Представляю дальнейшее развитие темы тяжёлого танка Т28бис – оперативное реагирование на события в процессе советско-финского конфликта, конкретно штурма линии Маннергейма.
Практическое применение тяжёлого танка Т28бис показало, что не всё задуманное оправдалось… замечания оперативно поступили к конструкторам, и буквально в течение месяца родился обновленный проект «Триплекс 28». И работа закипела – из доставленных из зоны боёв разбитых Т28 стали собирать танки нового проекта…
Так в чём были практические замечания? Самое главное – ограниченная подвижность комплексного тяжёлого танка Т28бис, обусловленная наличием цепной сцепки. Были пожелания сделать сцепку с возможностью дистанционного сцепления и расцепления…
Второе замечание комплексное – танки не могли сберечь штурмующую УР пехоту, а пехота не могла соответственно сберечь танки от воздействия пехоты и ПТО противника…
Третье замечание – башня головной секции Т28бис оказалась тесноватой для обслуживания 107-мм орудия… Казалось бы, столь многоплановые замечания невыполнимы, но талантливые молодые полные энтузиазма конструкторы принялись за новый проект. Базой послужил всё тот же Т28 и несколько повреждённых секций Т28бис – недостатка в повреждённой технике не было, почти все Т28 были задействованы в конфликте и количество повреждённых было просто огромным. Самым простым оказалось побороть тесноту башни для 107-мм орудия – выходом была принята неподвижная габаритная рубка в которой на рамке и установили орудие (углы горизонтальной наводки были +-10 градусов; чтобы компенсировать такие ограничения, теперь уже в самоходке на крыше рубки установили башенку с спаренными пулемётами из проектировавшегося в то время танка Т35м).
Вторым решением стала система соединения и рассоединения секций (проблема танковых потерь просто вопила – повреждённые танки просто заполонили финскую передовую, эвакуировать под огнём не представлялось возможным… просто счастье, что у финнов отсутствовали средства эвакуации столь тяжёлых танков, иначе просто все Т28 «перекочевали» бы в финскую армию. Кстати, на заставке бравые финские танкисты… ) Решение было найдено в балке для буксировки (совместное передвижение полностью исключалось… только буксирование); балка дистанционно управлялась из корпуса второй секции тросовыми тягами червячных лебёдок, а чтобы ввести в обман противника, балка имела вид того же 107-мм орудия, только ещё немного длиннее.Самым трудным оказался вопрос с пехотой, но решение пришло от лейтенанта Куриленко, воевавшего на Т28бис и приехавшего с разбитой секцией на завод. Сам он бывший пехотинец и эти проблемы ему были близки, и в приватном разговоре и проскользнула мысль по этому вопросу… Как-то в заднюю секцию попросились сапёры, посланные для подрыва амбразуры ДОТа, и лейтенант согласился «подвезти» и хоть было очень тесно, но задание было успешно выполнено. Решением этой проблемы стала третья секция в составе комплекса… На базе передней секции (без 107-мм орудия) создавалась как бы альтернативная вторая секция с более вместительным корпусом на 10 сапёров или 14 пехотинцев с возможностью вести стрельбу из личного оружия, на крышу рубки установили одну стандартную башенку от Т28, а место 107-мм орудия занял «муляж» – буксирная балка.
На последнем рисунке изображена буксировка повреждённой передней секции триплекса Т28. И ещё: когда триплекс попал в войска, третья секция приобрела ещё одну функцию – передвижного командного пункта… управление в штурмах стало значительно осмысленнее, умельцы прорезали и установили дополнительные панорамы, перископы, была установлена доп.рация.