Сказ о русской артиллерии. Часть 26. Создавая лучшую артиллерию в мире (1945-1953 гг.)
Статья Алексея Борзенкова с его сообщества «Триста! Тридцать! Три!»
Как уже писал в прошлой статье, в начале 50-х годов советская артиллерия, скорее всего, была лучшей в мире. Да, были недостатки в виде полного отсутствия самоходных гаубиц, наличия большого количества устаревших орудий типа ЗИС-3 и т.п. Но люди трудились, выдавая проекты, реализуя их в металле, пуская в серию и отправляя в войска. В полевой артиллерии в те годы появилось много новинок, которые с честью служат и поныне. Хватало и нереализованных проектов, один другого страннее. Тогда сформировалась плеяда конструкторов и коллективов, которые создали почти всё, что есть среди ствольной артиллерии у нас сейчас.
Пожалуй, эту историю стоит рассказывать отдельно про изделия разных конструкторских коллективов. Тут на первом месте, вне конкуренции, стоит Ф.Ф. Петров со своим ОКБ на заводе №9. Он активно начал работать ещё перед войной, много корпел над вооружением танков и самоходок, а к концу войны покусился на поле Грабина — стал проектировать 85-мм дивизионную пушку. Как уже писал, решение по повышению калибра дивизионок напрашивалось давно, ещё с ПМВ, но в 30-е и в начале войны проще было насыщать войска простыми и дешёвыми трёхдюймовками. 85 мм тоже не были чем-то годным, зато получалось одним залпом накрыть орду зайцев — замена выходила дешёвая, под ходовой выстрел, резко повышалась возможность борьбы с бронетехникой, да и эффективная дальность стрельбы росла. При всём при том масса выросла не критично, до 1725 кг. Тем более, отказ от передка снизил массу в походном положении и потому на марше мощная новая пушка весила легче старой обр. 1900 г. Так родилась Д-44, принятая на вооружение и запущенная в серию в 1946 г. Она не стала сразу и полностью вытеснять ЗИС-3, ибо той были десятки тысяч, а дополняла, качественно повышая огневую мощь дивизий. Всего до 1954 успели произвести 10918 Д-44, служивших у нас вплоть до XXI века.
Она стала технологическим прорывом для завода — внедрили массовое использование сварки, штамповки, литья, калиброванного проката. Ввели в употребление 1139 оригинальных приспособлений и 1902 инструментов, из-за изменения технологии переставили 204 станка. Собственно, стали делать то, что Грабин внедрял на своём заводе №92. Д-44 и конструировали изначально под горьковские мощности, но с окончанием войны пришлось делать всё у себя. На будущее это дало обновлённую производительную базу, а конструкции пушек стали технологичнее. Отдельно начали работать над увеличением жизненного цикла пушки, возможностью её долговременного хранения. Стали отрабатывать фосфатирование, оцинковку, хромирование, оксидирование. Это применили на самодвижущимся варианте СД-44 — обычная Д-44, оснащённая небольшим мотором на 22 л.с. и органами управления. Её начали разрабатывать в ОКБ-9 1949 году для повышения мобильности артиллерии на поле боя без привлечения тягачей. СД-44 было первым серийным самодвижущимся орудием в мире, хотя работы по самодвижущимся пушкам начались в 1946 в ЦНИИАВ. Сейчас эта схема довольно популярна в мире, но вот у нас не прижилась.
Плотно Петров взялся за корпусное и армейское звено, для которого готовился на замену А19/МЛ-20 дуплекс из 122-мм пушки Д-74 и 152-мм пушки-гаубицы Д-72 на едином лафете. Первую долго доделывали и в серию она пошла уже после описываемого периода. По ТТХ она очень сильно обгоняла А-19 — при массе 5,5 т добивала до 24 км и была скорострельнее предшественницы почти в 2 раза. Плюс могла быстро сменить позицию. А вот пошедшая в массы чуть ранее Д-72 под наименованием Д-20 стала легендой. Мощная, очень дальнобойная среди своих одноклассников, она была чуть тяжелее американской М1А2 (5650 кг против 5579), зато обгоняла в 1,5 раза по пиковой скорострельности (до 6 в/мин), на 2,5 км по дальности (17410 м). Чтобы разложиться или убраться с огневой позиции, орудию надо всего 2-2,5 мин, что на уровне или даже ниже современных 152-мм несамоходных гаубиц. Надёжной получилась пушка-гаубица в эксплуатации. Минусом, конечно, были небольшой угол возвышения в 45 град и худшее качество снаряда — ОФС М107 превосходил ОФ-540 по фугасному действию. В целом, это одна из лучших артсистем XX века. Из-за распространения Д-20 и её копий натовцам даже пришлось с 60-х переходить на более дальнобойные гаубицы.
Грабинское ЦАКБ, ставшее ЦНИИАВ, тоже не сидело без дела, хотя выхлоп был минимален. Точных причин этого для каждого проекта сказать не могу, но, подозреваю, причин было несколько: во-первых, кучи разноплановых проектов с откровенно шизоидными требованиями, которые заведомо бесперспективны; во-вторых, «хорошие» отношения Грабина с непосредственным начальством (например, когда в ЦНИИАВ заглядывал Устинов, Василий Гаврилович старался тихо свалить из здания); в-третьих, огромная работоспособность главного конкурента в лице Петрова — тот и сам мог работать по 14-16 часов в сутки, и коллективу не давал расслабляться; в-четвёртых, нехватка средств, из-за чего приходилось искать гражданские проекты. Но, это мои предположения, а почему каждая конкретная пушка оказалась не по душе армии — тут надо лезть выяснять в архивы.
К заказам особой шизанутости можно отнести крупнокалиберные автопушки. Кто-то увидел какую-то американскую запись, как самолёт якобы сверхмощной 100-мм пушкой (скорее всего 75-мм) топит японский корабль, и захотел себе такое же, желательно, чтобы уничтожать очень многочисленные и живучие американские бомбардировщики с одного попадания. На суд представили 57-, 65-, 76- и 100-мм варианты. Участвовали в конкурсе и другие КБ, но им не удалось довести пушки до ума. На обычный истребитель такую дуру не поставишь, а к моменту испытаний в 1949 г. на вооружении у нас был уже скоростной современный МиГ-15, который, как показала практика, вполне может бороться с ордами стратегических бомбардировщиков. Так что тяжёлая пушка (1350 кг массой), годная только для крупных самолётов, оказалась ненужной.
Главным детищем ЦНИИАВ в этот период стала 57-мм зенитка С-60. Делать её начали ещё в 1944, работы затянулись. Создавалась она для нашего ТВД для перекрытия огнём средних высот, а мощь снаряда должна быть достаточной для поражения практически любого самолёта немцев. Но к битве за господство в воздухе над Европой она опоздала и поспела в войска к войне в Корее. Приходилось решать множество проблем и к моменту первых боёв… пушка оказалась неготовой. То ли проблемы возникли из-за брака на производстве, то ли из-за конструктивных косяков, то ли из-за всего вместе — факт остаётся фактом, С-60 оказалась сырой. После матерных отзывов Грабин доделал орудие (тем не менее, до сих пор зенитка остаётся капризной), а директор завода-производителя был арестован. Там же стал проявляться врождённый дефект зенитки, который было никак не исправить — она имела крайне низкую скорострельность, быстрый перегрев ствола и потому стрельба по скоростной реактивной авиации была проблемной. Поэтому уже в 1949 начали разрабатывать проект 0953 — спарка С-60, поставленная на самоходное шасси. Радикальные решением проблемы повышения плотности огня был проект 0923 — счетверённая 37-мм автопушка. Первый проект стал С-68, вооружением ЗСУ-57-2, а второй так и сгинул. Были проекты и более мощных зениток, вплоть до 100-мм автоматической и 130-мм полуавтоматической пушек, но они остались в опытных образцах.
Опять же, ещё до конца войны, ЦАКБ принялось за создание артиллерии большой и особой мощности, ибо наша была стыдобищем. Но пока проекты двигались, военные покумекали, да пришли к выводу, что современная авиация по укреплениям работает куда лучше, чем пушки, что отразилось на выделяемых для работ средствах. Для артиллерии большой мощности разрабатывался триплекс из 180-мм пушки С-23, 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43 , для артиллерии особой мощности — дуплекс из 210-мм пушки С-72 и 305-мм гаубицы С-73 (позже добавилась 280-мм пушка-гаубица С-90). Был ещё проект 500-мм мортиры, но тот загнулся ещё на бумаге. Внутри индексов они тоже имели ряд подвидов, сперва под позывным С-23 шли собственно сама 180-мм пушка С-23, так ещё и делали 210-мм гаубицу С-23-I, 280-мм мортиру С-23-II и 203-мм пушку-гаубицу С-23-IV. Изначально все орудия делали под гильзовое заряжание, потом ГАУ накрыла тоска и они потребовали перейти на картузное заряжание для экономии металла (с гильзами у нас в годы ВОВ были проблемы и приходилось их собирать с поля боя). Потом пробовали делать самодвижущиеся версии, прорабатывали возможность создания САУ. В общем, ЦНИИАВ пахал на эти крупнокалиберные системы как мог.
Орудия получились отличными — мощными, относительно подвижными, могущими оперативно менять позиции. Ну как оперативно: раскладываться на позиции орудия триплекса могли за полчаса, дуплекса — за два, что всё равно лучше имевшихся систем серии Бр. Углы наведения увеличились до 40 град по горизонтали. Если сравнивать с предыдущим поколением, то Бр-2 могла не меняя позиции поражаться цели в створе до 3,8 км по фронту, Б-4 — 2,5 км. Для С-23 и С-23-IV эти значения составляли 20,5 и 19,3 км соответственно. Для наведения впервые у нас в сухопутной артиллерии применили электропривод, для установки на позиции дуплекса использовали автокраны. Новый прицел С-85 улучшил точность наведения до 4 раз. У С-72 и С-73 заряжание было механизировано. Дальность стрельбы у С-23 достигала 30,4 км, а у С-72 вообще 41,95 км. И всё бы хорошо, но такой объём работ был слишком большим для ЦНИИАВ, тем более, что финансирование оставалось довольно скромным. Да и были вопросы к мобильности — всё-таки системы весили за 20 т, а С-90, С-72 и С-73 собирались из трёх частей на месте с помощью крана. Даже для самой лёгкой С-23 требовалось готовить ровную площадку с твёрдой почвой, иначе нужно было закапывать под орудие балку. Так до 1953 г. работы не были завершены ни по одной системе.
Но Грабин занимался не только таким узкоспециализированным делом, он охватил весь спектр полевой артиллерии, начиная от проектов 85-мм дивизионки, 100-мм полевой пушки С-6, противотанковых пушек калибра от 57 мм (речь о них пойдёт в следующих статьях), до дуплекса корпусной артиллерии, состоящего из 130-мм пушки С-69 и 152-мм пушки С-69-I. Последние вступили в борьбу с ОБК-9 с уже описанным дуплексом из Д-74 и Д-20 и пермяками с завода №172, которые выкатили 130-мм М-46 и 152-мм М-47. Петровские пушки, за счёт массы и мобильности, отвоевали себе место, а вот с орудиями из Мотовилихи вышло сложнее. Все пушки были примерно одинаковы по ТТХ: масса, дальность стрельбы, углы наведения — всё одинаково. Но после первых доработок М-46 и М-47 оказались чуть лучше, а чтобы догнать их, как показали полигонные испытания, нужна уже серьёзная переработка С-69. Понятное дело, в серию пошли пермские пушки.
Если М-47 особо не оставила следа, то М-46 отметилась везде и всюду. Это великолепное орудие стреляет на 27 км со скорострельностью до 8 в/мин с высокой точностью. Она была одним из лучших орудий в своём классе, у нас не имела замены вплоть до появления Гиацинта-Б через четверть века — банально была самой дальнобойной пушкой в наземной артиллерии СА. Собственно, даже сейчас, в 2024 году, при стрельбе ОФС её превосходят только всё тот же Гиацинт и Малка, все с куда как большими калибрами. Но некоторые ушлые ребята из Ирана сделали для М-46 активно-реактивные снаряды, и вот они уже летят на 37 км — почти как современная 155-мм натовская артиллерия! Да, был недостаток у пушки — масса в боевом положении 7700 кг, что снижает её мобильность (с другой стороны, американский «Лонг Том», бывший конкурентом М-46 на поле боя, при меньшей дальности весил почти в два раза больше), и относительно небольшой калибр в сравнении с конкурентами, но за достоинства надо платить. Её до сих пор можно встретить в разных странах мира, в том числе и по обе стороны фронта на Украине.
Созданием этого великолепия руководил малоизвестный Михаил Юрьевич Цирульников. Во время ВОВ он работал над противотанковой М-42 и полковой ОБ-25. В рассматриваемые в этой статье послевоенные годы кроме М-46/М-47 Цирульников руководил проектами 152-мм зенитки КМ-52 и горной 76-мм пушки М-99. Последняя стала заменой имеющимся орудиям обр. 1938 г. архаичной конструкции 00-х годов, которые ещё и давно не выпускались.
Зенитка КМ-52 создавалась совместно с ещё одним творцом тех лет — Львом Вениаминовичем Люльевым. С 1945 года он был главным конструктором на заводе №8, эвакуированном из Подмосковья в Свердловск. В конце 40-х под его руководством сделали 85-мм зенитку КС-18 под усиленный заряд противотанковых пушек , из-за чего снаряд разгонялся до 1030 м/с и мог долетать до высоты 18 км. Она стала одним из первых советских сухопутных орудий, где начали вводить автоматику наведения — синхронно следящий привод, позволяющий наводить орудия по данным с ПУАЗО-6 (прибор управления артиллерийским зенитным огнём) со встроенными стереодальномерами. Для поиска целей применялась подвижная РЛС орудийной наводки СОН-9. Как показала практика, огонь артиллерии по высотным целям без точного наведения был малорезультативен, зато пощупав ленд-лизовские станции орудийной наводки GL-Mk.II и приборы целеуказания M5 Antiaircraft Director, наши поняли, куда следует развивать зенитки. Работы начались там же, на заводе №8, в 1944, и продолжились до 50-х.
Если КС-18 не пошла в серию, то вот её идейные продолжатели стали куда как более известными и массовыми. Это 100-мм КС-19 и 130-мм КС-30, закрывшими большие высоты. До этого в качестве мощных зениток экстренно ввели в строй трофейные немецкие пушки. Орудия получились удачными, первых выпустили 10160 штук, вторых — 738. Применялись начиная с войны в Корее и до распространения зенитных ракет стали основной советской ПВО до 20 км. Наведение и установка взрывателей осуществлялась с помощью гидросиловых приводов, обслуживающих до 8 орудий. КС-19 использовала ПУАЗО-6 и РЛС СОН-4, а для КС-30 был создан комплекс управления РПК Крона в составе СОН-30 Кама, ПУАЗО-30 Георгин (да, «цветочные» названия уже появились) и визирной колонки ВК-30. Это обеспечивало более-менее прицельную стрельбу по целям на скоростях до 1200 км/ч, хотя, как показала практика, зенитная артиллерия уже отживала своё. КС-19 используется до сих пор в качестве полевого орудия в ВСУ, но это уже скорее рак на безрыбье. Работы по 152-мм КМ-52, стартовавшие в 1949, сперва закрыли, потом снова начали и до 1953 шли в полном разгаре. К ней проектировали ПУАЗО-52.
И напоследок о САУ. Самоходная гаубичная артиллерия стала уже в годы ВМВ довольно массовой в Германии, США и Англии, но в Союзе как-то с этим не задалось по сумме причин. Наши располагали самоходками, предназначенными для поддержки войск прямой наводкой, действующими вместе с танками или с пехотой. Это создало положение, где САУ были промежуточным звеном между танками и буксируемой артиллерией, отдельным средством качественного усиления войск. Идеи поставить на шасси гаубицу были, но ими не интересовались ни военные, ни сами конструктора. Да и конструкторов, работающих на тематикой самоходок, было маловато — к июню 1946 над самоходками трудился один отдел главного конструктора (ОГК) на Уралмашзаводе численностью всего 38 человек. Под началом же Петрова и Грабина в это же самое время были тысячи специалистов. Плюс, опять же, требовалось при ограниченном бюджете заменить совсем устаревшие системы типа шнайдеровских гаубиц и потерявших актуальность (ЗИС-3, А-19, 53-К, М-42), усовершенствовать зенитную артиллерию.
Как писал главный конструктор Уралмашзавода Л.Е. Сычёв в 1951 г., главной проблемой при создании САУ был выбор вооружение и подбор готового шасси или проектирование нового. С первым в целом проблем не было, а вот с шасси… Первые самоходки имели танковую базу с минимальными изменениями, чтобы как можно быстрее вставать в серийное производство. И то с ними были проблемы. Специализированные шасси, вероятно, привели бы Ставку и наркоматы в ужас. Так, начиная с 1945, на базе Т-44 разрабатывалась Уралмаш-1 — штурмовая машина со 100-мм (объект 101) либо 122-мм (объект 102) пушкой. Но из-за переходности 44-ки, проект отклонили (плюс там были конструктивные и компоновочные косяки). Вместо Уралмаш-1 началось проектирование СУ-122БМ с мощной 122-мм пушкой с начальной скоростью снаряда 1000 м/с на базе Т-54. Но машина с таким вооружением, бронёй рубки, достигающей 200 мм, никак не хотела помещаться на базу среднего танка. В 1948 году дальнейшие работы над проектами штурмовых САУ закрыли.
Военным хотелось самоходку другого типа — простую, лёгкую и с мощным вооружением. Она должна была заменить в танковых дивизиях устаревшую СУ-76М. Примером подобной машины был испытанный у нас трофейный Waffentrager конструкции Ардельта. 9 апреля 1947 года Постановлением Совета Министром началось проектирование объекта 105, более известного как СУ-100П (П — пушечная). Работы по ней шли не быстро и к 1953-му она всё ещё оставалась в рамках опытной версии. Вооружалась самоходка 100-мм пушкой Д-50, переделанной Д-10Т под 59,3-калиберный ствол. Она была способна вести огонь прямой наводкой до 6900 м и с закрытой позиции до 14800 м. В 1948-1949 прорабатывались два проекта с более тяжелым вооружением — объект 108 (СУ-152Г) и объект 116 (СУ-152П). Первый оснастили переделанной гаубицей Д-10/Д-1, второй — 152-мм пушкой М-53. На бумаге ещё остались СУ-122Г, СУ-122П, зенитки ЗСУ-85 и ЗСУ-57-2, БТР. И пусть никто из них не попал в серию, эти работы оставили для нас очень ценное наследство — для всей серии САУ разработали специальное бронированное гусеничное шасси, которое, после кучи доработок, с честью служит до сих пор. Именно на нём построена 2С3.
Причиной закрытия работ стали недостатки конструкции, из-за чего рос вес, снижалась подвижность, уменьшились углы наведения, при выстреле корпус дрожал от вибраций. Машины были сложны в производстве и эксплуатации (на замену двигателя требовалось в 2 раза больше времени, чем на Т-54). Например, по тактико-техническим требованиям, масса БТР объект 112 не должна превышать 18 т, а по факту весной 1949 без десанта вес уже был 20,3 т, после проведения облегчения, в т.ч. за счёт снижения толщины брони на 25-40%, 18,165 т. Из-за этого машины не проходили уже требования по защите. ОГК Уралмашзавода был не в состоянии тогда довести линейку до ума. Тем более, тогда сняли Горлицкого, конструктора более полугода просидели без руководства. Пришедший Л.Е. Сычёв с удивлением обнаружил, что все несколько лет разработки машины никто не готовил к серийному производству!
Но были ещё проекты самоходок в те года. На замену СУ-76 ещё разрабатывали в Харькове полностью закрытую СУ-100М (объект 416) с пушкой М-63. Она была необычной конструкции — весь экипаж, даже мехвод, располагался в башне. Это снизило силуэт до 1823 мм, зато породило кучу технических проблем, из-за которых проект и загнулся. Да и в целом интерес к машине пропал. Для ВДВ, которые серьёзно так набирали силу, решили создать свои самоходки, а то поддерживать десантуру в случае чего могли лишь 37-мм пушчонки ЧК-1М. Работы начались ещё в 1944, когда получилась ОСУ-76, но в 1947 стартовали ОКР по объект 570, названному АСУ-76. Вооружалась кроха массой 5,8 т 76-мм пушкой Д-56С. АСУшку приняли на вооружение, но в серию не пустили. Заместо в 1951 г. пошла в войска её сестра — АСУ-57, объект 572. Она была ещё легче, всего 3,35 т, что давало отличную мобильность и проходимость. Шутка ли, удельное давление всего 0,35 кг/кв.см. Вооружали малыху 57-мм пушкой Ч-51. Первые версии были с длинным щелевым дульным тормозом, потом, в версии Ч-51М, его заменили двухкамерным коротким.
Кроме вышеперечисленных машин к начале 50-х шли работы над плавающей АСУ-57П, мощной авиадесантной СУ-85 (которую почему-то везде кличут АСУ-85), построенной на базе Т-54 СУ-122-54, тяжёлой САУ-152 (более известной как объект 268) и многим другим. Как видим, на самоходки не забивали, как кажется на первый взгляд (каюсь, и я сам так считал ранее), это был как раз период их активного развития. Но по многим причинам это всё загнулось, о чём поговорим в следующей части.
P.S. Как показатель развития советской артиллерии можно оценивать тот факт, что мы начали активно вооружать своих союзников. И эта артиллерия вполне хорошо показывала себя на полях сражений в Азии, Африке, на Ближнем Востоке в соревновании с орудиями НАТО. Многое из этого всего служит до сих пор, в том числе и у нас на фронте — Д-20, Д-44, С-60, М-46, КС-19.
Список источников
-
-
- Худяков А.П., Худяков С.А. Гений артиллерии В. Грабин и мастера пушечных и ракетно-космических дел. 2022.
- Бабаков А.А. Вооружённые силы СССР после войны (1945-1986 гг.). 1987.
- Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. Вооруженные силы СССР после Второй мировой войны: от Красной армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска. 2013.
- Феськов В.И., Калашников К.А., Голиков В.И. Советская Армия в годы «холодной войны» (1945-1991). 2004.
- Агеев С., Гусев М. На службе Отечеству. Завод №9. История и судьбы. 2013.
- Тарнаев А.Г., Наседкин В.И. Фёдор Фёдорович Петров — страницы биографии (к 120-летию со дня рождения). Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук, №3 2022.
- Илюхин С. На едином лафете. Оружие, №9 2012.
- Лобанов М.М. Развитие советской радиолокационной техники. 1982.
- 130-мм зенитная пушка КС-30.
- 100-мм зенитная пушка КС-19.
- Бобков А.В. М109 в СССР. ТиВ, №2 2024.
- Бобков А.В., Устьянцев С.В. Боевые машины Уралтрансмаша. Книга вторая. Трудная школа. 1946-1965 гг. 2022.
- Павлов М.В., Павлов И.В. Статьи в журнале Техника и вооружение.
- Солянкин А.Г., Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. Отечественные бронированные машины. XX век. Том 3. 1946-1965. 2010.
-
источник: https://vk.com/@-198045694-skaz-o-russkoi-artillerii-chast-26-sozdavaya-luchshuu-artill