Сорванный прыжок леопарда. Деловой самолёт Chichester-Miles (СМС) Leopard.
0
Leopard, возможно, наиболее выдающийся высокоскоростной легкий летательный аппарат из когда-либо сконструированных и летавших.
Создание Leopard относится к началу 80-х. Тогда Ian Chichester-Miles, бывший главный конструктор в BAe Hatfield, учредил ChichesterMiles Consultants (CMC). CMC закончили разработку макета в начале 1982 года и заключили договор с Designability Ltd на детальную разработку дизайна и постройку прототипа.
CMC изначально надеялись, что прототип Leopard совершит первый полет в начале 1987, но различные задержки привели к тому, что он взлетел только 12 декабря 1988. С тех пор разработки продвигались довольно медленно.
Программа практически остановилась когда поставщик двигателей Noel Penny прекратил продажи. Все испытания прекратились до тех пор, пока не был разработан тестовый аппарат с двигателями Williams International FJX. Этот самолет взлетел 9 апреля 1997 года. После чего программа была вновь заморожена.
Кроме основной гражданской, прорабатывалась и военная модель "Леопарда" — лёгкий патрульно-ударный и учебно-тренировочный самолёт с тандемной кабиной и пилонами для подвески оружия и топливных баков.
Производитель: Chichester-Miles, Великобритания
Двигатели — два Williams International FJX-2s
Размеры:
размах крыльев (м): 7,16
длина (м): 2,06
площадь крыла (кв.м.): 5,9
Число мест:
стандартно: 4
может быть переоборудован для медицинских целей с местами для пилота, лежачего больного и медицинского работника
Массы и нагрузки:
пустой снаряженный (т): 1,00
максимальная взлетная (т): 1,815
Летные данные:
максимальная крейсерская скорость (км/ч): 655
дальность полета при полной загрузке (км): 2780
В воздухе «Леопард»
Заметка из журнала «Крылья Родины» 4/89.
В конце декабря 1988 г. в испытательном центре ВВС Англии в Бедфорде впервые поднялся в воздух легкий административный реактивный самолет «Леопард». Его разработку бывший главный инженер-испытатель фирмы Бритиш Аэроспейс Ян Чичестер-Майлс начал еще в 1980г. Продемонстрированный на всемирной авиационной выставке в 1983 г. натурный макет этого четырехместного самолета и его проектные летные характеристики привлекли большое внимание специалистов и вероятных покупателей. Конструктор, ставший и главой созданной им самостоятельной авиафирмы, заявил журналистам, что в 1984г. начнутся летные испытания «Леопарда», а с конца 1985г. его можно будет покупать, и назвал цену машины — 400 тыс. долларов.
Однако эту программу осуществить не удалось. Отработка новых легких реактивных двигателей для «Леопарда» затянулась. Первый опытный экземпляр машины был закончен лишь в октябре 1981, а в ноябре 1988 г. управление гражданской авиации Англии дало согласие на его испытания в воздухе.
Одна из главных особенностей «Леопарда» в том, что его среднерасположенное стреловидное крыло (размах — 7,16 м, площадь — 5,85 кв. м, угол стреловидности — 25°) изготовлено полностью из стеклопластика. Профили — суперкритические типа АРА. Закрылки с электроприводом размещены по всему размаху. Они могут отклоняться до — 45 , что обеспечивает высокие взлетно-посадочные характеристики и возможность использования их в качестве воздушных тормозов. Элеронов на крыле нет.
Фюзеляж, длиной более 7 м, как и крыло, изготовлен из стеклопластика. За четырехместной кабиной, закрытой фонарем, который открывается вверх с помощью электропривода, находится небольшой грузовой отсек, а под полом — топливные баки емкостью 590 л.Масса пустого незаправленного самолёта всего 830 кг.
Оригинально выполнено оперение самолета. Все его поверхности — цельноповоротные. Консоли стабилизатора могут отклоняться как одновременно, так и дифференцированно, обеспечивая в этом случае управление по крену. Взлетный вес опытного образца — 1160 кг.
По-своему интересна силовая установка «Леопарда». Два ее легких турбореактивных двигателя NPT-301 тягой по 145 кг размещены в гондолах по бокам хвостовой части. На серийных машинах предполагается использовать двигатели NPT-754 тягой по 340 кг. Это позволит увеличить взлетный вес самолета более чем на 600 кг. Новый ТРД будет готов в начале осени 1989 г.
Хорошие аэродинамические формы «Леопарда», по расчетам конструктора, даже с двигателями такой небольшой тяги обеспечат ему скорость 870 км/ч, дальность полета — 2775 км. Он может эксплуатироваться с ВПП длиной 700—800 м. После первого полета летчик-испытатель А. Маквити сказал, что «Леопард» оказался послушным в управлении, достаточно устойчив и не имеет склонности к срыву. Оценивая примененные Чичестер-Майлсом так называемые «тейлероны», то есть дифференциально отклоняемые половины стабилизатора, испытатель заявил, что особой разницы в управлении он не заметил.
После испытаний, если они пройдут успешно, планируется сразу начать серийный выпуск «Леопардов», а в начале 90-х годов его поставки заказчикам. Но продажная стоимость самолета возрастет до 650 тыс. долларов.
Ещё фото "Леопарда". Красный — второй экземпляр, белый — первый: