Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 — 1945.

17

Случайно в интернете увидел этот материал. Данная тема на АИ неодно­кратно обсуждалась, и возможно, в этом материале кто-то может найти кое-какую допол­нительную информацию.

К сожалению, не все таблицы в данном материале открываются. Но в конце текста даны дополнительные ссылки на источники, использовавшиеся автором при подготовке этого материала.

Известно, что бензин, керосин, соляр и мазут получают из нефти. Интересующиеся могут получить сведения по получению бензина и прочих видов топлива к примеру вот тут. В связи с этим многие считают, что нефтью Германия в интересующий нас период времени снабжалась исключительно из Румынии. Однако же это не совсем так. В самой Германии и в Австрии (которая была присоединена к Германии в 1937 году) имелись месторождения нефти.

Первое упоминание о германской нефти относится к 1546 (тысяча пятьсот сорок шестому году), когда немецкий ученый Георгий Агрикола (настоящее имя Георг Павер), считающийся отцом немецкой минералогии, отметил, что в окрестностях Ханигсена найдена нефть. Нефть добывалась местными жителями и использовалась для смазывания осей телег и прочих подобных целей. Первая скважина в Германии была пробурена около Wietze, принадлежавшего тогда Ганноверу, в 1859 году. Промышленная же добыча нефти началась в Германии с 1881 года, когда около Ольхейма было найдено месторождение нефти с достаточными запасами. Добывается нефть в Германии и по сей день.

В данной же статье пойдет речь о синтетическом горючем. Поскольку собственной нефти и импортируемой нефти не хватало, а после прихода Гитлера к власти был взят курс на автаркию, немецкие химики обратили свои взоры на то, чего в Германии всегда было много, а именно на каменный уголь. Основными методами производства в Германии являлись метод Бергиуса (он же метод гидрогенизации) и метод Фишера-Тропша.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

На картинке слева направо — Бергиус, Фишер, Тропш

Надо заметить, что методы получения жидкого топлива из угля разработаны немцами не в ходе Второй Мировой войны, а задолго до нее. Еще в 1913 году немецкий химик Фридрих Бергиус получил жидкое топливо из угля и запатентовал свой метод. Суть метода заключалась в каталитической гидрогенизации угля при воздействии на него водорода под высоким давлением и при высокой температуре.

Практически это выглядело следующим образом: предварительно уголь измельчают, совмещая процесс измельчения с сушкой. Делается это для увеличения поверхности соприкосновения угля и водорода. Далее угольную пыль замешивают в пасту, с прибавлением каменноугольной смолы и катализатора, и подают в реактор — стальной цилиндр, снабженный мешалкой. Туда же подается водород. Процесс идет при давлении 250—300 атм и температуре 400—600°, в результате образуется масло, из которого разгонкой получают бензин и некоторые другие продукты, а именно каменноугольную смолу, которую вновь пускают в процесс. Получающийся в процессе разгонки газ также используют непосредственно в производстве как топливо. В качестве катализатора используется красный шлам — отходы бокситного производства. Тут надо отметить, что для гидрогенизации лучше всего подходил бурый уголь, поскольку ввиду своего состава из него выход жидкого топлива выше.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Общая схема синтеза по методу Бергиуса

Подробнее о Бергиусе рассказано тут.

Неверно думать, что все это было придумано Бергиусом на пустом месте. Принципиальная возможность перехода твердого топлива в жидкие углеводороды нефти была доказана еще в 1869 г. французским химиком Марселином Бертло. Однако после его работ сложилось мнение, что практически провести такой процесс невозможно, так как химические реактивы, с помощью которых Бертло осуществлял свой опыт по гидрированию твердого топлива, были слишком дороги и малодоступны.

В 1915 году Бергиус строит завод по производству синтетического топлива в Рейнау, близ Мангейма. Однако Первая Мировая война закончилась, потребность в синтетическом горючем резко уменьшилась и Бергиус остается не у дел. И только в 1921 году, продав свое патентное право (собственно почему данный метод и известен как метод гидрогенизации) Бергиус продолжает работы по усовершенствованию данного метода. Между 1922 и 1925 гг. Бергиус добился непрерывности разработанного им процесса, возможности контролировать температуру в ходе реакции и открыл эффективный источник получения водорода путем сжигания смеси метана и кислорода. В 1931 г. Бергиусу была присуждена Нобелевская премия по химии «за заслуги по введению и развитию методов высокого давления в химии».

Второй метод — метод Фишера-Тропша и, как следует из названия метода, разработан Францем Фишером и Гансом Тропшем. В 1922—1926 гг. в результате исследований Фишера и Тропша был осуществлен в промышленном масштабе процесс получения синтетического жидкого топлива из смеси окиси углерода и водорода (так называемого синтез-газа) под низким давлением. В результате этого процесса, как и при гидрогенизации твердого топлива, образуется сложная смесь жидких углеводородов, из которых в конечном счете (используя разгонку) получается синтетический бензин.

Суть метода заключалась в следующем: уголь без доступа воздуха при высокой температуре разлагается на угарный газ и водород. Далее в присутствии катализатора из этих двух газов синтезируется бензин, солярка, мазут, пропан и т.д.. Товарные продукты конденсируются в охладителях, лёгкие фракции типа пропана, бутана и т.д. сжигаются в печи. Тепло, выделяемое при сжигании, и идёт на создание температуры для разложения угля. В качестве катализаторов используется железо или кобальт. Условиями проведения процесса являются: давление от 1 атм (для кобальтовых катализаторов) до 30 атм, температура 190—240 °C (низкотемпературный вариант, для кобальтового и железного катализаторов) или 320—350 °C высокотемпературный вариант, для железного).

Схема процесса прилагается.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Опять же не следует думать, что и данный метод Фишером и Тропшем создан на пустом месте. Еще в 1839 году немецкий же химик Густав Бишоф построил первый газогенератор, правда газ там получался из дерева. (Кстати, вещество бишофит имеет свое название как раз из фамилии этого немца)

Существовали еще два метода производства жидкого топлива из каменноугольной смолы. (Каменноугольная смола — остаточный продукт после коксования углей). Поэтому для производства жидкого топлива использовали либо отходы коксового производства, либо целенаправленно проводили пиролиз угля для получения каменноугольной смолы. Данный процесс именовался немцами карбонизацией и был двух видов: высокотемпературный (при температуре свыше 600 °C) и низкотемпературный, при котором целенаправленно добывалась каменноугольная смола, которая затем перерабатывалась в жидкое топливо путем возгонки. В качестве жидкого топлива использовался также алкоголь. История использования алкоголя такова. В 30-е годы ввиду финансового кризиса для поддержки крестьян для добавок в топливо использовался алкоголь, перегоняемый из картофеля. Осуществлялось это все на уровне государства. Импортеры и производители были обязаны добавлять алкоголь в топливо, покупая его у государственной этиловой монополии, которая в свою очередь скупала излишки картофеля у крестьян. В разные годы процент алкоголя в топливе был разный. В самом начале процент алкоголя в топливе был 2,5 %, к 1937 году процент алкоголя в топливе вырос до 10, затем к весне 1939 года был снижен до 8,5. Весной 1939 года относительно добавки алкоголя в топливо, Германия была поделена на две части приблизительно по линии Bentschen на востоке и Bentheim на западе. К северу, где потреблялось примерна одна треть всего германского топлива, содержание алкоголя в топливе оставили неизменным, южнее этой линии алкоголь был заменен на тетраэтилсвинец. Кроме того, алкоголь мог использоваться и непосредственно как топливо.

Данная табличка показывает использование спиртов как топлива.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Как топливо использовался и бензол. Существовали также топливные смеси, состоящие из алкоголя, бензола и тетралина.

Поскольку температура плавления у всех трех веществ разная, то возможно эта смесь разлагалась при низких температурах на фракции. (Возможно, на этом основано мнение о том, что синтетический бензин якобы при низких температурах разлагается на фракции. Однако же данная смесь бензином вообще не является.) Раз уж пошел разговор о всевозможных эрзацах и заменителях, необходимо отметить, что уже в довоенные годы в Германии использовался сжиженный бутан и пропан в качестве топлива. Оба эти газа — побочные продукты химического производства. Данное топливо обозначалось как Triebgas. Смесь газов сжижали под давлением 2-3 атмосферы и заправляли в стальные баллоны длиной 1,3 метра и диаметром 30 см. В таком баллоне содержалось примерно 78 литров (или 35 кг) сжиженного газа. Грузовики, работающие на газе, обычно имели два таких баллона, а автобусы от трех до пяти. Грузовики, осуществляющие перевозки на большие расстояния, имели до 10 таких баллонов. Заправка таких газоавтомобилей осуществлялась путем замены баллонов и занимала примерно 10 минут. Кроме того, существовали автомобили, оборудованные специальными емкостями, в которые помещалось 300 литров сжиженного газа, однако такие автомобили надо было заправлять на специальных заправочных станциях.

Теперь перейдем непосредственно к продуктам производства. Итак, в результате процесса синтезируются следующие продукты, имеющие значение как топливо: при гидрогенизации образуется преимущественно бензин, в результате метода Фишера-Тропша — бензин, соляра и мазут. Остановимся на бензине.

По немецкой классификации бензин, используемый как автомобильный, обозначался немцами Vergaserkraftstoff. Согласно статистическим данным — синтетический автобензин немцы получали методом Фишера-Тропша. Бензин был окрашен в красный цвет и октановое число его было 72. Проводимые американцами исследования свойств этого бензина показали, что данный бензин теряет свою текучесть при температуре -23°C – -25°C. Собственно американцами использовался термин pour point, что в отношении нефтепродуктов означает, что жидкость при данной температуре не может самостоятельно протекать по трубкам или трубам. О каких-то разложениях на какие-то фракции при низких температурах (о чем постоянно пишут в русскоязычных интернетах) ничего не сообщается. Методом гидрогенизации опять же согласно немецкой статистики получали в основном авиационный бензин.

Авиатопливо имело следующие обозначения.

  • Бензин А3 — окрашивался в синий цвет. Октановое число 70, с добавлением тетраэтила свинца октановое число возрастало до 80. Использовался немцами для заправки учебных самолетов, что, естественно, не исключало и применение его в ходе боевых действий.
  • Бензин В4 — был также окрашен в синий цвет. Октановое число 72. При добавлении тетраэтилсвица — 89. Использовался немцами для заправки бомбардировщиков.
  • Бензин С3 — зеленого цвета, использовался для заправки истребителей. Согласно опять же американских данных октановое число данного бензина в ходе войны повысилось от 94 в 1940 году до 97 в 1943. Согласно тем же данным температура замерзания — freezing point — была ниже -60°C. Раз уж речь зашла об авиатопливе, необходимо коснуться бензина С2 — это тот же самый бензин, что и С3, но получаемый из нефти.

Кроме того, существовала авиасолярка с обозначениями Е1 и Е2. Поскольку самолетов с авиа­дизелями у немцев как таковых и не было — упоминаю об этой маркировке топлива исклю­чительно в порядке исторического интереса.

Топливо для реактивных самолетов обозначалось J2.

Теперь о заводах по производству синтетического топлива.

К 1 сентября 1939 года в Германии имелось 7 заводов, работающих по методу гидрогенизации, 7 заводов работающих по методу Фишера-Тропша и еще несколько заводов, работающих по методу получения бензина из каменноугольной смолы, остающейся после коксования угля. Месячная выработка синтетического топлива на всех этих заводах достигала 120.000 тонн. В 1941 году заводы по производству синтетического топлива произвели 4.1 миллиона тонн топлива и нефтепродуктов при общей выработке нефтепродуктов в 12 миллионов тонн. В последующие годы выработка синтетического топлива продолжала увеличиваться.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Видно, что из года в год производство синтетического топлива (Synthetic production) неуклонно возрастало от 1.6 миллиона тонн в 1938 году до 5.7 миллионов тонн в 1944.

Положение заводов по производству синтетического горючего представлено на следующей картинке.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Само собой, строительство заводов сопряжено с огромными расходами.

Подсчитано, что для строительства 12 заводов синтетического топлива было израсходовано 4.6 миллиарда рейхсмарок (сумма по тем временам астрономическая), израсходовано 2.4 миллиона тонн стали и 7.6 миллионов человеко-часов. Действительные же немецкие затраты были больше, поскольку к концы войны немцами было построено всего 18 заводов по гидрогенизации и 9 заводов для метода Фишера-Тропша. Для производства синтетического топлива немцами было израсходовано 10 миллионов тонн каменного угля (что составило 4 процента от общей добычи каменного угля) и 50 миллионов бурого угля (20 процентов от общей добычи). В среднем на производство 1 тонны топлива расходовалось 4 тонны каменного угля или от 8 до 10 тонн бурого угля.

Несмотря на миллионные количественные показатели, на заводах по производству синтетического топлива работало относительно небольшое количество рабочих. Так, в июле 1943 года их число составило всего 95 000 человек.

Значение же синтетического топлива наглядно демонстрирует следующая табличка.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Данные за первый квартал 1944 года — это фактически пик немецкого производства, поскольку в данный период (в первый квартал 1944 года) объекты нефтепереработки и заводы по производству синтетического горючего почти не подвергались бомбардировкам. Необходимые пояснения к таблице: aviation gasoline — авиабензин, motor gasoline — автобензин, diesel oil — топливо для дизелей (солярка), fuel oil — мазут, lubricating oils — смазочные масла, producer gas — попутные газы, используемые в производстве. Наглядно видно, что основная роль в производстве авиабензина (92 %) приходится именно на процесс гидрогенизации угля. Поизводство автобензина и синтетической солярки — примерно треть от всего произведенного. Производство мазута синтетическим путем — только 14 % от всего произведенного.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Во второй части рассмотрим собственное германское производство, а также импорт нефти и нефтепродуктов.

(Все нижеприведенные картинки кликабельны)

Добыча нефти в самой Германии представлена вот такой табличкой.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Old Germany — означает Германию в границах 1937 года. Также указан Pechelbronn — это месторождение нефти во Франции.

Расположение немецких нефтеперегонных заводов указано на следующей карте.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Тут же отмечены заводы по производству этилового спирта и вольтола — смазочного вещества.

На следующей карте обозначены месторождения нефти в северо-западной Германии.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Собственно писать тут нечего — все данные на картинках. Общий баланс будет рассмотрен в следующей части

Положение с импортом нефти и нефтепродуктов в довоенные годы показано на следующей табличке.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Пояснения

Crude petroleum — сырая нефть, gasoline — бензин, kerosene — керосин, lubricating & transformer oils — смазочные и трансформаторные масла, gas oil & diesel oil — газойль и соляра (газойл — используется как топливо для дизелей) fuel oil — мазут, tarry & paraffinic residues — смолы и всевозможные парафины. Все цифири указаны в баррелях. Для перевода в привычные тонны следует исходить из того, что баррель нефти — это примерно 136 килограмм. Из таблички ясно следует, что основным поставщиком сырой нефти были американские страны. Однако же по готовым продуктам — на первом месте Голландия и ее колонии. Как следует из этой таблицы, максимальное количество нефти было импортировано в Германию в 1939 году. После начала Второй мировой войны англичанами была введена морская блокада Германии. Предусматривалось, что английский флот, как и в Первую Мировую войну, блокирует возможность ввоза в Германию всевозможного сырья. Как следует опять же из таблички — импорт нефти в Германию в результате блокады снизился более чем в два раза.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Гораздо сложнее было добиться прекращения или снижения импорта нефти или нефтепродуктов нейтральными странами. Как уже отмечалось — основным поставщиком готовых нефтепродуктов являлась Голландия. Переговоры англичан с голландцами проходили сложно, но в конце концов голландцев удалось уговорить. В качестве компенсации англичане заключили контракт с голландцами на поставку авиабензина для своих ВВС. Не менее сложно проходили переговоры с Испанией. Используя собственные танкеры, испанцы могли ввозить неограниченное количество нефти. В сентябре 1940 года с испанцами было достигнуто соглашение, что запасы нефти и нефтепродуктов в стране не будут превышать двух с половиной месячных норм потребления, т.е 160.000 тонн. Для этого была введена система морских сертификатов, которые ограничивали ввоз нефти и нефтепродуктов согласно договоренностей. (Об Испании в самом конце) Относительно Португалии было решено, что страна будет получать нефтепродуктов исходя из довоенного уровня ввоза. Другие нейтральные страны Европы мало беспокоили британцев, поскольку ввиду своего географического положения они просто не могли ввозить нефть еще откуда-то, кроме как из Румынии. Естественно, оставались возможности для контрабандного ввоза нефти в Германию через иные страны. Полагают, что контрабандным путем с мая 1940 года до мая 1945 Германия получила 290.000 нефти.

Поставки из СССР. После заключения пата о ненападении, было заключено также и торговое соглашение. Как видно из вышеприведенной таблицы — ввоз советской нефти и нефтепродуктов в Германию неуклонно снижался. Этому безусловно способствовала антисоветская и антибольшевисткая риторика Гитлера и его подручных и антифашисткие заявления советской стороны. Не касаясь политических оценок и истории советско-германских торговых отношений, отмечу, что в 1940 году объем поставок нефти и нефтепродуктов из СССР в Германию составил 657 тыс. тонн и в 1941 году — 254 тыс. тонн. К слову сказать, СССР экспортировал нефть и нефтепродукты начиная примерно с 1928 года практически во все страны Европы. Делалось это, естественно, не через трубопровод, а посредством танкеров.

Как уже все, вероятно, знают, во время советско-финской войны и после нее в умах французского командования и политических лидеров Франции созрел план бомбардировки Баку. План предусматривал бомбардировку Баку с целью лишить Германию советской нефти. Ввиду того, что у самих французов просто нечем было осуществить подобный замысел, выполнять его должны были англичане, что естественно не вызывало никакого энтузиазма у последних. Так 27 марта 1940 года члены английского военного кабинета подробно рассмотрели предложения французской стороны от 25 марта 1940 года относительно бомбардировок Баку. Было решено, что «мы должны заявить, что мы хотим подготовить подобные планы, но не должны брать в отношении этой операции какие-либо обязательства». Подробнее тут.

Основным же импортером нефти была, конечно же, Румыния. Добыча нефти в Румынии представлена на следующей картинке.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Видно, что добыча нефти в Румынии — crude oil output — была всю войну на примерно одинаковом уровне, хотя и снизилась в 1943 году. Внутреннее потребление обозначено как domestic consumption и export — естественно экспорт. Теперь смотрим, куда румыны экспортировали свою нефть.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Из таблички следует, что список стран, получающих нефть из Румынии, довольно порядочный. Потребитель German Army означает, что нефтепродукты направлялись в Вермахт напрямую без заезда в Германию. Bunker sales означает, что эта нефть предлагается к продаже в данный момент. Т.е по сути остатки от контрактов. Естественно, значение румынской нефти было весьма существенным для Германии, что также вызывало беспокойство Англии и Франции. Для борьбы с экспортом румынской нефти в Германию были предложены следующие пути.

1. Скупка румынской нефти Англией и Францией. За первые девять месяцев войны Англией было куплено и доставлено на острова 680.000 тонн нефти и нефтепродуктов. Францией — 325.000. Однако после поражения Франции, вступления Италии в войну и закрытия Средиземного моря для судоходства данные мероприятия потеряли смысл.

2. Препятствовать закупкам Германии румынской нефти более чем 1 миллиона тонн. (Поскольку сама Румыния была все-таки связана определенными договоренностями с немецкой стороной, о чем несколько позднее)

Чтобы воздействовать на Румынию и сделать ее более податливой к предложениям Англии и Франции, было введено эмбарго на ввоз вообще всех английских товаров в Румынию. Однако эмбарго действовало недолго ввиду того, что Румыния все-таки согласилась с предложениями Англии и Франции.

3. Скупка барж, буксиров, железнодорожных цистерн — словом всего того, посредством чего можно транспортировать нефть и нефтепродукты. Поскольку морская блокада, как бы там ни было, оказала свое воздействие, и у немцев оставались два водных пути — Балтика и Дунай, посредством которых можно транспортировать нефть. В отношении Румынии таким путем был, естественно, Дунай.

Предыстория. Весной 1939 года Англо-Дунайская Транспортная Компания обратилась к английскому правительству за финансовой помощью, опасаясь, что без финансовой помощи компания будет куплена немцами. В августе 1939 английское правительство выкупило эту компанию, назвав ее Goeland Transport and Trading Company, Limited. Компания действовала вполне успешно, скупив за год 48 % всех дунайских барж и прочих посудин. Доля непосредственно нефтеналивных барж равнялась 74 % от всех барж, имевшихся на Дунае. После поражения Франции компанией было эвакуировано 50 судов, являвшихся французской собственностью на Дунае в Стамбул. Еще 26 французских судов было куплено.

Кроме этих мероприятий существовал план полного выведения из строя румынских месторождений в случае оккупации Румынии Германией. Надо отметить, что вплоть до лета 1940 года Румыния находилась в довольно хороших отношениях с Англией. Тут надо сделать небольшое отступление. В марте 1939 года правительство Румынии возглавил некто Калинеску. Кто такой и чем славен — не суть важно. Важно то, что Калинеску под все возрастающим давлением Венгрии, Болгарии и СССР по поводу территориальных претензий пытался лавировать между сильными Европы. А именно между Германией с одной стороны и Францией и Англией с другой. В связи с этим и был заключен договор с Германией, гарантировавшей ей часть румынской нефти. Одновременно Калинеску добивался от Англии гарантий независимости, каковые Румынии и были даны. Осенью 1939 года в результате переворота Калинеску был убит, вместо него главой правительства стал Татареску, который был ориентирован больше на Германию. После возвращения Бессарабии Советскому Союзу Татареску ушел в отставку, предварительно отказавшись от английских гарантий. В августе и сентябре 1940 года в жизни Румынии произошло еще два важных события. Венгрия, пользуясь поддержкой Германии, вынудила передать ей Северную Трансильванию, а в сентябре уже Болгария потребовала от Румынии Южную Добруджу, каковая ей и была отдана. В результате румынам ничего не оставалось делать, как отдаться в полное подчинение немцам. И с осени 1940 года Румыния попала полностью в зависимость от Германии. Однако возвратимся к англичанам и нефти. В августе 1939 года в Румынию была посланы саперы в количестве роты, каковые, прибыв на место, разработали план вывода месторождений из строя путем подрывов, поджогов и прочих методов настоящих пироманьяков. Данный план был известен также и французам. Однако 3 июля 1940 года все англичане, работавшие на нефтяных месторождениях Румынии, были выдворены из страны, а все объекты нефтедобычи были взяты под усиленную охрану румынских войск. 24 июля германские газеты опубликовали английский план по разрушению нефтяных месторождений со ссылкой, что этот план стал известен из французских документов, захваченных немцами при оккупации Парижа. До боли знакомая ситуация, как и в случае с планами бомбардировки Баку. Согласно основной версии — документы об этом также были захвачены немцами в Париже. Кроме того, газеты опубликовали также английский план по воспрепятствованию судоходства по Дунаю, путем подрывов скал в самом узком месте Дуная, а именно в месте, известном как Железные Ворота. Картинка прилагается.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Именно тут предполагалось заложить в скалы большое количество зарядов и подорвать их в случае необходимости. Еще зимой 1939 года английский представитель в Югославии обследовал это место, и в апреле 1940 англичане попытались осуществить минирование скал. Вкратце о событии из немецкой газеты Hamburger Fremdenblatt от 9 апреля 1940:

«Продолжается выяснение подробностей в связи с беспрецедентной попыткой терроризма и саботажа со стороны англичан, направленной на лишение стран Юго-Восточной Европы их транспортной артерии. Несколько дней назад скопление английских судов в речном порту Георгиу вызвало подозрение румынских властей. Вначале полагали, что имеется просто попытка скоплением судов затруднить судоходство, но благодаря бдительности румынского лоцмана и быстрым и решительным действиям румынских властей акт терроризма и саботажа осуществлен не был. Примерно 100 человек — сапер, военных моряков и солдат спецподразделений, переодетых обычными моряками, было арестовано, находившаяся на борту судов взрывчатка была вывезена на шестнадцати грузовиках. Взрывчатка предназначалась для подрыва скал в Железных воротах. Остается непонятным, как англичане прошли таможенный досмотр в Браиле, поскольку задекларированный груз являлся якобы консервами и запчастами к различным механизмам».

В апреле 1941 после нападения немцев на Югославию была предпринята еще одна попытка блокировать Железные ворота. На этот раз судами и баржами, имевшимися у англичан на Дунае. Однако она окончилась неудачей. Медленно маневрировавшие баржи были расстреляны и утоплены еще до подхода к Железным воротам и препятствий судоходству не составили.

После начала войны с СССР уже советские бомбардировщики бомбили Плоешти, но это уже совсем другая история. Кто хочет — может прочитать об этом вот тут.

Действительная эффективность бомбардировок неизвестна, поскольку данные об ущербе исходят от корреспондента Нью-Йорк Таймс в Анкаре, который в свою очередь ссылается на сведения, полученные от иностранных источников опять же в Анкаре. Существует и такая версия, что на самом деле советские бомбардировщики бомбили в основном ложные цели. Но впрочем, это выходит за рамки повествования. Отмечу напоследок, что англичанами была разработана еще одна попытка вывести месторождения нефти из строя.

На этот раз действовать должны были английские коммандос. Высадившись в лесном массиве и зная расположения всех объектов, им предстояло вывести их из строя и затем продвигаться к побережью, где их должна была подобрать советская подводная лодка. По моему мнению, такой сценарий больше подходит для фильма про Джеймса Бонда, чем на реальный план. Хотя и планы по подрыву скал тоже как-то сомнения внушают.

Тем не менее, перейдем к последнему источнику импорта нефти.

Импорт нефти из Венгрии. Добыча нефти в Венгрии отражена на следующей картинке.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Достоверно известно, что в 1942 году экспортировано 325.000 тонн нефти и в 1943 году 450.000 (данные взяты из отчета Petrolem Ficilities of Hungary). Более никаких достоверных данных нет. По всей видимости, чем выше добыча, тем выше экспорт. Вообще же венгерское правительство вело себя относительно независимо от Германии в отличие от той же Румынии, и венгры были вовсе не настроены отдавать немцам все добытое. Почему на это стоит обратить внимание – вы узнаете из следующей части, где будет рассмотрены вопросы добычи нефти на оккупированных территориях, трофеи и топливный баланс.

И наконец, самый животрепещущий вопрос, постоянно будоражащий умы конспирологов. Нефть из Испании.

Сама Испания собственных запасов нефти, имеющих промышленное значение, не имеет и живет исключительно привозной нефтью и нефтепродуктами. Причем единственный нефтеперегонный завод, принадлежавший компании CEPSA (на интересующий период времени компания называлась CAMPSA, но в 1992 году, поскольку компания была монополистом, ее разделили на несколько компаний, в результате чего и образовалась компания CEPSA), на интересующее нас время находился на Канарских островах.

Рассмотрим импорт нефти и нефтепродуктов в Испанию. Вот такая табличка, взятая отсюда. В табличке указаны помесячный ввоз нефти и нефтепродуктов.

Состояние с топливом в нацистской Германии в период 1933 - 1945.

Из таблички явственно следует, что ввозились в Испанию преимущественно уже готовые продукты. Поэтому о реэкспорте собственно нефти в Германию можно даже и не говорить.

Конечно, теоретически можно допустить, что топливо, которое ввозилось, сразу же отправлялось в Германию. Как это выглядело практически – непонятно, и какие либо данные по реэкспорту отсутствуют. И как быть самим испанцам совсем без топлива — тоже несколько непонятно. Книжку журналиста Хайема рассматривать не будем, поскольку сам Хайем в своей книге вообще ни на что не ссылается и никаких вразумительных данных не приводит. Фраза же 50 тысяч тонн из Испании ежемесячно — это из раздела «Слухи и сенсации недели»

Относительно ввоза нефтепродуктов в Испанию следует отметить, что имелись следующие периоды.

Первый период — полное эмбарго. После поражения Франции был прекращен полностью ввоз нефти в Испанию, поскольку имелись серьезные опасения, что Испания может выступить на стороне Германии и Италии в войне. Так, 14 июня 1940 года испанцы оккупировали международную зону Танжер в Северной Африке (это как раз напротив Гибралтара, только с африканской стороны). Кроме того, 19 июня 1940 года Франко послал генерала Вигона в Берлин, с целью выяснить возможность присоединения к странам Оси. В США общественное обсуждение эмбарго началось 3 июля 1940 года, когда периодическое издание National Petroleum News опубликовало статью, в которой говорилось, что Испания получает слишком большое количество нефтепродуктов. Статья была перепечатана в Нью-Йорк Таймс 20 июля 1940 и вызвала резонанс в США и Британии. В статье отмечалось, что количество нефтепродуктов, полученных Испанией с сентября 1939 года по апрель 1940, превышает количество оных за аналогичный период 1938-1939 годов. Таймс также отметила, что глава компании Texaco (которая наряду с другими компаниями занималась экспортом нефтепродуктов в Испанию) Torkild Rieber поддерживал Франко в период гражданской войны в Испании и подозревался в симпатиях к странам Оси. В целом же в статье делался вывод: либо Испания делает запасы на случай вступления в войну, либо она реэкспортирует нефтепродукты в Германию. Однако тут необходимо отметить, что гражданская война в Испании закончилась только в апреле 1939 года, и сравнивать потребление нефтепродуктов в военный период одной стороной с потреблением нефти всей страной в послевоенный как-то несколько некорректно. К тому же приводимая Таймс среднемесячная цифра в 61.029 тонн за период сентябрь 39 — апрель 40, меньше среднемесячной цифры в 67.200 тонн в 1935 году (гражданская война в Испании началась в 1936 году, если кто забыл или не знает). Таким образом, и поставки нефтепродуктов в Германию выглядят крайне сомнительными на фоне довоенного потребления. Тем не менее, после поражения Франции Англия ввела эмбарго на поставки нефтепродуктов в Испанию, которое продолжалось до 7 сентября 1940 года. Эмбарго вызвало в Мадриде ощущение наступающего кризиса. Франко обратился за помощью к Германии, запрашивая 400.000 тонн бензина. 200.000 тонн мазута, 200.000 тонн угля, 600.000 тонн пшеницы и еще кучу всякого сырья. Германия, чье месячное производство бензина на 1940 год равнялось 330.250 тонн, учитывая производство в самой Германии и оккупированных странах, была просто не в состоянии выделить Испании столько топлива. Обращение к Румынии также ничего не дало. Румыны запросили слишком большую цену, а испанцам было просто нечем платить. В результате испанцы вновь обратились к англичанам и американцам, и в результате переговоров было достигнуто соглашение, что США будут поставлять нефтепродукты исходя из 80 % довоенной потребности. Англичанами была введена система морских сертификатов (navicert), суть которой заключалась в следующем. В каждом порту мира (естественно доступного для англичан) судовладельцам для ввоза в Испанию чего-либо необходимо было получить сертификат от английского консула. В случае отсутствия сертификата английский флот, находящийся в испанских водах, просто не допускал судно в испанский порт. Такое судно велось в ближайший английский порт, где груз снимался на берег.

C сентября 1940 года начался второй период — период британского контроля. Продолжался он до лета 1941 года. С нападением Гитлера на СССР начался третий период Squeeze — что можно перевести как сжатие, сдавление. 17 июля 1941 года Франко разразился речью в честь 5-летия начала гражданской войны. Речь была резко пронацистской, к тому же в своей речи Франко объявил о своем намерении бороться с большевизмом и послать на Восточный фронт Голубую Дивизию. Голубой она называлась по другой причине, а вовсе не по той, с чем сейчас ассоциируется слово голубой. Просто члены фашисткой партии в Испании носили голубые рубашки, как, например, в Германии носили коричневые, а в Италии черные. Кстати, в Румынии, в которой также была фашисткая партия, рубашки были зеленые. Чтобы избежать обвинений в участии в войне, в Дивизию принимали добровольцев, на фронте они были одеты в немецкую форму и дивизия считалась дивизией Вермахта. Поэтому формально Испания напрямую в войне не участвовала. Однако же меры были приняты и количество нефтепродуктов, поставляемых в Испанию, было сокращено, что видно в таблице. Более того, Государственный Департамент США добился права разрешать погрузку испанских танкеров, потребовал от испанцев отчетов по поставкам и потреблению и наконец потребовал от испанцев присутствия своих наблюдателей при составлении подобных отчетов. Испанцы отреагировали вяло и только в декабре 1941 года начали составлять требуемые отчеты. Вероятно, этому способствовало и поражение немцев под Москвой, поскольку стало ясно, что война в 1941 году не закончится. Хотя это исключительно мое предположение.

Этот период именуется периодом американского контроля. Сами же США, добывая 174 миллиона тонн нефти в 1939 году, постепенно увеличили добычу нефти к 1945 году до 234 миллионов тонн.

Во весь период американского контроля союзники добивались от Испании прекращения экспорта в Германию вольфрама, из которого делались сердечники подкалиберных снарядов. Франко реагировал плохо, поэтому с января 1944 года союзники ввели новое эмбарго и наступил следующий период. Период второго эмбарго. Франко отреагировал незамедлительно и объявил о прекращении экспорта вольфрама. Хотя как стало известно уже после войны, несмотря на заявление, испанцы все-таки продолжали поставлять вольфрам в Германию. Кроме того, целью эмбарго было заставить испанцев удалить всех немецких агентов из Испании. Тут надо заметить, что подход Англии и США к Испании был разный. Американцы вообще никак не были заинтересованы в Испании, в то время как англичане вывозили из Испании железную руду и пириты, поэтому если американцы были намерены продолжать эмбарго в отношении Испании, то англичане нет. Поскольку поставки железной руды из Испании составляли 42 % всего ввоза оной для английской промышленности. Разногласия между Рузвельтом и Черчиллем дошли до того, что Черчилль 25 апреля 1944 года заявил, что Англия сама будет снабжать нефтепродуктами Испанию в обмен на продолжение экспорта железной руды. 2 мая Рузвельт пошел на уступки Черчиллю с условием, что экспорт вольфрама испанцами будет ограничен 20 тоннами в мае и июне и по 40 тонн в каждый последующий месяц. Резон во всем этом был, поскольку высадка в июне в Нормандии и в августе 1944 года в Южной Франции сделала просто физически невозможной какую-либо связь Испании и Германии. Тем не менее, как стало известно опять же позднее, не менее 512 тонн вольфрама было поставлено в Германию с апреля 1944 по начало июля. И это сверх разрешенных тонн.

После краткого ознакомления с источниками получения жидкого топлива (натурального и синтетического), перейдем наконец к балансу и выясним, хватало ли немцам всего произведенного.

Однако, прежде чем перейти к балансу, коротко об источниках нефти в оккупированных странах и трофейном топливе.

Первой страной, подвергшейся германской агрессии, была Польша. Наверняка у многих вызовет удивление тот факт, что Польша имела собственные месторождения нефти с годовой добычей примерно 400.000 тонн в год. Тем не менее это так. Располагались они в юго-восточной части Польши. После окончания польской кампании эти месторождения оказались поделены между Германией и СССР. Причем Германии достались месторождения, в которых добывалась только одна треть от всей довоенной польской нефтедобычи. Т.е с годовым выходом примерно в 130.000 тонн. Поляки не успели вывести объекты нефтедобычи из строя, и поэтому они достались и немцам и советской стороне целыми и готовыми к производству. По крайней мере немцы сразу же начали добычу нефти, выдавая продукцию в закрома Рейха. (Советская часть бывших месторождений Польши летом 1941 года досталась немцам в неповрежденном виде, что позволило немцам получать из Польши ее довоенные 400.000 тонн). После поражения Франции, Бельгии и Голландии, помимо больших запасов топлива, немцам досталось и французское месторождение Pechelbronn с годовым выходом нефти в 60.000 тонн. После нападения на СССР, немцы также пытались где только можно наладить добычу нефти в оккупированной зоне. Если кто смотрел таблицу во второй части, касаемую довоенного импорта Германии, то он мог бы заметить, что немцы получали мазут в том числе и из Эстонии. Эстония, как это ни странно звучит, также располагала собственными месторождениями нефти. Правда нефть эта была сланцевая. Годовая довоенная добыча нефти составляла 250.000 тонн. В основном из этой нефти получали мазут. А поскольку единственным крупным потребителем мазута был немецкий флот, флотские и попытались восстановить производство нефти в Эстонии, поскольку при отступлении Красной Армии из Эстонии все объекты нефтедобычи были уничтожены. Процесс восстановления шел медленно и в 1942 году немцы смогли добыть только 60.000 тонн нефти, что учитывая довоенную добычу в 250.000 совсем не много. В 1943 году планировали добыть 120.000, однако смогли добыть только 107.000. На 1944 год план составлял 250.000 и на 1945 год — 550.000. Для увеличения производства сланцевой нефти немцы завезли в Эстонию дополнительное оборудование и даже успели его смонтировать, однако наступление Советской Армии спутало все планы и оборудование пришлось размонтировать обратно. Всего же за 1944 год немцы успели добыть 150.000 тонн нефти. Кстати сказать — все оборудование немцы вместе с работавшими на добыче и производстве эстонцами вывезли в Германию, где в Южном Вюртемберге также былоа найдена сланцевая нефть. И там же немцы приступили к монтированию оборудования. Однако удача снова не сопутствовала немцам. После завершения всех подготовительных мероприятий, эта часть Германии оказалась занятой французскими войсками в марте 1945 года.

Германия экспортировала горючее. Это Италия и Финляндия. Возможно еще и Швеция) Aviation spirit — авиабензин, motor gasoline — автобензин, diesel oil — соляра. В ней отражены годовые запасы — stocks. В том числе сведены годовое производство и годовое потребление. Причем в графе производство учтено также и захваченное топливо. По трофейному топливу цифры несколько разнятся, и согласно вот этой таблицы (там где раздел Booty) — в результате кампании на Западе в 1940 году немцами было захвачено 745.000 тонн топлива, по результатам кампании 1941 года (это преимущественно СССР) 112.000 тонн. И в результате экспроприации итальянского топлива немцам досталось 140.000 тонн. Следует сказать, что в разных источниках цифры захваченного топлива разные. Тем не менее, можно заметить, что расход авиабензина, автобензина, соляры в 1941 году превышает их производство. Если посмотреть аналогичные цифры за 1940 год, то там в целом баланс положительный. Вполне очевидно, что разница в балансе 1941 года компенсировалась топливом, захваченным в результате кампании на Западе. После поражения под Москвой со всей очевидностью стал вопрос, как быть с топливом дальше, поскольку довоенные запасы и трофеи не бесконечные. Для этого было решено форсировать строительство заводов по производству синтетического горючего, ограничить потребление гражданского сектора, ну и наконец, прибрать к рукам какие-либо источники нефти. То, что производство синтетического горючего росло из года в год, вы уже знаете из первой части, с прибиранием к рукам месторождений нефти вышла однако промашка — про наступление немцев на Сталинград и Кавказ и чем там все закончилось, рассказывать, полагаю, нет необходимости. Отмечу лишь, что месторождения нефти около города Майкоп все-таки попали к немцам в руки, хотя и на короткий период. И хотя немцы пытались наладить там добычу нефти, ввиду постоянных диверсий и саботажа ни единого литра нефти из скважин добыть так и не удалось.

Коротко об ограничении гражданского потребления. Как уже было видно из предыдущей таблицы — среднемесячное потребление топлива гражданским сектором снижалось.

Коротко о газогенераторах. В двадцатых годах инженер Жорж Имбер сконструировал газогенератор для установки его на автомобили. Как работает газогенератор, можно узнать к примеру вот тут. В 1931 году он наладил серийный выпуск газогенераторов своей конструкции, и уже к концу тридцатых годов во всем мире насчитывалось примерно 9.000 газогенераторных автомобилей. Преимущественно, конечно же, в Европе. Ввиду экономии бензина, как натурального, так и синтетического, к концу войны только в одной Германии имелось около 500.000 автомобилей, работающих от газогенератора.

https://aftershock.news/?q=node/376230


Ссылка:

Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account