В ведущих зарубежных государствах ведутся работа по созданию систем активной защиты (САЗ) основных боевых танков и боевых бронированных машин. Согласно результатам анализа потерь бронетанковой техники в ходе военных конфликтов уточнены требования к разрабатываемым САЗ. Эти системы должны обеспечивать поражение на подлете к боевым машинам противотанковых управляемых ракет (ПТУР), самоприцеливающихся и самонаводящихся боевых цементов артиллерийских и авиационных боеприпасов, кумулятивных снарядов и выстрелов ручных противотанковых гранатометов (РПГ). Особое внимание уделяется надежной работе системы в движении, а также обеспечению безопасности своих войск и техники в боевых порядках, на марше.
Американская фирма «Рейтеон» ведет разработку САЗ «Квик Киля» (Quick Kill, рис. 1), предназначенной для установки на танках Ml «Абраме», ББМ «Брэдли» и «Страйкер», а также на перспективных бронемашинах, создаваемых в рамках программы «Перспективные боевые системы».
Основными элементами этой системы являются: радиолокационная станция (миллиметровый диапазон длин волн) обнаружения и сопровождения целей, датчики которой устанавливаются по периметру корпуса машины; пусковые установки (две в базовом варианте), размещаемые по-бортно; подсистема управления, которая
По заявлению разработчиков, САЗ обеспечит в автоматическом режиме одновременное сопровождение и обстрел нескольких целей, атакующих боевую машину с разных направлений. Предусмотрен режим селекции противотанковых боеприпасов, траектории полета которых безопасны для БМ.
Для противодействия атакующим ПТУР, боевым элементам и снарядам (гранатам) планируется применять реактивный управляемый боеприпас (масса
В состав управляемого боеприпаса. чей корпус предполагается выполнить из композиционного материала, войдут; инерциальный блок наведения, аппаратура которого будет выполнена с использованием технологии микроэлектромеханических систем; осколочная боевая часть направленного действия (угол разлета осколков не более 30°); ракетный твердотопливный двигатель и раскрывающиеся хвостовые стабилизаторы. В донной части боеприпаса планируется установить восемь пар миниатюрных импульсных двигателей коррекции.
Исходные данные стрельбы будут вырабатываться подсистемой управления САЗ и вводиться в бортовую аппаратуру боеприпаса с помощью индукционного установщика взрывателя. При этом точка прицеливания рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить поражение цели формируемым осколочным полем снизу.
Для поражения противотанковых средств ближнего боя на дальности
В Германии проводятся НИОКР по созданию ГАЗ для основного боевого танка (ОБТ) «Леопаря-2А6». боевой разведывательной машины «Феннек», перспективных боевой машины пехоты «Пума» и бронетранспортера «Боксер». Согласно предъявляемым требованиям разрабатываемая система должна обеспечивать эффективную защиту от ПТУР, самоприцеливающихся и самонаводящихся боевых элементов артиллерийских и авиационных боеприпасов, а также от реактивных гранат РПГ путем постановки помех системам их наведения и уничтожения на подлете к боевым машинам на дальности 20-
В 2007 году проводились испытания демонстрационного образца комплекса оптоэлектронного противодействия МУСС, являющегося ключевым элементом разрабатываемой фирмой «Краусс-Маффей» системы активной защиты. В ходе них предусматривалось, в частности, оценить эффективность постановки комплексом помех современным противотанковым средствам. Данный образец состоит из подсистемы предупреждения о лазерном (инфракрасном) облучении, которая одновременно осуществляет идентификацию типа системы наведения конкретного средства поражения противника, бортового компьютера. ПУ дымовых и пиротехнических гранат, а также подсистемы постановки электромагнитных помех (рис. 2).
По заявлению разработчиков, дымовая и пиротехническая завеса способна скрыть от обнаружения защищаемую машину в диапазоне 0,3-15 мкм в течение 4-6 с после автоматического пуска восьми гранат. В дальнейшем в состав комплекса намечается включить подсистему обнаружения и сопровождения атакующих средств поражения и ПУ для стрельбы фанатами по целям. В частности, для поражения атакующих ПТУ Р предусматривается применять перспективный неуправляемый боеприпас «Ависс» (AWISS, рис. 3) с осколочно-фугасной боевой частью, разработку которого ведет фирма «Диль». Его масса
В ФРГ, Швеции и Финляндии для семейства ББМ CV-90 и AM V «Патриа», а также различных бронеавтомобилей тоже ведутся НИОКР по созданию модульной активной защиты «Амападс» (АМАР-ADS — АМАР™, Active Defence System, рис. 4 и 5). В ее состав войдут кумулятивные боевые элементы и радиолокационные датчики в пуленепробиваемых контейнерах, из которых будет формироваться дополнительный защитный экран вдоль бортов и верхних проекций машины. По оценкам разработчиков, модульная конструкция САЗ позволит изменять уровень бронезащиты техники в зависимости
Швейцарская фирма «Моваг» совместно с южноафриканскими «Сааб авитроникс» и «Денел» разрабатывают САЗ «Леде 50» (LEDS — Land Electronic Defence System, рис. 6) для ББМ «Пирана» различных модификаций. Ее особенностью является применение радиолокационных (миллиметровый диапазон длин волн) и ИК-датчиков на обеих бортах машины, которые обеспечивают обнаружение (по азимуту 360°, по вертикали от — 15 до + 45°) и сопровождение целей. Для их поражения планируется применять неуправляемые реактивные боеприпасы из двух пусковых установок на крыше корпуса. Кроме того, концепция использования данной системы предполагает ее включение в состав комплексов оптоэлектронного противодействия и постановки активных электромагнитных помех «Леде 50/100».
Аналогичные исследования в области создания САЗ проводятся в других зарубежных государствах. В частности, по заказу министерства обороны Израиля национальные фирмы «Рафаэль» и «Э.па» при участии американских специалистов ведут работы по созданию САЗ « Трофи» (Trophy, рис. 7).
Основными элементами опытного образца такой системы являются: работающая в миллиметровом диапазоне длин волн радиолокационная станция обнаружения и сопровождения целей с радиолокационными датчиками (фазированные антенные решетки), которые устанавливаются по периметру корпуса машины; две разметаемые побортно GE; подсистема управления, определяющая последовательность пусков боеприпасов противодействия с учетом приоритетности наиболее опасных целей. По заявлению разработчиков, перспективная САЗ обеспечит одновременные сопровождение и обстрел нескольких целей, атакующих машину с разных направлений. Для поражения ПТУР и снарядов (грана*) планируется применять реактивные осколочные боеприпасы с активным наведением. Согласно предъявляемым требованиям система должна обеспечить поражение целей на минимальной дальности (до