Спасательная ПЛ проекта 940
А. Постнов, главный конструктор по специальности ОАО "Лазурит"
Морской Сборник, август 1997 г.
Спасательных подводных лодок (СПЛ) в мире было две, обе принадлежали ВМФ Российской Федерации — это СПЛ пр. 940. В отечественном Военно-морском Флоте намерение построить подводную лодку (ПЛ) для спасения личного состава с аварийной ПЛ возникло в конце 30-х гг. Тогда для этой цели собирались переоборудовать ПЛ типа "Барс", которая должна была характеризоваться, в частности, такими элементами, как: глубина погружения 90 м, дальность плавания 2000 миль, автономность 14 сут, время непрерывного пребывания под водой при проведении спасательных работ до 4 сут и экипаж 40 человек.
Но тогда до реализации дело не дошло. Позднее, в 50-е гг., когда началось интенсивное совершенствование способа спасения подводников с глубин "по одному", был разработан ряд новых корабельных спасательных устройств, в частности, спасательная камера для выхода личного состава из аварийной подводной лодки (АПЛ) "сухим" способом; спасательный люк для выхода личного состава АПЛ "мокрым" способом; шлюзовая дверь для шлюзования и декомпрессии личного состава подводной лодки при переходе из отсека в отсек с различным давлением, а также комбинированное спасательное устройство для выхода личного состава из аварийной подводной лодки "сухим" или "мокрым" способом. Кроме того, были созданы всплывающие буи разных типов, предназначавшиеся для выноса тросов-проводников спасательных устройств; штоковое устройство ШУ-200 для полуавтоматического закрепления 200-тонных понтонов, а также безрезьбовое соединение шлангов вентиляции и подачи сжатого воздуха. Тогда же в 1957 г. по постановлению правительства начались проектные проработки переоборудования средней ДЭПЛ пр. 613 для испытаний этих опытных спасательных устройств в натурных условиях. Документацию на переоборудование разработало ЦКБ-112 (позже ЦКБ "Лазурит", главный конструктор С.Н.Якимовский) при помощи сотрудников государственного НИИ-40 МО РФ под руководством В.Л.Зарембовского. Горьковский судостроительный завод "Красное Сормово" в 1960 г. закончил переоборудование ПЛ С-142 (зав. № 202) по пр. 613С и в 1961 г. провел испытания, которые подтвердили эффективность новых спасательных устройств и позволили рекомендовать их для внедрения на строящиеся и проектируемые ПЛ. В дальнейшем ПЛ пр. 613С использовалась для тренировки личного состава в проведении спасательных операций.
Примерно в то же время на заводе "Красное Сормово" по чертежам ЦКБ-112 (главный конструктор С.Н.Якимовский) была переоборудована ПЛ пр. 613 С-68 (зав. № 406) в экспериментальную спасательную подводную лодку пр. 666. На ней отрабатывалась возможность спасения личного состава аварийных ПЛ принципиально новым способом без непосредственного участия в спасении надводных спасателей. На палубе надстройки (на комингс-площадке) ПЛ пр. 666 устанавливался самоходный управляемый снаряд (УПС), способный транспортировать с аварийной ПЛ лодки на спасательную ПЛ "сухим" способом одновременно трех подводников.
Прием подводников с аварийной ПЛ и передача их на СПЛ производились через камеру присоса путем посадки УПС на входной люк с комингс-площадкой, имевшейся на обеих лодках. Кроме того, на ПЛ пр. 666 с глубин, доступных водолазам, было предусмотрено спасение "мокрым" способом, для чего на лодке в I отсеке была установлена поточно-декомпрессионная камера, состоявшая из выходного отсека (для входа в лодку и выхода из нее под водой водолазов) и двух декомпрессионных отсеков (для проведения декомпрессии спасаемых подводников, подвергшихся забортному давлению и обеспечивающих спасение водолазов).
В 1962 г. во время испытаний ПЛ пр. 666 впервые в мировой практике были произведены расстыковка и стыковка УПС с подводной лодкой-носителем и аварийной ПЛ, находившихся в подводном положении. Из одной лодки в другую в подводном положении был доставлен тогда капитан-лейтенант А.И. Никитинский (ныне капитан 1 ранга в отставке). Этот факт был удостоверен надлежащим образом. Появился новый вид спасения подводников — "сухой" способ и с помощью спасательных подводных аппаратов.
Накопленный эксплуатационный опыт во время испытаний ПЛ пр. 666 и 613С позволил более качественно составить тактико-технические задания на проектирование спасательного подводного снаряда (СПС) пр. 1837 и автономного рабочего снаряда (АРС) пр. 1839, технические проекты и рабочие чертежи которых разрабатывало ЦКБ "Лазурит" (главный конструктор Б.А.Леонтьев, главный наблюдающий от ВМФ А.И.Никитинский). В 1967 — 1970 гг. на заводе "Красное Сормово" аппараты были построены и их начали эксплуатировать на Черном море. Наши специалисты отмечали: "Появление … в составе ВМФ СССР подводных аппаратов представляло собой революционный этап в развитии всей поисково-спасательной службы, резкий технический скачок, позволяющий проникать в глубинный мир морей и океанов".
Чуть раньше, в 1964 — 1968 гг., ЦКБ-112 выполнило проектные проработки для определения тактико-технических элементов, принципиальных конструкторских решений и рекомендаций по проектированию и строительству серии подводных спасателей, включая и строительство спасательной подводной лодки. 20 сентября 1967 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, предусматривавшее строительство спасательной подводной лодки. Полученный опыт государственных испытаний и опытной эксплуатации ПЛ пр. 666 позволил конструкторам создать технический проект (1969 г.), минуя эскизную стадию. К 1972 г. ЦКБ "Лазурит" разработало рабочие чертежи СПЛ пр. 940 (главный конструктор Б.А.Леонтьев, главный наблюдающий от ВМФ В.Р.Мастушкин), а завод имени Ленинского комсомола приступил к ее строительству (главный строитель Л.Д.Пиков).
Головная СПЛ пр. 940, заложенная 22 февраля 1974 г., 7 сентября 1975 г. была спущена на воду. Решением от 9 февраля 1976 г. ее передали в опытную эксплуатацию. В течение 1976-1978 гг. головная СПЛ проходила опытную эксплуатацию, в результате которой, под руководством и при непосредственном участии специалистов ВМФ и промышленности (Б.М.Голдобин, В.В.Смолин, К.Л.Знаменский, В.Д.Доронин, Н.Ф.Дикарев, А.В.Терехин, Л.Д.Третьяков и др.), была проведена работа по прямому назначению всего комплекса. В ходе испытаний было проверено функционирование спасательных подводных снарядов и водолазного оборудования, а также проведена отработка организации и методики взаимодействия СПС и СПЛ, приема "спасенных" "сухим" и "мокрым" способами. Кроме того, отрабатывались маневры СПЛ в районе "аварийной" ПЛ.
За время опытной эксплуатации было выполнено 37 всплытий и посадок спасательными подводными снарядами и 942 человеко-спуска водолазов на глубины до 200 м. Шесть акванавтов находились под давлением 19 сут 11 ч 40 мин.
Государственная комиссия по опытной эксплуатации под председательством контр-адмирала В.Г.Белашева отметила, что создание таких уникальных средств спасения, как СПЛ, обеспечило качественный скачок в технике выполнения спасательных и подводных работ, повысило их эффективность, исключая зависимость выполнения работ от метеорологических условий и состояния моря.
Эффективность спасательных работ, выполняемых надводными спасателями с увеличением глубин погружения современных ПЛ и расширением района их плавания, заметно снизилась и была ограничена возможностью водолазов по глубине и времени пребывания на ней, гидрометеорологическими условиями в районе спасательных работ, а также сложностью постановки и удержания надводного спасательного судна над аварийной ПЛ. С другой стороны, нахождение СПЛ в непосредственной близости от аварийной ПЛ позволяло подводникам, спасенным "мокрым" способом, проходить декомпрессию непосредственно на СПЛ в декомпрессионных камерах, что облегчало сложную и длительную передачу подводника на поверхность к судовой декомпрессионной камере; СПС (при спасении "сухим" способом) приходится перекрывать значительно меньшие расстояния, чем при работе с надводным кораблем, что намного сокращает сроки выполнения спасательных работ.
На СПЛ получены следующие характеристики: предельная глубина погружения 300 м; дальность плавания 5000 миль (13 уз); автономность 45 сут; экипаж 94 человека, из них 17 офицеров; время непрерывного пребывания под водой при проведении спасательных работ до 60 ч. Величина ее нормального водоизмещения с двумя СПС — 3950 м3 (при запасе плавучести 29%); длина 106 м3, ширина 9,7 м, скорость хода под водой и над водой соответственно 11,5 и 15 уз.
Лодка имела восемь отсеков: I и II отсеки -аккумуляторные; II отсек — ЦП; III — комплекс водолазного оборудования; IV — жилое помещение; V — дизельный, VII — электромоторный, VIII — вспомогательного оборудования.
Основной особенностью СПЛ являлось наличие специальных средств, предназначенных для выполнения спасательных и водолазных работ. Это были СПС пр. 1837, представлявшие собой сверхмалые подводные лодки, предназначенные в первую очередь для эвакуации личного состава аварийной ПЛ путем их приема в снаряд и транспортировки их на СПЛ с глубин до 500 м на течении до 1,5-2 уз; водолазное снаряжение для обеспечения работы водолазов на глубинах до 300 м методом длительного их пребывания на глубине; комплекс поточно-декомпрессионных камер (ПДК) и отсека длительного пребывания (ОДП), предназначенного для спуска и последовательного вывода 6 пар водолазов с глубин до 200 м по рабочим режимам декомпрессии, а также длительного (до 30 сут) пребывания в ОДП 6 водолазов (акванавтов) в условиях искусственной среды при повышенном давлении (до 30 кг/см2) и проведения, в случае необходимости, лечебной рекомпрессии водолазов и спасенных подводников; а кроме того, спасения "мокрым" способом с последующей декомпрессией 50 подводников с аварийной подводной лодки.
Комплекс ПДК и ОДП был оборудован на средней палубе IV отсека (на левом борту ОДП, на правом — ПДК, шлюзовая камера устанавливалась вдоль кормовой переборки отсека). Здесь же размещалось оборудование постов управления водолазной службы, поста связи с водолазами, подачи смеси декомпрессии, газоанализа и очистки газовых смесей, обслуживания систем санитарно-бытовых и физиологической обработки.
Поточно-декомпрессионная камера состояла из выходного отсека для входа в лодку и выхода из нее под водой и двух декомпрессионных отсеков для проведения декомпрессии подвергшихся забортному давлению спасаемых подводников и водолазов-спасателей. Отсек длительного пребывания (включая также жилой и санитарно-бытовой), обеспечивал непрерывное, в течение 30 сут, пребывание в нем 6 акванавтов, периодически выходящих для выполнения водолазных работ.
Шлюзовая камера (ШК) состояла из двух приемо-выходных отсеков (правого и левого борта) и шлюзового отсека (среднего), предназначавшихся для выхода и приема водолазов, акванавтов и спасенных "мокрым" и "сухим" способом подводников при нахождении СПЛ в надводном или подводном положении.
Следует добавить, что если шлюзовая камера позволяла выполнять проведение декомпрессии водолазов и спасаемых подводников, то средний шлюзовой отсек мог обеспечить проведение декомпрессии и лечебной рекомпрессии акванавтов, а приемо-выходной отсек (левого борта) — выход и прием акванавтов.
ПДК, ОДП и ШК были соединены с IV отсеком входными шлюзами диаметром 300 мм, которые при переходе из отсека допускали шлюзование одного человека в положении сидя. Кроме того, предусматривался малый (диаметром 250 мм) шлюз для подачи пищи, воды и для удаления отходов.
В трюме IV отсека размещался пост регенерации газовой смеси для ОДП. В этом же отсеке находилось все необходимое оборудование для водолазных и декомпрессионных работ.
Кроме обычных для подводных лодок систем и устройств СПЛ была оборудована специальными системами и устройствами — например, системой воздухоснабжения, газоснабжения и утилизации газовых смесей, устройствами для размыва илистого грунта, подачи ВВД в СПС, для резки и сварки металла.
Для лаговых перемещений и разворотов СПЛ на месте предусматривались два движительных комплекса лаговых перемещений по одному в носовой и кормовой оконечностях с электродвигателем ПГ-103К (50 л.с. при 165 — 420 об./мин). Имелось также специальное якорное устройство, которое обеспечивало лодке ее постановку, стоянку и снятие с якоря в подводном положении на глубинах места до 500 — 600 м на расстоянии 200-300 м от грунта при наличии течения до 2 уз. Специальное буксирное устройство обеспечило возможность буксировки в надводном положении аварийной подводной лодки водоизмещением до 400 т со скоростью хода 6 уз при волнении моря до 4 баллов.
21 октября 1981 г. в 19 ч 37 мин судно-рефрижератор, выходя из пролива Босфор-Восточный, в Уссурийском заливе столкнулась с нашей ПЛ С-178. Лодка получила пробоину и затонула на глубине 31 м. 23 октября к спасательным работам подключилась спасательная ПЛ ТОФ (срочно выведенная из ремонта) и в 19 ч 15 мин из I отсека аварийной подводной лодки начался выход через ТА сразу 16 подводников. Шесть из них (наиболее слабых) в сопровождении водолазов перевели в СПЛ. Впоследствии у тех спасенных, в отличие от других, не возникло декомпрессионной болезни, В связи с успешным использованием в ходе этих работ СПЛ известный советский подводник, бывший командир гвардейской краснознаменной ПЛ С-56 Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Г.И.Щедрин сказал: "Горжусь, что такая сложная операция, как переход под водой из одной подлодки в другую, впервые была проведена в советском Военно-морском Флоте!"
Вторая лодка, дислоцировавшаяся на Северном флоте, не использовалась в подобных операциях, но приняла участие в подъеме судна из экспедиции Витуса Беринга, а также в ходе выполнения глубоководных исследований, нашла на дне один из погибших транспортов конвоя PQ-17.
А теперь подведем итоги. СПЛ пр. 940, имея на вооружении по два спасательных подводных снаряда и комплекс водолазного оборудования, являются принципиально новым типом корабля в системе поисково-аварийно-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота и открывают новые возможности в проведении подводных работ в интересах обороны и экономики страны.
Назначение ПЛ:
— поиск аварийной ПЛ на глубинах до 240 м самостоятельно и на глубинах до 500 м с помощью двух носимых ПЛ самоходных спасательных снарядов (СПС) пр.1837.
— определение состояния аварийной ПЛ с помощью водолазов на глубинах до 200 м.
— спасение экипажа аварийной ПЛ "сухим" способом с помощью СПС на глубинах до 500 м и "мокрым" способом с помощью водолазов на глубинах до 120 м.
— поиск затонувших образцов вооружений и военной техники на глубинах до 500 м с помощью СПС.
— обозначение места аварийной ПЛ с помощью специальных сигнальных патронов и излучателей шума аврийной сигнализации МГС-29.
— установление связи с аварийной ПЛ и поддержание её жизнедеятельности.
— проведение подводных работ водолазов методом длительного пребывания на глубинах до 300 м.
— буксировка аварийной ПЛ в надводном положении.
— проведение десантно-высадочных специальных операций с использованием соответствующих плавательных средств вместо СПС.
Конструкция ПЛ двухкорпусная. Верхняя часть легкого корпуса за ограждением рубки приподнята для обеспечения крепления СПС (выдерживает шторм до 8 баллов). Передние горизонтальные рули установлены на рубке ПЛ. Носовой бульб характерный для надводных судов с размещенной в нём ГАС.
Двигатели:
2 х дизеля 1Д43 мощностью по 4000 л.с. с системой РДП
1 х дизель-генератор 2Д42 мощностью 1750 л.с.
2 х главных гребных электродвигателя ПГ141 мощностью по 3550 л.с.
2 х электродвигателя экономического хода ПГ140 мощностью по 190 л.с.
2 х электродвигателя ПГ103К мощностью по 50 л.с. при 165-420 об/мин лагового перемещения (обеспечивают маневрирование вблизи затонувшей ПЛ) — расположены в носовой и кормовой оконечностях ПЛ
Механика — два вала с двумя винтами в кольцевых насадках.
Энергетика — аккумуляторы свинцово-кислотные "изделие 419", количество 4 группы по 112 шт.
Специальное оборудование — На ПЛ установлено специальное оборудование для обеспечения длительной работы водолазов на глубине — поточно-декомпрессионная камера со шлюзом для водолазов и отсек длительного пребывания водолазов. Для наблюдений за спасенными используется аппаратура "Трезубец-КП". Работа отсека длительного пребывания водолазов и спасенных обеспечивается гелиево-кислородным компрессором ГК-225 и компрессором ГК-3.
ТТХ подводной лодки:
Экипаж — 94 чел (в т.ч. 17 офицеров, 21 чел водолазной службы и 8 чел экипажей СПС) + 50 мест для экипажа аварийной ПЛ
Длина — 106 м
Ширина — 9.7 м
Осадка — 6.9 м
Водоизмещение надводное нормальное с 2 СПС — 3950 тонн
Водоизмещение подводное с 2 СПС — 5100 тонн
Запас плавучести — 29%
Скорость надводная максимальная — 15 уз
Скорость подводная максимальная — 11.5 уз
Скорость подводная лаговая — 0.3 уз
Дальность надводного хода (при скорости 13 уз) — 3000 миль
Дальность подводного хода (при скорости 3 уз) — 85 миль
Дальность подводного хода (при скорости 11.5 уз) — 18 миль
Глубина погружения рабочая — 240 м
Глубина погружения предельная — 300 м
Время непрерывного пребывания под водой — 60 часов
Автономность — 45 суток
Вооружение:
— 2 х самоходных спасательных снаряда (СПС) пр.1837
— с 1980 г. после модернизации ПЛ Б-486 (на Б-257 после постройки) — СПС пр.1855 "Приз"
— с 1994 г. на Б-257 — СПС пр.18270 "Бестер"
— так же ПЛ в ходе модернизаций дооборудована для приема аппаратов для ремонтных работ пр.1837К и пр.1839.
Оборудование: ( часть станций ГАС и др.оборудование возможно упомянуты дважды под разными названиями, по мере идентификации будет исправлено)
— поисковая ГАС миноискания МГ-519 "Плутоний" — в ходе модернизации заменена на ГАС "Арфа-Г" (используется для поиска затонувшей ПЛ без аварийного сигнализатора, установлена в ходе модернизации) — заменена на "Арфа-М" в ходе модернизации
— ГАС "Гамма-П" (установлена в ходе модернизации)
— навигационная ГАС МГ-17
— система "Кобальт"
— 2 х ГАС локации МГА-5 (размещены вдоль корабля в килевой части) — для уточнения положения ПЛ над аварийной ПЛ) — в ходе модернизации заменены на ГАС бокового и кругового обзора "Крильон"
— ГАС шумопеленгации МГ-10М2 (обеспечивает пеленг на аварийную ПЛ по сигналам аварийного сигнализатора МГС-29 аварийной ПЛ)
— ГАС аварийной связи МГ-15 или МГ-25
— аппаратура определения скорости звука в воде МГ-23
— ГАС связи с СПС — МГА-1
— РЛС "Каскад"
— РЛС-опознавания (?) "Хром-КМ" — в ходе модернизации заменена на "Пароль-301"
— радиопеленгатор "Завеса"
— станция обнаружения облучения РЛС (СОРС) "Накат-М" (заменена на МРП-25 в ходе модернизации)
— станция связи СВАН-М — заменена на "Анис-М-В" в ходе модернизации
— перископ
— аппаратура определения начала кавитации винтов ГИ-102
— навигационный эхолот НЭЛ-6 (в ходе ремонта заменен на эхолот М1)
— эхоледомер ЭЛ-3
— гидроакустический лаг ЛА-1 (для измерения скорости ПЛ относительно грунта на большом расстоянии до грунта)
— гидроакустический лаг ЛА-3 "Кемь" (для измерения скорости ПЛ относительно грунта при расстоянии до грунта 5-170 м) — установлен в ходе модернизации
— ГАС "Экватор-1" — для определения места ПЛ относительно донных маяков.
Для связи с водолазами используется станция МГВ-55. оптический обзор обеспечивается ТВ-комплексом МТ-70 (4 шт) с 5 камерами под килем и 1 камерой в рубке (зона обзора — 50 м по длине ПЛ и 10 м от киля и над лодкой) — наблюдение ведется через три экрана в центральном посту. Свет ТВ-камерам обеспечивают глубоководные светильники СГН-64. Автоматизированная система удержания глубины погружения с возможностью изменения с шагом от 1 до 15 м. Имеется насос для для размыва грунта на глубине до 120 м. Имеется оборудование для электрокислородной резки металлов и сварки на глубинах до 60 м (в надводном положении ПЛ) и до 200 м (в подводном положении).
Статус: СССР (Россия) — на экспорт не поставлялись.
— 1977 г. октябрь — тральщик "Запал" пр.266М совместно с тральщиком «Заряд» и спасательной подводной лодкой БС-486 пр.940 совершил переход на Камчатку для поиска затонувшей после стрельбы подводной лодкой торпеды нового образца. (ПЛ БС-486 числилась в составе 19-й бригады подводных лодок, г.Владивосток, бухта Улисс). Торпеда была обнаружена тральщиком практически с первого галса с помощью ГАС для поиска донных мин. После обнаружения торпеды осуществлялось наведение подводного транспортно-спасательного аппарата с борта ПЛ БС-486 на лежащую на грунте торпеду с помощью ГАС и звукоподводной связи. Торпеда поднята на поверхность (источник).
— 1978 г. — головная ПЛ прошла две модернизации оборудования согласно первоначальному проекту.
— 1978 г. март — БС-486 участвовала в подеме вертолета упавшего с борта крейсера "Адмирал Сенявин".
— 1978 г. октябрь — БС-486 участвовала в подеме затонувшей баллистической ракеты около Камчатки.
— 1980 г. — модернизация головной ПЛ для приема новых типов СПС
— 1980 г. октябрь — операция по подъему Як-38. 08.09.1980 г. в Южно-Китайском море при выполнении с ТАКР "Минск" очередного короткого взлёта в точке 8 град. с.ш, 108 град. в.д. потерпел катастрофу палубный штурмовик Як-38. По приказанию командования тральщик "Запал" пр.266М зашёл зашёл в ВМБ Кам-Рань (Вьетнам) и принял участие в проведение операции по поиску и подъёму потерпевшего катастрофу самолёта. Поиск самолёта производился с помощью ГАС поиска донных мин. Место нахождения самолёта было установлено. В дальнейшем корабль выполнял задачи по наведению подводного аппарата ПЛ БС-486 пр.940 (из состава 19 брпл). Задача кораблём была успешно выполнена. Самолёт с ос
— 1981 г. 21 октября — БС-486 принимала участие в спасении подводников из затонувшей ПЛ С-178 (пр.Босфор Восточный, Тихий океан) пр.613.
— 1980-е годы — разработка проекта модернизации ПЛ для проведения испытаний магнитогидродинамического движителя (предполагалось установить вместо одного из СПС).
— 1983 г. сентябрь-ноябрь — БС-486 участвовала в операции по подъему "черных ящиков" сбитого над Сахалином южнокорейского Боинга-747.
Переход ПЛ БС-257 пр.940 INDIA с ТОФ на Северный флот. ПЛ переоборудована для ледового плавания.
— 1987 г. 20 сентября — 1989 г. 8 декабря — ПЛ БС-257 прошла ремонт и модернизацию на заводе СРЗ-35 (г.Мурманск).
— 1980-е годы 2-я половина — разработка проекта модернизации ПЛ для установки вспомогательной ядерной силовой установки ВАУ-6.
— 1989 г. март — БС-486 обеспечила подъем баллона высокого давления, потерянного ПЛА при выходе из базы.
— 1990 г. — БС-486 — ремонт за заводе "Дальзавод" (г.Владивосток).
— 1992 г. — БС-486, ремонт прекращен, ПЛ выведена из состава ВМФ.
— 1996 г. 31 июля — БС-257 выведена из состава ВМФ.
Спасательный подводный аппарат проекта 1855 «Приз». Справка:
Автономные спасательные глубоководные аппараты СГА с титановым корпусом проекта 1855 "Приз" спроектировало ЦКБ "Лазурит" для поисково-спасательного обеспечения подводных лодок (ПЛ) с рабочей глубиной погружения более 500 метров.
Серия из 4 единиц (АС-26, АС-28, АС-30, АС-34) строилась в Горьком с 1986 по 1991 г. Предназначены для приема спасения экипажей затонувших подводных лодок "сухим" способом. Головной вступил в строй в 1986 г.
Кораблями-носителями могут являться СС проекта 05360 или 05361 (оснащено всеми современными средствами аварийно-спасательного обеспечения боевых кораблей, действующих в океанских просторах, может нести поисковые ПА различных типов, включая проект 1855 (2 шт).
Подводные аппараты размещаются в вентилируемом эллинге, оборудованном средствами перемещения ПА на спуско-подъемную позицию левого или правого борта в условиях качки, средствами погрузки, выгрузки и транспортировки АБ в помещение для зарядки.
Подводные аппараты могут быть спущены и подняты с воды на борт при волнении моря до 5 баллов специальным ГСПУ грузоподъемностью 100 т с правого или левого борта.
Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение — 55 м3;
скорость: горизонтальная макс. — 3,3 узлов, экон. — 2,3 узлов; вертикальная — 0,5 узлов; лаговая — 0,6 узлов;
дальность плавания (2,3 узлов) — 21 миля;
глубина погружения рабочая — 1000 м;
параметры — 13,5х3,8х4,1(4,6?) м;
автономность: жизнеобеспечения — 120 ч; со спасенными — 10 ч;
вооружение – отсутствует;
экипаж — 3 человека (+20 спасенных).
Дополнительные источники:
Русский подплав. Сайт
Штурм глубины. Сайт