Слоны Фердинанда Порше в неволе. Испытания в Великобритании тяжелой САУ «Фердинанд»

17
Слоны Фердинанда Порше в неволе. Испытания в Великобритании тяжелой САУ "Фердинанд"

Слоны Фердинанда Порше в неволе. Испытания в Великобритании тяжелой САУ «Фердинанд»

Еще одна интересная статья с сайта WARSPOT.

Содержание:

После дебюта самоходной артиллерийской установки «Фердинанд» в Курской битве советские конструкторы начали работу над целой серией схожих проектов. Ожидалось, что немцы массово применят эти машины в бою, но позднее «Фердинанды» и модернизированные «Элефанты» появились на советско-германском фронте всего пару раз. Более заметно они применялись в Италии против англичан и американцев. Что же выяснили Союзники о самом редком немецком звере?

Охотничьи байки

Как и у «Пантер», дебют у самоходных орудий «Фердинанд» выпал на Курскую битву. Сведения о новом истребителе танков появились к 14 июля 1943 года, а осмотреть трофейные машины прибывшим на фронт специалистам НИБТ Полигона довелось уже на следующий день. Информации о «Фердинандах» после битвы можно было собрать довольно много. Свидетели с советской стороны и военнопленные с немецкой могли рассказать о тактике применения новой техники, а с трофейной матчастью победителям совсем повезло: по немецким данным, из 91 выпущенной машины этого типа на поле боя осталось 39.

«Фердинанд», вид в ракурсе 3/4. Рисунок сделан с фотографии, снятой в ходе Курской битвы

«Фердинанд», вид в ракурсе 3/4. Рисунок сделан с фотографии, снятой в ходе Курской битвы

Если о собственных машинах представители советской стороны разговаривать с англичанами и американцами не любили, то сведениями о немецких трофеях делились охотно. Уже в октябре 1943 года информация о «Фердинанде» попала в выпуск №35 американского журнала Tactical and Technical Trends. По данным статьи, новое самоходное орудие весило 70–72 тонны, имело длину 7 метров, высоту 3 метра и ширину 3,5 метра. Машина вооружалась 88-мм «сверхдлинной» пушкой с дульным тормозом и пулемётом. Боезапас орудия составлял 70–90 выстрелов, 2000 патронов полагалось пулемёту, запас топлива достигал 242 галлонов (916 литров). Два 300-сильных мотора «Майбах» HL-120 TRM давали машине максимальную скорость 12,5 миль (20 км) в час или среднюю скорость 6–9 миль (9,5–14,5 км) в час. Подвеска самоходного орудия, по мнению американцев, состояла из шести независимо подрессоренных катков диаметром 80 см.

Броня «Фердинанда» считалась внушительной: 200 мм у лба корпуса и рубки, 160 мм по бортам корпуса, 95 мм по бортам рубки.

«Фердинанд», вид с кормы. Этот рисунок тоже сделан с фотографии, поэтому крышка кормового люка отсутствует

«Фердинанд», вид с кормы. Этот рисунок тоже сделан с фотографии, поэтому крышка кормового люка отсутствует

Точность данных, конечно, оставляла желать лучшего, но вскоре была получена более подробная информация. В январе 1944 года в британскую Школу танковых технологий в Чертси попал перевод статьи подполковника А.Ф. Андреева.

Статья начиналась с краткого описания известных немецких самоходных орудий и тенденций развития этой темы немецкой танкостроительной школой. Андреев указал, что немцы активно развивают бронезащиту и огневую мощь своих машин. «Фердинанд», который, по его мнению, был создан для уничтожения танков и артиллерии противника при прорыве обороны, прекрасно вписывался в это направление.

Рисунок из британского доклада, также сделанный с советской фотографии

Рисунок из британского доклада, также сделанный с советской фотографии

Машина имела мощное лобовое бронирование: 170 мм у корпуса и 200 мм у рубки. Маска пушки была тоньше — всего 110 мм. Борта и корма корпуса имели внушительную толщину 85 мм, борта рубки толщиной 95 мм устанавливались под наклоном. 45-мм крыша защищала самоходное орудие от ударов с воздуха, а днище толщиной 30–45 мм давало экипажу возможность уцелеть при подрыве на мине.

Вооружение состояло из 88-мм зенитного орудия и 7,92-мм пулемёта MG 42 в рубке. Боекомплект включал в себя 20 бронебойных и 70 осколочно-фугасных выстрелов, а также 2000 патронов для пулемёта.

За всё это удовольствие пришлось платить весом и габаритами. Ориентировочная масса машины длиной 7 метров, шириной 3,43 метра и высотой 3 метра составляла 70 тонн.

Внутреннее устройство «Фердинанда». Как можно догадаться по шлемофонам экипажа, рисунок сделан в СССР

Внутреннее устройство «Фердинанда». Как можно догадаться по шлемофонам экипажа, рисунок сделан в СССР

Не обошлось и без новинок: два 300-сильных двигателя «Майбах» приводили в действие генераторы, которые, в свою очередь, передавали ток на два электромотора, по одному на ведущее колесо. Средняя скорость движения исполина по дороге составляла всего 10 км/час. В машине находилось два бензобака общей ёмкостью 1100 литров, чего хватало на 100 км пробега. Гусеничные траки внушительной ширины 75 см не давали тяжёлой машине достаточной подвижности по грязи, при этом двигатель легко перегревался.

Самоходные орудия применялись в составе тяжёлых противотанковых полков, состоявших из трёх рот, в каждой из которых числилось три взвода по четыре «Фердинанда», а ещё две машины находились в управлении роты. Штабная рота полка тоже имела два собственных «Фердинанда» и один Pz.Kpfw.III. Таким образом, полку по штату полагалось 44 самоходных орудия. Ремонтная рота полка состояла из 6–7 тракторов и 20 грузовиков.

В атаке машины собирались в два эшелона. Первый состоял из двух рот, второй — из одной. Самоходные орудия шли рядом с интервалами 100 метров друг от друга и вели огонь с коротких остановок. Максимальная дальность стрельбы составляла 3400 метров, но, по словам Андреева, эффективно целиться наводчики «Фердинандов» могли лишь с 1200–1500 метров. С обзором тоже было не всё хорошо: экипаж мог смотреть только вперёд, отчего грозные машины довольно безнаказанно можно было бить в борт. Подкравшийся к самоходке пехотинец мог забросить в рубку гранату или бутылку с зажигательной смесью, так как задний лючок для выброса стреляных гильз часто оставался открытым.

Также советовалось стрелять по бортам из орудий калибра 75 мм с 500 метров. Для борьбы с «Фердинандами» следовало устанавливать противотанковые орудия треугольниками: повернувшись, чтобы уничтожить одно из них, самоходное орудие неизбежно подставляло борт двум другим. Андреев призывал не открывать огонь преждевременно: немцы прекрасно знали о превосходстве своей толстой брони и нередко подыгрывали батареям, чтобы те открыли огонь первыми и тем самым себя демаскировали.

Схема расположения агрегатов ходовой части «Фердинанда», сделанная на основе информации из СССР. 1 — двигатели, 2 — генераторы, 3 — радиатор и вентилятор, 4 — вентилятор, 5 — электромоторы, 6 — главный привод

Схема расположения агрегатов ходовой части «Фердинанда», сделанная на основе информации из СССР. 1 — двигатели, 2 — генераторы, 3 — радиатор и вентилятор, 4 — вентилятор, 5 — электромоторы, 6 — главный привод

Доклад, вероятно, составлялся по предварительным данным, так как заявленные в нём характеристики «Фердинанда» несколько отличались от реальных. Например, была указана ширина траков 75 см вместо 60 см, разнились толщины брони корпуса и рубки. Бронирование днища и крыши тоже было завышено: настоящая толщина этих деталей составляла 20–30 и 38 мм соответственно. Впрочем, кардинально все эти ошибки картину не меняли: лобовая броня новой немецкой машины не поддавалась даже британской 17-фунтовке — самой мощной на тот момент танковой пушке Союзников. Однако «фердинандофобии» не наблюдалось, и никакого влияния на британское или американское танкостроение появление этого монстра не имело.

«Слоны» в горах

Несмотря на точность данных, поступивших из СССР на запад, через некоторое время они перестали быть актуальными. После первого опыта, полученного на русском фронте, немцы модернизировали свои машины. «Фердинанды» получили новые 640-мм траки, а также пулемёты в лобовой плите брони. Вместо командирского люка установили башенку — теперь у командира был обзор по бортам. В процессе модернизации самоходные орудия претерпели и другие, менее заметные изменения. Модернизированные машины получили название «Элефант», то есть «Слон».

Описание и тактико-технические характеристики «Фердинанда», 22 апреля 1944 года. К этому времени машины уже выглядели и назывались иначе

Описание и тактико-технические характеристики «Фердинанда», 22 апреля 1944 года. К этому времени машины уже выглядели и назывались иначе

Точная информация о немецких самоходных орудиях была как никогда важна для Союзников. 3 сентября 1943 года англо-американские войска атаковали «мягкое брюхо Европы», высадившись в Италии. «Фердинанды» туда попали не скоро, но разведка Союзников работала: тяжёлые машины появлялись в технических сводках вместе с рисунками для опознавания. Новой информации о гигантах не поступало, не было и фотографий — наводчики Союзников довольствовались рисунками с фотографий, снятых ещё под Курском. В ноябре 1943 года был опубликован очередной свежий справочник о немецких танках, но новой информации о «Фердинанде» в нём тоже не содержалось.

Направленному в Италию британскому 5-му корпусу тоже дали рисунок, сделанный со знаменитой фотографии в сводке об известных машинах противника

Направленному в Италию британскому 5-му корпусу тоже дали рисунок, сделанный со знаменитой фотографии в сводке об известных машинах противника

Приказ перебросить тогда всё ещё «Фердинанды» в Италию был отдан 1 февраля 1944 года, но проходившие модернизацию машины отправлять не торопились. Первая рота 653-го батальона тяжёлых истребителей танков в составе 11 боевых машин и одной БРЭМ «Бергефердинанд» получила свою матчасть 15 февраля 1944 года и прибыла в Рим 24 февраля. Так как полный батальон собрать не удалось, «Элефанты» отдали в подчинение 508-му тяжёлому танковому батальону, вооружённому «Тиграми».

Впервые в бой «Элефанты» пошли 28 февраля. Первые же эпизоды боевого применения показали, что решение задействовать такую тяжёлую технику в сложных условиях Италии было как минимум спорным. Первый «Элефант» встал намертво уже 1 марта. Эвакуация самоходки оказалась делом сложным, особенно под обстрелом, и, потеряв несколько человек убитыми и ранеными, немцы были вынуждены бросить ценнейшую машину. Ещё один «Элефант» подорвался на мине, и экипажу пришлось его уничтожить. После такого неудачного дебюта машины отвели от фронта, где они простаивали до мая.

Самовоспламенившийся на марше «Элефант», доставшийся американцам в качестве трофея. На фотографии видна командирская башенка и пулемётная установка во лбу корпуса — явные признаки модернизированной машины

Самовоспламенившийся на марше «Элефант», доставшийся американцам в качестве трофея. На фотографии видна командирская башенка и пулемётная установка во лбу корпуса — явные признаки модернизированной машины

23 мая 1944 года началось массированное наступление англо-американских войск на так называемую зимнюю линию укреплений, которые остановили наступление Союзников в конце 1943 года. Казалось бы, оборона должна была стать для «Элефантов» идеальным занятием — эти машины могли воспользоваться своей толстой лобовой бронёй и безнаказанно отстреливать американские танки. Однако самоходные орудия были замечены передовыми американскими наблюдателями и обстреляны американской артиллерией, которая вынудила экипажи «Элефантов» отступить.

В тот же день был потерян один «Элефант», а к 26 мая — ещё два: один пришлось бросить, так как у машины сбили гусеницу, у второго во время марша самовоспламенился двигатель. Экипажи самоходных орудий записали на свой счёт несколько «Шерманов», но на ситуацию в целом это никак не повлияло. Одна за другой установки выбывали из строя. Не все попадали под обстрел артиллерии или американских штурмовиков — некоторые застревали или ломались, и во время спешного отступления эвакуировать их не было возможности.

Разбитый «Элефант». Даже самая толстая броня не стала залогом успеха

Разбитый «Элефант». Даже самая толстая броня не стала залогом успеха

Отставшие машины взрывались экипажами. 10 июня в роте осталось всего три самоходки, и остатки подразделения вернулись с фронта в Вену, где уцелевшая техника прошла ремонт. Больше в Италию «Элефанты» не вернулись. Интересно, что в безвозвратных потерях оставленные в Италии машины не числятся: по немецким данным, в мае у «Элефантов» потерь не было, а в июне они составили всего четыре машины.

По горячим следам

Командование Союзников, хотя и с запозданием, заметило появление на фронте тяжёлых немецких самоходных орудий. В технической сводке №22 за июль 1944 года отмечалось, что одну такую машину захватили, эвакуировали и осмотрели. Самоходка представляла интерес, так как использовала новый тип трансмиссии. Также отмечалось, что «Фердинанд» получилось эвакуировать на трейлере «Роджерс», который предназначался для куда более лёгкого «Черчилля».

Эвакуация тяжёлой немецкой техники была для Союзников сложным занятием, так как специальных тягачей для транспортировки 70-тонных машин они не имели

Эвакуация тяжёлой немецкой техники была для Союзников сложным занятием, так как специальных тягачей для транспортировки 70-тонных машин они не имели

Осмотр показал, что машина была далеко не комплектной. Специалисты нашли всего 25 ячеек для 88-мм выстрелов, остальные валялись на полу боевого отделения. Прицела тоже не оказалось на месте — в люке наводчика светилось пустое отверстие. Измерить толщину брони получилось только приблизительно. Так, толщину лобовой детали у пулемётной установки сочли равной 273 мм (номинально 300 мм), толщину днища — аж 76 мм. Толщина бортов рубки по измерениям, наоборот, была занижена до 72 мм.

Ходовые качества определить не удалось: машина получила пробитие в левый борт у ленивца, что вывело её из строя. Интересная трансмиссия получила довольно скудное описание. Специалисты также отметили применение новых траков, ширину которых оценили в 647 мм — один из них отправили для изучения в метрополию. Недостающие данные (скорость, массу и т.д.) автор доклада взял из более ранних сводок.

Более точные данные удалось получить 16 августа. Провести тщательные исследования новой машины оказалось невозможно, так как все три обследованные самоходки оказались взорванными. Взрывы не тронули тележки подвески, поэтому их специалисты рассмотрели тщательно. С каждой стороны имелось по три тележки, пружинное действие которых происходило от короткого торсиона, расположенного параллельно направлению движения машины. Запрос описания работы подвески «Элефанта» от Британской военной миссии был получен заместителем начальника ГАБТУ генерал-лейтенантом И.А. Лебедевым ещё 15 мая 1944 года — видимо, подвеска тоже заинтересовала англичан.

Основные листы брони «Фердинанда». Данные по ним, полученные из СССР и снятые с измеренной в Италии самоходки, значительно отличались друг о друга (см. ниже)

Основные листы брони «Фердинанда». Данные по ним, полученные из СССР и снятые с измеренной в Италии самоходки, значительно отличались друг о друга (см. ниже)

Различия в данных измерений брони, полученные в СССР и Великобритании. Столбцы: 1 — толщина листа, полученная в СССР, мм; 2 — конструктивный угол листа, полученный в СССР, град.; 3 — твёрдость внешней стороны листа по Бринеллю, полученная в СССР, ед.; 4 — толщина листа, полученная в Великобритании, мм; 5 — конструктивный угол листа, полученный в Великобритании, град.

Различия в данных измерений брони, полученные в СССР и Великобритании. Столбцы: 1 — толщина листа, полученная в СССР, мм; 2 — конструктивный угол листа, полученный в СССР, град.; 3 — твёрдость внешней стороны листа по Бринеллю, полученная в СССР, ед.; 4 — толщина листа, полученная в Великобритании, мм; 5 — конструктивный угол листа, полученный в Великобритании, град.

На взорванных машинах также удалось измерить толщину и конструктивные углы брони. Данные сравнили с информацией, полученной из СССР в мае 1944 года. Советские данные включали в себя и твёрдость измеренных деталей, но британцы таких измерений не сделали. Возможно, машины имели следы пожара, а потому измерения не имели бы смысла — в любом случае, более подробных исследований не последовало.

«Фердинанд» и «Элефант» могли бы казаться идеальными боевыми машинами: 200 мм лобовой брони оказались не по зубам подавляющему большинству артиллерийских орудий Второй мировой, а 88-мм пушка с 71-калиберным стволом могла уничтожить любой танк Союзников с любого ракурса. Однако для того, чтобы реализовать впечатляющие техническо-тактические характеристики бронированных гигантов, требовались правильная тактика применения и отличная выучка экипажей.

«Элефант» в экспозиции танкового музея в Бовингтоне. Машина взята взаймы у американцев, так как тащить детище Порше из Италии англичане в своё время сочли лишним

«Элефант» в экспозиции танкового музея в Бовингтоне. Машина взята взаймы у американцев, так как тащить детище Порше из Италии англичане в своё время сочли лишним

Если в просторной степи от «Фердинандов» ещё можно было ожидать успеха, то совсем непонятно, чего они могли достичь в Италии, где Союзниками с трудом использовались куда более лёгкие и надёжные «Шерманы». Неудивительно, что дорогие и тяжёлые машины зависли в Италии на несколько месяцев, а потом почти полностью были утрачены при отступлении вермахта, так и не нанеся противнику никакого урона. Нетрудно понять, почему британцы не эвакуировали бесполезную 70-тонную игрушку даже в качестве музейного экспоната.

Автор выражает благодарность службе British Army War Diary Copying Service и Филу Лодеру (Phil Loder) за предоставленные материалы.

Источники и литература

  1. ЦАМО РФ
  2. Canadian Military Headquarters, London (1939–1947) RG 24 C 2
  3. Historical Division European Command, Operational History Branch, Project #47 Tank Losses
  4. Бахурин Ю.А. Panzerjager Tiger(P) Ferdinand. Боевое Применение — Tactical Press, 2014
  5. Tactical and Technical Trends №35

ПРИЛОЖЕНИЕ

Испытано в СССР. Подвеска САУ Elefant

источник: https://warspot.ru/17370-slony-ferdinanda-porshe-v-nevole

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account