Штурмовик Особого периода КБ Микояна Изделие 101
Этот проект Микояна создавался как штурмовик особого периода.
Для этого периода характерны нехватка сырья и комплектующих, снижение квалификации производственного, летного и технического персонала, нарушение связей в кооперации производства, недостаток топлива и т.п. Нетрудно отметить, что все эти характеристики отражают и современное состояние российской авиации и промышленности.
Штурмовик по своим основным боевым показателям должен был в основном не уступать Су-25. После рассмотрения порядка двенадцати-четырнадцати вариантов была выбрана схема, которая позволила добиться соответствия ТТЗ. Ведущим конструктором был Юрий Ивашечкин — Главный конструктор Су-25, перешедший к тому времени в ОКБ им. Микояна.
Самолет был спроектирован с использованием турбовинтовых двигателей (силовая установка была полностью взята из проекта Ил-114). Уступая Су-25 по максимальной скорости, новый штурмовик имел (при той же боевой нагрузке) большую перегоночную дальность без ПТБ, возможность базирования на грунт малой плотности, мог применяться с ограниченных площадок и имел крайне низкую посадочную скорость. Дополнительными возможностями были автономная работа с "аэродромов подскока" (технический состав и необходимое оборудование перевозились самим штурмовиком), а также способность выполнения транспортных и специальных задач. Расход топлива на выполнение типовой боевой задачи по сравнению с Су-25 был меньше в пять раз.
Более высокая, по сравнению с Су-25, живучесть самолета обеспечивалась бронированием кабины "в шар", соответствующей компоновкой, а также малой уязвимостью от ракет с ИК-головками самонаведения (за счет ряда компоновочных и конструктивных решений). По расчетам специалистов НИИАС, захват ГСН ракеты типа "Стингер" происходил только в очень узком конусе, направленном "назад-вверх-в сторону". Высокая маневренность на скоростях боевого применения обеспечивала эффективную работу "по земле" и, по словам специалистов КБ им. Камова, которые ознакомились с проектом, делала этот самолет "самым страшным противником вертолетов, который они могли себе представить". Эти же характеристики обеспечивали применение самолета в качестве "истребителя ДПЛА", что весьма актуально в свете значительного расширения использования беспилотных машин в последнее время.
Необходимо особо отметить, что все расчетные данные были абсолютно реалистичными — в "плакатных войнах", которые так любили некоторые конструкторы того периода, проект штурмовика не участвовал.
Требования Заказчика к экономическим характеристикам самолетов были сформулированы устно и касались одного штурмовика: "Чтобы был не дороже танка". Эту задачу практически удалось решить: если стоимость танка на тот момент считалась равной 1 млн. руб., то расчетная стоимость штурмовика составила 1,2 млн. руб. Для сравнения — стоимость находящегося в то время в серийном производстве Су-25 составляла 3,5 млн. руб.
—"Семейство двухдвигательных самолетов с ТВД, включающее проекты 25 модификаций, начали разрабатывать в 1986 г. по двум направлениям. По первому — создавался «легковоспроизводимый» штурмовик («101»), по второму — самолет высотного базирования СВБ («801»).
Командование ВВС в конце 80-х гг. решило провести конкурс с участием ОКБ им.А.И.Микояна, ОКБ им.П.О.Сухого и ОКБ им.С.В.Ильюшина на разработку проекта легковоспроизводимого штурмовика, отвечающего следующим требованиям: скоростные характеристики, как и масса боевой нагрузки, могут быть снижены по сравнению с соответствующими показателями существующих штурмовиков, но стоимость производства и эксплуатации должна быть меньше, чем у них, а схема и конструкция должны обеспечивать простоту ремонта в полевых условиях и возможность массового производства штурмовиков в особый период на специализированных и неспециализированных предприятиях.
Защита аванпроектов проводилась с 3 по 10 апреля 1990 г., по ее итогам к дальнейшей проработке были рекомендованы проекты ОКБ им.А.И.Микояна и ОКБ им.С.В.Ильюшина. Комиссия отметила как достоинство проектов возможность создания ряда модификаций. Однако решение о продолжении дальнейших работ так и не было принято.
ОКБ им. А.И.Микояна представило на конкурс проект штурмовика, получившего на предприятии внутренний шифр «101». По аэродинамической схеме это был двухбалочный низко план. В носовой части фюзеляжа располагались передняя опора шасси, бронированная кабина летчика, защищенный топливный бак и основной технологический отсек, в котором могли размещаться специалисты технического состава и (или) средства технического обслуживания. Крыло — прямое, с постоянной хордой. В крыле устанавливалась одноствольная пушка калибра 30 мм с селективным боекомплектом (он находился в зоне, защищенной лонжеронами). Предусматривалась возможность размещения дополнительного топлива для перегона или использования самолета в качестве заправщика для других самолетов или бронетехники. В балках, укрепленных над крылом, располагались два двигателя ТВ-7-117с с винтами СВ-34, основные опоры шасси, вспомогательные технические отсеки, блоки оборудования и системы самолета. Балки завершались килями, концы которых соединялись стабилизатором. Жизненно важные агрегаты в балках были защищены броней.
В проекте предусматривались:
— высокая выживаемость за счет низкой инфракрасной заметности и специфической формы индикатрисы, наличие эффективного комплекса противодействия, а также возможности опережающего применения оружия;
— высокая эффективность применения оружия;
— возможность совершения автономных действий и использования унифицированных боеприпасов и (частично) топлива;
— возможность взлета с коротких грунтовых взлетно-посадочных полос с низкой плотностью грунта и посадку на них, низкие требования к средствам аэродромного обеспечения;
— высокая ремонтопригодность, даже после посадки на грунт с невыпущенным шасси, а также простота технического обслуживания;
— возможность массового производства в особый период, даже и на неспециализированных предприятиях, в том числе за счет применения унифицированных двигателей, используемых для массовых самолетов и вертолетов.
Были разработаны следующие модификации:
«101М» — вариант с фюзеляжем увеличенного объема для транспортировки мобильного госпиталя, медперсонала, эвакуации раненых, снабжения госпиталя топливом, доставки питания, воды, медикаментов и т.д.
«101Н» — транспортный самолет (для перевозки 19 пассажиров или 1700 кг груза) с двигателями ТВД-1500 по 1300 л.с., фюзеляжем большего объема, крылом увеличенной площади и большего удлинения.
На базе транспортного самолета «101Н», в свою очередь, были разработаны модификации:
«101НП» — патрульный вариант с РЛС, телевизионной, ультрафиолетовой и инфракрасной аппаратурой кругового обзора, управляемым прожектором, а также аппаратурой документирования полученной информации.
«101У» — учебный вариант для училищ гражданской, военно-транспортной и бомбардировочной авиации (предполагалось обучение не только летчиков, но и штурманов).
«101КП» — летающий командный пункт для использования при региональных конфликтах и во внутренних войсках; особенностью самолета должны были стать высокая боевая живучесть, которую предполагалось обеспечить дополнительным бронированием салона, хороший обзор из салона и наличие дополнительных каналов связи."