Советский конкурс танковозов: как МАЗ и ЧМЗАП за госзаказ бились. Часть 2

10
Советский конкурс танковозов: как МАЗ и ЧМЗАП за госзаказ бились. Часть 2

Советский конкурс танковозов: как МАЗ и ЧМЗАП за госзаказ бились. Часть 2

Интересная статья с канала «машина» на яндекс-дзене.

К февралю 1972 года в НИИИ-21 разработали и утвердили уточненные тактико-технические требования к полуприцепу типа 3-ППТ-52, которым надлежало лечь в основу доработанных опытных образцов. Вот только на сей раз к постройке образцов по уточненным требованиям подключили не только МАЗ, но и ЧМЗАП, в котором к тому времени сформировался собственный мощный конструкторский отдел.

МАЗ-796

МАЗ-796

МАЗ-796Б

МАЗ-796Б

ЧМЗАП-9990

ЧМЗАП-9990

К январю 1973 года оба завода подготовили по одному опытному образцу для проведения контрольно-приемочных испытаний: из Минска в Бронницы прислали очередной экземпляр МАЗ-796, а из Челябинска – очень похожий внешне на минское изделие полуприцеп марки ЧМЗАП-9990. Тем не менее, за внешней схожестью скрывалось множество конструктивных отличий. К примеру, у челябинского полуприцепа принципиально иначе была спроектирована рама, получившая подвижный удлинитель в задней части. В опущенном состоянии удлинитель выполнял роль промежуточной секции въездных трапов, в поднятом – служил продолжением грузовой платформы. Положение удлинителя регулировалось при помощи винтовых растяжек, а установка крайней секции въездных трапов в рабочее положение производилась вручную (с возможностью отрегулировать ширину колеи).

МАЗ-796 образца 1972 года с тягачом МАЗ-537Г

МАЗ-796 образца 1972 года с тягачом МАЗ-537Г

МАЗ-796 образца 1972 года

МАЗ-796 образца 1972 года

МАЗ-796 образца 1972 года с установленными бортами платформы

МАЗ-796 образца 1972 года с установленными бортами платформы

Ходовая часть ЧМЗАП-9990 была выполнена по тому же принципу, что и у минского конкурента – с балансирной подвеской свечного типа, вот только вместо сложной гидравлики в ней использовались механические балансиры, а вместо пружин в силовых стойках – резиновые упругие элементы. (Впрочем, на последнем образце МАЗ-796 от применения пружин в стойках также отказались).

Схема балансирной подвески тележек ЧМЗАП-9990

Схема балансирной подвески тележек ЧМЗАП-9990

По-разному на полуприцепах был решен вопрос ориентации колесных тележек в продольном направлении. На МАЗ-796 каждая тележка удерживалась от поворота вокруг силовой стойки при помощи реактивной штанги, соединенной с кронштейном рамы. А на ЧМЗАП-9990 роль направляющего элемента выполняли продольные рычаги, связывающие между собой все три силовые стойки по каждому борту. В довершение челябинский полуприцеп получил пневматический привод рабочей тормозной системы и более надежную стояночную тормозную систему с энергоаккумуляторами на колесах первой и третьей тележек.

ЧМЗАП-9990 образца 1972 года (шасси № 1)

ЧМЗАП-9990 образца 1972 года (шасси № 1)

ЧМЗАП-9990 образца 1972 года (шасси № 1)

ЧМЗАП-9990 образца 1972 года (шасси № 1)

Как и минский аналог, ЧМЗАП-9990 получил встроенные домкраты для вывешивания колес, вот только опять же не гидравлические, а механические: эту функцию выполняли винтовые растяжки, которые надлежало отсоединить от удлинителя рамы. Также сохранились топливные баки, ролики на раме для вывода троса лебедки, система контроля давления в шинах и инструментальные ящики. Ну а из числа прочих отличий челябинского полуприцепа можно назвать съемные борта из дерева вместо профилированного стального листа, а также фиксацию перевозимой техники на платформе при помощи пары цепей со стяжками и комплекта противооткатных упоров (у МАЗ-796 – при помощи четырех цепей с винтовыми стяжками).

МАЗ-537Г + ЧМЗАП-9990

МАЗ-537Г + ЧМЗАП-9990

Что же показали испытания? Во-первых, при практически равных наружных габаритах грузовая площадка челябинского полуприцепа благодаря оригинальной конструкции задней части рамы оказалась почти на метр длиннее. За счет этого при установке бортов вместимость платформы ЧМЗАП-9990 оказывалась равной 34,6 куб.м против 30,6 куб.м у МАЗ-796. Во-вторых, по собственной массе «челябинец» оказался на целых 760 кг легче «минчанина». А вот плавность хода, несмотря на различное конструктивное исполнение подвесок, оказалась практически одинаковой – точнее, одинаково хорошей, что позволило поднять средние скорости движения в сравнении с автопоездами МАЗ-537Г + МАЗ-5247Г.

Загрузка платформы ЧМЗАП-9990 бочками с горючим

Загрузка платформы ЧМЗАП-9990 бочками с горючим

Разумеется, у каждого из полуприцепов нашлись и свои слабые места. Так, МАЗ-796 не имел возможности регулировки положения въездных трапов по ширине и требовал в 1,5 раза больше времени на монтаж бортов грузовой платформы. На ЧМЗАП-9990 отсутствие крепежных растяжек в задней части рамы порой приводило к боковому смещению гусеничной техники на платформе, а для перевозки челябинского полуприцепа по железной дороге требовались две платформы – основная и прикрывающая. Наконец, оба полуприцепа основательно не уложились в «гостовские» требования по эффективности тормозных систем.

МАЗ-537Г + МАЗ-796

МАЗ-537Г + МАЗ-796

По завершении приемочных испытаний в декабре 1974 года МАЗ-796 получил от госкомиссии предписание на доработку по 16 пунктам в отношении подвески, тормозов, въездных трапов, бортов и стоек платформы, гидронасоса, магистралей системы контроля давления в шинах и топливных баков.

Перевозка артиллерийских выстрелов БМ-24 в бортовой платформе полуприцепа ЧМЗАП-9990

Перевозка артиллерийских выстрелов БМ-24 в бортовой платформе полуприцепа ЧМЗАП-9990

МАЗ-537Г + ЧМЗАП-9990 с установленными бортами платформы

МАЗ-537Г + ЧМЗАП-9990 с установленными бортами платформы

По ЧМЗАП-9990 аналогичный список был шире и включал 21 позицию, но сами пункты были реализуемы проще и в основном касались необходимости внедрения локальных усилений и перекомпоновки отдельных элементов. Но самое главное – с точки зрения ремонтопригодности и трудоемкости технического обслуживания ЧМЗАП-9990, не имеющий сложных гидравлических элементов подвески, заметно отличался в лучшую сторону от МАЗ-796. По совокупности факторов приспособленности к условиям армейской эксплуатации рекомендацию на снабжение Советской Армии, а следовательно и путевку в жизнь, получил челябинский полуприцеп, на который надлежало перенести некоторые удачные технические решения с МАЗ-796 (в частности, встроенные задние гидравлические домкраты, способные вывесить колеса даже при полной загрузке платформы).

Пробеговые испытания МАЗ-796 в сцепке с опытным тягачом МАЗ-74101

Пробеговые испытания МАЗ-796 в сцепке с опытным тягачом МАЗ-74101

Пробеговые испытания МАЗ-796 в сцепке с опытным тягачом МАЗ-74101

Пробеговые испытания МАЗ-796 в сцепке с опытным тягачом МАЗ-74101

Устранение выявленных замечаний на заняло много времени. После проверки эффективности доработки 12 февраля 1976 года в Минавтопроме был издан приказ № 51 об организации серийного производства ЧМЗАП-9990, а 31 марта того же года приказом Минобороны за № 88 челябинский полуприцеп приняли на вооружение. Ну а МАЗ-796 после описанных событий стал достоянием истории.

источник: https://zen.yandex.ru/media/mmariya/sovetskii-konkurs-tankovozov-kak-maz-i-chmzap-za-goszakaz-bilis-chast-2-623312f952fe6d36c81ba12d?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account