Состояние военно-транспортной авиации стран НАТО
В продолжение статьи, посвящённой нашему нереализованному самолёту Ан-70, думаю, широкой публике будет интересно ознакомиться с состоянием военно-транспортной авиации у наших главных потенциальных противников – в странах НАТО.
Масштабное участие НАТО в военных конфликтах в Югославии, Афганистане, Ливии и других странах свидетельствует о повышении значимости военно-транспортной авиации (ВТА) в обеспечении стратегической мобильности объединенных вооруженных сил (ОВС) альянса.
Согласно положениям действующей стратегической концепции Северо-атлантического союза для обеспечения безопасности всех стран-участниц усилия его командования должны быть сосредоточены на решении трех основных задач: коллективная оборона, урегулирование кризисов и обеспечение международной безопасности на основе сотрудничества. Выполнение каждой из них предусматривает активное вовлечение ОВС НАТО во все конфликты, затрагивающие интересы альянса, и требует значительного повышения их возможностей по проведению операций на удаленных театрах военных действий.
В связи с этим руководство блока стремится иметь в своем распоряжении мощные и мобильные силы, готовые к развертыванию в любом регионе мира. В частности, большое внимание уделяется развитию сил первоочередного задействования НАТО (NATO Response Force), созданных в 2003 году, которые сейчас включают более 40 тыс. человек личного состава.
Стратегическая мобильность ОВС блока во многом определяется возможностями военно-транспортной авиации. Воздушный транспорт является наиболее эффективным средством, способным обеспечить быструю переброску войск (сил) в любой район мира.
В настоящее время самолетный парк ВТА альянса включает более 1 тыс. самолетов различного типа.
Следует отметить, что наибольший объем воздушных перебросок войск и грузов в интересах стран-участниц выполняется самолетами командования воздушных перебросок ВВС США.
Большую часть самолетного парка ВТА стран блока составляют тактические транспортные самолеты С-130 «Геркулес», С-160 «Трансаль» и CN-235.
Поставки новых военно-транспортных самолетов (ВТС) А.400М «Атлас» позволят европейским государствам, входящим в НАТО, существенно повысить возможности по переброскам. Его грузовой отсек специально предназначен для перевозки различного оборудования и крупногабаритной военной техники, за исключением основных боевых танков и тяжелых САУ.
Всего для ВВС стран блока планируется закупить 170 самолетов А.400М «Атлас» (53 – Германия, 50 – Франция, 27 – Испания, 22 – Великобритания, 10 – Турция, семь – Бельгия, один – Люксембург).
В целях повышения стратегической мобильности ОВС НАТО в Североатлантическом союзе создано многонациональное формирование — стратегическое (тяжелое) авиатранспортное крыло (HAW — Heavy Airlift Wing), которое базируется в Венгрии на АвБ Папа. В число участников формирования входят десять стран альянса (Болгария, Венгрия, Литва, Нидерланды, Норвегия. Польша, Румыния, Словения, США и Эстония). Авиационный парк крыла включает три самолета С-17А «Глоубмастер-3», приобретенных у компании «Боинг» и ВВС США на условиях коллективной аренды. Авиакрыло формировалось под руководством ВВС США, которые для организации подготовки летных экипажей включили в его штат 50 американских военнослужащих. В общей сложности авиакрыло насчитывает около 140 военнослужащих из стран-участниц. Авиакомпания «Боинг» построила на АвБ Папа технический центр по обслуживанию и ремонту самолетов С-17А «Глоубмастер-3».
Ответственность за разработку планов и организацию стратегических воздушных перебросок в интересах ОВС альянса возлагается на Многонациональный центр по координации перевозок (МЦКП) НАТО (AMCC — Allied Movement Coordination Centre), который подчиняется верховному главнокомандующему ОВС НАТО (Касто, Бельгия). Планирование в МЦКП блока осуществляется на стратегическом уровне и носит комплексный характер. Оно предполагает разработку и согласование национальных планов стран-участниц по развертыванию своих вооруженных сил и составление на их основе многонационального детального плана развертывания. Кроме того, на этот центр возложены задачи подготовки заявок о потребностях в средствах перебросок, разработки их замысла, изучения возможных мест выгрузки, а также оценка результатов практических перебросок.
МЦКП НАТО взаимодействует с другими координационными центрами, которые обеспечивают воздушные переброски в рамках альянса, такими как Европейский центр координации перевозок (МССЕ — Movement Coordination Centre Europe), Европейское транспортное авиационное командование (ЕТАК — European Air Transport Command) и Европейский авиатранспортный парк (EATF — European Air Transport Fleet).
Европейский центр координации перевозок (ЕЦКП) — многонациональная структура, которая отвечает за согласованное использование воздушных, морских и наземных транспортных ресурсов 28 государств-участников (Бельгия. Канада, Венгрия, Германия, Дания, Испания, Италия, Латвия. Литва, Нидерланды, Норвегия, Словения, Франция, Швеция, Турция, Великобритания, Люксембург, Эстония, Финляндия, Румыния, США, Польша, Португалия, Австрия, Чехия, Хорватия, Словакия и Болгария). ЕЦКП, расположенный на авиабазе Эйндховен в Нидерландах, осуществляет координацию развертывания войсковых формирований стран-участниц в ходе проведения плановых мероприятий оперативной и боевой подготовки и текущих операциях альянса, а также определяет наиболее оптимальные варианты для их перебросок в назначенные районы. Штатом центра предусмотрено 32 должности, которые заполняются военнослужащими и гражданским персоналом государств-участниц.
Европейское авиатранспортное командование (ЕТАК) осуществляет централизованное управление военно-транспортной авиацией семи стран Европы (Бельгия, Германия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция). Оно, как и ЕЦКП, расположено на авиабазе Эйндховен в Нидерландах. Авиационный парк командования включает более 200 самолетов, основу которого составляют С-160 «Трансаль» и С-130 «Геркулес». В будущем в его распоряжение перейдут все ВТС А.400 «Атлас» стран-участниц.
Помимо функций по согласованию правил использования воздушного транспорта, на ЕТАК возложены задачи по обучению летного состава национальных вооруженных сил этим правилам. Командные должности в этой структуре на ротационной основе замещают высшие офицеры стран НАТО. Структурно ЕТАК состоит из трех отделов (политики и поддержки, оперативный и функциональный), должности в которых занимают представители стран-участниц, в чьи задачи входит обеспечение взаимодействия между командованием и своей страной. Численность личного состава командования более 200 человек.
Европейский авиатранспортный парк создан в целях повышения эффективности использования военно-транспортной авиации 20 европейских стран (Австрия, Бельгия, Болгария, Чехия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Испания и Швеция) в различных по характеру и масштабу операциях, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Инициатива создания данного проекта принадлежит Европейскому оборонному агентству (EDA -European Defence Agency). Решение этой задачи достигается за счет объединения сил и средств ВТА, а также оптимизации условий и порядка их использования. С целью повышения оперативной совместимости вооруженных сил участников проекта организовано обучение экипажей военно-транспортных самолетов тактике воздушных перевозок.
Для переброски войск и грузов помимо воен-но-транспортной авиации могут использоваться самолеты гражданских авиакомпаний.
В США авиакомпании, заключившие соглашения с министерством обороны, образуют резервный флот гражданской авиации (Civil Reserve Air Fleet). В мирное время они получают преимущество при распределении заказов на перевозку личного состава и военных грузов. Мобилизация самолетного парка резервного флота для участия в вооруженных конфликтах проводится поэтапно. При этом для выполнения задач по доставке личного состава и ВВТ могут быть привлечены более 450 транспортных и пассажирских самолетов гражданской авиации. Каждый такой самолет, передаваемый в оперативное подчинение МО, должен иметь подготовленные летные экипажи, способные выполнять полеты в течение минимум 10 ч в сутки.
В настоящее время европейские государства НАТО (Бельгия, Чехия, Франция, Германия, Венгрия, Люксембург, Норвегия, Польша, Словакия и Словения) поддерживают свои возможности в области воздушных перебросок за счет привлечения тяжелых транспортных российских и украинских самолетов Ан-124-100 (проект SALIS — Strategic AirLift International Solution). При этом заключены контракты с гражданскими авиакомпаниями Украины и России на использование данных средств доя доставки негабаритных грузов. В соответствии с ними указанные самолеты могут привлекаться по предназначению согласно выделенным лимитам. На постоянной основе для перевозок задействуются два из них (максимальная грузоподъемность — 120 т).
В случае поддержки операции ОВС НАТО по урегулированию кризисной ситуации авиакомпании должны в течение девяти дней гарантированно предоставить возможность использовать для этих целей шесть самолетов Ан-124-100. Контракты заключены до конца 2018 года с перспективой продления еще на пять лет. Центр по координации воздушных перевозок самолетами Ан-124-100 расположен на территории ЕЦКП на авиабазе Эйнд-ховен в Нидерландах. Его персонал насчитывает пять военнослужащих стран – участниц консорциума, заменяемых на ротационной основе.
Военно-транспортная авиация играет существенную роль в поддержании действующих и создании новых группировок ОВС НАТО в различных регионах мира, а также в их всестороннем обеспечении. С увеличением масштабов планируемых действий войск альянса значение ВТА как важного средства обеспечения стратегической мобильности этих сил будет возрастать.
Источник – журнал «Зарубежное военное обозрение» №2 от 2019 года