Итак. В данной АИ руководство СССР не доверяет «фейковой», непроверенной и ничем не подтверждённой информации об изготовлении в Германии (и даже в покорённых ею Чехии и Франции!) сверхтяжёлых танков и, соответственно, не увлечено идиотской гонкой за неподъёмной ни для промышленности, ни для логистики монстрятиной, а изначально вкладывает все ресурсы в форсированное (а не как в РИ «ни шатко ни валко») доведение до ума танка КВ-1 и его производной – башенной штурмовой САУ КВ-2.
Поскольку масса КВ-2 получилась более 52 т, конструкторам данной АИ были поставлены две предельно чёткие задачи:
1. Агрегатную часть и подвеску базового шасси сделать абсолютно надёжными в расчёте на предельный вес танка/САУ массой как минимум в те самые 52 т. – что, кстати, не сильно противоречит и РИ, где от конструкторов требовали ВМЕСТО КВ-1 создать танк КВ-3 (Т-150) в его развитие, массой близкой к тому же КВ-2.
2. Уже с опорой на это самое, окончательно доведённое до ума шасси, модернизированный КВ-1 (КВ-1М или пусть даже опять КВ-3) оснастить усиленной ЛОКАЛЬНО бронезащитой (лобовая часть корпуса и башни 100 мм), а вооружение усилить за счёт замены слабоватой 30-калиберной 76,2-мм пушки Л-11 на 50-калиберную Ф-27 того же калибра, либо на 85-мм Ф-30 в новой башне на увеличенном погоне.
От Т-150 этот танк отличается двумя принципиальными вещами:
Во-первых, у Т-150 вертикальная броня вкруговую толщиной 90 мм. Т. е. очень тяжёлая и при этом НЕ защищающая его от 75-мм ПТП Pak-40, 88-мм зенитной Flak-18 (и их последующих производных). При этом, против всех прочих противотанковых, дивизионных и зенитных орудий 90-мм броня была совершенно избыточной. А вот 100-мм лобовая броня АИ модернизированного КВ-1М (или КВ-3) была для 75- и 88-мм ББСов непробиваема, а прочее вертикальное бронирование в 75 мм было оптимальным – т.е. непробиваемым для всех прочих, прежде всего штатных средств ПТО немцев.
А во вторых, для перехода с выпуска танка с 75-мм бронёй (КВ-1 и КВ-2) на выпуск Т-150 с 90-мм бронёй требовалась полная остановка производства на несколько месяцев, чего предвоенный СССР себе позволить не мог. Имея самые решительные планы по переходу на Т-150, всё, что удалось сделать в РИ, это уже во время ВОВ начать выпускать литые башни с 90-мм бронёй. Про то, что весной 41-го планы изменились, и выпуск Т-150 был отменён в пользу Т-223, напоминать не нужно – это с самого начала была не подкреплённая ничем материальным авантюра.
И в самом деле. Получив в марте 1941 года некие «фейковые» (как сейчас говорят о полной херне, не только не подтверждаемой ничем материальным, но и противоречащей логике и здравому смыслу) разведдонесения, что немцы уже приступили к серийному производству новых тяжёлых и сверхтяжёлых танков (причём часть их якобы даже участвовала в разгроме Франции – хотя доказательств тому не было НИКАКИХ), командование РККА приняло решение об отмене ранее принятого постановления о запуске в серию тяжёлого танка КВ-3 (Т-150), который должен был сменить КВ-1, и разработке и запуске в серию вместо него другого КВ-3 (Т-223) со значительно более сильными параметрами.
Так, если прежний КВ-3 был, по сути, предельным развитием темы КВ-1 – т. е., по большому счёту, это был тот же КВ-1, но массой уже не 47, а до 52 т, с 90-мм бронёй вместо 75-мм и 40-калиберной 76,2-мм пушкой Ф-34 вместо 30-калиберной Ф-32 или Л-11 – плюс усовершенствованные агрегаты трансмиссии, то КВ-3 в виде Т-223 – это уже был совершенно новый танк с существенно усиленной семикатковой подвеской, новым двигателем, новой башней с мощнейшей 107-мм пушкой ЗиС-6 и бронёй до 120 мм. Масса танка при этом подскакивала сразу же до 68 т (а в процессе разработки выросла до 72 т).
Но и этот танк уже не удовлетворял неких наших товарищей полностью – им хотелось ещё более чудовищных машин, ведь по слухам – ИМЕННО ПО СЛУХАМ!!!, откуда-то добытым разведкой, немцы СТРОИЛИ 80-ти и 90-тонные тяжёлые танки. И, якобы в качестве «нашего ответа», начался маразм с разработкой советских сверхтяжёлых танков КВ-4 и КВ-5 с бронёй до 150 и 170 мм, массой от 80 и далеко за 100 тонн и основным вооружением в виде всё той же 107-мм пушки.
Но, если рассуждать здраво и логически – ни один из тех монстров Т-223, КВ-4 и КВ-5 был в принципе не нужен. Мало того, что тяжёлый танк не является средством ПТО, поскольку создаётся для совершенно другой задачи – прорыва позиционной обороны противника, так машину весом уже за 60 тонн не выдерживал ни один мост – даже у 47-тонного КВ-1 с этим постоянно возникало множество проблем. Для перевозки по ж/д требовался специальный транспортёр. Эвакуаторов для вышедших из строя машин с такой массой в природе не существовало (а разработка и запуск в производство даже банального арттягача существенно меньшей мощности занимали в СССР ГОДЫ!). Да и вообще, совсем не факт, что наша промышленность смогла бы серийно выпускать такие танки. А если бы и собрала с грехом пополам некоторое количество экземпляров – годику этак к 43-му в лучшем случае и в мирных условиях, то их, скорее всего, ждала бы участь «паркетных» Т-35А – которые на парадах ещё кое-как ползали, а в поле ломались, с неизменным постоянством демонстрируя всякий раз полную небоеспособность (вкупе с уровнем нашего машиностроения). И УМНЫЕ люди на эти обстоятельства тогда же и указывали. И не менее УМНЫЕ люди ТРЕБОВАЛИ сперва довести до ума КВ-1. Но «маразм крепчал», и вместо оперативного и качественного доведения до ума КВ-1 и тщательной работы над его развитием – НОРМАЛЬНЫМ, а не монструазным КВ-3, СКБ-2 ЛКЗ азартно работало над совершенно бессмысленными супертяжеловесами.
А что же немцы? Первый их тяжёлый танк появился на Восточном фронте только осенью 42-го – это был тот самый Pz-VI «Тигр» полной снаряжённой массой 56,9 т – т. е. немцы-то не будь идиотами, тоже прекрасно понимали, что массовый танк не должен быть тяжелее тех самых 60 т, и к более тяжёлым монстрам «Тигр-2» перешли только в конце войны, когда с одной стороны логистика существенно упростилась – война подошла к границам самой Германии, а с другой, Гитлер и его окружение в отчаянии от надвигающейся катастрофы сами впали в шизофрению и начали верить в некое спасительное чудо-оружие.
Странно, что те самые «фейковые новости», не имевшие никаких подтверждений (более того, во многих так и писалось – «по информации ТРЕБУЮЩЕЙ уточнения»), полностью отбили у советского руководства способность трезво оценивать и ту самую логистику, и возможности промышленности, и многое другое, из чего складывается грамотный АНАЛИЗ обстановки и принимаются правильные решения.
А был ли вариант, ответить на те, якобы уже выпускаемые, немецкие тяжёлые танки эффективно, но вполне приемлемо и для промышленности и для РККА, не говоря уже о логистике?
Конечно же был!
Вот самый элементарный, дешёвый и запросто реализуемый ещё накануне ВОВ вариант.
Это СЕРИЙНЫЙ танк КВ-2, в башне которого вместо 152-мм гаубицы установлена та самая, мощнейшая 107-мм танковая пушка ЗиС-6, гарантированно пробивавшая броню любого из (якобы уже выпускаемых) немецких тяжёлых танков уже с дистанции в километр!
При этом масса машины не превышала 52–54 т, была промышленности и логистике вполне по силам, и если бы все узлы трансмиссии КВ-1 (и соответственно КВ-2) были доведены до ума, тщательно отработаны и качественно изготовлены, этой башенной САУ артиллерии наших механизированных частей вполне хватило бы для борьбы с ЛЮБЫМИ фашистскими тяжёлыми танками – ВКЛЮЧАЯ появившихся значительно позже «Тигра» и «Пантеру».
И пугаться того, что этого нашего «зверобоя» защищает лишь 75-мм броня, запросто пробиваемая пушками и «Тигра» и «Пантеры», не нужно – пушки немецких тяжёлых танков с точно таким же успехом пробивали броню как наших замечательных РИ ИС-ов, так пробивали бы и «альтернативных» сверхтяжёлых КВ-4 и КВ-5. У нас вообще не было танка с бронёй, которую те пушки не пробивали бы своими подкалиберными снарядами. И чтоб защититься от них, нам пришлось бы разрабатывать (именно что только опять заниматься интеллектуальным онанизмом с разработкой, поскольку промышленность в серии этих чудовищ всё равно не осилила бы, не говоря уже о логистике), монстров с бронёй минимум в 200 мм толщиной и соответствующим запредельным весом.
Но КВ-2 с ЗиС-6 – это слишком уж простецкое и элементарное решение, которым по-видимому просто пренебрегли наши перепуганные высокопоставленные функционеры, озабоченные танками-монстрами. Я же хочу придумать нечто более экстравагантное и даже, может быть, изящное. Причём опять-таки не изобретая велосипед, а используя ДОВЕДЁННОЕ до ума шасси КВ-1. А что? Кому-то «чудить» со всякой сумасбродной монстрятиной можно (причём в рабочее время и за народные денюжки, поскольку «одна бабка сказала…»!), а мне, сугубо на добровольных началах, нельзя что-ли? Уж от моих то «чудышек» убытков никому уж точно не будет!
Начнём с альтернативной «универсальной», т. е. одновременно и противотанковой и штурмовой САУ (верхний эскиз) КВ-4 в габаритах того же КВ-2 (внизу).
В чём «изюминка» альтернативного проекта? Это он только с виду так похож на КВ-2. На самом деле, двигатель на нём стоит форсированный до 600–650 л.с. (или даже 700-сильный В-5). Трансмиссия и подвеска серьёзно усиленные. Привод рассчитан на скоростное вращение очень тяжёлой башни с любыми перекосами (у КВ-2 с этим были большие проблемы). Боевое отделение ПОЛНОСТЬЮ сосредоточено в той огромной башне. Там и спарка 107-мм пушки с ККП ДШК, и 3 башнёра – командир (при персональной наблюдательной башенке), наводчик и заряжающий. Поскольку башня большая, в ней созданы все условия для нормального заряжания пушки унитарными 107-мм патронами (в РИ Грабину пришлось ограничиться раздельным заряжанием ЗиС-6). А убрав на фиг БО из корпуса, мы получаем возможность локально усилить бронезащиту, удобно разместить более прочные агрегаты трансмиссии, существенно повысить эффективность системы охлаждения, увеличить запас топлива. Даже для дополнительной вращающейся боеукладки на 18, установленных вертикально, выстрелов место в корпусе под башней останется.
Поскольку вес бронезащиты возрастёт (лобовая часть корпуса и башни и сама башня большего размера), а длина корпуса и, соответственно, гусянок останется прежней, чтоб не потерять в проходимости, гусли придётся уширить с 660 до 750 мм.
Зато уже можно будет смело увеличивать массу САУ до 55 т. Многовато для шасси КВ-1, конечно, но мы условились, что это уже ХОРОШО доработанное шасси под «нормальный вес» 52 т, да ещё и с неким приличным конструктивным резервом. А это значит, что бронезащиту, действительно, как и у альтернативного КВ-3, можно будет довести до 100 мм лоб корпуса и башни – этого достаточно против НОВЫХ на 1941 год, 75-мм немецких танковых и противотанковых пушек. Даже знаменитая 88-мм «ахт-кома-ахт» ББСом не пробьёт! Борт корпуса и башни – 75 мм. Такой брони достаточно, чтоб защитить САУ от тех же 75-мм орудий, но уже с дистанций более 500 м.
Корма корпуса и башни – 70 мм – абсолютная защита против лёгких и хорошо маскируемых 50-, 47- и тем более 37-мм противотанковых и танковых пушек, в случае если они как-то вдруг окажутся за спиной нашей САУ.
Экипаж машины – 5 человек. Помимо трёх башнёров, ещё водитель и стрелок-радист в отделении управления.
Скорость, при двигателе В-2Ф мощностью 650 л.с. и усовершенствованной трансмиссии, 35 км/ч.
Но, это ещё не всё! Вот ещё два «лютых» девайса. Гораздо более альтернативных. Это уже принципиально новые разработки, сделанные в данной АИ ПОСЛЕ (а не вместо!) предыдущих. И вместе с тем, они по возможности тоже унифицированы с семейством КВ-1М (КВ-3) и САУ КВ-4.
В чём тут «фишка»? Шасси «перевёрнуто» – оно переднеприводное, двигло теперь посреди машины и одноместное (из-за бортовых передач) отделение управления вынесено вперёд. Что это даёт? Корма полностью освобождается под очень большое боевое отделение и увеличиваются размеры двигательного отсека под установку более мощного мотора В-5 мощностью 700 л.с. или даже В-6 мощностью 800 л.с. Ширина гусениц опять-таки 750 мм.
На верхнем эскизе альтернативная ПРОТИВОТАНКОВАЯ САУ КВ-5 «Зверобой». Большое БО в корме позволило увеличить башенный погон до максимума – хоть до ширины корпуса. Соответственно 107-мм пушка теперь установлена в башне, технологически подобной КВ-2, но низкой, на большом погоне, более эргономично, сугубо по-танковому, и её расчёту нет нужды тесниться «с ногами» в сарае-башне. С орудием спарен 12,7-мм пулемёт ДШК (а можно и 20-мм АП ШВАК или ТНШ поставить). Экипаж 4 чел. (трое в башне плюс мехвод).
Скорость до 40 км/ч. Бронезащита как у альтернативного КВ-3 (лоб корпуса и башни – 100 мм, борта – 75 мм, корма – 70 мм). Масса до 56 т.
В принципе, экстренно допускается увеличение лобовой брони (целиком, либо на выбор, башни либо корпуса, а у корпуса верхней или нижней бронеплит – главное, чтоб в массу САУ до 60 т уложиться) до 200 мм при соответствующем усилении передней части подвески и с сопутствующим ростом массы аж до 59 т. Машина самых предельных параметров, понимаешь…
Вторая САУ на эскизе – это АИ штурмовая САУ КВ-6 – дальнейшее развитие темы штурмовой башенной САУ КВ-2 со 152-мм гаубицей-«бетоноломом». По сравнению с обычным КВ-2, эта самоходка, благодаря немного удлинённой башне, более эргономична. К тому же САУ несёт значительно больший БК (основная часть которого размещена в корпусе под башней). Дополнительное вооружение в башне – либо 12,7-мм ККП ДШК, либо 20-мм АП.
Бронезащита:
Лоб корпуса и башни – 75 мм, которых с запасом достаточно против штатных средств ПТО германской пехоты (37-, 47- и 50-мм ПТП) и даже против 105-мм гаубиц. Борт – 70 мм. Корма – 60.
Масса также в пределах 56 т. Скорость до 35 км/ч.
Количество и размещение пулемётов винтовочного калибра (как и оборонительная зенитная турель) на всех альт. САУ – на усмотрение заказчика.
Ну и напоследок. Танк КВ-1 выпускался до ВОВ на двух заводах – ЛКЗ и ЧТЗ. Причём на последнем, вопреки всем грозным распоряжениям, до начала ВОВ сумели собрать лишь 133 танка. Главными проблемами были очень трудоёмкая технология сборки столь толстобронных корпусов и сложная (для ЧТЗ) трансмиссия.
ИМХО – наверное, можно было несколько облегчить жизнь челябинцам, уменьшив толщину бронирования КВ-1, скажем оставив лобовую броню 75 мм, толщину бортов уменьшить до 70 мм, а кормы и вовсе до 60 мм. Для 41-го года и эта бронезащита была вполне достаточной. Зато и сборка корпусов несколько упростилась бы, и сами корпуса стали бы чутка попросторнее, поудобнее, для установки агрегатов.
А помимо упрощения жизни для производственников ЧТЗ, только осваивающих тяжёлый танк, эта облегченная машина, с несколько повышенной подвижностью, «дальноходностью» и надёжностью, самым наилучшим образом подошла бы для вооружения танковых дивизий механизированных корпусов, где КВ должны были играть роль таранов и средств качественного усиления средних танков Т-34. Этакий КВ-1С….