В середине 1938 года состоялось заседание правительства СССР и всех авиаконструкторов и оружейников. В повестке значились доклад разведки об основных боевых самолетах Германии, их примерные ЛТХ и особенности применения. Заслушали доклад о состоянии и боевой эксплуатации в Испании ВВС РККА и авиационного вооружения. На основании чего были сделаны соответствующие выводы и правительство выдало приказ-заказ всем авиаконструкторам и оружейникам устранить отставание ВВС РККА от самолетов вероятного противника. Истребители и бомбардировщики мы с Вами рассматривать не будем, остановимся на штурмовиках.
Тактика применения. На основе боевого применения штурмовиков и истребителей старых типов при атаках наземных целей стрелково-пушечным и ракетно-бомбовым вооружением были приняты следующие решения:
Современный штурмовик должен иметь хорошее бронирование основных модулей и пилота и иметь высокую живучесть конструкции
Современный бронированный штурмовик не может выполнять бомбометание в пикировании, так как этот вид бомбометания наиболее точный, значит бомбовое вооружение не является основным
Приоритетными целями для штурмовика являются (в порядке важности): самолеты на аэродроме, железнодорожные эшелоны и колонны снабжения, артиллерийские и зенитные батареи, бронетехника противника
Постановление и ТТЗ на создание бронированного штурмовика:
Создать бронированный штурмовик со следующими характеристиками (в порядке важности):
Бронирование: должно защищать пилота и основные узлы самолета от пуль винтовочного калибра в нижней и задней проекции
Живучесть: конструкция самолета должна выдерживать многократные попадания пуль винтовочного калибра, иметь иные меры повышения живучести
Вооружение: должно гарантированно уничтожать все виды небронированной техники противника за 2 секунды прицельной стрельбы, должно быть не менее двух пушек минимум 20-мм калибра
Скорость: у земли должна быть не ниже 350км/ч
Дальность полета: не менее 500 км
Рождение «Змея Горыныча»
Создание такого самолета весьма сложная задача (странно что у меня получилось, кстати) и наш герой отправился в офицерскую баню чтоб подумать. Ой, простите, я же вас не познакомил, Москалев Александр Сергеевич, создатель прекрасного транспортного самолета САМ-5 и разведчика САМ-10. Считая что этого мало для обороны Родины он задумал создать штурмовик, который как ему казалось может своим огнем уничтожать врагов вторгшихся на нашу землю. Зайдя в парилку он начал обдумывать эскиз будущего штурмовика, так-так… бронированный значит, а если мы пилота в кольчугу оденем, как рыцаря древнего ведь это всего килограмм 20-30!? Неее коллеги не оценят, да и весь самолет из стали не сделаешь… Придется бронировать только кабину пилота. О! а почему пилота, лучше пилотов, ведь нам нужна живучесть! В случае гибели одного второй сможет увести самолет на базу, это хорошая идея… Но эти мысли прервали два каких то мужчины зашедших в парилку, поздоровавшись они предложили ему фляжку с улыбкой и подмигиванием, но Александр отказался, он пришел сюда думать. Так что там у нас по списку, ага вооружение, ну по самолетам стрелять и двух ШВАКов достаточно, что то большее и весит больше, а вот против колонн автомобилей и жд вагонов с паровозами этого явно не хватает, бомбы нельзя… Да что они разорались тут? На самом деле вошедшие с фляжкой не орали, а смеялись над презабавным случаем, который лишь по счастливой случайности не привел к жертвам. Один из них оказался полковником артиллеристом в чьей части новобранец залез в грузовик ЗИС-6, с какой то фигней в кузове накрытой чехлом, и по разгильдяйству крутанул рукоятку какой то машинки и после этого над ним пролетел цитирую: «здоровенный Змей Горыныч с огнем» так он рассказывал потом этому полковнику находясь под арестом. Вот оно!!! Ракеты! Ракетами можно взорвать и самолет и машину и паровоз! Соскочив с полога наш герой крепко пожал артиллеристу руку и побежал гостиницу за вещами и оттуда сразу на аэродром и в полет в Воронеж на свой завод в свое КБ
САМ-23, схема бронирования и РИ Як-2 (картинки из WarThunder)
Конструкция штурмовика представляет собой двухбалочный трехмоторный самолет с двухкилевым хвостом, кабина пилота и штурмана максимально заужена (75 см в ширину), шасси убирающееся, состоит из двух главных стоек в моторных гондолах и двух задних стоек в концах фюзеляжей, особенность их что задние стойки слегка короче передних
Бронирование: Кабина пилотов бронировалась 10 мм броней (красный цвет) и имела 5 мм бронеставни, выдвигаемые пилотами для защиты при обстреле самолета. Три основных топливных бака объемом по 250 литров располагались в бронекоробке с размерами 1х1х0.75 метров, собранной из 10 мм дна и 5 мм брони в остальных проекциях. Каждый мотор в нижней части защищался 5 мм экраном согнутым по размеру мотора и 5 мм круглым щитом расположенным сзади мотора. Общий вес брони составил 842 кг
Живучесть: Обеспечивалась тремя моторами воздушного охлаждения и дублирующими органами управления у штурмана. К сожалению оборонительное вооружение было невозможно установить, но на концах фюзеляжей предусматривалась установка, направленных назад, по три ракеты АРС-82БМ с задержкой взрывателя на расстоянии 150, 250 и 350 метров
Вооружение: Состояло из двух 20-мм пушек ШВАК весом 80 кг, расположенными под местом штурмана, с боекомплектом в 600 снарядов в четырех лентах (~100кг), пилот по своему выбору мог стрелять либо одним либо обоими пушками и при отстреле первых двух лент штурман мог через специальный лючок зарядить дополнительные ленты или устранить задержки, крышка лючка не позволяла газам попадать внутрь кабины пилотов. Но основным вооружением самолета являются АРС-82БМ авиационные реактивные снаряды калибром 82-мм с бОльшей мощностью, отличие их от РС-82 отсутствие стабилизаторов и уменьшение реактивного топлива в пользу увеличения количества ВВ. Стабилизация в полете осуществлялась сообщением снаряду вращательного движения из специальных сопел (технология начала 1930-х) и ускорения полета применением пусковой трубки и уплотнительного колечка (технология начала 1930-х) для дальности в 700-1000 метров при использовании на этом штурмовике кучность и заряд реактивного двигателя ракеты был достаточен, а отсутствие стабилизаторов позволяло плотнее устанавливать эти ракеты. Пусковая установка размерами д/ш/в 0.75х0.75х0.5 метров имела 35 ячеек с ракетами и находилась в носовом обтекателе (масса 245 кг)
Скорость: Силовыми установками являлись двухрядные девятицилиндровые моторы М-4949, которые были созданы на основе двигателя М-49, который в свою очередь был модификацией знаменитого мотора М-11. Общая мощность была 1860 л.с. что давало скорость у земли ~375км/ч
Дальность: Запас топлива в 750 литров позволял производить боевые вылеты на дальность больше 500 км (точно не могу сказать)
Примечание автора: АИФ САМ-23 основан на РИ Як-2 с его габаритными размерами, крылом и хвостом, каких то специальных авиационных расчетов я не делал, но при максимальной бомбовой нагрузке Як-2 в 900кг, я превысил эту цифру броней и вооружением на 367 кг, при сопоставимой мощности силовых установок. Насколько это критично я не знаю, я просто снизил максимальную скорость у земли. Но полагаю товарищ Москалев с этой задачей бы справился увеличив подъемную силу или что там надо делать.
12.04.1939 года года состоялись испытания между штурмовиками Ил-2 и САМ-23. По условию конкурса всю программу летных испытаний и стрельб выполнял летчик испытатель самолета соперника, после получасовой стажировки и с другим испытателем в качестве пассажира, так как оба самолета были двухместными. На эти соревнования прибыло высокое начальство во главе с Иосифом Виссарионовичем. Первым летал Ил-2. Вторым на взлет выкатился САМ-23. Его необычная форма и три мотора привлекли всеобщее внимание, Сталин попросил позвать конструктора самолета и спросил почему три мотора, Москалев ответил что это модифицированный М-11 дешевый и освоенный промышленностью, Сталин на это лишь посмеялся сказав: «Родина видаля Вам товарищ дэнги и самоэ главноэ врэмя, а Ви нам У-2 суетэ, Нихарашо!» Самолет начал набирать скорость и как то нехотя взлетел, увидев это Сталин начал разговор с Илюшиным по поводу его аппарата и закурил трубку. Рядом сидел руководитель полетов и по радио сообщал цели для атаки, САМ-23 послушно расстреливал из пушек грузовички самолеты и вагоны. Москалев думал что же он ракетами не стреляет, неужто отказ? Доходит очередь до расстрела танков, о чем руководитель передает самолету. И тут начинается огненное шоу, выпуская по три ракеты САМ-23 за каждый заход уничтожал по танку, уничтожив все 4 танка, даже те по которым до этого стрелял Ил, все присутствовавшие услышали веселый голос Коккинаки, управлявшего штурмовиком: «Дайте цель, еще осталось 23 ракеты и две ленты снарядов!» Сталин сказал руководителю: «Пусть по дэрэвям стрэляит!» и встав с кресла начал наблюдать как штурмовик занялся лесоповалом, у него даже трубка погасла пока САМ-23 расстреливал свой боекомплект. Приземлившись и зарулив на стоянку пилоты доложили о завершении полета и стрельб, Сталин спросил у Коккинаки как ему этот самолет и тот ответил: «Сказка!». Подойдя к САМ-23 Сталин спросил: «А почэму у нэго нос дэряви?» Москалев объяснил что там находится пусковая установка ракет. «А какава броня у ниго?» и узнав что 10 и 5 мм, а у Ила 6 и 4 мм. Последний вопрос был: «А пачэму Ви на этат самалэт поставили матори У-2?». Москалев сказал что это массовые неприхотливые и освоенные промышленностью моторы. Сталин сказал: «Идэмтэ пасмотрим что там натворылы эти штурмовикы, а Ви товарищ Москалэв установитэ на эту машыну моторы помащнээ, нэ надо на Родинэ экономит.» Среди обломков мишеней и поваленных деревьев были обнаружены два трупа, Берия не растерялся и увел Сталина и приказал никому ничего не трогать, вызванные следователи обнаружили винтовку «ЛиЭнфилд» с оптическим прицелом, бинокль и зарисовки штурмовиков. Привет Женя, Женечка и «Катюша». По этому решено было повторить испытания через три месяца исправив все обнаруженные замечания
Москалев со своим штурмовиком отбыл в Воронеж где им было принято решение установить на САМ-23 три мотора АШ-62 по 1000л.с. без внесения серьезных конструктивных изменений, так как повторные испытания были на носу. Модернизированный таким образом самолет стал именоваться БУЛЛ-23 (бронированный улучшенный летающий линкор)
12.07.1939 года состоялись повторные полеты штурмовиков и преимущества БУЛЛ-23 были очевидны. Его приняли на вооружения и должен изготовляться на заводах №№ 18, 35, 380, 381. Товарищу Москалеву было дано задание на подготовку документов с внесением изменений согласно установки новых моторов, с чем он за два месяца справился. И 20.09.1939 года первые штурмовики БУЛЛ-23 вылетели из ангаров заводов
P.S. За идею создания этого штурмовика спасибо товарищам КосмонавтДмитрию и БУЛЛу, самолет может и не взлетит, но идея благородная. И как он будет летать с моторами М-82 представляйте сами )
Спасибо за внимание