0


      24 апреля 1980 года состоялась операция "Орлиный коготь" по освобождению заложников в Тегеране. В нашей истории она закончилась полным провалом, но все могло быть и по-другому.
Сломанный коготь Америки


 

Часть 1. Как это было в нашей истории.
 

      В 1978-79гг в Иране произошла революция, свергнувшая шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, и закончившаяся 1 апреля 1979 года провозглашением исламской республики. 
      В США часть советников президента, в том числе и небезызвестный Бжезинский, выступила за военную интервенцию чтобы поддержать проамериканского шаха, но благоразумная точка зрения все же возобладала. Даже в западном мире жестокое правление шаха было очень непопулярным. Его постоянно критиковали за полный запрет любой оппозиции, нарушение прав человека и жестокие репрессии, поэтому американо-иранская война так и не состоялась.
      Но когда бежавший из страны шах добрался до США, иранское правительство потребовало его выдачи. После отказа разгневанная толпа студентов в Тегеране захватила американское посольство и взяла весь его персонал в заложники.Сломанный коготь Америки

      Картер в ответ заморозил иранские активы в американских банках и ввел нефтяное эмбарго, заведя ситуацию в тупик. Так как освободить заложников, которых иранцы могли казнить, дипломатическим путем не представлялось возможным, то президент сделал ставку на силовое решение проблемы. 
      Первую, подготовительную часть операции назвали "Горшочек риса", а вторая, уже на территории Ирана, получила название "Орлиный коготь". План был следующий: Темной ночью три самолета МС-130 доставляют отряд Дельта, численностью 118 человек в точку "Пустыня-1", примерно в 200 милях юго-восточнее Тегерана. Там же садятся три самолета-заправщика EC-130 и восемь вертолетов, которые после дозаправки принимают на борт спецназовцев и доставляют на окраину Тегерана. Переждав день в надежных убежищах, на следующую ночь Дельта освобождает заложников и отвозит их к заброшенному аэродрому, который удерживает сотня рейнджеров. Затем все пересаживаются на транспортные Старлифтеры и улетают домой.

Сломанный коготь Америки

      Как видим, немалая роль в операции отводилась вертолетам, поэтому их решили брать с запасом. Вместо требуемых по плану шести машин, на задание послали восемь. К подготовке экипажей вертолетов командование также подошло со всей ответственностью. Были предложены две сотни кандидатур, которые или служили в настоящее время в эскадрильях спецназа, или же имели большой опыт выполнения таких заданий. Однако у штабных генералов, которые сами лететь в тыл врага не собирались, были свои соображения, и выбор пал на пилотов морских вертолетов. Они были прекрасными летчиками, и в совершенстве знали свое дело. Вот только работа у них заключалась в тралении морских мин, причем исключительно днем. Летать ночью на предельно малой высоте и в сомкнутом строю им раньше не доводилось.
      Перед операцией вертолетчиков немного потренировали, но этого было явно недостаточно, а основной сюрприз их ждал впереди. По соображениям безопасности маршрут пролегал над песчаными пустынями Деште-Лут и Деште-Кевир, чтобы снизить вероятность обнаружения противником. И как это нередко бывает в пустыне, ветер поднял в воздух мелкие частицы песка и пыли, так что дальше лететь можно было только по приборам. 
Полет в условиях плохой видимости даже для опытных летчиков задача непростая, да и механизмы машин могли выйти из строя. Поэтому пыльное облако желательно было облететь сверху, что собственно говоря, и сделали пилоты самолетов, поднявшиеся до километровой высоты. Но вертолетчики честно следовали инструкции, не поднимаясь выше двухсот футов, несмотря на нулевую видимость.
      Пилоты самолетов, которые сверху хорошо видели пыльную бурю, могли бы помочь свои коллегам-вертолетчикам, если бы только между ними была связь. Однако, во-первых, с вертолетов были сняты средства обеспечения скрытности связи. Во-вторых, экипаж самолета получил аппараты спутниковой связи лишь непосредственно перед началом миссии, и пользоваться ими еще не умел. Ну, и в-третьих, как позже выяснилось, средства спутниковой связи установленные на С-130 и на вертолётах, оказались несовместимы.
      Кое-как вертолеты все же добрались до места встречи. Правда, один пришлось бросить, а второй предпочел вернуться обратно, но шести оставшихся как раз хватало. Правда, ждать их пришлось долго, так как всплыла еще одна ошибка, свойственная американской авиации – несогласование времени. Из-за подобного казуса однажды сорвалась попытка США высадить десант на Кубу. В тот раз транспортные самолеты и истребители прикрытия вылетали с аэродромов, находящихся в разных часовых поясах, и согласовав время рандеву, забыли уточнить, какое именно время имеется ввиду – центральное или восточное. В результате, из-за игнорирования такого феномена, как часовые пояса, транспортники не встретились с истребителями и вернулись домой. 
      В случае Орлиного когтя, причина ошибка была иной. Самолеты и вертолеты вылетели одновременно, причем вертолеты даже имели солидную фору, стартуя с авианосца, но благодаря большей скорости самолеты прилетели на час раньше. В любом другом месте отряд спокойно прождал бы этот час, никем не замеченный, но только не здесь. Дело в том, что когда 1 апреля майор Джон Карни приступил к поиску подходящего места для стоянки, он то ли от лени, то ли от усталости после тяжелого перелета (лежа в фюзеляже самолета), выполнил задание не лучшим образом. Вернее, почти все он выполнил безукоризненно: грунт на выбранном участке был твердым, способным выдержать вес семидесятитонной машины; инфракрасные маяки, которые включатся по сигналу головного самолета, были тщательно расставлены. Остался лишь маленький нюанс – выбранное для посадки место находилось прямо на дороге Йезд — Табаз, и эта первоапрельская шутка авианаводчика дорого обошлась американцам.
      Несмотря на поздний час, машины по трассе ездили. Сначала подъехал автобус, который к счастью удалось остановить без стрельбы. Затем подкатил бензовоз, и спецназовцы не придумали ничего лучше, чем пустить в него его противотанковую ракету. Ночью взрыв было видно за десятки километров вокруг, а пламя ярко освещала окрестности, так что водители иранских машин издалека замечали опасность и поворачивали назад.
      Когда прилетели вертолеты, сначала четыре, а через пятнадцать минут еще два отставших, выяснилось, что один из них неисправен. Пяти машин уже было недостаточно для продолжения операции, и оставалось только эвакуироваться. Но и тут не обошлось без происшествий. Когда вертолеты попытались заправиться горючим, неожиданно выяснилось, что шланги слишком короткие, и пилотам пришлось подруливать к самолетам поближе. Но поднявшаяся от винтов пыль закрыла обзор, и одна из машин неосторожно врезалась в заправщик. По свидетельству очевидцев, шар огня взметнулся вверх на сотню метров.

     Сломанный коготь Америки

      Нервы американцев не выдержали, и они поспешно улетели. Вертолеты были брошены под предлогом сильных повреждений, полученных в результате взрыва, который, впрочем, самолетам нисколько не повредил. В спешке никто не позаботился выполнить приказ об уничтожении секретных документов, оставленных в вертолетах, и благодаря им иранцы арестовали американских агентов, находившихся в стране.

Сломанный коготь Америки 
      Дальше дело было так. На повторную операцию "Барсук" президент Картер разрешения не дал. Через несколько месяцев шах умер, сняв таким образом вопрос о его выдаче, а иранские деньги США пришлось вернуть. После этого заложники, пробывшие в плену полтора года, были отпущены.

Сломанный коготь Америки

Часть 2. Как это могло случиться.
 

      Как мы видим, не было никаких непреодолимых причин, препятствующих Дельте долететь до Тегерана. Достаточно было чуточку лучше спланировать операцию, или добавить немного удачи, и спецназовцы добрались бы до цели.
Итак, альтернатива — операция продолжается. По улицам ночного Тегерана мчаться шесть грузовиков, набитых вооруженными до зубов американцами. Они подъезжают к зданию посольства, по приставным лестницам перелезают через стену и начинают прочесывать территорию, убивая всех террористов. Затем мощным фугасным зарядом проделывают в стене посольства дыру, "через которую, сея смятение среди местного населения… мог бы проехать транспорт".
      Если в способности сотни спецназовцев убить всех студентов и спасти часть заложников можно не сомневаться, то еще оставалась проблема разгневанной толпы иранцев. После начала пальбы в центре города, там за считанные минуты появятся тысячи людей, которые станут живым щитом вокруг посольства, и у многих в руках будет оружие. Надо полагать, войска и милиция, которые особенно любили кучковаться в районе посольства, также не остались бы безучастными. Разумеется, разработчики операции все это предусмотрели. Три самолета AC-130 "Спектр", прозванных летающими батареями и вооруженных 20 и 40мм пушками должны были разогнать толпу, а в случае необходимости, с авианосцев "Hимитц" и       "Корал Си" взлетели бы на поддержку штурмовики и истребители.
Надо заметить, что новом плане "Барсук", разработанном после провала "Орлиного когтя", намечалась куда более масштабная операция, в которой предполагалось использовать 4000 человек и сотню самолётов. В ней планировались ни много, ни мало, захват Тегеранского международного аэропорта двумя батальонами рейнджеров и массированное использование авиации.
      Встает закономерный вопрос, какой была бы реакция мусульманских стран в случае кровавой бойни, устроенной прямо в центре иранской столицы. Конечно, активная пропаганда исламской революции и критика капитализма охладили отношения Ирана с соседями. Но гибель сотен мирных людей и сам факт наглого вторжения несомненно вызвали бы волну негодования во всех странах Ближнего Востока. Разумеется, политики стараются не давать волю эмоциям, когда это не нужно, но в данном случае это было очень даже выгодно. Несколько лет до этого, после войны Судного дня, ОПЕК снизил добычу и экспорт нефти, чтобы повлиять на западные страны. Ненамного, примерно на 5%, но эффект оказался совершенно потрясающим. За один день цена нефти подскочила на семьдесят процентов, а всего, за время эмбарго, она увеличилась в четыре раза.
      Поэтому перед лидерами арабских стран появится соблазн совместить приятное с полезным и повторить столь удачный опыт. Учитывая, что после начала иранской революции цены на нефть и так подпрыгнули вверх, даже небольшое эмбарго приведет к серьезным последствиям.
      Конечно, маловероятно, что очередной нефтяной кризис продлился бы достаточно долго, чтобы нанести серьезный удар по экономике Запада, и одновременно накачать экономику СССР нефтедолларами, дав ему шанс спокойно и безболезненно провести реформы. Скорее всего, все удалось бы быстро урегулировать. Но существует еще один вариант: В ответ на иностранное вторжение Иран начнет боевые действия, обстреливая американские (а возможно и натовские) корабли, а также препятствуя танкерам снабжать нефтью страны-агрессоры.
      Одной только угрозы перекрыть Ормузский пролив будет достаточно для того, чтобы танкеры встали на прикол. Хотя реализовать эту угрозу на практике весьма затруднительно, но зато она послужила бы законным поводом, позволяющим ОПЕК снизить экспорт. В этом случае кризис будет на порядок сильнее, чем в 73-м году, а продлиться он несколько лет, независимо от того, высадят ли США войска, или ограничатся авианалетами, дабы “принудить к миру”. В условиях, когда обе стороны склонны проявлять упрямство, а получить явное преимущество ни одна из них не может, война может идти очень долго. Даже интервенция не принесет США быстрой победы над Ираном, т.к. на стороне последнего обширная территория, огромное количество фанатиков и поддержка соседних стран. Претендуя на главенствующую роль в Персидском заливе, Иран в 70-х годах успел создать самую совершенную в третьем мире систему ПВО и имел большое количество самолетов, вертолетов и судов на воздушной подушке. СССР тоже не стоял бы в стороне, и охотно снабжал бы иранцев оружием, чтобы не допустить США к своим границам, и заодно устроить им второй Вьетнам. Ну а в самой Америке общественность в то время весьма неодобрительно относилась к любым военным действиям, и большие потери, которыми сопровождалась бы сухопутная война, были неприемлемы. 
      Таким образом, в случае проведения активной фазы операции "Орлиный коготь", существовала вероятность, хотя и небольшая, тяжелого затяжного экономического кризиса для всего западного мира, при одновременном усилении Советского Союза.

 

Сталинградец
Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account