типа «Светлана». Заказы были выданы Путиловскому и Адмиралтейским заводам. Были уменьшено количество 6’’ орудий на одну установку, но расположение орудий стало более рациональным, так как все орудия были установлены в диаметральной плоскости. За счет этого было усилено бронирование, улучшена живучесть. Котлы получили полностью нефтяное питание. Корабли предназначались для разведочной службы при эскадре ЛК и совместных действий с эсминцами. Получили названия в честь знаменитых адмиралов Российского Императорского флота. Вводились в состав флотов с конца 1915-го до весны 1917-го года.

Крейсера типа «Адмирал Нахимов» — 2 единицы.

Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)

  • «Адмирал Нахимов» ф.Шихау, Данциг 23.03.1911-7.05.1912-21.09.1913
  • «Адмирал Корнилов» ф.Шихау, Данциг 23.03.1911-11.06.1912-24.12.1913

Нормальное водоизмещение 4570 тонн, полное 5587 тонна. Размерения: 138.7х13.4х5.1-5.3(м). 2 ПТА с.Кертисс-АЕГ-Вулкан= 35 500 л.с., 11 котлов типа «Марин», 28.5 уз., 5820/12 миль/уз., 1200 тонн угля, 120 тонн нефти. Бронирование: пояс 25-63-25 мм, палуба 38-51мм, боевая рубка 100 мм, щиты 51 мм. Вооружение: 7х1 152/50, 2х1 37/30 зен.авт.Максима (установлены осенью 1914 года), 4 пулемета, 120 мин обр.1908-1912 гг.., 2х2 456 мм ТА (4 торпеды в аппаратах и 4 запасные торпеды). Радиотелеграф: 8 кВт Мор.Вед. обр.1911 года (600 миль) и вспомогательная станция 0.2 кВт Мор.Вед. обр.1911 года (50 миль).

В 1910 году был принят закон о спешном пополнении Тихоокеанского флота. В том же 1910 году на стапелях Адмиралтейского завода были заложены крейсера-лидеры для минных дивизий ТОФ и БФ. 12 августа руководитель ГУК вице-адмирал Григорович доложил морскому министру, что в следующие полтора-два года организовать строительство еще двух крейсеров для ТОФ на отечественных предприятиях представляется невозможным. Существующие мощности были либо уже заняты, либо, несмотря на усилия того же Путиловского завода, еще далеки от готовности.
На коллегии морского министерства было принято решение ходатайствовать перед Регентом об испрошении разрешения построить крейсера за границей. 9 сентября соответствующее разрешение было дано Регентом. 27 октября 1910 года ведущим судостроительным предприятиям Германии, Англии, Италии и США были разосланы уведомления о предстоящем заказе 2 малых (легких) крейсеров. 10 ноября морской министр утвердил Техническое задание на проектирование крейсера водоизмещением 4600 тонн.
По мнению МГШ, первой и главной задачей малого крейсера являлось истребление эскадренных миноносцев и других легких судов противника. Для чего вполне оптимальным представлялось вооружение из 6 6’’ орудий. Следующая задача – проведение дальней разведки. Третья задача — постановка минных заграждений в водах противника. От крейсера требовались большая, чем у эскадренных миноносцев, поворотливость и другие маневренные качества.
Специалисты МГШ и ГУК разработали техническое задание на проектирование крейсеров. Водоизмещение должно было быть 4200-4600 тонн, скорость 28-30 узлов, артиллерийское вооружение должно было составить 6 152мм орудий в щитовых или палубно-башенных установках. В целях организации конкурсного проектирования ГУК разослало Технические условия Невскому судостроительному заводу, Путиловскому заводу, Ревельскому судостроительному заводу Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов, а также двум германским фирмам — «Вулкан» (Штеттин) и «Ф. Шихау» (Данциг и Эльбинг). 11 января ф.«Шихау» войдя в соглашение с «Вулканом» внесла на рассмотрение морского ведомства проект уже строящихся крейсеров для Германского флота типа «Магдебург».
Специалисты МГШ потребовали переработать проект под установку 6 6’’ орудий. Фирма в течение двух недель внесла изменения в проект. 22 февраля начальник ГУК вице-адмирал Григорович подписал договор с фирмой «Шихау» на строительство 2-х крейсеров для ТОФ. 23 марта в Данциге была проведена торжественная церемония закладки. Летом следующего года крейсера были спущены на воду. 12 февраля 1913 года МГШ внес предложение об усилении артиллерийского вооружения еще одним орудием в кормовой части. 24 марта 1913 года специалисты ф.Шихау представили расчеты указывающие, что установка еще одного орудия, элеватора и погреба вызовет увеличение водоизмещения на 15 тонн.
«Нахимов» вступил в строй в сентябре 1913 года. После проведения ходовых испытаний прибыл в Кронштадт 22 ноября 1913 года. 1 декабря Император Михаил II осмотрел крейсер и выразил высочайшее удовольствие командиру корабля капитан-лейтенанту Дмитриеву. К концу декабря в строй вступил крейсер «Корнилов». В феврале 1914 начальник МГШ распорядился о срочном переходе крейсеров на Дальний Восток. 26 февраля крейсера покинули Либаву и направились в море. 12 мая они отдали якорь во Владивостоке.

Легкие крейсера типа «Светлана» — 2 ед.
Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)
Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)

  • «Светлана» Адмиралтейский завод, СПб 27.06.1910-17.03.1912-10.10.1913
  • «Адмирал Бутаков» Адмиралтейский завод, СПб 27.06.1910-26.12.1912-18.03.1914

Водоизмещение 5520 тонн нормальное, 6074 тонны полное. Размерения 140х15х5 м. 2 ПТА с.Парсонса=28 500 л.с., 1000 тонн угля, 200 тонн нефти, 27.5 узлов, 5500/14 миль/уз. Бронирование: пояс 25-63-25 мм, палуба 25 мм, скос 38 мм, боевая рубка 75 мм, башни 51 мм. Вооружение 6х1 152/50 (225 снарядов на ствол), 2х37/30 зен.авт.Максима, 2х2 456мм ТА (8 торпед), 120 мин. Радиотелеграф: 8 кВт Мор.Вед. обр.1911 года (600 миль) и вспомогательная станция 0.2 кВт Мор.Вед. обр.1911 года(50 миль).

После закладки кораблей типа «Рион» в МГШ и МТК продолжили проработку вариантов дальнейшего развития крейсеров. Для всемерного удешевления и упрощения проектирования за основу было принято решение взять проект строящихся кораблей типа «Рион». В процессе дальнейшей проработки этого варианта значительные изменения произошли в составе артиллерийского вооружения. В конце июля 1909 года МГШ, учитывая все возрастающий тоннаж миноносцев, предложил усилить артиллерийское вооружение крейсера, установив шесть 152-мм орудий 50 калибров длиной в шести полубашнях. МГШ, предлагая такой состав артиллерийского вооружения, стремился также к однородности артиллерии крейсера. Расположение башен предполагалось сделать линейным в диаметральной плоскости, чтобы две средние башни возвышались над концевыми и в миделе установить побортно еще по башне.
Эти требования МГШ к легкому крейсеру по артиллерийской части были положены в основу Технических условий на проектирование в конце 1909 года. Водоизмещение крейсера технические условия не устанавливали. Полная скорость судна с нормальным количеством груза при нормальном действии всех котлов и механизмов ограничивалась 29 уз при условии, что обводы корпуса будут позволять ее увеличение до 32 уз. Бронированию подлежали пояс 25-63 мм, нижняя палуба (25 мм), ее скосы (38 мм), башни (25 мм), элеваторы подачи боеприпасов (50 мм) и боевая рубка (75 мм). Система турбинных механизмов конкретно не указывалась, но подчеркивалось, что «главные механизмы должны быть турбинами одной из новейших систем, испытанных практически на военных судах такого же типа и оказавшихся при этом прочными и экономичными». Главные холодильники и вспомогательные механизмы предлагалось проектировать с запасом на случай возможной перегрузки турбин на 25 % свыше мощности, соответствующей контрактной скорости 30 уз. Турбины также следовало приспособить для экономического хода 14,0 уз с наименьшим расходом топлива, Турбины заднего хода должны были обеспечить остановку корабля на полном ходу по прохождении им расстояния, равного не более шести длин крейсера.
Система котлов устанавливались, но рекомендовались котлы Адмиралтейского типа с последними усовершенствованиями. Минное вооружение крейсера состояло из двух спаренных палубных аппаратов с запасом 8 мин Уайтхеда диаметром 456 мм. Кроме того, для выполнения функций заградителя корабль должен был принимать на борт 120 якорных мин. Удобство сбрасывания мин за борт обеспечивалось широкой кормой с транцем. Крейсер снабжался 8-ми кВт радиостанцией, которую следовало поместить в защищенной части корабля. В феврале 1910 года МГШ определился с необходимостью обеспечить современными крейсерами для лидирования минных дивизий, прежде всего Балтийский и Тихоокеанский флоты и внес предложение на утверждение морскому министру. Для выполнения данной функции крейсера оборудовались дополнительными помещениями для штаба минной дивизии и более мощную радиостанцию.
Разработка Технического проекта была поручена Адмиралтейскому заводу. 17 апреля 1910 года принят закон «Об ассигновании средств на усиление Тихоокеанского флота». 20 апреля 1910 года объявлен тендер на строительство 2 крейсеров. 15 мая итоги конкурса были подведены. Заказ на строительство крейсеров был получен Адмиралтейским заводом. Вводились в состав флота с осени 1913 года до весны 1914 года. Корабли получили для управления артогнем ПУС «Гейслера» с двумя 9-и футовым дальнемерами «Барр и Струд» в носу и корме. После прохождения испытаний «Светлана» в декабре 1913 года вышла из Либавы. Шла спешно и прибыла во Владивосток 31 марта 1914 года. «Светлана», как и предполагалось, вошла в состав минной дивизии в качестве флагмана. «Бутаков» вошел в состав минной дивизии Балтийского флота весной 1914 года.

Легкие крейсера типа «Рион» — 2 ед.

Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)

  • «Рион» Невский завод, СПб 1.11.1907-1.05.1909-16.05.1911
  • «Енисей» Невский завод, СПб 1.11.1907-9.06.1909-10.06.1911

Водоизмещение нормальное 4873 тонны, полное 5266 тонн. Размерения 135.6х13.2х5.37(м). «Рион» 2 ПТА с.Парсонса=23 415 л.с., «Енисей» 2 ПТА с.Кертис-АЕГ-Вулкан=22890 л.с., 800 тонн угля, 200 тонн нефти, 4200-4500/12 миль/уз, 26.5-27 узлов. Бронирование: пояс 25-63-25 мм, палуба 25 мм, скос 38 мм, боевая рубка 51 мм, башни 25 мм. Вооружение 5х2 120/50 (250 снарядов на ствол), 2х37/30 авт. Максима(переделаны в зенитные осенью 1914 года), 2х2 456мм ТА(+4 запасных торпеды), 120 мин. Радиотелеграф: 4 кВт Мор.Вед. обр.1911 года(300 миль). Экипаж 377 человек.

Строились по «малой судостроительной программе». Последние крупные корабли, построенные на Невском судомеханическом заводе. Получили названия в честь погибших в ходе Русско-Японской войны кораблей. Требования к элементам легкого крейсера МГШ начал разрабатывать сразу после РЯВ. В основе этих разработок лежало четкое разграничение задач между легкими и линейными (броненосными) крейсерами, а также их узкая специализация при боевом использовании. Традиционная функция крейсеров — истребление торговых судов противника на морских коммуникациях вообще не учитывалась при разработке тактических элементов легкого крейсера. В соответствии с изложенной выше концепцией при составлении заданий на легкий крейсер МГШ руководствовался его назначением, которое складывалось из следующих функций: разведка, дозорная и сторожевая служба, одиночный бой с однотипными неприятельскими крейсерами, действия против миноносцев, поддержка своих миноносцев, участие в развитии успеха, постановка минных заграждений в неприятельских водах.
По мнению МГШ, это требовало усиленного развития таких элементов характеристики крейсера, как скорость и район плавания, в ущерб артиллерийскому вооружению и бронированию. В этом, собственно, и заключалась сама идея легкого крейсера. Расположение и калибр артиллерии должно было отвечать требованию сосредоточения наиболее сильного огня на носовых и кормовых курсовых углах. Эти положения легли в основу разработки тактических заданий МГШ на проектирование легкого крейсера.
Проектирование было поручено полковнику И.А. Гаврилову, считавшемуся специалистом по проектированию легких быстроходных судов. 15 мая 1907 года полковник И.А.Гаврилов сообщил в МГШ результаты первой проработки эскиза легкого крейсера. Водоизмещение крейсера не превышало 4500 т. В качестве двигателей предполагалось применить три или четыре турбины общей мощностью 29 000 л. с., что обеспечивало крейсеру наибольшую скорость 28 узлов. Котельная установка насчитывала 17 котлов. Артиллерийское вооружение включало в себя шесть 120 мм орудий в трех парных башнях и 8’’ орудие. Минное оружие состояло из двух надводных аппаратов для мин Уайтхеда.
И. А. Гаврилов указал и назначение крейсера: «Разведочная служба при эскадре броненосцев или совместные действия с отрядом миноносцев». В качестве защиты крейсер имел 51 мм броневой пояс, 38 мм скос и 25 мм бронированную палубу. Варианты крейсера по заданиям МГШ прорабатывались также и в корабельной чертежной Морского технического комитета. В качестве прототипа был выбран крейсер «Новик», но при условии придания ему скорости 28,0 уз. Было подсчитано, что увеличение скорости на 0,5 уз вызовет рост водоизмещения примерно на 330 т. Морской технический комитет разработал четыре варианта крейсера водоизмещением 4500, 4600, 5800 и 6000 т, со скоростью 27—28 уз. Варианты вооружения были следующие:
а. 1х203/45, 3х2 120/50.
б. 2х203/45, 4х120/50.
в. 1х203/45, 4х2 120/50.
Мощность механизмов колебалась в пределах 27 000—34 600 л. с. в зависимости от водоизмещения с учетом полного запаса топлива.
Как видно, водоизмещение турбинного крейсера имело тенденцию к быстрому росту по мере более полного удовлетворения требований МГШ, и создание малого быстроходного крейсера с водоизмещением 4000 — 4500 т уже на первых этапах проектирования встретило непреодолимые трудности. Техническую помощь в проработке вариантов турбинной установки крейсера оказывала германская фирма «Турбиния АГ» в Берлине, которая являлась владельцем прав Парсонса в Европе и имела договор на право постройки судовых турбин с Балтийским заводом и обществом Франко-Русских заводов в Петербурге. Модельные испытания вариантов крейсера проводились в опытовых бассейнах Петербурга и Бремерхафена. 19 июня 1907 года состоялось совещание Адмиралтейств-Совета, которое приняло решение проработать еще два варианта вооружения и вопрос усиления бронирования. По требованию МГШ было признано необходимым отказаться от 8’’ орудий в пользу увеличения количества 120мм при установленном нормальном водоизмещении. 23 июня были рассмотрены на Адмиралтейств-совете два основных варианта:
— 12х120мм в спаренных башнях, при отказе от поясного бронирования.
— 10х120мм в спаренных башнях при установке тонкого броневого пояса.
27 июля морской министр утвердил вариант с 10х120мм орудиями и броневым поясом. Полковнику Гаврилову было предложено разработать в кратчайшее время технический проект. Тем временем ГУКиС провел конкурс на строительство крейсеров. 1 августа морскому министру были доложены результаты проведения конкурса, в котором участвовали ведущие Санкт-Петербургские предприятия. По результатам его проведения было принято решение 19 августа 1907 года по передаче подряда на строительство обоих кораблей Невскому судомеханическому заводу, с которым был заключен контракт 22 сентября 1907 года, после чего завод начал прокатку стали.
Технический проект был утвержден 8 октября. 1 ноября на Невском судомеханическом заводе была проведена торжественная церемония закладки. Стапельный период продолжался 16-17 месяцев, и корабли были спущены на воду весной 1909 года. При спуске на воду произошла авария с «Рионом», севшим на мель у противоположного берега Невы. Стоит отметить, что в целях выбора лучшего типа турбин для флота, для «Риона» приобрели целиком агрегат «Парсонса» у фирмы «Браун-Бовери», для «Енисея» приобрели у фирмы «Вулкан» турбоагрегаты Кертиса. На кораблях были применены универсальные котлы типа Ярроу, позднее в 1911 году принятые решением ГУК в качестве стандартного и именовались впоследствии котлом Адмиралтейского типа. Корабли получили для управления артогнем ПУС «Гейслера» с двумя 9-и футовым дальномерами «Барр и Струд» в носу и корме. К лету 1911 года были достроены, прошли испытания, и вошли в состав Балтийского флота. Участвовали в маневрах и боевой подготовке флота, в том числе и в совместных с Германским флотом маневрах летом 1913 года.

Бронепалубный крейсер «Боярин»

Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)

«Боярин» Вулкан, Штеттин, 14.11.1905 – 22.09.1906 – 18.11.1907

Водоизмещение 3540/4120 тонн. Размерения: 117,4х13,3×5,14 -5,4 (м). 3 ПТА с.Парсонса, 11 ПК типа Вулкан, 22 670 л.с. = 25,2 уз., 880 тонн угля. Бронирование: палуба 51 мм, на скосах 75 мм, рубка 100 мм, щиты 25-51 мм. Вооружение: 2х1 152/45, 6х1 105/40, 2х1 37/30 авт.Максима (переделаны в зенитные весной 1914 года), 4 пулемета, 2 ТА 456 мм подв. Радиотелеграф: 4 кВт Мор.Вед. обр.1911 года(300 миль).

Крейсер «Боярин» был заказан по программе восполнения потерь понесенных флотом в ходе РЯВ. В ходе встречи Кайзера и Регента был продемонстрирован турбинный крейсер «Любек», который вызвал интерес у руководства Морского ведомства. После чего в октябре было достигнуто соглашение о строительстве «Вулканом» однотипного крейсера в кратчайший срок. Первоначально предполагалось воспроизвести тип «Кенигсберг» с минимальными изменениями. Но в конце 1906 года МГШ по опыту РЯВ потребовал усилить вооружение и смонтировать минные рельсы.
В итоге срок готовности был перенесен на месяц. Тем не менее, после проведенных испытаний в феврале 1908 года крейсер вошел в состав Балтийского флота и принял активное участие в боевой подготовке в качестве лидера минной дивизии. С осени 1911 по весну 1912 года отремонтирован. Для управления огнем смонтирован ПУС «Гейслера». В начале лета 1913 года принято решение перевести корабль на Тихий океан. Корабль ушел из Кронштадта 5 августа 1913 года. Маршрут был нетрадиционен. Крейсер зашел на Кубу, после чего ушел на Юг, с заходом в Монтевидео, после чего обогнул мыс Горн и вновь направился на Север, периодически пополняя запасы угля в южноамериканских портах. В течение месяца крейсер стоял в Перл-Харборе, попутно выполнив небольшой ремонт и устранив штормовые повреждения. «Боярин» отдал якорь на Владивостокском рейде 22 февраля 1914 года. Ремонт с марта 1914 по июнь 1914 гг. После ремонта в составе Оперативной эскадры ТОФ.

Крейсер «Алмаз»
Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)

«Алмаз» Балтийский завод 1902-1902-1903

Водоизмещение 3285 т., 2 ПМ, 16 котлов, 19 уз., 800 тонн угля, 3350/10 миль/уз.

Участвовал в русско-японской войне. В 1909 году преобразован в яхту. В 1911 году перешел на Черное море. Вновь вооружен после капремонта в 1913 году. Приспособлен для обеспечения полетов гидроавиации. Вооружение: 7×1 120/45, 2×1 37/30 зенитных авт.Максима (переделаны осенью 1914 года). Радиотелеграф: 2 кВт Мор.Вед. обр.1909 года (200 миль).

Бронепалубные крейсера типа «Жемчуг» — 2 единицы.
Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)

«Жемчуг» Невский завод, Спб 19.01.1901-14.08.1903-10.1904
«Изумруд» Невский завод, Спб 01.1901-9.10.1903-10.1904

Водоизмещение 3130 тонн, 3 ПМ, 16 котлов, 23 уз., 600 тонн угля, 2100/12 миль/уз. Бронирование: палуба 20-38мм, рубка 30мм, щиты 25мм.

Активные участники Русско-Японской войны. Ремонтировались на «Дальзаводе» с 1909 по 1911 гг., и с 1910 по 1911 гг. соответственно. В 1913 году вошли в состав ФЖМ. Вновь прошли ремонт с 1912 по 1913 гг. Скорость к 1914 году 21-22 узла. Вооружение: 8×1 120/45, 1×1 37/30 зенитный авт. Максима (установлен в декабре 1914 года), 2 пулемета, 2х1 456мм НТА. Радиотелеграф: 2 кВт Мор.Вед. обр.1909 года (200 миль).

Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» — 4 единицы

Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)

  • «Богатырь» Вулкан, Штеттин 9.12.1899-17.01.1901-08.1902
  • «Олег» Новое Адмиралтейство 6.07.1902-14.08.1903-10.1904
  • «Кагул» Лазаревское адм-во, Севастополь 13.08.1901-21.09.1902-10.06.1909
  • «Память Меркурия» Николаевское адм-во, Николаев 23.08.1901-20.05.1902-12.1905

Водоизмещение 7428 тонн, 2 ПМ, 16 котлов, 23.4 уз., 1200 тонн угля, 4900/10 миль/уз. Бронирование: палуба 38-70мм, казематы 20-76мм, башни 90-125мм, щиты 25мм, рубка 140мм.

Крейсера «Олег» и «Богатырь» приняли активное участие в Русско-Японской войне. Вооружение крейсеров различалось. На «Богатыре» были демонтированы обе башни (ввиду полного выхода одной из строя, вторая снята как резерв для других крейсеров), и взамен он получил на нос и корму щитовые установки. Состав его вооружения на 1 января 1906 года следующий: 14×1 152/45, 8×1 75/50, 2×1 47/43, 2 381мм НТА и 2 381мм ПТА. Вооружение «Олега» было усилено после Цусимы на 2×1 152/45, и сняты 4×1 75/50. Состав его вооружения: 2×2 152/45 и 10×1 152/45, 8×1 75/50, 2×1 47/43, 2 381мм НТА и 2 381мм ПТА.
Крейсера прошли капремонт: «Олег» с 1909 по 1911 гг., «Богатырь», с 1910 по 1912 гг. «Кагул» (переименован в «Память Меркурия») вошел в строй с проектным вооружением: 2×2 152/45 и 8×1 152/45, 12×1 75/50, 8×1 47/43, 2×1 37/28, 2 381мм НТА и 2 381мм ПТА.
«Очаков» (переименован в «Кагул») поврежден артогнем в ходе Севастопольских событий, после ремонта и достройки вошел в строй в 1909 году. Тихоокеанские крейсера получили вместо неудачных башен 8» щитовые орудия к 1911 г. Черноморские в 1913 г.
Торпедные аппараты со всех крейсеров к 1914 году были сняты. Вооружение: 2х1 203/45, 12х1 152/45, 2х1 75/50 зенитных (установлены весной 1915 года), 2х1 37/30 зенитных автомата Максима (Тихоокеанские) или 2х1 37/70 зен.авт.Маклена (Черноморские) – установлены осенью 1914 года. Тихоокеанские — радиотелеграф: 5 кВт Мор.Вед. обр.1907 года (500 миль). Черноморские — радиотелеграф: 2 кВт Мор.Вед. обр.1909 года (200 миль).

Бронепалубный крейсер «Аскольд»

Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)

«Аскольд» Германиавефт, Киль 8.07.1899-2.03.1900-8.09.1901

Водоизмещение 6135 тонн, 3 ПМ, 19 котлов, 24,5 уз., 1300 тонн угля, 4100/10 миль/уз. Бронирование: палуба 38-63мм, рубка 152мм, щиты 25мм.

Принял активное участие в Русско-Японской войне. Капремонт с декабря 1905-го по весну 1907 года. Принимал активное участие в боевой подготовке и походах Тихоокеанского флота. Вновь прошел ремонт с осени 1912 по май 1913 гг. Включен в состав ФЖМ и в августе пришел в Порт-Артур. Вооружение: 12×1 152/45, 2×1 37/30 зенитных автомата Максима (переделаны в зенитные осенью 1914 года), 2 456мм НТА. Радиотелеграф: 5 кВт Мор.Вед. обр.1907 года(500 миль).

Бронепалубный крейсер «Варяг»

Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)

«Варяг» Крамп, Филадельфия 10.05.1899-19.10.1899-2.01.1901

Водоизмещение 6745/7522 тонн, ПТ — 2, 12 ПК, 27 000 и.л.с.=27.5 уз., 750 тонн нефти. Броня: палуба до 76 мм, рубка 152 мм, щиты 25мм. Вооружение на январь 1914 года: 12х1 152/45, 2х1 75/50 зенитных, 2х1 37/70 зенитных автомата Маклена (переделаны осенью 1914 года), 2х1 456мм ТА (поворотных-бортовых), 180 мин. Радиотелеграф: 4 кВт Мор.Вед. обр.1911 года (300 миль).

До января 1904 года крейсер 1 ранга «Варяг» входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры. 27.1.1904 затоплен экипажем на рейде Чемульпо после боя с японской эскадрой. Поднят японцами и по условиям мирного договора в начале 1906 года отбуксирован во Владивосток. Вооружение демонтировано. После небольшого ремонта в сопровождении вспомогательных судов совершил переход на Черное море, куда прибыл к осени 1906 года. Капитально отремонтирован и модернизирован. Переоборудован под жидкое топливо. Вошел в строй в 1911 году и включен в состав бригады крейсеров Черноморского Флота.

Бронепалубный крейсер «Новик»
Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)

«Новик» Шихау, Эльбинг 1899-2.08.1900-7.1901

Водоизмещение 3080 тонн, 3 ПМ, 12 котлов, 25.6 уз., 500 тонн угля, 3500/10 миль/уз., Бронирование: палуба 38-51мм, щиты 25мм, рубка 38мм.

Активный участник Русско-Японской войны. Капремонт с 1906 по 1909 гг. Вновь прошел ремонт с 1912 по 1913 гг. Скорость после капремонта 23-24 узла. В 1913 году вошел в состав ФЖМ. Вооружение: 6×1 120/45, 2 зен.пулемета, 2х1 456мм НТА. Радиотелеграф: 2 кВт Мор.Вед. обр.1909 года (200 миль).

Бронепалубные крейсера типа «Паллада» — 3 единицы.
Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7. (бронепалубные и лёгкие крейсера)

  • «Паллада» Галерный островок, СПб 23.05.1897-14.08.1899-11.1902
  • «Диана» Галерный островок, СПб 23.05.1897-30.9.1899-10.12.1901
  • «Аврора» Новое Адмиралтейство, СПб 23.05.1897-11.05.1900-16.07.1903

Водоизмещение 6932 тонн, 3 ПМ, 24 котла, 19 уз., 970 тонн угля, 3700/10 миль/уз. Бронирование: палуба 38-63мм, рубка152мм. Вооружение на 1 января 1914 года: 14×1 152/45, 2×1 75/50 (переделаны в зенитные весной 1915 года)., 120 мин. Радиотелеграф: 5 кВт Мор.Вед. обр.1907 года(500 миль).

Приняли активное участие в Русско-Японской войне, затем вернулись на Балтику в составе Особого Отряда ВКАМа. Неоднократно совершали походы в Средиземное море и на Русский Север. В 1912 году принято решение организовать флотилию Северного Ледовитого Океана. Корабли прошли навигационный ремонт и были оборудованы системами обогрева помещений. Модернизировано вооружение кораблей. Летом 1913 года крейсера перешли на Север. Базировались крейсера на Романов-на-Мурмане, который в то время интенсивно готовили для обеспечения базирования флотилии.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account