Задание на разработку 160 мм и 240 мм тяжёлых миномётов прорыва было выдано в 1937 году ленинградскому заводу №7. По началу работы шли вяло. Но после Финской войны, когда была выявлена необходимость советских войск в тяжёлых миномётах, предназначенных для уничтожения железобетонных оборонительных сооружений, работы по ним активизировались вместе с проектированием 180 мм гладкоствольной мортиры.
Разработка данных миномётов станкового типа велась под руководством главного конструктора Н.П. Антонова при участии А.В. Борисевича, В.Ф. Стурницкого и Качевского. Предложенная простейшая артиллерийская система с откатным стволом, противооткатными устройствами на однобрусном станке и заряжанием унитарного выстрела с казённой части ствола по предварительным расчётам позволяла создать миномёт крупного калибра, обладающий высокой маневренностью, минимальным временем перехода из походного положения в боевое и обратно, а так же способностью ведения огня с необорудованной позиции.
В марте 1941 года были готовы эскизные проекты, а к августу технические проекты обоих миномётов. Рабочие чертежи были выполнены конструкторами: А.А. Журавлёвым, В.Ф. Струницким, В.М. Кириловым при участии М.Е. Дорфмана и В.А. Борисевича.
По проекту 160 мм дивизионный миномёт имел дальность стрельбы в 5000 метров с массой мины в 40 кг и массой ВВ (взрывчатого вещества) в 12 кг, предназначался для разрушения ДЗОТов, мостов, дорог, укреплений полевого типа, подавления огневых точек противника и уничтожения его живой силы. Интересно, что миномёт, имея мощность мины у цели, вдвое превосходящую могущество снаряда 152 мм гаубицы, весит в боевом положении всего 1400 кг, что меньше веса 76 мм дивизионной пушки УСВ (1536 кг в боевом положении).
Заряжание производилось с казны снарядом унитарного типа, состоящим из мины с жёстким стабилизатором, гильзы и зарядов. Транспортировка миномёта могла осуществляться со скоростью до 45 км/ч.
Заводу №7 решением ГКО СССР за №571 от 24 августа 1941 г. поступило распоряжение форсировать работы по изготовлению опытного образца, дабы с 1 января 1942 года уже перейти к серийному выпуску 160 мм миномёта. При этом параллельно велись работы по 240 мм миномёту.
После рассмотрения техсоветом НКВ и УМВ ГАУ КА технических проектов 160 мм миномёта ГАУ КА 15 сентября 1941г. одобрило его конструкцию. В связи с этим завод, невзирая на эвакуацию части коллектива конструкторов, приступил к срочной разработке опытных чертежей и изготовлению опытного образца.
К октябрю 1941 г. началась сборка миномётов, но из-за авианалётов фашисткой авиации, нанёсших существенный ущерб заводу, завершить её до конца года не удалось. Впрочем, совершенствование миномёта продолжалось, так в течение зимы 1941-42 гг. в Отделе главного конструктора под руководством Н.П. Антонова к нему была разработана новая мина с дальностью стрельбы до 8000 м. Рабочие чертежи 160 мм миномёта «7-26» окончательно завершили в апреле 1942 года, боеприпасов к нему – в мае, а передка и ЗИП – к июлю.
Но далее решением Ленинградского горкома в апреле 1942 г. изготовление поручили заводу №232 «Большевик». Уже на новом месте совместными усилиями при немалой помощи со стороны главного конструктора завода №232 Н.В. Кочетова в тяжёлых условия блокады к концу 1942 г. удалось собрать опытную батарею из трёх дивизионных миномётов «7-26» со штатным комплектом боеприпасов ЗИФ-10 для проведения полигонных испытаний.
За разработку 160 мм дивизионного миномёта главный конструктор завода №7 Н.П. Антонов, старшие инженеры-конструкторы В.Ф. Стурицкий (посмертно, поскольку скончался в апреле 1942 года), В.М. Кирилов, А.А. Журавлёв и главный конструктор завода «Большевик» Н.В. Кочетов в конце 1942 г. были выдвинуты на присуждение Сталинской премии.
Испытания опытных образцов миномётов провели на научно-исследовательском артиллерийском полигоне (станция Ржевка). Но дальнейшие работы по 160 мм миномёту «7-26» были свёрнуты, ввиду невозможности его серийного выпуска на заводе №232 «Большевик» из-за его загруженности заказами по ремонту и изготовлению полевой и морской артиллерии. А упоминавшийся 240 мм миномёт даже не был построен в металле.
Далее процитирую описание данной системы, предоставленное в журнале «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра» №1/2018.:
160-мм дивизионный миномёт «7-26» представлял собой гладкоствольное казнозарядное орудие с клиновым затвором, противооткатными устройствами, прицелом и механизмами вертикального и горизонтального наведения, размещёнными на подрессоренном однобрусном колёсном лафете. Его основным назначением являлось разрушение навесным огнём укреплений противника и поражение его огневых точек и крупных скоплений живой силы, находящихся за укрытиями, предохраняющими их от настильного огня. Стрельба велась на углах возвышения от 45 град. до 80 град. минами массой 40 кг (масса разрывного заряда – 11,5 кг) на дистанции от 500 м до 5000 м.
Перевозка миномёта могла осуществляться с передком П7-26 как конной тягой – нормальной артиллерийской упряжкой, так и механической тягой со скоростью до 45 км/ч. Предполагалось возможность перевозки миномёта без передка, непосредственно за автомашиной.
Миномёт оборудовался щитовым прикрытием, прицелом от 76-мм горной пушки обр. 38 г. и колёсами от автомобиля ЗИС-3 (передние) с губчатым наполнением.
В производственном отношении конструкция миномёта была оптимизирована для быстрого массового выпуска. Минимальное применение легированных марок стали, широкое использование сварки, литья и унифицированных деталей (при отсутствии требований изготовления по высоким классам точности) определяло возможность изготовления «7-26» даже на неспециализированных артиллерийских заводах.
Есть так же ещё некоторые характеристики, которые не были упомянуты выше: начальная скорость мины в 225 м/с, угол горизонтальной наводки – 14 град. и вес в боевом положении – 1600 кг. Являются ли они проектными данными более ранними или поздними относительно тех, что упомянуты в начале статьи или ТТХ, уже созданных в металле орудий, не совсем ясно.
Старшим инженером В.М. Кириловым и конструктором М.Г. Матрос под руководством Н.П. Антонова на заводе №7 к этому миномёту были созданы фугасные мины ЗИФ-10 и ЗИФ-13. Конструктивные отличия были по применяемому материалу (сталь или сталистый чугун), по устройству корпуса и по типу разрывного заряда, тротил или аматол соответственно. Использование сталистого чугуна в мине ЗИФ-13 позволяло максимально снизить стоимость заготовки и увеличить количество выпускаемой продукции.
Источник — https://dzen.ru/a/Y2PZvptvRUS6fWh6