Сказ о русской артиллерии. Часть 26. Создавая лучшую артиллерию в мире (1945-1953 гг.)

23

Предыдущие части цикла

Сказ о русской артиллерии. Часть 26. Создавая лучшую артиллерию в мире (1945-1953 гг.)

Статья Алексея Борзенкова с его сообщества «Триста! Тридцать! Три!»

Как уже писал в прошлой статье, в начале 50-х годов советская артиллерия, скорее всего, была лучшей в мире. Да, были недостатки в виде полного отсутствия самоходных гаубиц, наличия большого количества устаревших орудий типа ЗИС-3 и т.п. Но люди трудились, выдавая проекты, реализуя их в металле, пуская в серию и отправляя в войска. В полевой артиллерии в те годы появилось много новинок, которые с честью служат и поныне. Хватало и нереализованных проектов, один другого страннее. Тогда сформировалась плеяда конструкторов и коллективов, которые создали почти всё, что есть среди ствольной артиллерии у нас сейчас.

Пожалуй, эту историю стоит рассказывать отдельно про изделия разных конструкторских коллективов. Тут на первом месте, вне конкуренции, стоит Ф.Ф. Петров со своим ОКБ на заводе №9. Он активно начал работать ещё перед войной, много корпел над вооружением танков и самоходок, а к концу войны покусился на поле Грабина — стал проектировать 85-мм дивизионную пушку. Как уже писал, решение по повышению калибра дивизионок напрашивалось давно, ещё с ПМВ, но в 30-е и в начале войны проще было насыщать войска простыми и дешёвыми трёхдюймовками. 85 мм тоже не были чем-то годным, зато получалось одним залпом накрыть орду зайцев — замена выходила дешёвая, под ходовой выстрел, резко повышалась возможность борьбы с бронетехникой, да и эффективная дальность стрельбы росла. При всём при том масса выросла не критично, до 1725 кг. Тем более, отказ от передка снизил массу в походном положении и потому на марше мощная новая пушка весила легче старой обр. 1900 г. Так родилась Д-44, принятая на вооружение и запущенная в серию в 1946 г. Она не стала сразу и полностью вытеснять ЗИС-3, ибо той были десятки тысяч, а дополняла, качественно повышая огневую мощь дивизий. Всего до 1954 успели произвести 10918 Д-44, служивших у нас вплоть до XXI века.

Дивизионная 85-мм пушка Д-44 — последняя в своём роде

Дивизионная 85-мм пушка Д-44 — последняя в своём роде

Д-44 ВСУшной 72-й ОМБр в 2015 г.

Д-44 ВСУшной 72-й ОМБр в 2015 г.

Д-44 морпехов на Каспии, 2011 г.

Д-44 морпехов на Каспии, 2011 г.

Она стала технологическим прорывом для завода — внедрили массовое использование сварки, штамповки, литья, калиброванного проката. Ввели в употребление 1139 оригинальных приспособлений и 1902 инструментов, из-за изменения технологии переставили 204 станка. Собственно, стали делать то, что Грабин внедрял на своём заводе №92. Д-44 и конструировали изначально под горьковские мощности, но с окончанием войны пришлось делать всё у себя. На будущее это дало обновлённую производительную базу, а конструкции пушек стали технологичнее. Отдельно начали работать над увеличением жизненного цикла пушки, возможностью её долговременного хранения. Стали отрабатывать фосфатирование, оцинковку, хромирование, оксидирование. Это применили на самодвижущимся варианте СД-44 — обычная Д-44, оснащённая небольшим мотором на 22 л.с. и органами управления. Её начали разрабатывать в ОКБ-9 1949 году для повышения мобильности артиллерии на поле боя без привлечения тягачей. СД-44 было первым серийным самодвижущимся орудием в мире, хотя работы по самодвижущимся пушкам начались в 1946 в ЦНИИАВ. Сейчас эта схема довольно популярна в мире, но вот у нас не прижилась.

Бойцы ННА ГДР рассекают по полям на СД-44

Бойцы ННА ГДР рассекают по полям на СД-44

Плотно Петров взялся за корпусное и армейское звено, для которого готовился на замену А19/МЛ-20 дуплекс из 122-мм пушки Д-74 и 152-мм пушки-гаубицы Д-72 на едином лафете. Первую долго доделывали и в серию она пошла уже после описываемого периода. По ТТХ она очень сильно обгоняла А-19 — при массе 5,5 т добивала до 24 км и была скорострельнее предшественницы почти в 2 раза. Плюс могла быстро сменить позицию. А вот пошедшая в массы чуть ранее Д-72 под наименованием Д-20 стала легендой. Мощная, очень дальнобойная среди своих одноклассников, она была чуть тяжелее американской М1А2 (5650 кг против 5579), зато обгоняла в 1,5 раза по пиковой скорострельности (до 6 в/мин), на 2,5 км по дальности (17410 м). Чтобы разложиться или убраться с огневой позиции, орудию надо всего 2-2,5 мин, что на уровне или даже ниже современных 152-мм несамоходных гаубиц. Надёжной получилась пушка-гаубица в эксплуатации. Минусом, конечно, были небольшой угол возвышения в 45 град и худшее качество снаряда — ОФС М107 превосходил ОФ-540 по фугасному действию. В целом, это одна из лучших артсистем XX века. Из-за распространения Д-20 и её копий натовцам даже пришлось с 60-х переходить на более дальнобойные гаубицы.

Д-20 на испытаниях

Д-20 на испытаниях

122-мм Д-74

122-мм Д-74

Грабинское ЦАКБ, ставшее ЦНИИАВ, тоже не сидело без дела, хотя выхлоп был минимален. Точных причин этого для каждого проекта сказать не могу, но, подозреваю, причин было несколько: во-первых, кучи разноплановых проектов с откровенно шизоидными требованиями, которые заведомо бесперспективны; во-вторых, «хорошие» отношения Грабина с непосредственным начальством (например, когда в ЦНИИАВ заглядывал Устинов, Василий Гаврилович старался тихо свалить из здания); в-третьих, огромная работоспособность главного конкурента в лице Петрова — тот и сам мог работать по 14-16 часов в сутки, и коллективу не давал расслабляться; в-четвёртых, нехватка средств, из-за чего приходилось искать гражданские проекты. Но, это мои предположения, а почему каждая конкретная пушка оказалась не по душе армии — тут надо лезть выяснять в архивы.

Опытная противотанковая пушка с коническим стволом С-40 — очередная тупиковая ветвь

Опытная противотанковая пушка с коническим стволом С-40 — очередная тупиковая ветвь

К заказам особой шизанутости можно отнести крупнокалиберные автопушки. Кто-то увидел какую-то американскую запись, как самолёт якобы сверхмощной 100-мм пушкой (скорее всего 75-мм) топит японский корабль, и захотел себе такое же, желательно, чтобы уничтожать очень многочисленные и живучие американские бомбардировщики с одного попадания. На суд представили 57-, 65-, 76- и 100-мм варианты. Участвовали в конкурсе и другие КБ, но им не удалось довести пушки до ума. На обычный истребитель такую дуру не поставишь, а к моменту испытаний в 1949 г. на вооружении у нас был уже скоростной современный МиГ-15, который, как показала практика, вполне может бороться с ордами стратегических бомбардировщиков. Так что тяжёлая пушка (1350 кг массой), годная только для крупных самолётов, оказалась ненужной.

Сказ о русской артиллерии. Часть 26. Создавая лучшую артиллерию в мире (1945-1953 гг.)

Главным детищем ЦНИИАВ в этот период стала 57-мм зенитка С-60. Делать её начали ещё в 1944, работы затянулись. Создавалась она для нашего ТВД для перекрытия огнём средних высот, а мощь снаряда должна быть достаточной для поражения практически любого самолёта немцев. Но к битве за господство в воздухе над Европой она опоздала и поспела в войска к войне в Корее. Приходилось решать множество проблем и к моменту первых боёв… пушка оказалась неготовой. То ли проблемы возникли из-за брака на производстве, то ли из-за конструктивных косяков, то ли из-за всего вместе — факт остаётся фактом, С-60 оказалась сырой. После матерных отзывов Грабин доделал орудие (тем не менее, до сих пор зенитка остаётся капризной), а директор завода-производителя был арестован. Там же стал проявляться врождённый дефект зенитки, который было никак не исправить — она имела крайне низкую скорострельность, быстрый перегрев ствола и потому стрельба по скоростной реактивной авиации была проблемной. Поэтому уже в 1949 начали разрабатывать проект 0953 — спарка С-60, поставленная на самоходное шасси. Радикальные решением проблемы повышения плотности огня был проект 0923 — счетверённая 37-мм автопушка. Первый проект стал С-68, вооружением ЗСУ-57-2, а второй так и сгинул. Были проекты и более мощных зениток, вплоть до 100-мм автоматической и 130-мм полуавтоматической пушек, но они остались в опытных образцах.

Зенитка С-60

Зенитка С-60

С-60 на МТ-ЛБ на фронте

С-60 на МТ-ЛБ на фронте

Опять же, ещё до конца войны, ЦАКБ принялось за создание артиллерии большой и особой мощности, ибо наша была стыдобищем. Но пока проекты двигались, военные покумекали, да пришли к выводу, что современная авиация по укреплениям работает куда лучше, чем пушки, что отразилось на выделяемых для работ средствах. Для артиллерии большой мощности разрабатывался триплекс из 180-мм пушки С-23, 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43 , для артиллерии особой мощности — дуплекс из 210-мм пушки С-72 и 305-мм гаубицы С-73 (позже добавилась 280-мм пушка-гаубица С-90). Был ещё проект 500-мм мортиры, но тот загнулся ещё на бумаге. Внутри индексов они тоже имели ряд подвидов, сперва под позывным С-23 шли собственно сама 180-мм пушка С-23, так ещё и делали 210-мм гаубицу С-23-I, 280-мм мортиру С-23-II и 203-мм пушку-гаубицу С-23-IV. Изначально все орудия делали под гильзовое заряжание, потом ГАУ накрыла тоска и они потребовали перейти на картузное заряжание для экономии металла (с гильзами у нас в годы ВОВ были проблемы и приходилось их собирать с поля боя). Потом пробовали делать самодвижущиеся версии, прорабатывали возможность создания САУ. В общем, ЦНИИАВ пахал на эти крупнокалиберные системы как мог.

180-мм С-23, произведённая для Сирии

180-мм С-23, произведённая для Сирии

280-мм мортира С-43

280-мм мортира С-43

Сохранившийся экземпляр 210-мм С-43 в Астане

Сохранившийся экземпляр 210-мм С-43 в Астане

Модель 210-мм пушки С-72 в походном положении

Модель 210-мм пушки С-72 в походном положении

Модель 305-мм гаубицы С-73 в боевом положении

Модель 305-мм гаубицы С-73 в боевом положении

Орудия получились отличными — мощными, относительно подвижными, могущими оперативно менять позиции. Ну как оперативно: раскладываться на позиции орудия триплекса могли за полчаса, дуплекса — за два, что всё равно лучше имевшихся систем серии Бр. Углы наведения увеличились до 40 град по горизонтали. Если сравнивать с предыдущим поколением, то Бр-2 могла не меняя позиции поражаться цели в створе до 3,8 км по фронту, Б-4 — 2,5 км. Для С-23 и С-23-IV эти значения составляли 20,5 и 19,3 км соответственно. Для наведения впервые у нас в сухопутной артиллерии применили электропривод, для установки на позиции дуплекса использовали автокраны. Новый прицел С-85 улучшил точность наведения до 4 раз. У С-72 и С-73 заряжание было механизировано. Дальность стрельбы у С-23 достигала 30,4 км, а у С-72 вообще 41,95 км. И всё бы хорошо, но такой объём работ был слишком большим для ЦНИИАВ, тем более, что финансирование оставалось довольно скромным. Да и были вопросы к мобильности — всё-таки системы весили за 20 т, а С-90, С-72 и С-73 собирались из трёх частей на месте с помощью крана. Даже для самой лёгкой С-23 требовалось готовить ровную площадку с твёрдой почвой, иначе нужно было закапывать под орудие балку. Так до 1953 г. работы не были завершены ни по одной системе.

С-33 в походном положении

С-33 в походном положении

С-43 в походном положении

С-43 в походном положении

Часть С-72 в походном положении

Часть С-72 в походном положении

Но Грабин занимался не только таким узкоспециализированным делом, он охватил весь спектр полевой артиллерии, начиная от проектов 85-мм дивизионки, 100-мм полевой пушки С-6, противотанковых пушек калибра от 57 мм (речь о них пойдёт в следующих статьях), до дуплекса корпусной артиллерии, состоящего из 130-мм пушки С-69 и 152-мм пушки С-69-I. Последние вступили в борьбу с ОБК-9 с уже описанным дуплексом из Д-74 и Д-20 и пермяками с завода №172, которые выкатили 130-мм М-46 и 152-мм М-47. Петровские пушки, за счёт массы и мобильности, отвоевали себе место, а вот с орудиями из Мотовилихи вышло сложнее. Все пушки были примерно одинаковы по ТТХ: масса, дальность стрельбы, углы наведения — всё одинаково. Но после первых доработок М-46 и М-47 оказались чуть лучше, а чтобы догнать их, как показали полигонные испытания, нужна уже серьёзная переработка С-69. Понятное дело, в серию пошли пермские пушки.

130-мм пушка С-69 на испытаниях

130-мм пушка С-69 на испытаниях

152-мм пушка М-47

152-мм пушка М-47

Если М-47 особо не оставила следа, то М-46 отметилась везде и всюду. Это великолепное орудие стреляет на 27 км со скорострельностью до 8 в/мин с высокой точностью. Она была одним из лучших орудий в своём классе, у нас не имела замены вплоть до появления Гиацинта-Б через четверть века — банально была самой дальнобойной пушкой в наземной артиллерии СА. Собственно, даже сейчас, в 2024 году, при стрельбе ОФС её превосходят только всё тот же Гиацинт и Малка, все с куда как большими калибрами. Но некоторые ушлые ребята из Ирана сделали для М-46 активно-реактивные снаряды, и вот они уже летят на 37 км — почти как современная 155-мм натовская артиллерия! Да, был недостаток у пушки — масса в боевом положении 7700 кг, что снижает её мобильность (с другой стороны, американский «Лонг Том», бывший конкурентом М-46 на поле боя, при меньшей дальности весил почти в два раза больше), и относительно небольшой калибр в сравнении с конкурентами, но за достоинства надо платить. Её до сих пор можно встретить в разных странах мира, в том числе и по обе стороны фронта на Украине.

М-46 во время учений 2005 года в Финляндии. Там они эксплуатировались под названием 130 К 54

М-46 во время учений 2005 года в Финляндии. Там они эксплуатировались под названием 130 К 54

М-46 ВСУ. туда их поставила Хорватия и, вероятно, Финляндия

М-46 ВСУ. туда их поставила Хорватия и, вероятно, Финляндия

Российская М-46 в зоне СВО

Российская М-46 в зоне СВО

Созданием этого великолепия руководил малоизвестный Михаил Юрьевич Цирульников. Во время ВОВ он работал над противотанковой М-42 и полковой ОБ-25. В рассматриваемые в этой статье послевоенные годы кроме М-46/М-47 Цирульников руководил проектами 152-мм зенитки КМ-52 и горной 76-мм пушки М-99. Последняя стала заменой имеющимся орудиям обр. 1938 г. архаичной конструкции 00-х годов, которые ещё и давно не выпускались.

Серийная М-99, также обзываемая как 2А2

Серийная М-99, также обзываемая как 2А2

Зенитка КМ-52 создавалась совместно с ещё одним творцом тех лет — Львом Вениаминовичем Люльевым. С 1945 года он был главным конструктором на заводе №8, эвакуированном из Подмосковья в Свердловск. В конце 40-х под его руководством сделали 85-мм зенитку КС-18 под усиленный заряд противотанковых пушек , из-за чего снаряд разгонялся до 1030 м/с и мог долетать до высоты 18 км. Она стала одним из первых советских сухопутных орудий, где начали вводить автоматику наведения — синхронно следящий привод, позволяющий наводить орудия по данным с ПУАЗО-6 (прибор управления артиллерийским зенитным огнём) со встроенными стереодальномерами. Для поиска целей применялась подвижная РЛС орудийной наводки СОН-9. Как показала практика, огонь артиллерии по высотным целям без точного наведения был малорезультативен, зато пощупав ленд-лизовские станции орудийной наводки GL-Mk.II и приборы целеуказания M5 Antiaircraft Director, наши поняли, куда следует развивать зенитки. Работы начались там же, на заводе №8, в 1944, и продолжились до 50-х.

Опытный образец КС-18

Опытный образец КС-18

Станция орудийной наводки СОН-9

Станция орудийной наводки СОН-9

Если КС-18 не пошла в серию, то вот её идейные продолжатели стали куда как более известными и массовыми. Это 100-мм КС-19 и 130-мм КС-30, закрывшими большие высоты. До этого в качестве мощных зениток экстренно ввели в строй трофейные немецкие пушки. Орудия получились удачными, первых выпустили 10160 штук, вторых — 738. Применялись начиная с войны в Корее и до распространения зенитных ракет стали основной советской ПВО до 20 км. Наведение и установка взрывателей осуществлялась с помощью гидросиловых приводов, обслуживающих до 8 орудий. КС-19 использовала ПУАЗО-6 и РЛС СОН-4, а для КС-30 был создан комплекс управления РПК Крона в составе СОН-30 Кама, ПУАЗО-30 Георгин (да, «цветочные» названия уже появились) и визирной колонки ВК-30. Это обеспечивало более-менее прицельную стрельбу по целям на скоростях до 1200 км/ч, хотя, как показала практика, зенитная артиллерия уже отживала своё. КС-19 используется до сих пор в качестве полевого орудия в ВСУ, но это уже скорее рак на безрыбье. Работы по 152-мм КМ-52, стартовавшие в 1949, сперва закрыли, потом снова начали и до 1953 шли в полном разгаре. К ней проектировали ПУАЗО-52.

100-мм КС-19

100-мм КС-19

130-мм КС-30

130-мм КС-30

Станция орудийной наводки СОН-30

Станция орудийной наводки СОН-30

ПУАЗО-30

ПУАЗО-30

КС-19, приколхозенная на Tatra 815 214-й бригадой ТрО по ту сторону фронта

КС-19, приколхозенная на Tatra 815 214-й бригадой ТрО по ту сторону фронта

И напоследок о САУ. Самоходная гаубичная артиллерия стала уже в годы ВМВ довольно массовой в Германии, США и Англии, но в Союзе как-то с этим не задалось по сумме причин. Наши располагали самоходками, предназначенными для поддержки войск прямой наводкой, действующими вместе с танками или с пехотой. Это создало положение, где САУ были промежуточным звеном между танками и буксируемой артиллерией, отдельным средством качественного усиления войск. Идеи поставить на шасси гаубицу были, но ими не интересовались ни военные, ни сами конструктора. Да и конструкторов, работающих на тематикой самоходок, было маловато — к июню 1946 над самоходками трудился один отдел главного конструктора (ОГК) на Уралмашзаводе численностью всего 38 человек. Под началом же Петрова и Грабина в это же самое время были тысячи специалистов. Плюс, опять же, требовалось при ограниченном бюджете заменить совсем устаревшие системы типа шнайдеровских гаубиц и потерявших актуальность (ЗИС-3, А-19, 53-К, М-42), усовершенствовать зенитную артиллерию.

СУ-76М чехословацкой армии в 50-е

СУ-76М чехословацкой армии в 50-е

Как писал главный конструктор Уралмашзавода Л.Е. Сычёв в 1951 г., главной проблемой при создании САУ был выбор вооружение и подбор готового шасси или проектирование нового. С первым в целом проблем не было, а вот с шасси… Первые самоходки имели танковую базу с минимальными изменениями, чтобы как можно быстрее вставать в серийное производство. И то с ними были проблемы. Специализированные шасси, вероятно, привели бы Ставку и наркоматы в ужас. Так, начиная с 1945, на базе Т-44 разрабатывалась Уралмаш-1 — штурмовая машина со 100-мм (объект 101) либо 122-мм (объект 102) пушкой. Но из-за переходности 44-ки, проект отклонили (плюс там были конструктивные и компоновочные косяки). Вместо Уралмаш-1 началось проектирование СУ-122БМ с мощной 122-мм пушкой с начальной скоростью снаряда 1000 м/с на базе Т-54. Но машина с таким вооружением, бронёй рубки, достигающей 200 мм, никак не хотела помещаться на базу среднего танка. В 1948 году дальнейшие работы над проектами штурмовых САУ закрыли.

Уралмаш-1 СУ-101

Уралмаш-1 СУ-101

Военным хотелось самоходку другого типа — простую, лёгкую и с мощным вооружением. Она должна была заменить в танковых дивизиях устаревшую СУ-76М. Примером подобной машины был испытанный у нас трофейный Waffentrager конструкции Ардельта. 9 апреля 1947 года Постановлением Совета Министром началось проектирование объекта 105, более известного как СУ-100П (П — пушечная). Работы по ней шли не быстро и к 1953-му она всё ещё оставалась в рамках опытной версии. Вооружалась самоходка 100-мм пушкой Д-50, переделанной Д-10Т под 59,3-калиберный ствол. Она была способна вести огонь прямой наводкой до 6900 м и с закрытой позиции до 14800 м. В 1948-1949 прорабатывались два проекта с более тяжелым вооружением — объект 108 (СУ-152Г) и объект 116 (СУ-152П). Первый оснастили переделанной гаубицей Д-10/Д-1, второй — 152-мм пушкой М-53. На бумаге ещё остались СУ-122Г, СУ-122П, зенитки ЗСУ-85 и ЗСУ-57-2, БТР. И пусть никто из них не попал в серию, эти работы оставили для нас очень ценное наследство — для всей серии САУ разработали специальное бронированное гусеничное шасси, которое, после кучи доработок, с честью служит до сих пор. Именно на нём построена 2С3.

Проект СУ-100П 1946 г.

Проект СУ-100П 1946 г.

Проект СУ-122Г 1946 г.

Проект СУ-122Г 1946 г.

Проект СУ-122П 1946 г.

Проект СУ-122П 1946 г.

Проект СУ-152П, год вы уже и сами поняли

Проект СУ-152П, год вы уже и сами поняли

Проект СУ-152Г

Проект СУ-152Г

ЗСУ-85

ЗСУ-85

Опытная СУ-152П в металле

Опытная СУ-152П в металле

СУ-152Г на испытаниях

СУ-152Г на испытаниях

Почти ставшая серийной СУ-100П

Почти ставшая серийной СУ-100П

Причиной закрытия работ стали недостатки конструкции, из-за чего рос вес, снижалась подвижность, уменьшились углы наведения, при выстреле корпус дрожал от вибраций. Машины были сложны в производстве и эксплуатации (на замену двигателя требовалось в 2 раза больше времени, чем на Т-54). Например, по тактико-техническим требованиям, масса БТР объект 112 не должна превышать 18 т, а по факту весной 1949 без десанта вес уже был 20,3 т, после проведения облегчения, в т.ч. за счёт снижения толщины брони на 25-40%, 18,165 т. Из-за этого машины не проходили уже требования по защите. ОГК Уралмашзавода был не в состоянии тогда довести линейку до ума. Тем более, тогда сняли Горлицкого, конструктора более полугода просидели без руководства. Пришедший Л.Е. Сычёв с удивлением обнаружил, что все несколько лет разработки машины никто не готовил к серийному производству!

БТР объект 112

БТР объект 112

Но были ещё проекты самоходок в те года. На замену СУ-76 ещё разрабатывали в Харькове полностью закрытую СУ-100М (объект 416) с пушкой М-63. Она была необычной конструкции — весь экипаж, даже мехвод, располагался в башне. Это снизило силуэт до 1823 мм, зато породило кучу технических проблем, из-за которых проект и загнулся. Да и в целом интерес к машине пропал. Для ВДВ, которые серьёзно так набирали силу, решили создать свои самоходки, а то поддерживать десантуру в случае чего могли лишь 37-мм пушчонки ЧК-1М. Работы начались ещё в 1944, когда получилась ОСУ-76, но в 1947 стартовали ОКР по объект 570, названному АСУ-76. Вооружалась кроха массой 5,8 т 76-мм пушкой Д-56С. АСУшку приняли на вооружение, но в серию не пустили. Заместо в 1951 г. пошла в войска её сестра — АСУ-57, объект 572. Она была ещё легче, всего 3,35 т, что давало отличную мобильность и проходимость. Шутка ли, удельное давление всего 0,35 кг/кв.см. Вооружали малыху 57-мм пушкой Ч-51. Первые версии были с длинным щелевым дульным тормозом, потом, в версии Ч-51М, его заменили двухкамерным коротким.

СУ-100М, она же объект 416

СУ-100М, она же объект 416

АСУ-76

АСУ-76

АСУ-57 с пушкой Ч-51

АСУ-57 с пушкой Ч-51

АСУ-57 с более привычным дульным тормозом пушки Ч-51М

АСУ-57 с более привычным дульным тормозом пушки Ч-51М

Кроме вышеперечисленных машин к начале 50-х шли работы над плавающей АСУ-57П, мощной авиадесантной СУ-85 (которую почему-то везде кличут АСУ-85), построенной на базе Т-54 СУ-122-54, тяжёлой САУ-152 (более известной как объект 268) и многим другим. Как видим, на самоходки не забивали, как кажется на первый взгляд (каюсь, и я сам так считал ранее), это был как раз период их активного развития. Но по многим причинам это всё загнулось, о чём поговорим в следующей части.

Опытный образец АСУ-57П

Опытный образец АСУ-57П

P.S. Как показатель развития советской артиллерии можно оценивать тот факт, что мы начали активно вооружать своих союзников. И эта артиллерия вполне хорошо показывала себя на полях сражений в Азии, Африке, на Ближнем Востоке в соревновании с орудиями НАТО. Многое из этого всего служит до сих пор, в том числе и у нас на фронте — Д-20, Д-44, С-60, М-46, КС-19.

Список источников

      1. Худяков А.П., Худяков С.А. Гений артиллерии В. Грабин и мастера пушечных и ракетно-космических дел. 2022.
      2. Бабаков А.А. Вооружённые силы СССР после войны (1945-1986 гг.). 1987.
      3. Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. Вооруженные силы СССР после Второй мировой войны: от Красной армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска. 2013.
      4. Феськов В.И., Калашников К.А., Голиков В.И. Советская Армия в годы «холодной войны» (1945-1991). 2004.
      5. Агеев С., Гусев М. На службе Отечеству. Завод №9. История и судьбы. 2013.
      6. Тарнаев А.Г., Наседкин В.И. Фёдор Фёдорович Петров — страницы биографии (к 120-летию со дня рождения). Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук, №3 2022.
      7. Илюхин С. На едином лафете. Оружие, №9 2012.
      8. Лобанов М.М. Развитие советской радиолокационной техники. 1982.
      9. 130-мм зенитная пушка КС-30.
      10. 100-мм зенитная пушка КС-19.
      11. Бобков А.В. М109 в СССР. ТиВ, №2 2024.
      12. Бобков А.В., Устьянцев С.В. Боевые машины Уралтрансмаша. Книга вторая. Трудная школа. 1946-1965 гг. 2022.
      13. Павлов М.В., Павлов И.В. Статьи в журнале Техника и вооружение.
      14. Солянкин А.Г., Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. Отечественные бронированные машины. XX век. Том 3. 1946-1965. 2010.

источник: https://vk.com/@-198045694-skaz-o-russkoi-artillerii-chast-26-sozdavaya-luchshuu-artill

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account