Советская модернизация русских дредноутов. Часть 1 Восстановить «севастополи»! …Или «растянутая цепь компромиссов»

3

Все части цикла

Советская модернизация русских дредноутов. Часть 1 Восстановить «севастополи»! ...Или "растянутая цепь компромиссов"

Начало интересного цикла статей с канала «Navygaming Channel» на яндекс-дзене.

Начало 20-х годов ХХ века по-разному сложилось для линейных сил различных морских держав. Одни страны, успевшие за второе десятилетие века (1911-1920-е годы) ввести в строй большое количество дредноутов, сверхдредноутов и линейных крейсеров постепенно выводили их из своего состава из-за режима экономии, который стал характерен для большинства стран после окончания Великой войны. К тому же боевые действия показали, насколько первые серии дредноутов перестали отвечать требованиям морского боя, так что держать в строю многочисленные эскадры устаревших кораблей не было смысла.

Носовая надстройка русского линкора

Носовая надстройка русского линкора

Свой вклад в сокращение линейных флотов внесла и Вашингтонская конференция 1921-1922 года, по результатам которой обязанность по сокращению количества линкоров взяли на себя основные страны-участники. К примеру, родоначальник всего класса линкор «Дредноут» уже 31 августа 1920 года был исключён из списков флота и 9 мая 1921 года продан на слом. Такая же участь постигла и следующие за ним серии британских дредноутов и сверхдредноутов, всего же Британия отправила на слом 20 «ветеранов» этого класса. Флот США лишился 15 старых линкоров, был отправлены на слом «первенцы» «Саут Кэролайн» и «Мичиган» и его несколько последователей-дредноутов. Надо отметить, что все свои сверхдредноуты американцы сохранили, и как показало время, в будущем они нашли им работу. Другие страны, имевшие ограниченное число дредноутов (Франция, Италия, Япония, Испания и др.), были озабочены тем, как бы сохранить и модернизировать свои линкоры, обеспечив им требуемый уровень боеготовности.

Линкоры «Гангут» и «Марат» (бывший «Петропавловск») в Кронштадте в 1924-1925 гг.

Линкоры «Гангут» и «Марат» (бывший «Петропавловск») в Кронштадте в 1924-1925 гг.

Для Советской России эта задача была более сложной – необходимо было восстановить и практически заново ввести в строй свои линейные корабли, которые удалось сохранить в годы Первой мировой и в огне Гражданской войн, а затем по возможности и модернизировать их. К началу двадцатых годов флот СССР располагал четырьмя линейными кораблями типа «Севастополь», что выводило его на шестое место среди мировых держав по количеству кораблей такого класса.

Состояние четырёх русских дредноутов было различным (если выразиться деликатно). Удачно избежав повреждений в годы Первой мировой, в ходе Гражданской войны кораблям этого типа, как впрочем всем кораблям флота Российской империи, пришлось пройти через многие испытания, среди которых Ледовый поход Балтийского флота, вероятно, был не самым тяжёлым. Были и обстрелы береговых батарей, воровство имущества, мародерство, пожары и недостаточно грамотная эксплуатация механизмов и отсутствие технического обслуживания.

Линейный корабль «Гангут» в 1917 году

Линейный корабль «Гангут» в 1917 году

Не обошлось и без переименований, впрочем, это не самое большое зло, что может выпасть на долю боевого корабля. Причём к лету 1921 года «Гангут» вместе с линкором «Полтава» сохранили свои наименования. Этому способствовал тот факт, что эти два корабля находились в Петрограде на длительном хранении у стенки Адмиралтейского завода, так что «революционные» вихри до них не достали (вернее достали не сразу). Два других линкора: «Петропавловск» и «Севастополь» стояли в Кронштадте, и их переименовали в первую очередь. На первый взгляд, может быть удивительно, чем военно-морскому руководству и политическому руководству страны в то время не понравились исторические, достаточно нейтральные названия линкоров. Однако если вспомнить какую роль сыграли экипажи линкоров «Петропавловск» и «Севастополь» в Кронштадтском восстании 1921 года, то всё становится ясно. Обратите внимание, 18 марта 1921 года сопротивление кронштадтцев было сломлено, а 31 марта линкор «Петропавловск» получил новое наименование – «Марат», «Севастополь» – «Парижская коммуна».

Линкоры «Севастополь» и «Петропавловск» в Кронштадте в 1921 году

Линкоры «Севастополь» и «Петропавловск» в Кронштадте в 1921 году

Несмотря на участие в трагических событиях линкоры «Марат» и «Парижская коммуна» (теперь их будем называть так определённое время) не утратили своей боеспособности. Первым ввели в строй флота «Марат», который с апреля 1921 года в качестве флагмана возглавил Морские силы Балтийского моря (МСБМ) Советской республики. И начиная с летней кампании 1922 года, «Марат» активно включился в боевую службу, участвуя в походах и манёврах. «Парижской коммуне» понадобилось больше времени на приведение в полную боевую готовность, и этот линкор только в 1922 году вошёл в состав Учебного отряда МСБМ. Однако уже в 1924 году «Парижская коммуна» встала на ремонт на Балтийском заводе, и только в апреле 1925 года вернулась в Кронштадт.

Одно из последних фото линкора под именем «Петропавловск»

Одно из последних фото линкора под именем «Петропавловск»

Линкор «Гангут» всё это время находился на длительном хранении и только в конце 1924 года на нём были начаты восстановительные работы, причём силами экипажа, первыми 108 командирами и краснофлотцами, прибывшими на корабль.

Как пишет И.Ф.Цветков в книге «Линкор «Октябрьская революция»:

«…в кают-компании они соорудили печку-буржуйку, … Обед готовили в походных кухнях, установленных на верхней палубе. На долю этой группы военморов выпала черновая работа: очистка помещений, казематов, башен, орудий от грязи и ржавчины, удаление смазки и расконсервирование механизмов, которая велась день и ночь».

В середине апреля 1925 года «Гангут» зачислили в Учебный отряд МСБМ. В конце месяца линкор с помощью ледоколов «Ермак», «Трувор», «Пурга» был отбуксирован в Кронштадт на «Пароходный завод» для восстановительного ремонта. И только 15 мая 1925 года на линкоре впервые были подняты военно-морской флаг СССР и гюйс – закончилась служба в российском Императорском флоте, впереди была служба в советском флоте.

Линейный корабль «Марат» (бывший «Петропавловск») в доке на ремонте

Линейный корабль «Марат» (бывший «Петропавловск») в доке на ремонте

А вскоре приказом по Морским силам Балтийского моря от 2 июля 1925 года линейный корабль «Гангут» был переименован в «Октябрьскую революцию» (иногда в источниках встречаются иные даты – 27 июня, 7 июля). Однако остаток 1925 года линкор провёл на ремонте, успев побывать в сухом доке, а потом и в резерве МСБМ.

Только 28 июня 1926 года линкор «Октябрьская революция» впервые вышел в море после многолетней «стоянки» для опробования механизмов, и в тот же день он был зачислен в состав бригады линейных кораблей МСБМ. 6 июля были проведены испытания артиллерии главного калибра, а уже 1 августа линкор «Октябрьская революция» в открытом море встретился со своими «французскими революционными» систершипами и в составе эскадры продолжил манёвры вместе с ними.

Схема модернизации линкора «Марат»

Схема модернизации линкора «Марат»

Как видим, несмотря на ограниченный объём проводимых работ на линкорах в начале 20-х годов, продолжительность их восстановления после длительного бездействия была различной, от нескольких месяцев у «Марата» и «Парижской коммуны» до нескольких лет для «Октябрьской революции». При этом особо серьёзных модернизаций на линкорах в тот период не проводилось, задача была просто ввести их строй и обеспечить боевую службу. Поэтому неудивительно, что уже через несколько лет вопрос о модернизации находящихся в строю линкоров вновь был поднят.

Орудийные башни «Марата» в 1923 году

Орудийные башни «Марата» в 1923 году

В марте 1927 года в Научно-техническом комитете морском (НТКМ) было проведено «Особое совещание», на котором рассматривался вопрос модернизации имеющихся линкоров, которые изначально имели ряд серьёзных недостатков и к тому же значительно устарели. Отметим, что 20-е годы ХХ века стали периодом модернизаций практически всех зарубежных линкоров: мировые державы старались учесть опыт Первой мировой, особенно Ютландского боя, а также появление и активное совершенствование подводных лодок и палубной авиации. Британия активно модернизировала линкоры типа «Куин Элизабет», «Ройал Соверен», «Худ» и др., США – свои стандартные «21-узловые линкоры», начиная с типа «Нью-Йорк» и заканчивая типом «Нью-Мексика», не отставали от них и Италия, Франция, Япония. Помимо этого, Британия воспользовалась своим правом и заложила два линкора типа «Нельсон» с 406-мм орудиями и 356-мм поясной броней. Так что советскому военно-морскому руководству было о чём подумать.

Британский линкор "Нельсон" на Мальте

Британский линкор «Нельсон» на Мальте

На совещании было предложено провести достаточно глубокую модернизацию всех имеющихся линкоров, включая восстановление небоеспособной «Полтавы», которая должна была включать: усиление бронирования до 75 мм одной из палуб, увеличение дальности стрельбы орудий главного калибра и повышение их скорострельности, совершенствование приборов и систем управления огнём (СУО), замену казематной 120-мм артиллерии на двухорудийные 100-мм башни, усиление зенитной артиллерии, перевод котлов на жидкое топливо, усиление бортовой противоторпедной защиты (ПТЗ) и увеличение высоты надводного борта. Примерный расчёт всех затрат по предложенным работам привёл к необходимости выделения около 40 млн. рублей на каждый корабль, что в то время было маловероятным.

В итоге было принято решение по проработке различных вариантов модернизации кораблей с обязательным переводом их на жидкое топливо без уменьшения скорости ниже 22 узла.

Линкор «Парижская коммуна» (бывший «Севастополь») и «Марат» в Кронштадте, 1925 год

Линкор «Парижская коммуна» (бывший «Севастополь») и «Марат» в Кронштадте, 1925 год

Как пишет А.М.Васильев:

«… вся дальнейшая эпопея с модернизацией наших линкоров представляла собой растянутую на долгие годы цепь непрерывных компромиссов между тем, что надо было сделать, и тем, что сделать было можно, исходя из экономических и производственных возможностей».

И с этим высказыванием нельзя не согласиться.

В итоге проект модернизации был подготовлен, и установлена очерёдность проведения работ: линкор «Марат», линкор «Октябрьская революция», линкор «Парижская коммуна». Объёмы и содержание работ для каждого из линкоров несколько отличались, несмотря на их однотипность и общий проект модернизаций – дело в том, что опыт проведения модернизационных работ на одном корабле, совершенствование технологий и принятие на вооружение новых систем и оружия требовал оперативной корректировки, что и старались делать.

Осенью 1928 года линкор «Марат» был поставлен к стенке Балтийского завода, и к весне 1931 года основной объём намеченных работ был выполнен, 8 апреля 1931 года на корабле был поднят военно-морской флаг, а 6 июня 1931 года «Марат» официально вошёл в состав МСБМ.

Схема модернизации линкора «Октябрьская революция» (носовая часть)

Схема модернизации линкора «Октябрьская революция» (носовая часть)

Для «Октябрьской революции» была запланирована модернизация по проекту «Марата» и с учётом её опыта, для чего отводилось три года (1931-1934 гг.), и это при том, что линкор встал к стенке Балтийского завода 12 сентября 1931 года.

В первую очередь на «Октябрине» было решено заняться энергетической установкой. Имеющиеся 25 котлов (22+3) со смешанным отоплением были заменены на 12 более производительных нефтяных котлов (рост производительности почти в 4 раза) с линейных крейсеров типа «Измаил». Для сравнения, на «Марате» оставили прежние 22 котла, которые переоборудовали для работы с жидким топливом, но при этом рост производительности составил только 1,4 раза в сравнении с прежними показателями.

С «Октябрьской революции», как и с «Марата», сняли турбины крейсерского хода, которые не оправдали себя. Это уменьшило общий вес ГЭУ примерно на 430 т, а занимаемый объём – на 2600 куб.м. Запас мазута после внесённых изменений составил 2115 т (вместо 1700 т угля и 750 т мазута), а дальность плавания – 2500 миль (14,2 узла). Мощность ГЭУ увеличилась до 57500 л.с. (при форсировании – до 60600 л.с.), то есть почти в два раза. Это позволило на испытаниях показать скорость 22,87 узла (при водоизмещении 25100 т), неплохо для устаревшего линкора, который на испытаниях в 1914 году «выдал» всего 20,3 узла.

Полубригада линейных кораблей Морских сил Балтийского мора в штормовых условиях в 1928 году. На переднем плане "Парижская коммуна", сзади - линкор "Марат"

Полубригада линейных кораблей Морских сил Балтийского мора в штормовых условиях в 1928 году. На переднем плане «Парижская коммуна», сзади — линкор «Марат»

Понимая, насколько важно повышение мореходности, на линкоре были проведены работы по перестройке носовой оконечности. Эти работы были выполнены по проекту «Марата» и с учетом опыта, полученного при эксплуатации линкора «Парижская коммуна», который в своё время был оснащён временной носовой наделкой, оказавшейся малоэффективной и даже опасной.

На носовой оконечности сняли часть верхнего пояса (76-мм броня) и установили носовой 50-мм траверз (на «Марате» – 100-мм), укрепили корпусные конструкции, увеличили высоту борта и на протяженности 20 м установили носовую наделку в виде полубака (высота 1,5 в ДП), в твиндеке которого разместили служебные помещения и кладовые. Кроме этого, на верхней палубе оборудовали волнолом, установили новые клюзы. В итоге наибольшая длина линкора увеличилась до 184,85 м, а высота борта на носовом перпендикуляре составила 15,76 м.

Носовая наделка «Парижской коммуны» - промежуточный вариант

Носовая наделка «Парижской коммуны» — промежуточный вариант

По проекту «Марата» на «Октябрьской революции» изменили и носовую надстройку, и мачты, только в основании башенноподобной фок-мачты использовали не цилиндр, как на «Марате», а усечённый конус. Это позволило уменьшить вибрацию командно-дальномерного поста (КДП) главного калибра, и, кроме того, получить дополнительное пространство, которое было использовано для новых помещений (походная рубка командира корабля и флагмана). Также была увеличена на один этаж высота носовой боевой рубки, усилили бронирование кожухов дымовых труд до 55 мм, установили новые продольные переборки в районе котельных отделений (КО).

Была изменена носовая дымовая труба: её верхний срез был смещён в корму (наклонен). Это позволило снизить задымленность постов на фок-мачте и придало линкору характерный узнаваемый силуэт. Для улучшения непотопляемости были установлены поперечные переборки (толщина 11 мм), разделившие три КО на два отсека каждое, в которых были установлены новые котлы.

Впереди оставалось заняться вооружением…

Источники: Амирханов, Л. Главный калибр линкоров /Л.И.Амирханов, С.И.Титушкин. – СПб: «Гангут»,1993.- 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли Русского флота 8.1914 – 10.1917 г. Справочник / Ю.В. Апальков.- СПб.: ИНТЕК, 1996. — 223 с.; Бажанов, Д. 1-я бригада линейных кораблей Балтийского флота в дни Февральской революции/ Вестник молодых ученых. Серия «Исторические
науки», №1(5), 1999. — С.12-20.; Васильев, A. Линейные корабли типа «Марат» /
А.М.Васильев. — СПб.: «Гангут»; «Техника молодежи», 2003. — 48 с.; Васильев, А. Первые линкоры Красного Флота. «Марат». «Октябрьская революция». «Парижская коммуна»/А.М. Васильев. — М.: Яуза/ЭКСМО, 2008. — 144 с.; Гангут, сборник. Вып. № 6/1993, 15/1998, 17/1998, 20/1999, 24/2000, 27/2001, 28/2001, 30/2002, 33/2003, 52/2009, 59/2010, 63/2011, 105/2018, 106/ 2018; Гельмерсен, П. Заградительные операции Балтийского флота у германского побережья в 1914-1915 г./П.В.Гельмерсен. — СПб.: Цитадель, 1998. — 38 с.; Дашьян, А. Все линкоры Второй Мировой. Часть 1/А.Ю.Дашнян, С.В.Патянин.- М.: Яуза/ЭКСМО, 2011. — 194 с.; Дашьян, А. Все флоты Второй мировой /А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С.Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – М.: Яуза; Эксмо, 2012. – 912 с.; Дашьян, А. Линкоры Второй мировой в цвете: самая полная энциклопедия /А.В.Дашьян, С.В.Патянин, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман.- М.Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Дрезен, А. Балтийский флот в Октябрьской революции и гражданской войне/А.К.Дрезен.- М.-Л.: Партиздат, 1932. — 338 с.;
Золотарев, В. Русский флот в Первой мировой войне./ В.А.Золотарев, И.А.Козлов. – СПб: «Галлея-Принт», 2002. – 248 с.; Кровяков, Н. Ледовый поход Балтийского флота в 1918 году / Н. С. Кровяков.- М.: Воениздат, 1955. – 221 с.;
Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза; Эксмо, 2015. – 384 с.; Платонов, А. Линейные силы советского флота /А.В.Платонов.- СПб: ИПК «Гангут», 2016. – 728 с.; Пухов, А. Балтийский флот в обороне Петрограда. 1919 год/А.Пухов.- М.-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1939. — 140 с.; Скворцов, A. Линейные корабли типа «Севастополь» /А.В.Скворцов. — СПб.: «Гангут»; «Техника молодежи», 2003. — 48 с.; Флотские хроники. Выпуск второй. Сборник // Морская коллекция, № 2 (197) – 2016. – 32 с.; Флотские хроники. Выпуск третий. Сборник // Морская коллекция, № 27(202) – 2016. – 32 с.; Цветков, И. Дредноуты Балтики. Линейные корабли
типа «Севастополь» в первой мировой войне и революции (1914-1919 гг.) / И.Ф.Цветков, Д.А.Бажанов. — Самара: Издатель Р.Р. Муниров, 2009. -200с.; Цветков, И. Линкор «Октябрьская революция»/ И.Ф.Цветков. — Л.: Судостроение, 1983. — 224 с.; Цветков, И. Линейные корабли типа «Севастополь».
Часть I: Проектирование и строительство (1907-1914 гг.). 2 издание / И.Ф.Цветков.- СПб.: Боевые корабли мира, 2005.- 76 с.; Breyer, S. Stalins «Dickschiffe». Special Band 4./S. Breyer. – Podzun-Pallas-Verlag, 1996.- 52 p.; Sobanski, M. Rosyjskie pancerniki typu «Sewastopol»/ M.S.Sobancki. – Tarnowskie Gory, 2003. – 112 p.; Sobanski, M. The Russian Battleships Sevastopol
Class/ M.S.Sobancki. – Tarnowskie Gory, 2003. – 100 p.

источник: https://dzen.ru/a/ZtUNlH7Z8xqfwk9U

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account