Швейцарский конструктор. Истребители Doflug D-3802, D-3802A и D-3803 Часть 1
Военно-воздушные силы нейтральной Швейцарии, в частности ее истребители, в годы Второй Мировой войны (а также непосредственно перед ней и сразу же после ее завершения) находились поистине в уникальной ситуации. Хотя нейтралитет страны широко признавался и уважался, влияние двух соседних держав — Франции и Германии — была очевидна во всех областях жизни маленькой Швейцарии. Особенно значительно влияние было в военной области и не из-за того, что страна находилась во власти немецко- и франкоговорящего населения.
Незадолго до начала войны — в то время, когда стало ясно, что она неизбежно должна произойти и что страны Европы станут друг другу злейшими врагами – в командовании швейцарских ВВС началась лихорадочная деятельность. И хотя руководство страны надеялось, что ни одна из воюющих сторон не нарушит нейтралитета Швейцарии, приходилось рассматривать все варианты. От доброй воли «окружавших» Швейцарию стран-противников зависели не только импорт сырья и связь страны с внешним миром; вполне вероятными могли бы нарушения воздушного пространства самолетами воюющих сторон во время боевых действий. Также не исключался и крайний случай – военное вторжение в Швейцарию.
Следует сказать, что военные силы Швейцарской конфедерации, в том числе и ВВС, в соответствии с конституцией были организованы довольно необычно. Страна за исключением самого необходимого количества профессиональных военных не позволяла себе поддержание регулярной армии. В военно-воздушных силах (Fliegertruppe) наибольшее количество профессиональных военных было в эскадре самолетов наблюдения (Überwachungsgeschwader). Остальной персонал состоял из обученных гражданских лиц, призывавшихся в мирное время на два месяца и на неопределенный срок в военное время. Это было не только с наземным персоналом, но и с летным: известно, что на конец 1944 года в ВВС страны было 950 профессиональных летчиков и 2700 «милиционных», как в Швейцарии называли призванных на сборы или по мобилизации гражданских лиц.
До самого конца тридцатых годов на вооружении ВВС Швейцарии находились машины самых разнообразных типов. Многие эти самолеты представляли интерес, но, тем не менее, не все они соответствовали своему назначению. С одной стороны отечественная авиационная промышленность смогла разработать и изготовить относительно современные многоцелевые боевые монопланы EFW C-3600 (серия машин данного типа в 1980-х годах была переоснащена турбовинтовыми двигателями Lycoming T53), а с другой стороны ядро боевых подразделений составляли антикварные бипланы Fokker C.V (в том числе и модернизированные и получившие обозначение C-35) и истребители-парасоли Dewoitine D.27. Даже в 1938 году в качестве тренировочных эксплуатировались несколько самолетов Fokker D.VII, разработанные еще в годы Первой мировой войны (D.VII были настолько популярны в Швейцарии, что последний самолет данного типа был построен и введен в эксплуатацию еще в 1929 году!).
Вследствие плачевного состояния авиапарка в 1939 году при поддержке Департамента военной техники (KTA — Kriegs Technische Abteilung) Вооруженных сил Швейцарии было принято прагматичное решение закупить в Германии и Франции необходимые истребители и лицензии на их производство. Предполагалось (а так и случилось), что оба будущих противника, каждому из которых нейтральная Швейцария будет необходима, с большим удовольствием удовлетворят ее просьбу. Немецкое правительство согласилось продать десять истребителей Messerschmitt Bf 109D-1 (изготовленные компанией Arado самолеты нулевой серии, заводские номера 2301-2310). В состав ВВС Швейцарии эти машины были зачислены регистрационными номерами J-301 — J-310. Наряду с версией Bf 109D-1 была согласована поставка 80 экземпляров модернизированного варианта Bf 109E-3 производства компании Bayerische Flugzeugwerke. Эта версия, получившая в Luftwaffe прозвище «Эмиль» (Emil), в ВВС Швейцарии получила регистрационные номера J-311 — J-390. Поставка 80 истребителей сопровождалась соглашением о лицензионном производстве: во время войны расположенное в Альтенрайне предприятие компании Doflug (Dornier Flugzeugwerke) был изготовлен собранный из запчастей самолет J-391, а после него из швейцарских материалов, с швейцарскими агрегатами, винтами и прочим оборудованием были изготовлены самолеты, получившие регистрационные номера J-392 – J-399. Первоначально двигатели DB 601 Aa для этих машин были немецкими, импортированными в 1939 году в качестве запасных частей. Обе модификации – Bf 109D-1 и Bf 109E-3 – «Давид» и «Эмиль» (в Швейцарии немецкое прозвище «Дора» [Dora] не использовалось, и вместо него было выбрано «Давид» [David]) действовали в составе Fliegertruppe (после 1945 года переименованы во Flugwaffe) с 1939 года до середины 1948 года и 1949 года соответственно.
В годы войны поставки Германией истребителей продолжились, и Швейцария получила два Bf 109F-4 (J-715 и J-716), двенадцать Bf 109G-6 (J-701 – J-712). Помимо этого были интернированы еще два (J-713 и J-714) истребителя модификаций F и G (Fritz и Gustav), но об этом будет рассказано позднее. В Германии помимо покупки самолетов также производились закупки запасных частей, приборов, оборудования, полуфабрикатов и сырья. Также Fliegertruppe импортировали большие запасы произведенных концерном IG Farben специальных красок для покрытия самолетов следующих цветов: RLM 70, RLM 71 и RLM 78. Впоследствии данные краски использовались и на других негерманских самолетах.
В 1939 году Швейцария также пришла к соглашению и с Францией. Компания Morane-Saulnier была готова не только продать лицензию на свой истребитель-низкоплан M.S.406C-1, но и предоставить в качестве образца самолет и требуемое количество комплектов для сборки. Также компания Morane-Saulnier планировала получить финансовую отдачу от своих наработок: оставшегося в качестве прототипа M.S.450 и «бумажного» проекта M.S.540, проигравшего конкурс истребителю Dewoitine D.520.
Два истребителя версии M.S.406C-1, получившие обозначение M.S.406H (H — Helvetique)[1], были предоставлены французской компанией в качестве образцов. В Швейцарии машины были зарегистрированы под номерами 601 и 602, а в 1940 году нумерация этих самолетов сменилась на J-1 и J-2. Эти две поставленные Францией машины послужили не только подспорьем в деле освоения технологий изготовления планера, двигателя и вспомогательного оборудования, но а также применялись в составе Fliegertruppe. В Швейцарии серийное производство Morane-Saulnier M.S.406C-1, получивших обозначение D-3800, началось в 1939 году в расположенной в Туне (Thun) компанией K+W (Konstruktions-Werkstátte), к которой вскоре присоединились следующие фирмы:
- ● EFW (Eidgenössisches Flugzeugwerk), Эммен (Emmen), кантон Люцерн;
- ● SWS, Шлирен (Schlieren), кантон Цюрих;
- ● Doflug, Альтенрайн, Таль (Thal), кантон Санкт-Галлен;
- ● Saurer, (Arbon), кантон Тургау.
В соответствии с французским образцом D-3800 был построен в двух сериях – нулевая (8 машин, обозначения с J-3 по J-10) и основная (74 машины, обозначения с J-11 по J-84). Следует отметить, что при покраске всех D-3800 использовалась продукция немецкого концерна IG Farben: на верхние поверхности наносилась неправильные пятна темно-зеленого (RLM 71) и черно-зеленого цветов(RLM 70), а на нижние поверхности наносилась голубая краска (RLM 78). В эти же цвета была окрашена серия из 207 истребителей D-3801, являвшихся модернизированной версией D-3800 и представлявших собой переданный Швейцарии компанией Morane-Saulnier проект M.S.412. новый вариант отличался установкой 1074-сильного двигателя Hispano-Suiza HS-12Y-51 (на D-3800 стоял HS-12Y-77, развивавший 871 л.с.), выхлопными патрубками и размещенным под носовой частью самолета фиксированным неопускающимся водорадиатором системы охлаждения. Производственные версии D-3801 началось в 1941 и закончилось в 1947-48 годах, когда последние 17 машин были собраны из запчастей. Истребителям D-3801 были присвоены регистрационные номера с J-91 по J-297. В 1944 году была проведена модернизация оставшихся D-3800 с доведением их до стандарта D-3801. Хотя самолеты типа M.S.406C-1, или точнее M.S.412, состоял на вооружении ряда подразделений Fliegertruppe (Fliegerkompanien) и хорошо себя показали, а последние самолеты типа D-3801 находились на боевом посту до 1954 года (а после этого еще 5 лет выполняли функции учебно-тренировочных самолетов), концепция самолета и его характеристики была признаны неадекватными ещё в 1940-41 годах.
В это время имели место не только многочисленные случаи нарушения швейцарского воздушного пространства самолетами Luftwaffe, а в ряде случаев немецкие летчики в Швейцарии защищали места вынужденной посадки от последующего интернирования с помощью личного оружия. Агрессия гитлеровского режима набирала обороты, и сам его лидер в своих выступлениях явно намекал, что в будущем с нейтралитетом Швейцарии считаться не будет. Ещё в 1939 году было зафиксировано 143 нарушения швейцарского воздушного пространства и число это росло. С мая 1940 года самолеты Luftwaffe в целях сократить путь до собственных авиабаз возвращались из Франции через небо Швейцарии. 10 мая швейцарский Bf 109E-3 сбил первый немецкий He 111. Шесть дней спустя другой бомбардировщик был принужден к посадке в Дюбендорфе (Dübendorf) и еще один самолет был сбит швейцарским истребителем. Произошедшая 2 июня потеря очередного He 111 так разозлила Германа Геринга, что он решил показать Швейцарии силу Luftwaffe. 4 июня над Швейцарией появилась большая группа He 111, которую сопровождал сильный эскорт из Bf 110. Геринг собирался спровоцировать конфронтацию с Fliegertruppe, после чего поставить под вопрос швейцарский нейтралитет. В этот день швейцарцы сбили один истребитель сопровождения Bf 110, но и сами потеряли один Bf 109D-1. 8 июня провокации Luftwaffe продолжились: в этот день над Швейцарией снова появилась группа Bf 110, сбившая самолет наблюдения Fliegertruppe –биплан C-35. Однако швейцарским истребителям удалось сбить два Bf 110. После заключения перемирия между Германией и Францией провокации Люфтваффе прекратились, но нарушения воздушного пространства продолжались. Руководство Fliegertruppe решило продолжить модернизацию ВВС, но уже без немецкой помощи, поскольку Третий рейх запретил как экспорт своей военной техники в Швейцарию, так и простую перевозку заказанных ей вооружений через свою территорию. Указанные выше Bf 109F-4 попали в Швейцарию из-за навигационной ошибки, а истребители Bf 109G-6 были взяткой за уничтожение секретного радиолокатора ночного истребителя Bf 110G, по ошибке приземлившегося в Швейцарии.
В апреле 1940 года группа офицеров Департамента военной техники Fliegertruppe собралась, чтобы предложить наиболее подходящее решение задачи модернизации вооружения истребителей швейцарских ВВС. Им виделся только один вариант – использование проектов компании Morane-Saulnier, которые были приобретены вместе с лицензией на M.S.406C-1. Преимуществом данного решения было то, что многие узлы, применимые в более современных типах самолетов, уже изготавливались швейцарскими компаниями. Так, например, компания Saurer освоила производство нескольких вариантов авиамоторов Hispano-Suiza и работала над собственной версией двенадцатицилиндрового двигателя с более высокими характеристиками. Однако поиск лучшего проекта длился довольно долго. Лишь в августе 1942 года ВВС Швейцарии выпустили спецификацию для нового истребителя, предназначенного в первую очередь для преследования самолетов противника днем даже в плохих погодных условиях и способного действовать в горной местности с коротких аэродромов. После редактирования в спецификации были добавлены следующие требования: способность действовать ночью и атаковать наземные цели.
Постройка нового самолета, которому было выделено типовое обозначение D-3802, была поручена расположенной в Альтенрайне компании Dornier-Werke A.G., более известной как Doflug. Обозначение D-3802 указывало, что проект станет развитием истребителя французской компании Morane-Saulnier. В апреле 1939 года совершил первый полет оснащенный двигателем HS-12Y-51 прототип M.S.450, который в конкурсе на новый истребитель для Armée de l’Air проиграл D.520. Тем не менее, компания Morane-Saulnier продолжила совершенствовать проект, придя к варианту M.S.540. Чертежи всех версий истребителя, в том числе M.S.450, были переданы Швейцарии.
Конструкторы расположенной на берегу Боденского озера компании Doflug под управлением доктора Х. И. Штудера (dr. H. I. Studer) при разработке D-3802 имели на руках самую полную документацию на M.S.450, который уже был испытан в полете. D-3802 должен был оснащаться двенадцатицилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения YS-2 с максимальной взлетной мощностью 1262 л.с. (928 кВт) и развиваемой на краткосрочном форсаже мощностью 1419 л.с. (1043 кВт). Данный двигатель был разработан расположенной в Арбоне компанией Adolph Saurer Flugmotorenbau, принять участие в лицензионном производстве этого мотора должна была Hispano-Suiza при участии расположенной в Винтертуре (Winterthur) компании SLM. Двигатель YS-2, в основе которого лежал проверенный HS-12Y-51, должен был приводить в движение новый четырехлопастный металлический воздушный винт Escher-Wyss EW-V8, оснащенный системой автоматической регулировки шага и реверсом.
Другой необходимой корректировкой проекта стали технологические изменения: в качестве обшивки крыла, фиксированных частей хвостового оперения и некоторых панелей фюзеляжа во Франции использовалась «бронированная» фанера Plymax[2], тогда как KTA настаивал на обычных дюралюминиевых пластинах. Следует заметить, что запасы алюминия Швейцария сделала еще до войны, однако в годы войны отечественного производства было недостаточно, а импорт этого металла значительно усложнился.
В конструкции фюзеляжа D-3802 также произошли значительные изменения, в результате которых он отошел от M.S.406C-1 и стал более похож на M.S.540. Если в M.S.406C-1 силовой набор состоял из дюралевых труб, то фюзеляж D-3802 представлял собой дюралевый монокок. В отличие от M.S.450 на D-3802 водо- и маслорадиатор были разделены. Водяные радиаторы были размещены под консолями крыла, а маслорадиатор остался на старом месте – в носовой части фюзеляжа под двигателем.
Шасси с незначительными изменениями было позаимствовано от D-3801, оно отличалось створками, которые полностью закрывали ниши основных стоек. Хвостовое колесо стало полуубираемым. Таким образом, под руководством доктора Х. И. Штудера прототип D-3802 почти полностью воплотил замыслы компании Morane-Saulnier в проекте M.S.540, который, к сожалению, так и остался на чертежных досках.
Вооружение самолета должно было состоять из 20-мм пушки Hispano, установленной в развале цилиндров двигателя и стрелявшей сквозь полую втулку воздушного винта, и четырех 7,65-мм пулеметов, размещенных в консолях крыла. Такое размещение пушечного вооружения позволяло установить редуктор, уменьшавший частоту вращения винта и изменявший направление его вращения относительно коленвала двигателя. Под каждой консолью крыла должны были устанавливаться по два бомбодержателя, рассчитанные на подвеску 50-кг бомб.
В апреле 1943 года компанией Doflug был построен полномасштабный деревянный макет самолета. Летом начались испытания моделей самолетов в аэродинамической трубе, а в конце лета началась постройка первых деталей прототипа. Некоторые задержки были связаны с позицией KTA, который еще в июле 1943 года не до конца определился с размещением оборудования в самолете и конфигурации кабины пилота. Постройка первого летного прототипа D-3802, которому был уже выделен регистрационный номер J-401, продолжалась довольно долго. Одной из причин низких темпов строительства прототипа было ухудшавшееся военное положение Германии. Кроме того, очевидным был тот факт, что Гитлер уже не нарушит нейтралитета Швейцарии. Как следствие необходимость перевооружения ВВС Швейцарии уже была не столь острой, как в 1940-42 годах. В сентябре 1944 года были завершены первый прототип J-401и планер для статических испытаний J-402. 29 сентября с аэродрома Альтерхайна J-401 впервые поднялся в небо.
Вскоре после полета швейцарские ВВС заказали сто машин данного типа, и программа создания истребителя D-3802 вновь получила приоритет: работы должны были ускориться до максимально возможного темпа. На этот раз причиной были не страх перед Германией, а, как это не парадоксально, союзники. Не то, чтобы они собирались вторгнуться в Швейцарию, но угрозу могли представлять более частые бомбардировки со стороны Королевских ВВС и ВВС Армии США, которые направлялись к объектам на территории Германии и которые интенсивно атаковали цели, расположенные рядом с границами Конфедерации (например, на другом берегу Боденского озера). Оснащение ВВС Швейцарии новыми истребителями D-3802 должно было предотвратить непреднамеренные бомбардировки территории страны.
В течение зимы испытания J-401 продолжались; в январе 1954 года были проведен расширенные испытания по определению летных характеристик при выполнении фигур высшего пилотажа, в критических режимах полета и при ведении стрельбы. Следует отметить, что швейцарцы обстоятельно использовали свою горную местность для проверки свойств D-3802 в режимах сваливания: модель самолета буксировалась на тросе по канатной дороге, шедшей с горы Риги (Rigi). Однако вскоре приоритетный статус производства был отменен: до конца войны оставалось несколько месяцев, и было очевидно, что компания Doflug не сможет в короткие сроки поставить достаточное количество самолетов D-3802.
Таким образом, у конструкторов оставалось время для дальнейшего усовершенствования самолета. 21 сентября 1945 года свой первый полет совершил опытный истребитель D-3802A, получивший номер регистрации J-403. Самолет был рекомендован в серийное производство, о котором, однако, говорить было рано: первоначальный заказ на сто истребителей был сокращен швейцарскими ВВС до 12 машин, в число которых входил и прототип J-403. Изготовленные самолеты получили регистрационные номера stroje J-403, J-404 и с J-406 по J-414. Отсутствовавший номер J-405 предназначался машине, которая должна была быть изготовлена в варианте D-3803. Этот вариант отличался пониженной задней частью фюзеляжа и каплеобразным фонарем кабины, позволявшей пилоту иметь беспрепятственный обзор назад. Вооружение D-3803 также изменилось: оно должно было стать исключительно пушечным: в дополнение к фюзеляжной мотор-пушке в консолях крыла вместо пулеметов были установлены две 20-мм пушки Hispano. В 1945 году второй D-3802A (J-404) был модифицирован до окончательной серийной формы, близкой к D-3803. Самолет получил чистое пушечное вооружение. Также он отличался более выпуклым фонарем кабины, простиравшимся от контура фюзеляжа и резко уменьшавшегося сразу за задней кромкой крыла. Первый полет D-3803 состоялся 18 мая 1946 года.
Однако к этому времени командование Flugwaffe вело переговоры с победившими союзниками о поставках современных истребителей. В США были закуплены винтовые истребители North American P-51D Mustang (одна машина данного типа P-51B [J-900] был испытан Fliegertruppe еще в августе 1944 года после его аварийной посадки в Швейцарии), а в Великобритании уже в 1946 году были закуплены четыре реактивных истребителя de Havilland Vampire F Mk. 1 (регистрационные номера с J-1001 по J-1004), за которыми должны были последовать другие машина данного типа. В этой ситуации уже не имеет смысла тратить деньги на D-3802A или D-3803. Все производство завершилось сокращенной серией D-3802A и единичным D-3803. Однако, несмотря на небольшое количество построенных машин обоих типов они стали серьезным подспорьем для швейцарской авиационной промышленности и де-факто значительно облегчили изоляцию страны в военное время.
два снимка первого прототипа D-3802. У самолета, получившего регистрационный номер J-401, нос был окрашен в белый цвет. Машина имела закругленные законцовки крыла и по два пулемета в каждой консоли
схемы и снимок D-3801 он же M.S.412. Самолет имел размах крыла 10,62 м, длину 8,17 м, высоту 3,40 м и площадь крыла 18,00 м². С двигателем HS-12Y-51 взлетный вес был 2725 кг. Самолет был вооружен фюзеляжной 20-мм пушкой и двумя крыльевыми 7,65-мм пулеметами. Он мог нести бомбы или ракеты весом до 100 кг. У земли самолет развивал максимальную скорость 535 км/ч, достигал высоты 10600 метров и имел дальность 600 км
в виде сзади прототип J-401 больше всего напоминает французский самолет M.S.450
первый серийно изготовленный D-3802A (J-403) с чистопушечным вооружением первоначально имел низкий фонарь кабины с откидывающейся вбок средней частью
D-3802A в окончательном виде представлен самолетом J-404. В его выпуклом фонаре кабины задняя часть откидывалась целиком
схемы и снимок единственного прямого предка построенного D-3802 – французского прототипа Morane-Saulnier M.S.450. Самолет имел размах крыла 10,62 м, длину 8,83 м, высоту 2,75 м и площадь крыла 17,10 м². Взлетный вес составлял 2640 кг. С двигателем HS-12Y-51 машина развивала максимальную скорость 560 км/ч, достигал высоты 10000 метров и имел дальность 750 км
снимок J-404 при виде снизу
профиль прототипа D-3802 (J-401)
J-404 перед завершением с неокрашенными носовой частью и крылом
варианты окраски истребителей D-3802, D-3802A и D-3803
сверху вниз:
● первый прототип D-3802 летал с нанесенным на борт фюзеляжа обозначением в виде номера регистрации J-401. Самолет был полностью окрашен в серо-голубой цвет, на верхних и боковых поверхностях на него были нанесены пятна темно-зеленого цвета. Однако эффективность защитного покрытия полностью сводилась на нет большими размерами опознавательных знаков и нанесенными на крыло и фюзеляж элементами быстрой идентификации в виде белых и красных полос. На J-401 дополнительно были окрашены носовая часть в белый цвет, а кок винта – в желтый;
● первый экземпляр D-3802A (J-403) нес сходный камуфляж, который в данном случае был более эффективным, поскольку самолет нес стандартные опознавательные знаки без ярких и крупных элементов быстрой идентификации (на верхние и нижние поверхности крыла белые кресты были нанесены на небольшие красные круги)
● самолет D-3802A (номер регистрации J-407) являлся окончательным вариантом в оснащении и камуфляже (зеленые пятна на верхних и боковых поверхностей являются менее частыми, но имеют большую площадь и являются более контрастными; они также нанесены на серую основу). На верхних и нижних поверхностях крыла J-407 еще в 1950 году были нанесены первоначальные опознавательные знаки с элементами быстрой идентификации (см. расположенные чуть ниже рисунки самолета видов сверху и снизу)
● прототип версии D-3803 (J-405) со сниженной высотой задней части фюзеляжа и новым каплевидным фонарем. Самолет имел тот же тип камуфляжа, что и серийные D-3802A и летал с нанесенными на крыло элементами быстрой идентификации
- Гельвеция по названию племени гельветов, населявший Швейцарию в древности
- клееная фанера с тонким алюминиевом слоем на внешней стороне
источник: MIROSLAV BALOUS «DOFLUG D-3802, D-3803» L+K 23/95