Небольшая, но интересная статья с канала «Автомобильная Россия» на яндекс-дзене.
В 1947 году министерство автомобильной промышленности СССР издает распоряжение о начале создания советских электромобилей для крупных городов. Предполагалось поставить на конвейер Львовского автобусного завода две модели фургонов различной грузоподъемности. Электрофургонам предстояло обслуживать почтовые отделения и торговые сети, прежде всего в Москве и Ленинграде.
Два фургона грузоподъемностью 0.5 и 1.5 тонны получили индекс НАМИ-750 и НАМИ-751, соответственно. Предстояло сделать максимально легкие, простые в управлении и обслуживании, электрокары для города. Уже к лету 1948 года НАМИ собирает первые два прототипа, с дальностью хода 70 и 85 километров.
В основе конструкции алюминиевая рама сложной формы. На которую устанавливался деревянный фургон. Поскольку дефицитных кузовных штампов не было, то решили, что фанера на первых порах вполне подойдет.
Что касается технической части, то конструкция была максимально простой. На каждую машину полагалось по два электродвигателя. То есть каждое заднее колесо имело свой отдельный электромотор. Батареи расположили по бортам под полом. В качестве управления обычный руль, а вот для торможения и разгона придумали инновационную систему.
Ходовая педаль (отвечающая за разгон) была жестко связана с тягой, которая шла к контроллеру управления электромоторами. У него было 7 позиций, то есть по сути 7 скоростных режимов. При начатии на педаль кулачковый механизм замыкал соответствующие контакты, подавалось электричество, что и раскручивало электромоторы.
Тормозная педаль была двойного действия. Она была подключена, как к гидроприводу барабанных тормозов, так и к тормозному контроллеру, который осуществлял торможение электромоторами.
Серийный выпуск советских электрокаров предполагал сборку таких электрофургонов в количестве до 10 000 штук в год. Но успели собрать всего несколько машин. Министерство среднего машиностроения СССР выступило категорически против проекта.
А уже собранные электромобили поехали работать в почтовые отделения Ленинграда, где благополучно отработали положенный срок и были утилизированы безвозвратно.
Специально для подзарядки электрокаров, пока те стояли на погрузке или разгрузке советские инженеры придумали уникальный выпрямитель. С его помощью заряжать машины можно было от любой розетки выдававшей от 127 до 220 Вольт.
Более подробно об этой истории смотрим в видео далее.
Вот так, задолго до рождения Илона Маска и его Tesla, советские инженеры собирали электрокары, которые к сожалению не получили своего дальнейшего развития.