Кровопролитные гражданские войны в Китае сотрясали страну на протяжении четверти века. Конфликт между Гоминьданом и Коммунистической партией носил идеологический характер. Одна часть китайского общества выступала за установление демократической национальной республики, в то время как другая хотела социализма.
До того как начались гражданские войны , страна была разделена на несколько обособленных частей. Связано это было с падением монархии, произошедшим в начале XX века. После этого единого государства так и не сложилось. Помимо Гоминьдана и коммунистов существовала еще и третья сила – Бэйянские милитаристы. Этот режим был основан генералами прежней Цинской имперской армии.
В 1926 году лидер Гоминьдана Чан Кайши начал войну против милитаристов. Он организовал Северный поход. В этой военной кампании по разным оценкам участвовало около 250 тысяч солдат. Кайши поддержали и коммунисты. Эти две крупнейшие силы создали коалиционную Национально-революционную армию (НРА). Северный поход поддержали и в СССР. В НРА приезжали российские военные специалисты, а советское правительство поставляло армии самолеты и танки. В 1928 году милитаристы потерпели поражение, и страна была объединена под властью Гоминьдана.
Но до того как завершился Северный поход- между Гоминьданом и коммунистами, произошел раскол, из-за которого и начались последующие гражданские войны в Китае.
Долгие годы гражданской войны сменились периодом японской интервенции.
Гражданская война , кратко говоря, оставила китайцев у разбитого корыта. Оснащенность, боеспособность и эффективность обороняющейся армии были чрезвычайно низкими. В среднем китайцы потеряли в 8 раз больше людей, чем японцы, притом, что на стороне первых был численный перевес. Япония наверняка бы смогла завершить свою интервенцию, если бы не «страны-союзницы».
После того как Япония окончательно капитулировала, территория Китая вновь оказалась разделена между коммунистами и сторонниками Кайши. Каждый режим стал контролировать те провинции, где стояли лояльные ему армии. В КПК решили сделать своим плацдармом север страны. Здесь пролегала граница с дружественным Советским Союзом. Основная группировка Гоминьдана находилась на западе рядом с Бирмой.
И уже летом 1946 г. гражданская война возобновилась. И щедрым ручейком потекло в страну оружие. После разгрома японцев американцы передали своим китайским союзникам технику прояпонского Нанкинского правительства. СССР передал китайским коммунистам все захваченные вооружения Квантунской армии японцев. Этого оказалось мало , и в ход пошли «Шерманы» и «Либерейторы» с одной стороны , «Яки» и «Т-34» с другой.
Аттракцион невиданной щедрости коснулся и флота. В 1947 г. Британия передала Гоминьдану крейсер и миноносец , о такой возможности СССР узнал еще в ноябре 1945 г. (https://alternathistory.ru/neizvestnyj-krejser-revolyutsii-avrora-iz-podnebesnoj/) Требовался адекватный ответ. Вот только лишних крейсеров у той страны не было .Но выход нашелся.
В декабре 1946 г. во Владивосток прибыла группа инженеров-конструкторов из Ленинграда во главе с Михайловым для досконального изучения законсервированных в 1944 г. крейсеров японского проекта. По их заключению был принят план капитального ремонта головного корабля
1)Демонтировались котлы и турбины.
2)Снимались торпедные аппараты.
3)Корпус получал значительные подкрепления, число иллюминаторов сокращалось.
4)Поверх старых наваривались новые большие були.
5)Устанавливались два турбозубчатых трехкорпусных агрегата смешанной активно-реактивной системы ГТЗА-24 мощностью 27000 л.с.
6) Пар для турбин вырабатывали 4 шатровых вертикальных водотрубных котла с боковым экраном и односторонним протоком газов, снабженные петлевыми пароперегревателями. Поверхность нагрева каждого котла — 655 м2, производительность— 80 т пара в час , давление 27,5 кг/см2, температура 340°С.
7) Для обеспечения паром системы отопления, бытовых нужд и работы механизмов на стоянке устанавливались два вспомогательных котла производительностью по 6,5 т/ч насыщенного пара давлением 25 кг/см2.
8)Электрооборудование обеспечивалось электроэнергией от четырех турбогенераторов типа ПСТ-44/23 мощностью по 165 кВт каждый и двух дизель-генераторов ПГ-2 той же мощности.
9)Колличество зенитных установок 34К сокращалось до 6 шт.
10) Появились 37-мм спаренные автоматические зенитные установки В-11 ( 6 шт.).
11)Монтировалась система приборов управления стрельбой (ПУС) «Молния-АЦ», МПУАЗО «Горизонт-2».
12) Крейсер оснащался импортными радиолокационными станциями: обнаружения воздушных и надводных целей (английские типов 281 и 291, американские типа SG), управления огнем главного калибра (английские типов 284 и 285) и управления зенитным огнем (английские типа 282).
13)Устанавливались новые средства наблюдения и связи и штурманское оборудование.
14)Запланированный монтаж установок Б-2ЛМ был отменен для улучшения остойчивости.
15)По той же причине ТА типа 1-Н не устанавливались.
В начале 1947 г. корабль установили на кильблоки Николаевского сухого дока Дальзавода. А весной 1949 г. крейсер вышел на испытания.
Из-за дальнейшего роста водоизмещения (700 т.) и ухудшения обводов корпуса ожидалось падение скорости — по оценкам до 26,5 уз. при 54000 л.с. Но во время пробегов в 1949 году корабль достиг ,фактически , тех же 26,9 уз.
Официально новый китайский флагман поднял флаг в конце того же года. К тому времени , его визави, успевший сменить флаг ,лег на дно правым бортом у восточной стенки пирса номер три порта Хулудао. В боевых действиях не участвовал , в дальних походах не был ,с 1955 г. в море не выходил из-за аварийного состояния турбин. С 1959 года – учебный корабль.
Источник иллюстраций- Военный музей китайской революции и википедия.