Славный бой Натаниэля Дэнса

14
Славный бой Натаниэля Дэнса

Славный бой Натаниэля Дэнса

Еще одна интересная статья Сегрея Махова с сайта WARSPOT.

Содержание:

В 1802 году Франция и Англия заключили мир, оказавшийся весьма непрочным. Новый конфликт между двумя странами не заставил себя ждать. Англичане не ушли с Мальты, а Франция аннексировала Пьемонт. Обе страны начали готовиться к новой войне. В связи с этим Наполеон решил организовать переброску армии через Ла-Манш, чтобы покончить с Англией одним ударом. Создание Булонского лагеря и флотилии канонерок, задачей которых было пересечь Ла-Манш, здорово напугало Туманный Альбион. Неудивительно, что в 1803 году отношения между Францией и Англией совсем испортились. 12 мая британский посол Витворт покинул Париж, а через десять дней Британия объявила Франции войну.

На море также разворачивались интересные события. Одним из них стало сражение у малайзийского острова Пуло Аура 15 февраля 1804 года, в котором кураж английского флотоводца Натаниэля Дэнса перевесил боевое превосходство французской эскадры.

У индийского побережья

6 марта 1803 года, ещё до объявления войны, французы решили перебросить в Индийский океан эскадру контр-адмирала Линуа:

  • 74-пушечный «Маренго»;
  • 44-пушечный «Семилан»;
  • 44-пушечный «Белль Пуль»;
  • 40-пушечный «Аталанте»;
  • 22-пушечный корвет «Бельи»;
  • транспорты «Кот д’Ор» и «Мари Франсуаз» с 1350 солдатами на борту.
Французский контр-адмирал Шарль Александр Леон Дюран де Линуа. napoleon-histoire.com

Французский контр-адмирал Шарль Александр Леон Дюран де Линуа. napoleon-histoire.com

У Мадагаскара эскадра попала в шторм, и корабли разбросало по морю. После этого каждый из них шёл к французским островам в Индийском океане самостоятельно.

21 июня 1803 года 44-пушечный фрегат «Белль Пуль» высадил в Пондишерри (Индия) 180 солдат, дабы, согласно условиям Амьенского мира, вернуть под руку Наполеона утраченные французами в 1790-х годах колонии. Однако чуть ранее, в 1802 году, англичане отослали в Индию эскадру вице-адмирала Питера Ренье в следующем составе:

  • 74-пушечные «Аррогант» и «Тремедиос»;
  • 64-пушечные «Трайдент» и «Ланкастер»;
  • 50-пушечный «Сенчурион»;
  • 40-пушечный фрегат «Сент-Фиоренцо»;
  • 36-пушечный фрегат «Дедеджноуз» (Dedaigneuse);
  • 32-пушечный фрегат «Фокс»;
  • 18-пушечный шлюп «Альбатрос».

Кроме того, в Бенгальском заливе находились фрегаты «Ширнесс» (44 пушки) и «Вильгельмина» (36 пушек) вместе с шестью вооружёнными «эн флюйт», то есть частично разоружёнными (обычно снимались пушки на нижней палубе, где размещались грузы либо войска), кораблями Ост-Индской компании. В Калькутте на случай возможного нападения французов дежурили «ост-индийцы» «Лорд Кастлро», «Леди Кастлро», «Тейнмаунт» и «Бомбей». Ост-Индская компания, предполагая, что война с Францией скоро продолжится, вытребовала себе эскадру ещё до начала военных действий, взамен обещая полностью снабжать и оплачивать её. Полная стоимость услуги составляла 25 000 фунтов в год.

Эскадра Линуа соединилась в Пондишерри с фрегатом «Белль Пуль» 27 июня. Стоило французам высадиться на индийском побережье, как 5 июля на горизонте замаячили корабли англичан «Сенчурион» и «Альбатрос». Они внимательно осмотрели место высадки и расположились в Куддалуре, в 25 милях (40 км) южнее французской колонии. Туда же подтянулись «Аррогант», «Тремедиос» и «Трайдент».

Линуа предпочёл уйти из ловушки на полных парусах. В море он встретил пакетбот «Виктор», который привёз депешу от Бонапарта с распоряжением увести корабли к Реюньону и Маврикию и там же высадить губернатора Французской Индии генерала Декана. В Пондишерри остался символический французский гарнизон.

7 июля британский шлюп «Рейттлснейк» догнал французов и передал Линуа приглашение от Ренье отобедать с ним на его флагманском корабле — 50-пушечном «Сенчурион». В свою очередь, контр-адмирал пригласил британского адмирала на «Маренго», но после согласия «коллеги» Линуа счёл за лучшее под покровом ночи оторваться от англичан. Француз устремился в Пор-Луи на Маврикии.

Первые стычки

Перед отплытием из Бреста в марте 1803 года Линуа задал Бонапарту вопрос: когда начнутся боевые действия с Англией? Наполеон сообщил, что не планирует войны ранее октября. Однако его слова не сбылись: уже 22 мая Британия разорвала дипломатические отношения с Францией, то есть Наполеон в очередной раз ошибся. В политических решениях такого уровня ошибка — это преступление.

Калькутта, столица бенгальского представительства Ост-Индской компании. Река Хугли. Начало XIX века. kimagee.org

Калькутта, столица бенгальского представительства Ост-Индской компании. Река Хугли. Начало XIX века. kimagee.org

Вести о новой войне достигли Мадраса и Калькутты 3 сентября 1803 года. Английские корабли подошли к Пондишерри, и французский гарнизон, насчитывавший 177 человек, сразу же сдался без какого-либо сопротивления.

Чуть ранее, 16 августа, Линуа прибыл со своей эскадрой на Маврикий. 8 октября к нему присоединился корвет «Берко», принёсший известия о начале военных действий. 1200 французских солдат высадились в Пор-Луи и укрепили гарнизоны Реюньона и Маврикия, а также голландских крепостей на Яве. «Аталанте» был послан в Маскат, столицу современного Омана, со специальной миссией к саудитам, а «Маренго», «Белль Пуль», «Семилан» и «Берко» взяли курс на Суматру.

3 августа 1803 года из Сен-Мало в Бретани к Маврикию вышел в крейсерство 32-пушечный фрегат «Беллона» корсара Жака Франсуа Перро. 14 августа он встретился с британским 36-пушечным «ост-индийцем» «Лорд Нельсон», шедшим с промышленными товарами и серебром в Индию и Китай. Перро пошёл на абордаж корабля. Первую попытку англичане смогли отбить, а вторая закончилась их капитуляцией. Перро переправил на пленённый корабль абордажную команду — 41 человека с лейтенантом Фуге, чтобы тот довёл его до Ла-Коруньи в Испании (Испания была дружественна Франции) и представил захваченное судно на призовой суд. Однако 26 августа британская шхуна «Сигулл» смогла отбить «ост-индийца» и привести его в Плимут.

Карта острова Маврикий, который во времена французского владычества (1715–1814) назывался Иль-де-Франс. vec.wikipedia.org

Карта острова Маврикий, который во времена французского владычества (1715–1814) назывался Иль-де-Франс. vec.wikipedia.org

Тем временем французы внезапно атаковали британское поселение Бенкулен на Суматре. Когда французские корабли появились на рейде, англичане начали жечь свои суда с пряностями. Шесть кораблей успели сгореть, а два французы оттащили в море и спасли. Колония сдалась практически без сопротивления. Французы захватили большие запасы риса, специй и опиума. Напоследок фрегат «Семилан» дал залп, в результате которого погиб один человек. Линуа взял курс на Батавию (современную Джакарту). 10 декабря 1803 года эскадра бросила якорь в столице Голландской Ост-Индии, где к ней присоединился голландский 16-пушечный бриг «Авантюрьер».

Затем произошло то, о чём в старые времена слагались легенды. На взгляд автора, это самая славная страница в истории торгового флота Ост-Индской компании. Тем более на кону стоял заманчивый приз — товары на 8 миллионов фунтов стерлингов.

Бой у Пуло Аура

28 декабря 1803 года до французов дошли слухи о том, что в море вышел «китайский конвой» английской Ост-Индской компании — суда из Кантона и Малакки, гружёные чаем, фарфором и шёлком. Общая стоимость товаров составляла 8 миллионоа фунтов стерлингов серебром. Мысли об отдыхе сразу же были забыты, и французы вышли в море.

Коммодор Натаниэль Дэнс. roots.sg

Коммодор Натаниэль Дэнс. roots.sg

Вести оказались правдивыми. 16 судов Ост-Индской компании в январе 1804 года прибыли к юго-восточному побережью Малайзии, где к ним присоединились 11 торговых кораблей, купеческое судно из Макао и австралийский транспорт из Ботани-Бей. Конвой возглавил капитан компании Натаниэль Дэнс, шедший на «ост-индийце» «Эрл Камдэн». Сопровождал его 12-пушечный бриг «Ганджес» под командованием лейтенанта Роберта Фоулера. Состав каравана был следующим:

Наименование Командир Примечания
Earl Camden Коммодор Натаниэль Дэнс Судно Ост-Индской компании
Warley Капитан Генри Вильсон Судно Ост-Индской компании
Alfred Капитан Джеймс Франкухарсон Судно Ост-Индской компании
Royal George Джон Фэм Тиммингс Судно Ост-Индской компании
Coutts Капитан Роберт Торин Судно Ост-Индской компании
Wexford Капитан Уильям Стэнли Кларк Судно Ост-Индской компании
Ganges Капитан Уильям Мэффет Судно Ост-Индской компании
Exeter Капитан Генри Меритон Судно Ост-Индской компании
Earl of Abergavenny Капитан Джордж Уордсвут Судно Ост-Индской компании
Henry Addington Капитан Джон Киллпатрик Судно Ост-Индской компании
Bombay Castle Капитан Арчибаль Хэмилтон Судно Ост-Индской компании
Cumberland Капитан Уильям Фэрд Фэррер Судно Ост-Индской компании
Hope Капитан Джеймс Преднергасс Судно Ост-Индской компании
Dorsetshire Капитан Роберт Хантер Браун Судно Ост-Индской компании
Warren Hastings Капитан Томас Ларкинс Судно Ост-Индской компании
Ocean Капитан Джон Кристиан Лочер Судно Ост-Индской компании
Lord Castlereagh Торговое судно без артиллерии
Carron Торговое судно без артиллерии
David Scott Торговое судно без артиллерии
Minerva Торговое судно без артиллерии
Ardeseer Торговое судно без артиллерии
Charlotte Торговое судно без артиллерии
Friendship Торговое судно без артиллерии
Shaw Торговое судно без артиллерии
Kissataw Торговое судно без артиллерии
Tahaungeer Торговое судно без артиллерии
Gilwall Торговое судно без артиллерии
Neptune Торговое судно без артиллерии
Португальское судно из Макао Торговое судно без артиллерии
Транспорт из Австралии Торговое судно без артиллерии

 

14 февраля 1804 года, в 8 часов утра, на юго-западе, со стороны восточного берега Малаккского пролива, англичане заметили три паруса. Это оказался авангард французской эскадры. Отметим, что ост-индийские суда несли довольно мощное вооружение — до 40 орудий калибрами от 24-фунтовых до 6-фунтовых. Однако команды были, конечно же, подготовлены хуже, чем реальные экипажи Роял Неви. Дэнсу было совершенно понятно, что французская эскадра при энергичном командующем легко сломит сопротивление купцов и без труда захватит корабли.

И всё же на военном совете Дэнс решил не уступать богатый конвой без боя. Он назначил командиров авангарда, центра и арьергарда. Единственный военный корабль конвоя, бриг «Ганджес», возглавил арьергард. Сам Дэнс на «Эрл Камдэн» принял под свою руку центр, а Джон Тимминс на «Роял Джордж» встал во главе авангарда. По настоянию Фоулера корабли выстроились в кильватерную колонну. Некоторые из них подняли синие кормовые флаги, которые должны были сигнализировать противнику, что это военные суда, сопровождающие торговый конвой.

В 9:00 англичане в кильватерной колонне вошли в Маллакский пролив. Линуа не поверил своим глазам, увидев идеально ровную кильватерную колонну и гордо развевающиеся флаги военных кораблей эскорта. Он пропустил конвой и последовал за ним на небольшом отдалении. Дэнс подозревал, что французы накинутся на замыкающие купеческие суда, поэтому на «Ганджес» были собраны добровольцы-пушкари с «ост-индийцев». Однако Линуа так и не провёл атаку.

Бой у Пуло Аура. Художник Уильям Даниэль. en.wikipedia.org

Бой у Пуло Аура. Художник Уильям Даниэль. en.wikipedia.org

На следующий день недалеко от острова Пуло Аура в Южно-Китайском море французы всё же решились на перестрелку. Поскольку Линуа держался позади конвоя, Дэнс стянул к арьергарду все более или менее вооружённые корабли. В 13:15 французы открыли огонь по «Роял Джордж». Англичане энергично отвечали. Вскоре в бой вступили «Ганджес», «Эрл Камдэн», «Уорлей» и «Альфред». Не обошлось без эксцессов: «Хоуп» на всех парусах въехал в борт «Уорлей», и эти два корабля почти всё сражение пытались освободить свои снасти.

К 14:00 случилось невероятное: Линуа приказал отступать, а четыре корабля «ост-индийцев» отправились в погоню! Преследование продолжалось два часа. Англичане вели спорадический огонь по французам, а те отступали. Судя по всему, в этот момент французский адмирал совсем потерял голову, полагая, что вместо торговцев нарвался на британскую эскадру Ренье.

Наконец к 16:00 Дэнс приказал прекратить атаку и вернуться к торговым судам. Через четыре часа участвовавшие в акции корабли построились в кильватер торговым судам. За весь бой англичане потеряли только одного человека — матроса Хью Ватта с «Роял Джордж». Французы потерь не имели.

28 февраля конвой взяли под прикрытие корабли Королевского флота: 74-пушечные «Септр» и «Альбион».

После сражения

Лишь прибыв в Пор-Луи, Линуа узнал, с кем на самом деле сражался. Срам был велик. Даже губернатор Маврикия в резких словах осудил адмирала. Вынужденный оправдываться Линуа писал, что после того, как три английских судна зашли ему в тыл, он начал опасаться координированной атаки и дал приказ повернуть назад. Конечно же, этому объяснению мало кто поверил.

Корабли Ост-Индской компании. Пушечные порты на нижней палубе — художественный вымысел. В реальности же пушки располагались только на верхней палубе и квартердеке. Художник Роберт Салмон. en.wikipedia.org

Корабли Ост-Индской компании. Пушечные порты на нижней палубе — художественный вымысел. В реальности же пушки располагались только на верхней палубе и квартердеке. Художник Роберт Салмон. en.wikipedia.org

Что касается Дэнса и его товарищей, то обрадованные господа из Ост-Индской компании выделили 50 000 фунтов в качестве премии смелым командам. Дэнс дополнительно получил 5000 от Бомбейского торгового дома. Также его возвели в рыцарское достоинство и назначили 500 фунтов пожизненного пенсиона. Дэнс и здесь показал себя с самой лучшей стороны: он отказался от вознаграждения Бомбейской фактории, сказав, что волею судеб был поставлен командовать конвоем и просто выполнял свою работу.

В одной английской колониальной газете была опубликована эпиграмма на действия Линуа:

Quite debonair Linios left France
And on the ocean came to Dance.
Where when our tars began to play,
It charm’d him for he Dance’d away.

Песенка переводится примерно так:

Наш любезный Линуа прибыл из Франции,
И встретил в океане Дэнса.
Когда наши морячки начали игру,
Очарованный Линуа быстро удалился.

Французский историк Шевалье писал:

«Адмирал Линуа несомненно захватил бы если не весь конвой, то бо́льшую его часть, если бы просто решительно вёл атаку».

Реакция Наполеона на этот бой была жёсткой. В письме морскому министру он говорил о Линуа:

«Он сделал Францию посмешищем всей Европы! (…) Я предпочёл бы, чтобы он сохранил честь, а не несколько плавающих деревяшек с людьми! Я вообще мечтал бы, чтобы такого позора никогда не было; уж лучше было потерять три корабля».

Отметим самоуверенность Ост-Индской компании и Ренье, которые оставили конвой с товарами на 8 миллионов фунтов без прикрытия. Не будь у коммодора Дэнса боевого запала или атакуй французы более смело и энергично, всё закончилось бы весьма плачевно для английского отряда.

источник: https://warspot.ru/14752-slavnyy-boy-natanielya-densa

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account