В середине 1930-х гг. перед руководством РККА остро стоял вопрос транспортировки неисправных танков до сборных пунктов аварийных машин (СПАМ). При отсутствии необходимых средств эвакуации к рассмотрению принимались любые варианты решения проблемы. Один из них был проверен на практике в 1937 г. применительно к танкам типа БТ.
В конце 1937 г. на НИАБТ полигоне АБТУ РККА была разработана специальная тележка, предназначавшаяся для перевозки аварийных (или пораженных огнем противника) легких танков БТ с неисправной ходовой частью. Она должна была служить штатным перевозочным средством ремонтно-восстановительного батальона (РВБ) мехсоединения и органов армейской эвакуации.
По замыслу, эта тележка могла буксироваться тракторами, принятыми на вооружение РККА. На марше она должна была следовать в колонне РВБ. Погрузка на нее аварийного танка осуществлялась при помощи лебедки трактора или специальных средств эвакуационных подразделений. Интересно, что ходовая часть тележки предусматривалась любого типа: колесная, гусеничная или колесно-гусеничная. Проходимость трактора при буксировке тележки с танком определялась не ниже, чем у трактора с нормальным прицепным грузом.
Конструкция тележки для буксировки танков БТ состояла из рамы, задней и передней кареток, а также подъемного и буксирного приспособлений.
Рама тележки была изготовлена из двух швеллеров №24 (передний и задний концы балок были загнуты вверх). Задние концы балок рамы соединялись с задней кареткой, а передние концы были связаны между собой швеллером №10, к которому приваривалось ушко с отверстием для закрепления троса при подводке рамы вместе с задней кареткой под буксируемый танк.
Задняя каретка состояла из двух склепанных между собой швеллеров №18, образующих ее ось. К концам этой оси были приварены два листа, между которыми размещался швеллер №18, имеющий отверстие под ось коромысел. На концах каждого коромысла закреплялись две пары средних опорных катков от танка БТ. Всего задняя каретка имела два коромысла с восемью колесами.
Передняя каретка также состояла из двух склепанных швеллеров №18. Крепление осей балансиров, устройство балансиров и крепление колес принципиально не отличались от задней каретки. Катки передней каретки соединялись между собой и с буксирным приспособлением через систему рычагов, образующих механизм поворота тележки.
Подъемное приспособление включало вал и подъемные рычаги. Когда рама вместе с задней каретой была подведена под аварийный танк, к свободным концам рамы тележки подкатывалась передняя каретка. Перед подъемом рычаги соединялись штырями с передними концами балок рамы. После этого с помощью буксирующей машины, используя один из рычагов передней каретки, поднимались передние концы балок рамы (с установленным танком) и фиксировались пальцами в специальных гнездах.
Буксировочное приспособление конструктивно составляло одно целое с осью передней каретки. Буксирная стрела одновременно являлась деталью поворотного механизма.
Испытания тележки прошли на НИАБТ полигоне в декабре 1937 г. Изначально они предполагали пробеги без нагрузки и с танком БТ-7. Пробег без нагрузки проводился по булыжному шоссе (2 км) и на среднепересеченной местности (1,5 км) на территории полигона при температуре окружающего воздуха +3°С. Однако практически сразу была обнаружена трещина сварного шва в месте сварки траверсы с балкой рамы. Кроме того, буксирная тяга при поворотах задевала за гусеницу буксирующей машины. Колеса передней каретки имели явно недостаточный угол поворота, что приводило к их боковому скольжению при радиусе поворота 12-15 м. Это не позволило осуществить запланированные испытания пробегом с танком БТ-7.
Правда, удалось провести опыты по погрузке на тележку условно аварийного танка. Выяснилось, что эта операцию занимает очень много времени — от 3 до 4,5 ч. Основные временные затраты при этом приходились на подкатывание передней каретки и фиксирование балок рамы в специальных гнездах, приваренных к оси передней каретки. Даже при незначительных неровностях местности рама тележки деформировалась, и погрузка оказалась невозможной.
Выявился еще один конструктивный дефект — слишком большое расстояние между балками рамы тележки. При малейшем несовпадении продольных геометрических осей танка и тележки, первый картером бортовой передачи садился на балку рамы тележки (расстояние между балками рамы тележки следовало уменьшить до 1000 мм). Погрузка танка БТ-7 на гусеницах оказалась вообще невозможной: гусеницы упирались в кривые рычаги передней каретки, что не позволяло придвинуть переднюю каретку к раме тележки.
Еще одной неприятностью для испытателей стало то, что БТ-7 на тележке можно было фактически буксировать только по прямой. При поворотах колес тележки даже на 10º кривые рычаги передней каретки упирались в передние опорные катки танка, и дальнейшее движение было уже невозможно. Когда БТ-7 находился на тележке, его катки касались земли, что затрудняло буксировку.
Отмечалась необходимость разработки тормозного приспособления, чтобы избежать наездов тележки с танком на буксирующую машину. Среди других недостатков тележки отмечалось отсутствие смазки в узлах ходовой части (что было недопустимо при требуемых скоростях движения), совершенно недостаточная длина буксирного приспособления (рычаги буксировочного приспособления задевали за гусеницы буксирующей машины), а также малый клиренс.
Вывод комиссии, проводившей испытания, был однозначным:
«Тележка конструкции НИАБТ полигона для перевозок танков БТ не может быть принята на вооружение АБТ войск РККА по своим конструктивным недостаткам».
источник: М. В. Павлов, И. В. Павлов ««Скорая помощь» для БТ» «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра» №1/2015 г