Советская делегация на конференции по разоружению 1932 года
Интересная винтажная статья из журнала «Flight» за декабрь 1932 года, которая, думаю, заинтересует коллег.
Когда советское правительство впервые направило делегацию на конференцию по разоружению, ее представитель товарищ Литвинов (Comrade Litvinoff) выдвинул предложение о полной отмене всех вооружений. В некоторых пацифистских кругах это предложение приветствовалось как практическое и конструктивное. Предложение, безусловно, было восхитительно простым: также как и интеллект тех, кто поверил в его искренность.
Весьма уместно, что в настоящий момент опубликованы две хорошо информированные публикации, которые проливают реальный свет на современное состояние России. Одной из них является книга Джона Бейкера Уайта «Оружие Красной России» (Red Russia Arms by John Baker White) [1], а другой серия статей в «The Daily Telegraph» Мартина Мура (Martin Moore) – специального представителя газеты, который только что вернулся из поездки в Россию, где ему, по-видимому, были предоставлены исключительные возможности для наблюдения за реализацией Пятилетнего плана (Five-Year Plan; I пятилетка). К моменту выхода в печать данного выпуска нашего журнала в своих статьях Мур еще на дошел до описания Красной армии и Красных ВВС (Red Air Force), но он, по нашему мнению, очень беспристрастно изложил успехи и неудачи Советов в попытке создания мощной экономики коммунистического государства. Достижения были значительными и поразительными, хотя сам план был настолько амбициозным, что вряд ли можно было ожидать полного успеха в его осуществлении. Тяготы народа, главными из которых являются нехватка и низкое качество продовольствия, были тяжелыми. Недостатки Плана были вызваны неопытностью управленцев и недостаточной квалификацией неподготовленного производственного персонала. Так, например, значительная часть продукции тракторных заводов была непригодна для использования или быстро приходила в негодность из-за неумелого обращения. Это имеет большое влияние на выполнение транспортных задач как в мирное, так в военное время.
Г-н Уайт написал свою книгу очень сдержанно, что делает его наблюдения еще более убедительными. Он пристально следил за фактами, которые ему удалось собрать, и для подтверждения многих из них он цитирует авторитетные источники, такие как заявления официальных изданий Советской России. В книге г-на Уайта отсутствуют мрачные описания, призванные пощекотать нервы читателей. И все же картина, возникающая из собранных им фактов и цифр, достаточно тревожна.
Никогда еще ни одно государство – ни Страна зулусов во времена великого Чаки, ни Спарта в золотой век Греции – не были настолько милитаризованы, как Советская Россия при Пятилетнем плане.
«Самых активных работников на заводах и в совхозах, – пишет г-н Уайт, – всегда называют «ударными бригадами» или «батальонами» … В совхозах рабочие живут в казармах и маршируют, когда идут на работу и с работы. Постоянно делаются ссылки на промышленный «фронт». Специальные мероприятия всегда упоминаются как «кампании»».
Такие фразы и приемы сами по себе могут быть достаточно безобидными, но фабричные рабочие фактически вооружены и частично обучены как солдаты. Когда сегодня в России проходит какой-либо военный парад, то вслед за регулярными войсками следуют сомкнутые ряды заводских рабочих, марширующих в своей грубой спецодежде и с винтовками в руках. Именно благодаря фабричным рабочим стала возможной Большевистская революция (Bolshevik Revolution). В 1917 году они были недисциплинированной толпой, но сегодня, как говорит г-н Уйат они являются
«огромным дисциплинированным помощником Красной Армии».
В недавней публикации советского государственного издательства говорится, что
«милитаризация промышленности имеет первостепенное значение для Красной Армии».
По оценкам г-на Бейкера, общая численность советских войск составляет 1185000 человек, из которых 438 000 – это территориальные подразделения, призывники и молодежь, проходящие подготовку. Он считает, что в военном конфликте большой продолжительности Россия способна выставить на поле боя 17 миллионов человек. Однако остаются вопросы, на которые пока нет ответов: возможно ли их всех перевести и обеспечить питанием и какова будет их боевая ценность? Тем не менее, г-н Бейкер убежден, что с солдатами, техникой, транспортом и прочем ситуация лучше, чем в 1914 году. Одним из слабых мест по-прежнему является транспорт, а другим – плохое образование красных офицеров. В 1914 году Россия дала о себе знать, и г-н Бейкер считает, что теперь во многих отношениях она может добиться большего успеха.
Одной из самых интересных особенностей Советской России являются Красные ВВС. Как и в Великобритании, и Италии советские военно-воздушные силы отделены от Красной армии, но подконтрольны наркому обороны. То же самое – и это очень важный момент – касается и гражданской авиации. Друзья Советов могут возразить, что в Великобритании военная и гражданская авиация самолеты находятся под контролем одного и того же Министерства авиации, но на этом сходство заканчивается. Г-н Уайт отмечает:
«Советские лидеры в полной мере осознают ценность во время войны гражданских самолетов, оснащенных бомбовыми прицелами и бомбодержателями, и они тщательно следят за тем, чтобы гражданская авиация развивалась в соответствии с основными принципами военной стратегии».
Газета «Красная звезда» – официальный орган Реввоенсовета СССР – пишет:
«Военная и гражданская авиация очень тесно связаны и эту связь необходимо укреплять».
Интересно, что конференция по разоружению принимает за подлинные устремления Красной России: предложения Литвинова или статью в «Красной звезде»?
Согласно последним оценкам Лиги Наций, общее количество военных самолетов в составе Красных ВВС составляет не менее 1500, что по мнению г-на Уайта является достаточно точными или заниженными данными. Г-н Уайт утверждает, что в состав тактического подразделения входят от шести до двенадцати машин; три подразделения сведены в эскадрилью, а две или три эскадрильи образуют бригаду. Около 75-80% Красных ВВС составляют разведывательные машины, около 15% – истребители, а остальные самолеты военно-воздушных сил – бомбардировщики. Г-н Уайт делает вывод, что у России слабая бомбардировочная авиация, но, возможно, он имеет в виду двухмоторные бомбардировщики. Мы должны помнить, что самолеты-разведчики можно использовать в качестве дневных бомбардировщиков. Так, например, в Бельгии легкими бомбардировщиками Fairey Fox оснащены разведывательные эскадрильи. В дополнение к вышесказанному на вооружении Балтийского флота имеется около 50 гидросамолетов и 25 гидросамолетами обладает Черноморский флот. Также ведется постройка полужестких дирижаблей, и генерал Нобиле отправился в Россию для их проектирования. Умберто Нобиле, безусловно, очень хороший конструктор, хотя он показал себя не очень успешным капитаном дирижабля.
Россия прилагает большие усилия, чтобы быть независимой от иностранных авиационных заводов. До войны [Первой Мировой – byakin] Россия благодаря г-ну Сикорскому и другим авиаконструкторам имела многообещающий старт авиационной промышленности. По данным, приведенным г-ном Уайтом, в 1916 году русские заводы выпустили более 1700 самолетов и 666 авиадвигателей. К 1922 году авиастроительная отрасль находилась на грани исчезновения, и большевикам пришлось с ее восстанавливать буквально из пепла. Русские закупили большое количество иностранных машин (мы помним о предложении купить британские гоночные гидросамолеты, участвовавшие в шнейдеровских гонках), а компания Junkers очень помогла им, открыв завод в подмосковных Филях. На сегодняшний момент права собственности на завод перешли от компании Junkers к русскому правительству. Поначалу прогресс был медленным. Были открыты школы летной подготовки, но аварии были настолько частыми, что целые классы курсантов отказывались летать на машинах и их приходилось увольнять с военной службы. Сейчас дела идут намного лучше, хотя похоже, что работа авиационной промышленности в основном заключается в копировании иностранных образцов. Следует полагать, что если Пятилетний план не будет полностью провален, то Россия продолжит добиваться дальнейшего прогресса в авиации. Ее сеть авиалиний большой протяженности уже достаточно внушительна.
Как мы уже неоднократно заявляли ранее, мы не особенно впечатлены возможностями авиалайнеров, переоборудованных для целей бомбардировки и управляемых неподготовленными экипажами. Эскадрильи опытных истребителей найдут в них большое количество легких целей. Что тревожит в русских приготовлениях, так это то внимание, которое уделяется химическому оружию. Лидеры красных, безусловно, готовы в полной мере использовать газ против любых врагов, с которыми они могут столкнуться на пути к Мировой революции. Опять же на сегодняшний день их усилия в значительной степень могут быть сведены на нет неэффективной работой, но воля к обладанию химическим оружием последовательна и непреклонна.
Г-н Уайт уверен, что Россия пока не хочет войны и что она хочет добиться большего прогресса, прежде чем пойдет в вооруженное нападение на капитализм. Это, очевидно, только здравый смысл, и лидеры красных не лишены этого качества. Но они ни на минуту не ослабляют своих усилий по пробуждению во всем населении духа милитаризма, и они постоянно призывают население готовиться к тому дню, когда они поведут пролетариат всего мира против капитализма. Для Женевы разговаривать с такими людьми о разоружении и всеобщем мире – все равно что протягивать оливковую ветвь тигру-людоеду. И если Россия не начнет собственное разоружение, то как любая другая держава сможет даже подумать об этом? Скопление аэродромов и заводов военного назначения неподалеку от границы с Афганистаном, безусловно, должно быть предупреждением для Индии, которое для Великобритании будет глупо проигнорировать.
[1] Red Russia Arms. By John Baker White. Obtainable from Flight Office, 36, Great Queen Street, London, W.C.2. Price 3s. 9d. post free.
источник: «Editorial Comment» «Flight», December 1, 1932, стр.1143-1144