Парад шифровальных машин Второй мировой войны
Блетчли-Парк (Bletchley Park), также известный как Station X – это не совсем обыкновенный комплекс сооружений в городе Блетчли, графство Бакингемшир, Великобритания. Это ещё и бывший центр концентрации аналитических усилий и выдающихся свершений в области криптографии, функционировавший во время обеих мировых войн. Принято считать, что работа таких знаменитых личностей, как Алан Тьюринг (Alan Turing) и Альфред Нокс (Alfred «Dilly» Knox), поспособствовала сокращению Второй мировой войны на 2 года. Блетчли-Парк был превращён в аванпост математиков и армии преимущественно молодых девушек, тративших бессчётные часы на разработку оборудования и теории взлома всё более изощренных шифров, которыми кодировались посылаемые союзникам Германии сообщения. Недавно в этом историческом месте проводились мероприятия по поводу 70-й годовщины начала Второй мировой войны, в рамках которых демонстрировалось уникальное собрание шифровальных устройств со всего мира. Некоторые машины были публично показаны впервые после окончания военных действий.
Рисунок 1. Шифровальная машина Gretag AG TC-53
Шифровальная машина Gretag AG TC-53 была разработана Эдгаром Гретенером (Edgar Gretener) и создана в Швейцарии. Она имеет 12 роторов, первые 4 из которых являются «шифрующими», остальные восемь контролируют вращение четырёх. Это одно из последних устройств с роторами, выпущенных перед приходом электроники.
Рисунок 2. Fialka
Fialka – это одна из первых послевоенных машин, разработанных СССР и имеет прямое сходство с оригинальной конструкцией легендарных аппаратов Enigma. Тем не менее, она намного более сложна и включает 10 роторов, считыватель перфоленты и способна печатать как чистый текст, так и зашифрованный. Fialka использует перфокарты для получения тех же результатов, что достигались с применением коммутационной панели в поздних моделях Enigma.
Рисунок 3. Enigma (The Standard Military Enigma)
Стандартная военная Enigma (The Standard Military Enigma) использовалась немецкими наземными вооружёнными силами и военно-воздушными силами. Аппарат создан в 1935 году и почти наверняка задействовался во время вторжения в Норвегию. Эта модель оснащена рефлектором (UKW-D), появившимся в устройствах для сил Люфтваффе. Рефлектор мог меняться ежедневно, что делало взлом зашифрованных Enigma сообщений гораздо более сложной задачей.
Рисунок 4. Enigma К932
Enigma К932 имела три связанных ротора и рефлектор, который не двигался в процессе работы машины. Также отсутствует коммутационная панель, намного усложняющая шифрование. Эта модель использовалась в железнодорожной сети Германии. Система была взломана в Блетчли-Парк и получила кодовое имя Rocket.
Рисунок 5. BC-38
BC-38 могла зашифровывать и расшифровывать сообщения предыдущей модели — C38. В этой машине появился электрический мотор, но использовать её можно было лишь в условиях чистоты, поэтому «настоящей» войны BC38 не испытала.
Рисунок 6. C35
C35 и C36 (на изображении) разработаны шведским предпринимателем и криптографом Борисом Хагелиным (Boris Hagelin) в 1930-х годах. Здесь впервые использованы штыревые контакты, позже применённые многими разработчиками. Устройства хотя и обладали достаточной портативностью, однако имели слабую криптографическую систему и были признаны негодными американскими военными.
Рисунок 7. Современная точная рабочая копия шифровальной машинки Enigma.
Это полностью рабочая точная копия Enigma, построенная из подручных материалов энтузиастом Кеном Хатчинсом (Ken Hutchins). Все главные компоненты сделаны из акрила, что позволяет наблюдать за работой механизмов.
Автор Денис Борн.